• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
08.07.2020

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" направлен на уточнение одной из формулировок, определяющих понятие экстремистской деятельности (экстремизма). Поправкой определяются действия, которые недопустимы в отношении территориальности целостности Российской Федерации, а именно - отчуждение части территории Российской Федерации.

20.06.2020

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не вводит никакие дополнительные обязанности, запреты и ограничения для аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов, и не приведет к дополнительным расходам указанных лиц. Принятие законопроекта окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. 

09.06.2020

В целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, по направлениям, определенным Президентом Российской Федерации, требуется предоставление мер государственной поддержки. Принятие законопроекта не повлечет за собой увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Все статьи > Влияние обязательств новых членов ЕАЭС перед ВТО на унификацию таможенного законодательства интеграционного объединения (Кадрия Д.К.)

Влияние обязательств новых членов ЕАЭС перед ВТО на унификацию таможенного законодательства интеграционного объединения (Кадрия Д.К.)

Дата размещения статьи: 11.05.2016

Влияние обязательств новых членов ЕАЭС перед ВТО на унификацию таможенного законодательства интеграционного объединения (Кадрия Д.К.)

<1>

--------------------------------

<1> Статья подготовлена в ходе исследования N 14-05-0039 в рамках программы "Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)" в 2014 - 2015 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

 

Кадрия Джулианна Кадриевна - магистрант 2 курса магистерской программы "Финансовое, налоговое, таможенное право" Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", исследователь научно-учебной группы "Экономическое право ЕврАзЭС" НИУ ВШЭ.

 

ЕАЭС увеличивает количество своих участников и масштабы взаимодействия стран-участниц. Тем самым весь процесс унификации таможенного законодательства в рамках Союза становится более важным. Ведь расширение ЕАЭС не ограничится членством пяти государств, которые на данный момент уже являются полноправными участниками интеграционного объединения. Но тем не менее весь процесс по гармонизации законодательства в рамках Союза усложняет членство участников в различных мировых интеграционных объединениях, например в ВТО. Для того чтобы выявить влияние обязательств перед ВТО на таможенное законодательство ЕАЭС и вопросы его унификации, следует проанализировать условия членства новых участников Союза в ВТО. Также немаловажным является тот факт, что Республика Казахстан также к концу 2015 года станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Будущее ЕАЭС во многом зависит от грамотной гармонизации и унификации всего законодательства в целом и проведения согласованной внутренней макроэкономической политики с учетом интересов всех участников интеграционного объединения.

 

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Всемирная торговая организация, таможенное законодательство, унификация, обязательства перед ВТО, переходный период, основные положения, интеграция.

 

В настоящее время интеграция становится повсеместным явлением и набирает все больший оборот, а на мировой арене формируются новые государственные союзы, а прежние продолжают расширяться. В условиях развития интеграционных процессов таможенное регулирование становится инструментом развития экономики страны. Однако вхождение в тот или иной союз требует от государства пересмотра и унификации таможенного законодательства. Национальное законодательство значительно трансформируется путем поэтапной гармонизации и унификации, что позволяет перейти к единому правовому регулированию в рамках интеграционного объединения. Однако проблемы могут возникнуть, если государство уже является членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО). В связи с этим потребуются двойные усилия, а самое главное - унификация с учетом обязательств перед ВТО.

Так, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) увеличивает количество своих участников и масштабы взаимодействия стран-участниц. Каждый новый участник сталкивается с массой необходимых перемен как в законодательстве, так и в некоторых других сферах. Но тем не менее весь процесс по гармонизации законодательства в рамках Союза усложняет членство участников в различных мировых интеграционных объединениях, например в ВТО. Для того чтобы выявить влияние обязательств перед ВТО на таможенное законодательство ЕАЭС и вопросы его унификации, следует проанализировать условия членства новых участников Союза в ВТО.

