• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > ЕНВД: волнующие темы (Анищенко А.В.)

ЕНВД: волнующие темы (Анищенко А.В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2016

ЕНВД: волнующие темы (Анищенко А.В.)

Нельзя сказать, что 2015 г. был богат на события, посвященные системе налогообложения в виде ЕНВД. Тем не менее вопросы, волнующие налогоплательщиков, все равно возникают. В данной статье мы рассмотрим некоторые из них.

Вопросы по вычетам

Совмещение "вмененки" с "упрощенкой" и страховые взносы

В Письмах Минфина России от 20.02.2015 N 03-11-11/8167 и от 07.05.2015 N 03-11-11/26503 чиновники подтвердили свое мнение по поводу вычета сумм фиксированных страховых взносов индивидуальным предпринимателем, совмещающим спецрежим в виде ЕНВД и УСНО.
Коммерсант осуществляет два вида предпринимательской деятельности. В отношении первого он применяет УСНО, уплачивая единый налог с суммы полученных доходов. По второму - использует спецрежим в виде ЕНВД. У него есть наемные работники, но они трудятся только в той деятельности, по которой уплачивается "вмененный" налог. Возникает вопрос: каким образом уменьшить суммы налогов на величину начисленных страховых взносов?
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ <1> плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие таковых. При этом страховые взносы за себя коммерсанты платят в фиксированном размере (п. п. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В силу п. 3 ст. 5 названного Закона, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков, указанным в п. 1 ст. 5, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Таким образом, предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает страховые взносы с указанных выплат, а также страховые взносы за себя в фиксированном размере.
В соответствии с пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 и пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ "упрощенцы" с объектом налогообложения в виде доходов и плательщики, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, уменьшают налог на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом или отчетном периоде. При этом сумма налога не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50%.
В силу п. 3.1 ст. 346.21 и п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ названные хозяйствующие субъекты, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога на уплаченные обязательные страховые взносы в фиксированном размере. При этом на них ограничение в виде 50% не распространяется.
Однако если коммерсанты используют в своей деятельности труд наемных работников, на доходы которых начисляют обязательные страховые взносы, то уменьшать сумму ЕНВД на страховые взносы за себя они не вправе.
В свою очередь, в п. 7 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, ведущие наряду с деятельностью, облагаемой ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны осуществлять раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении "вмененной" деятельности и деятельности, в отношении которой они уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Чиновники разъясняют, что раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов. А в случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами деятельности суммы страховых взносов распределяются пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов.
На основе всех этих правил чиновники решили поставленную задачу так. Раз работники трудятся только в деятельности, облагаемой ЕНВД, единый налог, уплаченный в рамках УСНО, предприниматель может уменьшить на всю сумму фиксированных страховых взносов, начисленных за себя.
И хотя в Письмах об этом прямо не сказано, мы полагаем, что на страховые взносы за работников можно уменьшить ЕНВД (с учетом 50%-ного ограничения), не относя часть этих взносов к деятельности, облагаемой по УСНО. А говоря о необходимости распределения страховых взносов, чиновники имели в виду распределение взносов, начисленных предпринимателем как за работников, так и за себя, а не распределение взносов работников между двумя видами деятельности. В противном случае как можно было бы говорить о том, что в деятельности, облагаемой УСНО, труд наемных работников не используется?

И даже если он один...

