• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Владельцам большегрузов (Зайцева С.Н.)

Владельцам большегрузов (Зайцева С.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2016

Владельцам большегрузов (Зайцева С.Н.)

Ослабили "вожжи"... 

Для начала напомним, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения регулируется ст. 31.1 Федерального закона N 257-ФЗ <2>. В соответствии с п. 1 этой нормы движение большегрузов по названным дорогам осуществляется на платной основе. Размер платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ (п. 8 ст. 31.1), в частности Постановлением N 504 <3>.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<3> Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". 

Согласно данному документу в редакции Постановления Правительства РФ от 18.05.2015 N 474 размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автотрассам, признан равным 3,73 руб. на км пути.

Однако с целью минимизации финансовой нагрузки на перевозчиков Правительство РФ приняло решение о снижении рассматриваемой платы на первые месяцы ее введения. Так, Постановлением от 03.11.2015 N 1191, в частности, введены понижающие коэффициенты, в результате чего изменился и тариф для расчета платежа (см. таблицу ниже). 

Период взимания платы

Размер платы, руб/км

Значение понижающего коэффициента

С 15.11.2015 по 29.02.2016 включительно

1,5293

0,41

С 01.03.2016 по 31.12.2018 включительно

3,06

0,82

 

Пример. Для грузоперевозок (в том числе по федеральным трассам) индивидуальный предприниматель Петров К.К. использует находящийся в его собственности тягач Scania G400. Бортовое устройство имеется. Аванс оператору системы (в размере 50 000 руб.) перечислен.

По итогам рейса (декабрь 2015 г.) автомобиль проехал по федеральным автодорогам 8000 км.

Размер платы за возмещение нанесенного указанным трассам вреда составит 12 234 руб. (8000 км x 1,5293 руб/км).

Обозначенная сумма будет списана оператором с лицевого счета индивидуального предпринимателя. 

Кроме того, Постановлением Правительства РФ N 1191 внесены изменения в сам порядок взимания платы: владельцам транспортных средств предоставлена возможность самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, разрешено вносить плату без использования бортового устройства путем получения маршрутной карты, в том числе в электронном виде.

Внесены поправки и в ст. 12.21.3 КоАП РФ (см. Федеральный закон от 14.12.2015 N 378-ФЗ <4>), устанавливающую штрафы за неоплату вреда, наносимого дорогам двенадцатитонниками. Теперь штраф для российских перевозчиков (собственников большегрузов) составит 5000 руб. без наложения штрафа на водителя и должностных лиц. Кроме того, такая же сумма штрафа будет взиматься с водителей, управляющих фурами, принадлежащими иностранным перевозчикам (ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ).

--------------------------------

<4> Федеральный закон N 378-ФЗ внес изменения не только в КоАП РФ, но и в Федеральные законы от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах...". 

Повторное нарушение приведет к штрафу в 10 000 руб. (ч. 2 рассматриваемой нормы). 

Обратите внимание! Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ, при въезде на территорию РФ, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более 50 км после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автотрассам, внесена в установленном порядке.

Собственник (владелец) транспортного средства, названного в ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 этой статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

 

...но не сняли напряжение 

Несмотря на появление некоторых "послаблений", недовольство со стороны владельцев большегрузов не утихает, что, собственно, и понятно, ведь указанная плата на одно и то же транспортное средство (если так разобраться) - не единственная. Сюда можно отнести и транспортный налог (полностью зачисляется в дорожные фонды субъектов РФ), и налог с владельцев транспортных средств.

Но дело не только в этом. Недовольство вызывает и то, что оператором системы является негосударственная коммерческая организация, и то, что отсутствуют письменные договоры между оператором и перевозчиками. Да и недочетов (во всяком случае, сегодня) системы "Платон" (технических сбоев при регистрации, прокладывании маршрута и др.) предостаточно.

Неслучайно депутаты Госдумы вносят законодательные инициативы, направленные на снижение напряженности в связи с введением в действие с 15.11.2015 системы взимания платы "Платон", среди них и трехлетний мораторий на штрафы для дальнобойщиков, не оплативших проезд по федеральным трассам <5>.

--------------------------------

<5> Законопроект предложен депутатами партии "Справедливая Россия". 

