• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Услуги связи. Телефонные и интернет-карточки - перепродажа у посредника (Сибиряков Н.)

Услуги связи. Телефонные и интернет-карточки - перепродажа у посредника (Сибиряков Н.)

Дата размещения статьи: 17.01.2016

Услуги связи. Телефонные и интернет-карточки - перепродажа у посредника (Сибиряков Н.)

Сегодня карты оплаты услуг телефонной связи, а также доступа в Интернет, именуемые картами экспресс-оплаты, продаются повсеместно. Купить их можно как у самого оператора связи, так и у посредника, действующего от имени оператора и за его счет. О том, как оформляются посреднические отношения между оператором связи, а также как отражаются операции по продаже карт в учете посредника, вы узнаете из настоящего материала.

Понятие карты оплаты услуг связи

Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа осуществляется внесение определенных денежных сумм на лицевой счет абонента, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные абоненту услуги подвижной связи. Об этом сказано в п. 43 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" (далее - Правила N 328).
Отметим, что при оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа в случае исчерпания суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента оператор связи обязан приостановить оказание услуг подвижной связи. При этом оператор подвижной связи вправе с согласия абонента продолжить оказание услуг подвижной связи сверх суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента.
Карта оплаты услуг подвижной связи - средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором связи как плательщика в сети подвижной связи оператора связи (п. 2 Правил N 328).
На карте, согласно п. 44 Правил N 328, должно быть указано:
- наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего карту;
- наименование видов услуг подвижной связи, оплачиваемых с использованием карты;
- размер авансового платежа оператору связи, внесение которого подтверждает карта;
- срок действия карты;
- справочные (контактные) телефоны оператора связи;
- правила пользования картой;
- идентификационный номер карты.
Таким образом, произведя платеж, поступающий на лицевой счет абонента, пользователь услуг связи получает доступ к услугам связи, идентифицировав себя как владельца счета. Наряду с этим карты-экспресс можно рассматривать как инструмент авансовой оплаты еще не оказанных услуг связи.
Пунктом 24 Правил N 328 установлено, что оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор, в том числе договор, предусматривающий использование перенесенного абонентского номера, от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентами и иные действия по обслуживанию абонентов от имени оператора связи.
По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности по оказанию услуг подвижной связи и совершению иных действий, связанных с обслуживанием абонентов, возникают непосредственно у оператора связи.
Отметим, что третье лицо обязано по требованию пользователя услугами подвижной связи предъявить копию документа, подтверждающего его полномочия на заключение договора от имени оператора связи.
Так как в данном случае Правила N 328 говорят о посреднике, действующем от имени оператора связи и за его счет, то отношения между оператором связи и посредником выстраиваются на основании договора поручения или агентского соглашения, исполнение которого производится по схеме договора поручения.
Напомним, что указанным договорам в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) посвящены гл. 49 "Поручение" и 52 "Агентирование".
В силу п. 1 ст. 971 ГК РФ договор поручения представляет собой двухстороннее соглашение, сторонами которого являются доверитель и поверенный, причем поверенный всегда действует в интересах доверителя, от его имени и за его счет, в связи с чем права и обязанности по сделке, совершенной поверенным с третьими лицами, возникают именно у доверителя (в контексте настоящей статьи - у оператора связи).
Согласно ст. 1005 ГК РФ сторонами агентского договора являются принципал и агент. Причем агент всегда действует за счет принципала, но при этом может выступать как от своего имени, так и от имени принципала.
Предметом агентского договора является совершение агентом юридических и иных действий, то есть агент может не только совершать сделки по купле-продаже, но и представлять интересы принципала в суде, осуществлять поиск контрагентов на наиболее выгодных условиях, организовывать и проводить от имени принципала какие-либо мероприятия, например переговоры и так далее.
Права и обязанности сторон агентского договора по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами, зависят от того, от чьего имени выступает агент.
Если сделка с третьим лицом совершена агентом от своего имени и за счет принципала, то приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.
Если сделка с третьим лицом совершена агентом от имени и за счет принципала, то права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Обратите внимание! Как следует из ст. 1011 ГК РФ:
- если агент действует от своего имени и за счет принципала, то к такому агентскому договору применяются правила о договоре комиссии (гл. 51 "Комиссия" ГК РФ);
- если агент выступает от имени и за счет принципала, то к такому агентскому договору применяются правила о договоре поручения (гл. 49 "Поручение" ГК РФ).

