• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Электронное судопроизводство (Гусева Т.А., Соловьева А.Ю.)

Электронное судопроизводство (Гусева Т.А., Соловьева А.Ю.)

Дата размещения статьи: 02.12.2015

Электронное судопроизводство (Гусева Т.А., Соловьева А.Ю.)

Актуальность темы "электронное судопроизводство", определение его понятия, сущности, внедрения технологий в процесс осуществления правосудия обусловлены развитием информатизации общества, государства в целом, а также судебной системы как части государственного аппарата.
Определяя понятие "электронного судопроизводства" необходимо исходить из его понимания в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле электронное судопроизводство, или электронное правосудие, представляет собой совокупность различных автоматизированных информационных систем - сервисов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения электронного дела и доступа сторон к материалам электронного дела. Данные сервисы позволяют более ярко отследить взаимоотношения суда и участников процесса. В узком смысле электронное судопроизводство - это возможность суда и иных участников судебного процесса осуществлять предусмотренные нормативными правовыми актами действия, непосредственно влияющие на начало и ход судебного процесса (например, такие действия, как подача в суд документов в электронной форме или участие в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи).
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сократить сроки осуществления правосудия и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.
Внедрение современных технологий в систему правосудия предусмотрено в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406 (в ред. от 25.12.2014) [1].
В рамках реализации Программы в судебной системе должны быть созданы информационные технологии, которые позволяют реализовать функцию по переходу информации по этапам судебного процесса, обеспечивающую принятие обоснованного решения по иску. Необходимо максимально исключить из цикла судебного разбирательства человеческий фактор, не вносящий интеллектуальной составляющей в судопроизводство посредством автоматизации деятельности судебного делопроизводства. При электронной версии бланка заявления эту проблему можно решить путем создания комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведения работ по переводу судебных архивов в электронную версию и формирование на этой основе электронных дел. Например, "в настоящее время в гражданском процессе Германии сложилась система электронного документооборота, которая присутствует на всех стадиях процесса, от предъявления иска в электронной форме и представления электронных доказательств до вынесения решения в электронной форме. Возможность принятия судебного решения в электронной форме в германском гражданском процессе неразрывно связана с его доставкой и связанной в некоторых случаях с этим трансформацией документа" [2].
Механизмы реализации электронного правосудия в России предусматриваются в Приказе от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" (в ред. от 07.02.2014) [3]. Задачей утвержденного регламента является создание организационно-правовых условий для сканирования судебных документов (актов) и последующего размещения их электронных образов в электронном хранилище (ПИ БСР).
Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершенствуется правовое регулирование применения электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве [4]. Вносятся изменения в УПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части, касающейся особенностей применения электронных документов, а также их использования в качестве доказательств в суде [5].
Кроме того, планируется, что с 1 января 2016 г. подавать определенные документы в суды можно будет не только на бумажном носителе, но и в электронном виде [6]. При этом согласно законопроекту в рамках гражданского и арбитражного процессов можно будет подавать в электронном виде любые документы, в пределах уголовного процесса - ходатайства, заявления, жалобы и представления.
Возможность подавать документы в электронном виде в арбитражные суды предусмотрена действующей редакцией АПК РФ (см. абз. 2 ч. 1 ст. 41). Однако делать это вправе только лица, участвующие в деле. Согласно же законопроекту подавать документы в электронном виде сможет любое лицо, а не только участвующее в деле. Кроме того, планируется установить, что некоторые судебные акты могут быть изготовлены в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствии с законопроектом в рамках гражданского судопроизводства таким актом может являться только судебное решение. Аналогичное положение предлагается предусмотреть и в уголовном судопроизводстве (за исключением решения, которое содержит сведения, составляющие гостайну). В пределах арбитражного процесса к таким документам планируется отнести все судебные акты.
В настоящее время в системе арбитражных судов функционирует комплекс сервисов Высшего Арбитражного Суда в составе картотеки, банка решений и системы электронной подачи исковых заявлений.
Судебным департаментом при ВС РФ проведены работы по созданию и развитию Государственной автоматизированный системы РФ "Правосудие", предусмотренной для судов общей юрисдикции.
В своем интервью генеральный директор Судебного департамента при ВС РФ Гусев А.В. пояснил, что в настоящее время разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры и нотариата", находящийся на согласовании в Правительстве Российской Федерации.
После вступления в силу данного Федерального закона планируется подготовка ведомственного нормативного акта, регулирующего порядок применения электронной подписи в судах общей юрисдикции, в том числе в части подачи документов в электронном виде [7].
Стоит отметить, что работы по внедрению в деятельность судов информационных и коммуникационных технологий проводятся уже давно.
В системе арбитражных судов сформирована автоматизированная информационная система "Банк решений арбитражных судов" (далее - БРАС). На сегодняшний день все арбитражные суды оснащены информационными сенсорными киосками, для которых разработана автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ посетителей к информации о суде и централизованным системам БРАС, и Графикам рассмотрения арбитражных дел, размещенным на интернет-ресурсах Высшего Арбитражного Суда РФ. Структура сайтов арбитражных судов организована таким образом, чтобы обеспечить размещение на них всех данных, необходимых для информационной открытости деятельности суда и удобства пользователей [8].