Если у индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения в виде ЕНВД, есть хотя бы один работник, страховые взносы, начисленные предпринимателем за себя, вычесть из единого налога, по мнению чиновников, уже нельзя.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ при выплате вознаграждений работникам.
Согласно п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ указанные страховые платежи уменьшают сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается данный налог. При этом налог не может быть уменьшен на сумму взносов более чем на 50%.
Предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные обязательные страховые взносы в фиксированном размере.
В связи с этим коммерсант, занимающийся несколькими видами предпринимательской деятельности, облагаемыми ЕНВД, и использующий труд наемных работников хотя бы в одном из этих видов деятельности, уменьшать сумму единого налога на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя, не вправе.
Минфин России выразил свою позицию в Письме от 24.06.2015 N 03-11-11/36589. Можно также посмотреть, к примеру, разъяснения финансистов, представленные в Письме от 13.09.2013 N 03-11-09/37786. В документе сказано, что если у плательщика ЕНВД - предпринимателя есть хоть какие-то наемные работники, то о вычетах обязательных страховых взносов, уплаченных им лично за себя, можно забыть. Это Письмо было доведено до исполнения рядовыми налоговиками Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18590.
Такое правило действует и в том случае, если населенные пункты, в которых ведется "вмененная" деятельность, относятся к разным налоговым инспекциям (см., например, Письмо Минфина России от 11.06.2014 N 03-11-11/28311).
Пожалуй, самое неприятное в этой ситуации - это непоследовательность чиновников. Ведь было же Письмо Минфина России от 06.08.2013 N 03-11-11/31650, в котором прямо сказано, что предприниматель на спецрежиме в виде ЕНВД, применяющий эту систему в отношении двух видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги и розничная торговля) и использующий труд наемных работников только в одной деятельности, вправе уменьшить сумму ЕНВД в отношении другой своей деятельности на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в фиксированном размере, без ограничения в виде 50% от суммы данного налога.
А теперь напомним о разъяснении ведомства от 07.05.2015 N 03-11-11/26503, уже упомянутом ранее: если работники предпринимателя трудятся только в деятельности, облагаемой ЕНВД, то единый налог, уплаченный в рамках УСНО, бизнесмен вправе уменьшить на всю сумму фиксированных страховых взносов, начисленных за себя.
Может быть, чиновники пересмотрят и эту точку зрения, тем более что формально в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ о выплатах и иных вознаграждениях физическим лицам сказано в общем, то есть это относится ко всей деятельности предпринимателя в целом...

Куда повернул, туда и вышло

История с подарочными сертификатами и исчислением ЕНВД может служить хорошей иллюстрацией того, что чиновники могут трактовать одни и те же исходные данные совершенно по-разному. Так, в Письме Минфина России от 30.09.2015 N 03-11-11/55819 сделан вывод, что если плательщик ЕНВД реализует гостям и посетителям свои собственные подарочные сертификаты, то это не приводит к необходимости платить какие-то дополнительные налоги.
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных в п. 2 названной статьи, в том числе в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому такому объекту.
В ст. 346.27 НК РФ зафиксировано, что услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции или кондитерских изделий, созданию условий для потребления или реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий или покупных товаров, а также по проведению досуга.
Под подарочным сертификатом принято понимать документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата. Подарочный сертификат не является товаром, он только дает право его предъявителю получить услуги на сумму, указанную в нем.
В связи с этим сумма от реализации подарочного сертификата, полученная налогоплательщиком, признается предварительной оплатой в счет оказания услуг, которые будут предоставлены. Так как продажа сертификатов на предоставление услуг общественного питания производится в рамках оказания услуг общепита и не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, применяется один налоговый режим, в частности спецрежим в виде ЕНВД.
Эта новая точка зрения чиновников особенно приятна для владельцев объектов общественного питания именно потому, что ранее в Письме от 19.12.2014 N 03-11-11/65746 Минфин России заявлял: подарочные сертификаты, которые реализуются налогоплательщиками, ведущими розничную торговлю, признаются товарами.
Чиновники указали, что согласно ст. 38 НК РФ товаром считается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
В ст. 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; нематериальные блага.
Таким образом, реализуемые налогоплательщиками, ведущими розничную торговлю, подарочные сертификаты являются товарами.
Как видите, исходные данные вроде бы нигде не поменялись, а точка зрения Минфина изменилась кардинально.