Унификация таможенного законодательства изучается многими исследователями ввиду многогранности ее проблематики <1>. Так, каждый участник Евразийского экономического союза, являющийся также и членом Всемирной таможенной организации, столкнулся с некими сложностями при вступлении в Союз. Это связано с тем, что каждая страна при вступлении в ВТО принимает на себя некие обязательства, которые зачастую противоречат или не соответствуют внутреннему порядку ЕАЭС.

--------------------------------

<1> В данной работе унификация таможенного законодательства рассматривается, исходя из возникающих проблем ввиду членства в ВТО и присоединения к Евразийскому экономическому союзу.

 

Евразийский экономический союз - это динамично развивающаяся структура, которая расширяется, и тем самым вопросы унификации законодательства становятся острее. Стоит отметить, что многие аналитики утверждают о неизбежном распаде Союза в будущем. Одной из причин распада указывают зачастую противоречащие интересы государств - членов Союза. Этот диссонанс отражается не только во внутренней политике каждого государства в отдельности, но и в возникающих проблемах унификации законодательства при вступлении каждого нового члена. Данная проблема возникает ввиду многих обстоятельств, но основным является тот факт, что участники находятся на разном этапе развития таможенного законодательства и внешнеэкономической деятельности. На самом деле самым большим препятствием в итоге является членство страны во Всемирной таможенной организации, так как либеральные правила ВТО зачастую противоречат правилам ЕАЭС в большей степени в отношении тарифного регулирования.

На данный момент практически все участники ЕАЭС являются членами ВТО, кроме Республики Беларусь, у которой статус наблюдателя. Все участники ЕАЭС вступили в ВТО в разное время и на разных условиях. В таблице ниже приведены страны и время их вступления в данную организацию.

 

Таблица N 1. Члены ВТО в рамках ЕАЭС

 

N п/п

Название страны

Год вступления в ВТО

1

Российская Федерация

22 августа 2012 года

2

Республика Казахстан

в процессе

3

Республика Армения

5 февраля 2003 года

4

Кыргызская Республика

20 декабря 1998 года

 

Республика Казахстан станет членом ВТО со дня вступления в силу Протокола о ее присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года после улаживания некоторых формальностей к концу 2015 года <1>. Согласно ст. 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы все обязательства, взятые государством - членом ЕАЭС в рамках вступления и членства в ВТО, становятся частью правовой системы Таможенного союза <2>. Основной проблемой в рамках членства в обоих интеграционных объединениях в подавляющем большинстве случаев выступают тарифные обязательства в рамках членства в ВТО.

--------------------------------

<1> Протокол к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО подписан в Женеве 27 июля 2015 года.

<2> Договор подписан в г. Минске 19.05.2011 и ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы".

 

Относительно Республики Армения уже с 2014 года начался пересмотр тарифных обязательств ввиду предстоящего присоединения к ЕАЭС. Так, в ноябре 2014 года в соответствии с процедурами ВТО Армения подала нотификацию о пересмотре данных обязательств по статье XXIV:6 ГАТТ-94. А уже в июне 2015 года Армения провела консультации с членами ВТО и была готова начать компенсационные переговоры <1>. Пересмотр тарифных обязательств также оказался необходимым для Кыргызской Республики, которая со 2 августа 2015 года является полноправным членом ЕАЭС. Кыргызская Республика, последовав примеру Армении, подала нотификацию о пересмотре данных обязательств по статье XXIV:6 ГАТТ-94. К настоящему времени получено 3 заявки от членов ВТО на проведение переговоров <2>.

--------------------------------

<1> Переговорная делегация ЕАЭС - создана распоряжением Совета ЕЭК N 12 от 23 апреля 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с реализацией положений Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 10 октября 2014 г.", глава делегации - первый заместитель Министра экономики Республики Армения Г.М. Мелконян.

<2> По состоянию на сентябрь 2015 года переговорная делегация ЕАЭС находится на стадии формирования.