Несмотря на то что и договор поручения, и агентский договор обладают своей спецификой, позволяющей рассматривать их в качестве самостоятельных видов гражданско-правовых соглашений, у них имеются и общие признаки:
- посредник всегда действует в интересах заказчика и за его счет;
- услуги посредника оказываются на платной основе (исключение: договор поручения при наличии соответствующего условия в договоре);
- право собственности на товары (работы, услуги) к посреднику не переходит;
- факт оказания услуги посредник подтверждает отчетом;
- расчеты с третьими лицами могут осуществляться как с участием посредника, так и без него.
Так как агентский договор и договор поручения в общем случае являются возмездными, то за услуги, оказанные посредником, оператор связи обязан выплатить тому соответствующее вознаграждение, размер которого и порядок выплаты предусматриваются самим посредническим соглашением.
Если же в возмездном договоре размер вознаграждения посредника не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, то размер вознаграждения определяется из сумм, которые при сравнимых обстоятельствах взимаются за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Получить свое вознаграждение посредник может:
- путем получения денежных средств непосредственно от оператора связи (в кассу организации либо на расчетный счет в банке);
- путем удержания из сумм, полученных от покупателей карт экспресс-оплаты и подлежащих передаче оператору связи. Зачет производится в соответствии с нормами ст. 410 ГК РФ.
Итак, после исполнения поручения оператора связи посредник должен перед ним отчитаться. Причем по агентскому договору предоставление отчета является безусловной обязанностью агента, на что указывают ст. ст. 999 и 1008 ГК РФ. При договоре поручения поверенный обязан отчитаться перед доверителем лишь в тех случаях, когда этого требуют сами условия договора или вытекает из характера поручения, на что указывает ст. 974 ГК РФ.
Заметим, что отчет поверенного (агента) с точки зрения бухгалтерского учета выступает первичным бухгалтерским документом для обеих сторон договора, поэтому он должен отвечать всем требованиям ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Поэтому при заключении посреднического договора стороны должны предусмотреть форму отчета, сроки его предоставления посредником и принятие его оператором связи.

Обратите внимание! Если в агентском договоре срок принятия его оператором связи не предусмотрен, то будет применяться общее правило - отчет считается принятым в течение 30 дней со дня получения отчета (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).

Бухгалтерский учет у посредника (поверенного, агента)

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета), карты экспресс-оплаты, полученные поверенным (агентом) для реализации, учитываются им на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" в оценке, установленной договором.
Учет доходов от оказания посреднических услуг ведется посредником в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99).
Доходом от обычных видов деятельности поверенного (агента) признается выручка от оказания посреднических услуг. Признание выручки в учете производится на дату утверждения отчета оператором связи, это вытекает из п. п. 5 и 12 ПБУ 9/99. Учет выручки ведется поверенным (агентом) в общем порядке с применением балансового счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка", на это указано в Плане счетов бухгалтерского учета.
По мере продажи карт экспресс-оплаты покупателям поверенный списывает их стоимость со счета 004 "Товары, принятые на комиссию", такие правила установлены п. 158 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов".
Одновременно в учете отражается сумма денежных средств, полученная в кассу от покупателя карты экспресс-оплаты, и возникновение кредиторской задолженности перед оператором связи.
Учет расчетов с оператором связи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета ведется поверенным (агентом) на балансовом счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому имеет смысл открыть следующие субсчета:
- 76-5 "Расчеты с оператором связи за проданные карты экспресс-оплаты";
- 76-6 "Расчеты с оператором связи по вознаграждению".
Суммы, полученные от покупателей карт экспресс-оплаты, являются собственностью оператора связи и подлежат передаче оператору связи. При этом на основании п. 3 ПБУ 9/99 они не признаются доходом поверенного (агента).

Пример. Организация розничной торговли, применяющая упрощенную систему уплаты налогов, по договору поручения торгует картами экспресс-оплаты. Стоимость карт, переданных для реализации в количестве 1000 штук, составляет 100 000 руб. За текущий месяц розничный продавец продал 500 карт экспресс-оплаты на сумму 50 000 руб., о чем известил оператора связи соответствующим отчетом.
В соответствии с договором вознаграждение посредника составляет 10% от стоимости проданных карт экспресс-оплаты и выплачивается на расчетный счет розничного продавца.
Рабочим планом счетов поверенного установлено, что расчеты с оператором связи ведутся на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому открыты следующие субсчета:
76-5 "Расчеты с оператором связи за проданные карты экспресс-оплаты";
76-6 "Расчеты с оператором связи по вознаграждению".
В учете поверенного операции по продаже карт экспресс-оплаты отражены следующим образом:
Дебет 004 - 100 000 руб. - отражены на забалансовом счете карты экспресс-оплаты в количестве 100 штук;
Дебет 50 Кредит 76-5 - 50 000 руб. - отражена задолженность перед оператором связи за проданные карты экспресс-оплаты;
Кредит 004 - 50 000 руб. - списана стоимость проданных карт экспресс-оплаты;
Дебет 76-6 Кредит 90-1 - 5000 руб. - отражена выручка от оказания посреднических услуг;
Дебет 51 Кредит 50 - 50 000 руб. - денежные средства, полученные от покупателей карт, внесены на расчетный счет;
Дебет 76-5 Кредит 51 - 50 000 руб. - перечислены оператору связи денежные средства за проданные карты экспресс-оплаты;
Дебет 51 Кредит 76-6 - 5000 руб. - получено вознаграждение за оказанные услуги.
Окончание примера.

