• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Сдача в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (Ларцева Л.)

Сдача в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (Ларцева Л.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

Сдача в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (Ларцева Л.)

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одна из форм платы за использование земли - арендная плата. В данной статье рассмотрим особенности сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и порядок установления платы за аренду. Выясним, каковы правила отражения в бюджетном учете доходов от сдачи земельных участков, составляющих казну и закрепленных за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Кроме того, рассмотрим особенности налогообложения доходов от сдачи в аренду земли государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями.

 

Правовые основы сдачи в аренду земельных участков

 

Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).

Что касается земельных участков, закрепленных за государственными (муниципальными) учреждениями, их учреждения вправе сдавать в аренду только с согласия собственника, то есть государственных органов (органов местного самоуправления), иных органов, уполномоченных осуществлять права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, исходя из которых казенные и другие учреждения госсектора (автономные, бюджетные) не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. Поскольку земельные участки в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, указанные выше положения п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ распространяются на них в полной мере.

Также о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в пределах их компетенции соответствующих земельных участков, говорится в ст. 29 ЗК РФ.

 

Арендная плата

 

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

Общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

На сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены:

- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила N 582).

Так, согласно указанному Постановлению арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

- принципа экономической обоснованности, в силу которого арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, который соблюдается посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Согласно п. 2 Правил N 582 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РФ и расположенные на территории РФ, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

- на основании кадастровой стоимости земельных участков;

- по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития;

- на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в нем случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (п. 8 Правил N 582).

Если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество исходя из договора аренды земельного участка (п. 11 Правил N 582).

Согласно п. 12 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

Регистрация договора аренды земельных участков

 

В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков) подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Исключение составляют договоры аренды земельного участка (субаренды земельного участка), заключенные на срок менее одного года. Такие договоры не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Однако стоит отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2013 г. Федерального закона N 302-ФЗ <1> с указанной даты отменяются положения, касающиеся государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом. В частности, с 1 марта 2013 г. не применяются вышеприведенные правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 609 ГК РФ (п. 8 ст. 2 Федерального закона N 302-ФЗ). Что же, получается, впредь регистрировать договоры аренды земельного участка не нужно?

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ".

 

Данное утверждение не совсем верно. Разъяснения о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом с 1 марта 2013 г. приводятся в Письме Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 22.01.2013 N 3.3-6/94. В нем говорится о том, что с 1 марта 2013 г. устраняется смешение различных видов регистрации и создаются необходимые правовые условия для перехода только на систему регистрации прав. Таким образом, требования об обязательной регистрации сделок впредь не подлежат применению.

Однако специалисты отмечают, что в данном случае следует учитывать также п. 1 вводимой в действие с 1 марта 2013 г. ст. 8.1 ГК РФ, согласно которому ограничения прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Что касается договора аренды, по нему собственник не может самостоятельно использовать переданное в аренду имущество, следовательно, указанный договор является обременением недвижимого имущества и, соответственно, выступает основанием для государственной регистрации такого обременения.

Таким образом, с 1 марта 2013 г. будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды по договору аренды, заключенному сторонами в простой письменной форме.

 

Налогообложение

 

Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.

Казенные учреждения, согласно положениям пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признают объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду также не подлежит обложению НДС. Подтверждением этого служит позиция Минфина России, выраженная в п. 2 Письма от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями". В связи с этим в данной ситуации у арендаторов земельных участков также не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-11/344).

Налог на прибыль. Выясним, подлежат ли обложению этим налогом доходы от сдачи в аренду земельных участков государственными органами (органами местного самоуправления). Выше было указано, что государственные органы (органы местного самоуправления) вправе сдавать в аренду имущество (в том числе земельные участки), не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями (предприятиями), то есть имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну. Облагаются ли доходы от сдачи в аренду указанного имущества? Для ответа на этот вопрос обратимся к Письмам Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29, от 15.05.2008 N 03-05-05-01/33, от 20.02.2006 N 03-03-04/4/34).

Согласно изложенной в них позиции доходы от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций. Данный вывод специалисты финансового ведомства делают из того, что РФ, субъекты РФ, иные публично-правовые образования (равно как и государственные органы (органы местного самоуправления), наделенные от их имени соответствующими полномочиями) не являются плательщиками налога на прибыль в силу положений ст. 246 НК РФ. Напомним, что согласно данной статье плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

А подлежат ли налогообложению доходы от аренды, если участок сдают казенные учреждения? Согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Следовательно, признание в целях исчисления налога на прибыль доходов от сдачи казенными учреждениями земельных участков в аренду будет зависеть от того, является ли такая услуга государственной (муниципальной) услугой.