 

Российская Федерация стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года <1>. Так, для сравнения, Армения является членом ВТО с 2003 года, а Кыргызская Республика - с 1998 года. Обязательства Российской Федерации в ВТО имплементированы в Единый таможенный тариф ЕАЭС. Ведение Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза основано на выполнении обязательств, вытекающих из Соглашения об учреждении ВТО и Протокола о присоединении РФ к ВТО. Таким образом, предусматривается приведение ставок пошлин в соответствие с графиком периода имплементации обязательств РФ в ВТО. Тем самым Россия находится в наиболее выгодном положении относительно других государств - членов ЕАЭС, являющихся членами ВТО. Так, при вступлении России в ВТО у страны как у члена данной организации появилось тарифное обязательство относительно снижения ставки ввозных таможенных пошлин, которое потребовало его выполнения также Республикой Беларусь и Республикой Казахстан <2>.

--------------------------------

<1> Дата вступления в силу Протокола от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".

<2> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (в ред. от 11 декабря 2012 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 20.09.2015).

 

Изменения таможенного законодательства в связи с вступлением в ВТО коснулись вопросов не только тарифного регулирования, но и нетарифного регулирования и многого другого, но необходимо подчеркнуть, что нетарифное регулирование ВТО в большей степени оставляет на усмотрение членов организации в рамках существующих правовых норм. Однако тарифное регулирование является наиболее спорным вопросом в рамках унификации таможенного законодательства участников ЕАЭС ввиду различий взятых на себя обязательств в рамках вступления в ВТО.

Так, изучим процесс вступления Киргизии и Армении в ВТО, а также некоторый набор взятых на себя обязательств и проведенных реформ. Данный анализ позволит нам сделать вывод о сложности в процессе унификации таможенного законодательства ЕАЭС.

Исходя из дат вступления в ВТО, приведенных выше, видно, что наиболее давними членами ВТО являются Кыргызская Республика и Республика Армения. Срок членства в организации демонстрирует давность и полноту имплементации обязательств и условий ВТО. Но для более детального понимания следует рассмотреть процесс вступления обеих стран, а также условия и обязательства.

Как уже говорилось выше, Киргизия является наиболее старым членом ВТО среди участников ЕАЭС. Кыргызская Республика присоединилась к ВТО в 1998 году с очень открытым торговым режимом и низкими тарифами. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и подзаконными нормативными актами Кыргызской Республики, в числе которых:

- Конституция Кыргызской Республики;

- Закон "О таможенном тарифе Кыргызской Республики" от 29 марта 2006 года N 81;

- Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике" от 2 июля 1997 года N 41;

- Закон "О таможенном тарифе Кыргызской Республики" от 2009 года 2006 года N 81;

- Закон "О государственно-частном партнерстве" от 11 мая 2009 года;

- Закон "О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике" от 16 декабря 1992 года N 10760-XII

- и другие.

Кыргызская Республика не следует одной конкретной торговой политике или цели; а проводит комплексный подход в зависимости от собственных интересов. В этом отношении Республика всегда преследовала двусторонние - региональные и международные - торговые интересы.

Некоторые конкретные цели в области торговой политики для Кыргызской Республики изложены в Национальной стратегии устойчивого развития 2013 - 2017 годов. Стратегия подчеркивает важность завершения необходимых процедур для интеграции со странами Единого экономического пространства в целях расширения внешней торговли и совершенствования сотрудничества. В частности, следует отметить высокий объем торговли с этими странами, и присоединение к Таможенному союзу является приоритетом, так как создаст новые возможности: беспошлинное движение товаров и свободное движение капитала, услуг и рабочей силы.

С точки зрения ВТО, важным аспектом является гармонизация тарифов в рамках евразийского объединения, что предполагает значительное повышение уровня тарифа. Средняя ставка пошлины составляет 10,5%, в то время как в Кыргызской Республике - 5%. Согласно исследованию, проведенному Евразийским банком развития:

- 30% кыргызских обязанностей перед ВТО совпадают с условиями евразийского объединения, таким образом, изменения не потребуются;

- 21% могут быть повторно выравнены, не нарушая обязательства перед ВТО;

- около 50% не совпадают и потребуют повторных переговоров и компенсации ВТО <1>.