Туда-сюда метания, разброды и шатания

Многим налогоплательщикам казалось, что Письмо ФНС России от 16.01.2015 N ГД-4-3/330@, доведенное до налоговиков как руководство к действию, поставило точку в вопросе вычета страховых взносов из суммы единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями.
Напомним, о чем, собственно говоря, идет речь.
Коммерсанты-"вмененщики", не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ уменьшают сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере. Они вправе уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50% от суммы данного налога.
Вместе с тем плательщиками страховых взносов на основании п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ являются в том числе предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (то есть неработодатели). Пунктом 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что такие плательщики уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с п. п. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 1.1 названной статьи размер страхового взноса в ПФР в общем случае определяется в следующем порядке:
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., сумма взноса рассчитывается как произведение МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., к указанной выше сумме прибавляется один процент от дохода плательщика свыше данного превышения за расчетный период.
При этом ни в ст. 14, ни в иных нормах Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, что величина страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, является переменной, а не фиксированной величиной, так как зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.
В ст. 2 Закона 212-ФЗ, в которой установлены понятия, применяемые в данном Законе, не используются такие понятия, как постоянная величина или переменная величина. Кроме того, в этом случае можно руководствоваться правилом п. 7 ст. 3 НК РФ о неустранимых неясностях в налоговом законодательстве.
Следовательно, в фиксированный размер страхового взноса для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД включается сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Эта точка зрения была высказана в Письме Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-09/43709. Оно было доведено до рядовых налоговиков Письмом ФНС России от 12.09.2014 N ГД-4-3/18435@.
Поэтому, когда на свет появились очередные разъяснения финансистов (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-09/57011), налогоплательщики остолбенели. Там чиновники снова сделали вывод, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, так как является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов. Соответственно, учитываться в уменьшение суммы единого налога она не может.
Однако возмущение общественности, видимо, было настолько велико, что уже в Письме от 07.12.2015 N 03-11-09/71357 ведомство сообщило, что отзывает Письмо от 06.10.2015 N 03-11-09/57011.
В общем, к счастью, налогоплательщики пока отделались легким испугом. Но ведь это только пока...

ЕНВД "взлететь" не может

Письмом ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8581 до всех рядовых налоговиков как руководство к действию было доведено Письмо Минфина России от 08.05.2015 N 03-11-09/26755. Там сказано, что предприятия бортового питания не имеют права применять систему налогообложения в виде ЕНВД <2>.
В соответствии с пп. 8 и 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ "вмененку" могут применять компании и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому такому объекту, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Согласно ст. 346.27 НК РФ к услугам общепита относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции или кондитерских изделий, созданию условий для потребления или реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий или покупных товаров, а также по проведению досуга.
В п. 37 разд. 2 ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие в качестве национального стандарта с 01.01.2015 Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст, установлено, что предприятие бортового питания является предприятием общественного питания, предназначенным для изготовления, комплектования, кратковременного хранения и отпуска или реализации готовой продукции на самолеты и иные виды транспорта, а также на другие предприятия питания.
Таким образом, предприятие бортового питания только изготавливает кулинарную продукцию, а затем реализует ее перевозчикам пассажиров, в том числе авиакомпаниям для питания пассажиров на борту воздушного судна.
В данном случае условия для потребления и реализации кулинарной продукции на месте не предусмотрены.
В связи с этим деятельность предприятия по изготовлению и реализации кулинарной продукции авиакомпаниям в целях применения гл. 26.3 НК РФ не может быть отнесена к услугам общественного питания. Соответственно, не может использоваться спецрежим в виде ЕНВД, ведь предприятие продает свою готовую продукцию другим компаниям, а не конечным потребителям.
Строго говоря, даже если бы питание производили непосредственно в полете на самом самолете, это тоже вряд ли бы помогло в решении вопроса о праве применения "вмененки". Аналогию можно провести с историей, связанной с вагоном-рестораном.
Дело в том, что вагон-ресторан не является ни зданием, ни строением. Транспортное средство не может квалифицироваться в качестве объекта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей, так как в силу ст. 346.27 НК РФ под таким объектом понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания соответствующих услуг. Это было сказано еще в Письме Минфина России от 05.12.2006 N 03-11-04/3/524.
В п. 8 Приложения А ГОСТ Р 50647-94 <3> установлено, что вагон-ресторан - это ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования. А в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов <4> вагоны-рестораны относятся к транспортным средствам.
--------------------------------
<3> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35.
<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Следовательно, вагон-ресторан не подходит под определение, данное для объекта организации общественного питания в ст. 346.27 НК РФ.
Ровно то же самое, на наш взгляд, можно сказать и в отношении самолета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