По мнению налоговых органов, приведенному в Письмах от 13.08.2012 N 16-15/073584@, от 04.10.2011 N 16-12/095677@, если вид деятельности казенного учреждения - сдача в аренду имущества - не обозначен в уставе казенного учреждения как основной, то он не является государственной услугой, следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Исходя из ст. 250 НК РФ указанные суммы учитываются в составе внереализационных доходов. При этом расходы, которые непосредственно связаны с такой деятельностью, учитываются для целей налогообложения прибыли при их соответствии положениям п. 1 ст. 252 НК РФ.

 

Бюджетный учет

 

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) казенные учреждения ведут бюджетный учет, руководствуясь Инструкциями N N 157н <2> и 162н <3>.

--------------------------------

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в ред. Приказа Минфина России от 12.10.2012 N 134н.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

 

В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ).

Земельные участки, входящие в состав имущества казны, согласно п. 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н, учитываются на счете 0 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну".

Кроме того, стоит отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением имущества, переданного учреждением по договору аренды, указанное имущество подлежит учету на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (п. 381 Инструкции N 157н).

Согласно п. 382 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 25 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп (10, 20, 30, 40, 50 и т.д.), его количеству и стоимости.

Прежде чем привести бухгалтерские записи, отражающие операции по сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, отметим следующее. В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования такого имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, относятся к неналоговым доходам бюджета. Следовательно, средства, полученные от сдачи в аренду указанного имущества, подлежат зачислению в бюджет.

Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бюджетном учете операций по сдаче земельных участков в аренду.

 

Пример 1. Администрация муниципального района предоставила в аренду коммерческой фирме земельный участок для размещения платных автостоянок. Данный земельный участок включен в казну муниципального района. Согласно договору, заключенному сроком на пять лет, годовая арендная плата составляет 250 000 руб., в том числе НДС - 38 135 руб. Арендная плата и НДС перечисляются в бюджет арендатором земельного участка. В связи с этим администрация муниципального района не отражает в бюджетном учете операции по начислению НДС и перечислению его в бюджет.

Администрация муниципального района является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

 

 

   Содержание операции 

 

    Дебет  

 

    Кредит  

 Сумма,

  руб.

    Пункт   

Инструкции

    N 162н  

Начислены доходы от    

сдачи в аренду земельных

участков (за исключением

суммы НДС, исчисляемой 

арендаторами           

муниципального         

имущества)             

(250 000 - 38 135) руб.

1 205 21 560

1 401 10 120

211 865

78, 120

Отражена сумма арендной

платы, поступившая     

в доход бюджета        

муниципального района  

от арендатора земельного

участка (за исключением

суммы НДС, исчисляемой 

арендаторами           

муниципального         

имущества)             

1 210 02 120

1 205 21 660

211 865

78, 91

 

Пример 2. Казенное учреждение, за которым закреплен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, с согласия собственника данного участка сдает его в аренду. По договору аренды годовая арендная плата составляет 300 000 руб. Услуги по сдаче земельного участка казенным учреждением не облагаются НДС, но облагаются налогом на прибыль, поскольку указанный вид услуг не является государственной услугой. Налог на прибыль рассчитывается с полной суммы арендной платы.

Казенное учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению платежей в бюджет и их учету.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

 

 

   Содержание операции 

 

    Дебет  

 

    Кредит  

 Сумма,

  руб.

    Пункт   

Инструкции

    N 162н  

                       В учете казенного учреждения                     

Начислены доходы от    

сдачи в аренду земельных

участков               

1 205 21 560

1 401 10 120

300 000

78, 120

Отражены оформленные   

Извещением (ф. 0504805)

расчеты с              

администратором доходов

бюджета, осуществляющим

отдельные полномочия   

по администрированию   

кассовых поступлений   

1 304 04 120

1 303 05 730

300 000

104

Отражена сумма арендной

платы, поступившая     

в доход бюджета        

от арендатора земельного

участка (на основании  

Извещения (ф. 0504805))

1 303 05 830

1 205 21 660

300 000

104

Начислен налог на      

прибыль с арендной платы

(300 000 x 20%)        

1 401 20 290

1 303 03 730

 60 000

121 в ред.  

Приказа     

Минфина     

России N 174н

<*>

Перечислен в бюджет    

налог на прибыль       

1 303 03 830

1 304 05 290

 60 000

111

    В учете администратора доходов бюджета, осуществляющего отдельные   

           полномочия по администрированию кассовых поступлений         

Отражены расчеты с     

казенным учреждением,  

оформленные Извещением 

(ф. 0504805)

1 303 05 830

1 304 04 120

300 000

104

Отражена сумма арендной

платы, поступившая     

в доход бюджета        

от арендатора земельного

участка                

1 210 02 120

1 303 05 730

300 000

104

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