--------------------------------

<1> Lessons from Kyrgyzstan's WTO Experience for Kazakhstan, Tajikistan and Uzbekistan // SPECA/PWG-Trade/2007/EN/6. P. 7.

 

Существуют значительные тарифные различия для мяса и мясных продуктов, алкогольных напитков, определенных химических продуктов, дерева и бумаги, железа и стали, алюминия, мебели, в результате чего средние тарифные ставки Таможенного союза превышают на 10% или в некоторых случаях больше ставки Кыргызской Республики. Почти половина всех товаров, импортируемых на территорию Республики, ввозятся беспошлинно.

Членство в ВТО оказало влияние не только на тарифную сетку в стране, а также на многие другие аспекты таможенного дела. Кыргызская Республика инициировала ряд таможенных реформ, направленных на содействие развитию торговли. Так, например, проект "единого окна" был начат в 2007 году, а проект по "безбумажной торговле" - в 2008 году <1>. В результате таможенные процедуры были упорядочены, а количество требуемых документов значительно уменьшилось. Инициатива "безбумажной торговли" близится к завершению и обеспечивает равномерность электронной подачи таможенной документации. Она полностью реализована в 50% таможенных постов, но остается недоступной в ряде таможенных постов на юге страны.

--------------------------------

<1> Trade policy review: Kyrgyz Republic. Report by Secretariat 1 WT/TPR/S/288 October 2013. P. 38.

 

В 2005 году под эгидой Азиатского банка развития были начаты работы по модернизации и повышению эффективности, а также содействию региональному сотрудничеству в области таможенного дела. Одним из наиболее важных компонентов этой работы стала разработка единой автоматизированной информационной системы для таможенной службы. Разработка специального программного обеспечения началась в 2010 году с последующим развитием требований и тестирования программного обеспечения в течение 2011 - 2012 годов <1>.

--------------------------------

<1> Trade policy review: Kyrgyz Republic. Report by Secretariat 1 WT/TPR/S/288 October 2013. P. 42.

 

В целях упорядочения таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами через границу, была представлена система "двойного коридора" в 2013 году, которая позволяет людям выбрать зеленый или красный коридор таможенного оформления.

Таким образом, небольшой анализ проведенных реформ и условий вступления Кыргызской Республики в ВТО показывает, что за данный период внешнеторговая деятельность претерпела значительные изменения, а торговый режим стал максимально либеральным и упрощенным с минимальными ставками таможенных пошлин. Опыт страны должен быть интересным для остальных участников Евразийского экономического союза.

Однако следует отметить, что многие исследователи пришли к выводу, что Кыргызская Республика не получила никаких особых выгод от членства в ВТО, как и многие другие страны со слабой экономикой. Кыргызстан стал первой постсоветской страной, присоединившейся к ВТО, за результатами чего внимательно следили другие страны СНГ. Слишком большой акцент на членство в ВТО привел к рецессии экономики после вступления в ВТО, хотя спад и был обусловлен внешними событиями. Но, не получив ощутимых выгод на начальном этапе, Республика все-таки получила некоторые выгоды после вступления Китая в ВТО. В целом можно отметить рост экономики и некоторых ее отдельных секторов. Более того, опыт Кыргызстана в ВТО указывает на важность согласованности торговой политики и внутренних реформ. Без реформы внутренней политики вступление в ВТО достаточно сложно <1>.

--------------------------------

<1> Lessons from Kyrgyzstan's WTO Experience for Kazakhstan, Tajikistan and Uzbekistan // SPECA/PWG-Trade/2007/EN/6. P. 9.