Впрочем, воплощение таковых в жизнь вызывает большие сомнения. А наиболее реальным видится отмена транспортного налога для этой категории налогоплательщиков. Во всяком случае на пресс-конференции, состоявшейся 17 декабря 2015 г., Президент В.В. Путин заявил: решение о том, что тяжелые грузовики, проезд которых по федеральным автотрассам оплачивается через систему "Платон", должны быть освобождены от уплаты транспортного налога, может быть принято уже в начале 2016 г.

 

А пока... 

...предложено плату вносить. Учесть ее в целях налогообложения (как мы отмечали в прошлом номере журнала) могут коммерсанты, применяющие ОСНО. Подтверждением тому являются Письма Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-11/57133, от 27.11.2015 N 19-02-05/7/69769. (Оговоримся, разъяснения чиновников были направлены организациям, уплачивающим налог на прибыль.)

Кстати, в последнем из указанных Писем ведомство подкрепило свои выводы примерами из судебной практики, сложившейся в отношении признания в целях налогообложения расходов в виде предусмотренной ст. 31 Закона N 257-ФЗ платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. В Постановлениях АС ВВО от 11.03.2015 N Ф01-437/2015 по делу N А29-767/2014, ФАС МО от 20.06.2014 N Ф05-5822/2014 по делу N А40-110708/13 суды отмечают, что внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, является для владельцев транспортных средств условием для дальнейшего использования автомобильной дороги.

 

Подробнее об НДС 

А в первом из названных Писем (N 03-11-11/57133) даны рекомендации относительно НДС. И про них мы говорили в прошлом выпуске журнала. Однако в редакцию стали поступать вопросы с просьбой пояснить... Сейчас этим и займемся.

Итак, обязанность по уплате любого налога, в том числе НДС, связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Виды операций, признаваемых объектом обложения НДС, перечислены в п. 1 ст. 146 НК РФ. Основным из них (если можно так выразиться) являются операции по реализации услуг (работ) на территории РФ, в том числе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе (абз. 1 и 2 пп. 1 названной нормы).

Понятие "реализация" (для "налоговых" целей) расшифровано в ст. 39 НК РФ, п. 1 которого установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Очевидно, что при перечислении платы в счет возмещения вреда, причиненного большегрузом, речи о реализации не идет, значит, говорить об объекте обложения НДС не приходится.

Из Письма Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-11/57133 это следует четко, но, по мнению автора, подход к данному выводу весьма "туманен". Со ссылкой на пп. 1 п. 1 ст. 146 и пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), финансисты приходят к выводу, что перечисление оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не связано с определением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

Да, в общем-то, вопросов по этому поводу и не возникает. А прояснения требует следующая ситуация: если плату в счет возмещения вреда федеральным трассам большегрузами перевыставить заказчику транспортных услуг, облагается ли эта сумма НДС? Иными словами, начислять ли на сумму дорожного сбора, полученную (в качестве возмещения) от заказчика, НДС?

Будем разбираться. Услуги, оказываемые по перевозке грузов, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ). При этом согласно п. 1 названной нормы цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

Если плата за вред, причиняемый автодорогам общего пользования федерального значения большим транспортом (массой свыше 12 т), будет включаться в себестоимость транспортных услуг (включаться в цену (тариф)), начислять НДС необходимо на всю сумму оказываемых услуг. Во всяком случае такой подход продемонстрирован Минфином в отношении услуг по перевозке грузов, в цену которых включена стоимость проезда по платным дорогам: налоговая база по НДС при оказании услуг по перевозке грузов, цена которых формируется с учетом стоимости специального разрешения на право проезда по платным автомобильным дорогам, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется (Письмо от 19.08.2015 N 03-07-11/47815).

В случае если в цену (тариф) рассматриваемый дорожный сбор входить не будет, заказчики транспортных услуг будут обязаны (по условиям договора) возместить исполнителю его расходы на внесение данного платежа. Тогда к делу "подключится" пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ и налоговая база по НДС увеличится на суммы, связанные с реализацией оказанных услуг. Если следовать указанному подходу, то при получении рассматриваемых сумм заказчику необходимо исчислить НДС, а также на основании п. 18 Правил ведения книги продаж <6> составить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж.

--------------------------------

<6> Приложение 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. 

А может, Минфин России в Письме N 03-11-11/57133 пытался растолковать именно такой случай?

Будем ждать дополнительных разъяснений чиновников. А пока, на наш взгляд, безопаснее полученные в качестве возмещения суммы платежей за вред, наносимый автодорогам, включать в налогооблагаемую базу.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