Теперь на официальных сайтах арбитражных судов можно быстро получить информацию о движении дел, дате, времени и месте судебного рассмотрения, о принятом решении в режиме реального времени, ознакомиться с текстами практически всех решений всех арбитражных судов в банке данных арбитражных судов.
В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений и пр. Остановимся на каждом из перечисленных видов подробнее на примере арбитражных судов в силу большей развитости электронного документооборота.
Подача документов в суд является начальным этапом судебного процесса. С 1 ноября 2010 г. начали действовать поправки к АПК РФ, допускающие подачу исковых заявлений в электронной форме. В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК документы, полученные посредством электронной связи, относятся к письменным доказательствам [9]. Согласно ст. 125 АПК РФ, устанавливающей форму и содержание искового заявления, исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Электронные формы документов - это не только исковые заявления. Посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете, могут подаваться:
- исковое заявление (ч. 1 ст. 125 АПК РФ);
- отзыв на исковое заявление (абз. 2 ч. 1 ст. 131 АПК РФ);
- заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 159 АПК РФ);
- апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 260 АПК РФ);
- отзыв на апелляционную жалобу (ч. 4 ст. 262 АПК РФ);
- кассационная жалоба (ч. 1 ст. 277 АПК РФ);
- отзыв на кассационную жалобу (ч. 4 ст. 279 АПК РФ);
- заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 1 ст. 294 АПК РФ);
- отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 4 ст. 297 АПК РФ);
- заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 313 АПК РФ);
- заявление об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 231 АПК РФ);
- заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 237 АПК РФ);
- заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (абз. 1 ч. 2 ст. 242 АПК РФ).
Другие необходимые документы также могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. Пока электронное делопроизводство в суде является альтернативным традиционному бумажному делопроизводству. Тем самым за сторонами сохраняется право выбора способа подачи того или иного документа. Более того, представление копий документов в электронном виде не исключает права суда требовать представления оригиналов этих документов (ст. 75 АПК РФ). Однако данная норма исходит из того, что оригинал документа - это документ на бумажном носителе. Но в настоящее время все чаще документы сразу создаются в электронной форме, и тогда возникает вопрос о том, что считать оригиналом, а что копией документа. Вероятно, в недалеком будущем данная норма потребует уточнения.
Однако есть и некая сложность при подаче документов в электронной форме. Ею является необходимость идентификации отправителя. В настоящее время надежная идентификация возможна в основном путем использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Таким образом, для надежности идентификации заверять заполненные электронные документы придется ЭЦП, которая позволяет гарантировать, что информация действительно была направлена отправителем и что она не подверглась изменениям во время передачи. Однако до сих пор в нашей стране ЭЦП имеет слабое применение, что объясняется рядом факторов, и в первую очередь сложностью требований законодательства об ЭЦП, отсутствием единого удостоверяющего центра.
Следующим элементом электронного правосудия является отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений. Данный элемент наиболее характерен для судов как раз общей юрисдикции.
Извещение участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела судами или совершении отдельных процессуальных действий посредством отправки им смс-сообщений с использованием ГАС "Правосудие" предусмотрено Регламентом организации извещения участников судопроизводства посредством смс-сообщений, утвержденным Приказом Судебного департамента от 25.12.2013 N 257. Данный функционал ГАС "Правосудие" доступен для всех федеральных судов общей юрисдикции. Использование смс-извещений участников судебного делопроизводства существенно оптимизирует работу судов, способствует ускорению осуществления правосудия и оперативности передачи информации [10]. Однако не стоит забывать, что для оповещения лиц, участвующих в деле вышеуказанным способом, необходимо их согласие. Согласие на извещение посредством смс-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой указывается также номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
Частью 1 ст. 123 АПК предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии процессуального акта или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
При этом не определено, что считать надлежащим извещением применительно к случаям направления судебных извещений посредством электронной почты. В данном случае можно было бы установить презумпцию надлежащего извещения по истечении определенного срока после направления извещения.
В главе 10 ГПК РФ "Судебные извещения и вызовы" аналогичные положения отсутствуют. В этой связи представляется необходимым унифицировать соответствующие нормы и предусмотреть в ГПК положения о направлении судебных извещений и вызовов посредством электронной почты и иных средств связи, а также размещения информации о дате и времени проведения судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [11].
Надлежащим уведомлением лиц, участвующих в деле, является и размещение на официальном сайте суда в сети Интернет информации о состоянии поданного заявления. То есть заявитель открыто может ознакомиться с полным текстом судебных актов в электронной форме. При этом судебная практика исходит из того, что в случае если при своевременной публикации судебных актов заявитель не предпримет попыток исполнить судебный акт, это не говорит о том, что заявитель не был надлежащим образом проинформирован о судебном процессе [12].
Весьма актуальной стала и видеоконференцсвязь. Видеоконференция представляет собой компьютерную технологию, которая позволяет субъектам, находящимся на значительном расстоянии, видеть и слышать друг друга, обмениваться информацией в режиме реального времени.