 

Перейдем к рассмотрению процесса вступления Республики Армении в ВТО и некоторые его последствия. Армения вступила во Всемирную торговую организацию задолго до вступления России. Армения является членом ВТО с 5 февраля 2003 года. Не стоит также забывать, что серьезной предпосылкой для проведения институциональных реформ в Армении явился именно процесс вступления в ВТО. Небольшой анализ изменений, связанных с вступлением Армении в ВТО, даст понять, какие реформы были совершены. Следует отметить, что данное решение стало основой для интеграции в мировую экономику. В связи с тем что торговая политика Армении носила либеральный характер и до вступления в организацию, то особенных законодательных нововведений не произошло. Но для полной гармонизации законодательства были приняты новые законы и внесены изменения в уже существующие, которые касались оценки товаров, вопросов интеллектуальной собственности, технических барьеров и т.д.

После вступления в ВТО резко поднялись основные экономические показатели, такие, как ВВП, объем инвестиций и т.д. Однако до сих пор остается неучтенным социальный эффект вступления в ВТО, который привнес новый виток развития конкуренции между малым и крупным бизнесом, сокращение рабочих мест и снижение совокупной покупательной способности. Либерализация торговли также привела к тому, что армянский рынок наводнила дешевая, некачественная, а зачастую и просроченная продукция. Наиболее мощный эффект вступление Армении в ВТО оказало на сельское хозяйство.

Во время процесса вступления в ВТО в 2003 году у Армении была относительно простая система таможенных тарифов 0% или 10%, также был установлен в значительной степени открытый, недискриминационный торговый и инвестиционный режимы. Тем не менее процесс вступления потребовал значительных законодательных изменений для соответствия национальной политики правилам ВТО. После вступления в организацию ставки таможенного тарифа варьируются от 0% до 15% в соответствии с наименованием продукта в индивидуальном порядке. Также была введена нулевая ставка на ряд товаров согласно глобальной инициативе, в том числе на сельскохозяйственную технику, химические вещества, строительные материалы и на некоторые другие товары.

Аграрный сектор является ключевым для экономики страны, поэтому реформы привели к увеличению производства и возможности сбыта на новых рынках. Армения обязалась соблюдать правила, применяемые развитыми странами - членами ВТО <1>: не принимать каких-либо обязательств по тарифным квотам и не оставлять за собой право на использование специальных сельскохозяйственных гарантий для любых сельскохозяйственных продуктов. Относительно субсидий для сельского хозяйства Армения обязалась уйти от субсидирования сельского хозяйства на прежнем уровне, установить начиная с конца 2008 года его минимальный предел в 5% от стоимости сельскохозяйственного производства и отменить экспортные субсидии полностью <2>. Кроме того, Армения обязалась к концу 2008 года устранить законодательное освобождение от НДС, который применяется к основным сельскохозяйственным продуктам и ветеринарным препаратам.

--------------------------------

<1> Armenia's de minimis limit for product-specific support was set at 10% of the total value of production of a basic agricultural product, and for non-product-specific support at 10% of the value of total agricultural production until 31 December 2008, after which they became 5%, as in Article 6.4(a) of the Agreement on Agriculture.

<2> Trade policy review by Armenia WT/TPR/G/228 2 March 2010. P. 9.

 

Другие изменения связаны с некоторыми таможенными процедурами. Так, например, произведена замена адвалорной ставки таможенного сбора в 0,3% на единый платеж в размере 6,5 долларов за таможенное оформление, также изменены принципы страны происхождения при взимании НДС и акцизного налога с импорта, который освобождал товары, импортируемые из стран СНГ.

Законодательные изменения, касающиеся таможенного дела, были внесены также в Таможенный кодекс Армении. Так, например, в 2008 году Таможенный кодекс РА был изменен для того, чтобы позволить импортерам с неполной документацией использовать банковские гарантии для покрытия обязанностей, вытекающих из спорных ситуаций, касающихся определения таможенной стоимости.

Наиболее интересными с точки зрения исследования являются изменения, касающиеся таможенных тарифов. Структура применявшегося тарифа довольно проста: 72,6% товаров - беспошлинно; 26,6% - тариф установлен в размере 10%; 0,3% товаров - 6,5% и 0,5% - на конкретные товарные линии. В тарифной структуре отсутствуют ставки выше 15% <1>.