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС)

В соответствии с нормами пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация услуг на территории Российской Федерации является объектом обложения НДС, следовательно, с реализованной услуги посредник, применяющий общую систему налогообложения, обязан исчислить сумму налога и предъявить ее к оплате оператору связи.
Заметим, что в отношении посредников гл. 21 НК РФ, регулирующая правила исчисления и уплаты налога, содержит специальный порядок исчисления НДС.
Пунктом 1 ст. 156 НК РФ определено, что плательщики НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Говоря другими словами, под обложение НДС у поверенного (агента) подпадает только сумма его вознаграждения, размер которого, а также порядок его выплаты обычно закрепляется сторонами в посредническом соглашении. О том, что налоговой базой по НДС у посредника является только сумма комиссионного вознаграждения, свидетельствует и правоприменительная практика, на что указывает, например, Постановление ФАС Уральского округа от 25 марта 2010 г. N Ф09-1948/10-С3 по делу N А07-14241/2009.
Момент определения налоговой базы посредники определяют, как и все остальные плательщики НДС, в соответствии с нормами п. 1 ст. 167 НК РФ.
В силу указанной нормы начисление налога производится поверенным по наиболее ранней из следующих дат:
- либо на дату оказания услуги;
- либо в момент получения предварительной оплаты в счет оказания услуги.
Датой оказания услуги для посредника считается день принятия отчета заказчиком, поэтому обязанность по начислению налога у посредника с реализации услуг возникает в том налоговом периоде, когда отчет утвержден заказчиком и у последнего возникает обязанность по выплате вознаграждения посреднику. Аналогичного мнения придерживается и правоприменительная практика, о чем свидетельствует Постановление ФАС Центрального округа от 10 августа 2007 г. по делу N А14-17099-2006-6/6.
При продаже карт экспресс-оплаты через розничного посредника поверенный (агент) участвует в расчетах, то есть именно он получает от покупателей карт оплату за проданные карты.
Если суммы полученных денежных средств содержат сумму вознаграждения посредника, то для него это квалифицируется как получение предварительной оплаты, следовательно, обязанность по начислению налога возникает в момент ее получения, несмотря на то что отчет заказчиком еще не утвержден. О том, что в налоговую базу по НДС у посредника включается сумма предоплаты, полученной от покупателей товаров, только в части причитающегося ему вознаграждения, говорится в Письме УФНС России по г. Москве от 5 декабря 2007 г. N 19-11/115925. Несколько ранее это отмечал и Минфин России в своем Письме от 21 июня 2004 г. N 03-03-11/103.
Аналогичного мнения придерживаются и суды. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 19 марта 2007 г., 26 марта 2007 г. N КА-А40/1751-07 по делу N А40-48250/06-129-283 сказано, что при выполнении налогоплательщиком функций агента налог исчисляется только с суммы предварительно полученного посреднического вознаграждения, а не со всех средств, полученных агентом.
По мнению автора статьи, чтобы у посредника не возникало обязанности по начислению налога в момент получения денег от покупателя, можно при заключении посреднической сделки закрепить в договоре условие о том, что посредник не вправе удерживать сумму вознаграждения до утверждения отчета оператором связи. В этом случае будет действовать правило: все полученное по посредническому договору принадлежит оператору связи, соответственно, у поверенного (агента) в такой ситуации не возникнет полученного аванса, а следовательно, и обязанности по начислению налога. При отсутствии такого положения в договоре налог придется начислить.
Предъявление налога к уплате оператору связи осуществляется поверенным (агентом) посредством выставления счета-фактуры в течение пяти календарных дней после оказания услуги.
Напоминаем, что с 1 апреля 2012 г. плательщики НДС обязаны пользоваться официальными формами счетов-фактур, утвержденными правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Выставив на свои услуги счет-фактуру оператору связи поверенный (агент) зарегистрирует его в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее - журнал) и в книге продаж. Это вытекает из п. 7 разд. II Приложения N 3 Правил N 1137 (ранее это сокращение (Правила N 1137) не встречалось) и п. 20 разд. II Приложения N 5 Правил N 1137.
Получив от посредника данный счет-фактуру, оператор связи - плательщик НДС, в свою очередь, зарегистрирует его в ч. 2 журнала и в книге покупок, на что указывают п. 11 разд. II Приложения N 3 Правил N 1137 и п. 11 разд. II Приложения N 4 Правил N 1137.

Налог на прибыль организаций

Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, в свою очередь, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ и подлежащей налогообложению, признается налоговой базой (ст. 274 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В целях налогообложения прибыли выручка от реализации посреднических услуг, определенная исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги (за минусом НДС), включается в состав доходов от реализации поверенного (агента). Датой получения дохода признается дата оказания услуги, то есть дата утверждения отчета оператором связи.
Денежные средства, поступившие от покупателей за реализованные карты экспресс-оплаты, подлежащие передаче оператору связи, не включаются в состав доходов и расходов поверенного (агента). Такие правила вытекают из положений пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 9 ст. 270 НК РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