В ст. 153.1 АПК РФ говорится о том, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом, заблаговременного предоставления суду всех документов и, при наличии в арбитражном суде технической возможности, ее проведения. При этом суд, организующий видеоконференцсвязь, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности участия в судебном заседании.
Проведение судебных заседаний в форме видеоконференций удобно прежде всего тем, кто территориально удален от судов либо по состоянию здоровья не имеет возможности участвовать в судебном разбирательстве.
Проведение судебного разбирательства в виде видеоконференции полезно и в уголовном судопроизводстве, т.к. отпадает необходимость доставки и конвоирования подозреваемых и осужденных на судебные заседания, что существенно снижает финансовые расходы и сокращает сроки рассмотрения уголовных дел.
Видеоконференцсвязь в системе судов общей юрисдикции применяется в различных ситуациях, включая также и уголовный процесс. Однако в отличие от уголовного и арбитражного процессов порядок проведения видеоконференций гражданским процессуальным законодательством не урегулирован. Полагаем, что это дело ближайшего будущего, поскольку потребность в видеоконференцсвязи в гражданском процессе очевидна: здесь требуется корректировка норм ГПК РФ. Представляется, что регламентация организации видеоконференцсвязи в гражданском процессе не будет существенно отличаться от аналогичных норм АПК РФ [13].
Организация видеоконференций стала повседневным явлением в деятельности суда. Так же как и аудиозапись судебных заседаний.
В соответствии с российским процессуальным законодательством судебный процесс должен быть дословно отражен в протоколах судебных заседаний. Несомненно, что записи судебных разбирательств в цифровом формате на аудио- и видеоносители обеспечат наиболее информативные протоколы судебных заседаний, ведь они способны в полной мере отразить все события, происходящие в зале судебного заседания, передать поведение участников процесса в определяющие моменты судебного процесса.
Обобщая вышесказанное, отметим, что, безусловно, большим плюсом введения электронного судопроизводства является то, что пользователи системы имеют возможность подавать документы 24 часа в сутки, не тратя времени на ожидания. С помощью электронного документооборота возможно быстрое получение копий подаваемых сторонами документов, различных уведомлений и т.д. Суд также получил возможность электронного общения со сторонами, в том числе судебного извещения лиц, участвующих в деле. Разработчики Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ приветствуют и поддерживают развитие электронного судопроизводства, считая, что в едином ГПК РФ должны быть сохранены наиболее удачные наработки АПК РФ и ГПК РФ в данной области. В то же время они отмечают, что судьба ряда институтов электронного правосудия еще недостаточно определена (например, электронная подача документов в арбитражный суд посредством использования сервиса "Мой арбитр").
В настоящее время Государственной Думой внесены поправки в ФКЗ о Конституционном Суде РФ, устанавливающие порядок трансляции судебных заседаний КС в Интернете. Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 августа 2015 г.
ФКЗ предусматривает два вида трансляции заседания КС в зависимости от инициаторов ее проведения:
а) по инициативе Конституционного Суда;
б) и с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Предполагается, что порядок проведения трансляции будет устанавливаться регламентом Конституционного Суда. По общему правилу допускается интернет-трансляция только открытых заседаний КС. Информация о дате и времени проведения заседаний также должна будет размещаться в Интернете.
Обратиться в Конституционный Суд РФ можно будет через Интернет, заполнив специальную форму на его официальном сайте. В этом случае переписка с судом также будет вестись в электронном виде [14].
Таким образом, становление электронного правосудия в России при условии решения отмеченных выше проблем, несомненно, несет в себе явные удобства и преимущества как для граждан, так и для организаций. Внедрение информационных технологий нацелено на упрощение и повышение оперативности судопроизводства. Кроме того, на наш взгляд, активное использование телекоммуникационных средств в гражданском судопроизводстве будет способствовать более полной реализации принципов диспозитивности, состязательности и равноправия.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2013 г. N 1 ст. 13.
2. Брановицкий К.Л. Судебное решение в электронной форме (правовое регулирование в ФРГ) // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 4. С. 32 - 34.
3. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" (с изменениями и дополнениями). Текст Приказа официально опубликован не был.
4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (совершенствуется правовое регулирование применения электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве) // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. N 10. Ст. 1411.
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
6. Проект Федерального закона N 686611-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред., принятой ГД ФС РФ в I чтении 07.04.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем // Российский судья. 2014. N 5. С. 3 - 4.
8. Доржиев Э.П. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе помощника судьи арбитражного суда // Администратор суда. 2013. N 3. С. 15 - 18.
9. Жижина М.В. Документы, полученные посредством электронной связи: практика использования в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Арбитражные споры. 2013. N 3. С. 95.
10. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем // Российский судья. 2014. N 5. С. 3 - 4.
11. Тульская О.В. Актуальные проблемы применения электронных документов в административном судопроизводстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. N 2. С. 256.
12. Определение ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2013 по делу N А82-6599/2004 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография. М.: Ин-т зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2013. С. 96.
14. Федеральный конституционный закон от 8 июня 2015 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