--------------------------------

<1> WTO Secretariat calculations, based on data provided by the Armenian authorities.

 

Армения поддерживает запреты на импорт ограниченного количества продуктов: для здоровья, безопасности, всех видов оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, психотропных веществ и некоторых других. Кроме того, Армения запрещает ввоз, а также транзит через территорию государства любого ядерного материала, ядерного оборудования или веществ, выделяющих ионизирующее излучение.

Это лишь небольшая часть всех изменений законодательства, которые последовали в связи с вступлением в ВТО. Однако стоит отметить, что это был долгий процесс, преимущества и недостатки которого оставляют огромную почву для научных дискуссий.

Небольшой анализ вступления Армении в ВТО показывает, что членство в данной организации не является автоматической предпосылкой для экономического чуда. Однако однозначно членство в ВТО поспособствует укреплению основ для долгосрочного роста, но существует вероятность обострения национальных проблем, связанных с экономическим развитием. Тем самым вступление в ВТО не должно быть целью, а лишь дополнительным стимулятором для проведения долгосрочной экономической политики. Более того, для того чтобы появилась возможность максимально использовать все преимущества своего членства, необходимо проведение экономической политики, направленной на общее укрепление экономики и повышение конкурентоспособности страны на мировой арене.

Необходимо отметить, что развивающимся странам следует отвести большее внимание политике субсидирования развитых стран, так как, следуя правилам ВТО и отказываясь от субсидирования некоторых производств, страна в итоге получает совершенно неконкурентоспособный товар в плане экспорта и увеличивает импорт иностранного товара по демпинговым ценам. Также для Армении крайне важно обеспечить благоприятные условия развития торговли с соседями и другими важными торговыми партнерами Армении, имеющими значительные по объемам рынки, которые не являются членами ВТО. Ведь погоня за новыми рынками не всегда приносит ожидаемые плоды для национальных производителей. Таким образом, следует вести переговоры по присоединению этих стран к ВТО для обеспечения интересов отечественных производителей.

В общем, страны СНГ, являющиеся членами ВТО, практически не смогли ощутить на себе тот мощный импульс от присоединения к ВТО для национальной экономики. Скорее всего, причиной этому послужила недостаточная готовность этих стран к членству во Всемирной торговой организации, так как реальный сектор экономики не достиг необходимого уровня конкурентоспособности, тем самым ощутимого роста внешней торговли не произошло. Таким образом, необходимо провести эффективную внутреннюю политику с целью укрепления экономики и более активно участвовать в переговорах в рамках вступления в ВТО, чтобы затем максимально использовать все преимущества членства в организации.

Относительно вступления обеих стран в ЕАЭС также необходимо проанализировать некоторые условия и положения. Вступление Армении в Союз нельзя назвать неожиданностью, так как этому предшествовала кропотливая работа. В 2012 году была создана российско-армянская рабочая группа для решения вопроса об отношениях со странами Таможенного союза (далее - ТС). В течение работы группы было принято наиболее рациональное решение - присоединение к проекту ЕАЭС, о котором официально заявил президент РА 3 сентября 2013 года. Страны - члены ТС поддержали вступление нового участника. Тем самым далее последовали действия, связанные непосредственно с процессом вступления Армении в ТС, - разработка и утверждение "дорожной карты".

"Дорожная карта" содержала перечень необходимых для присоединения к ТС, Единому экономическому пространству и ЕАЭС условий <1>. "Дорожная карта" содержит в себе различные направления и мероприятия, для реализации которых были созданы 22 рабочие группы. 10 октября 2014 года был подписан Договор о присоединении РА к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который вступил в силу 2 января 2015 года. Армения провела все необходимые мероприятия в рекордно короткие сроки, чем удивила многих. Аналитики пытались понять, как стране за полгода удалось выполнить условия, постановленные в "дорожной карте". Однако ответ на этот и многие другие вопросы абсолютно прост: ни для кого не секрет, что Армения вела активные переговоры с Европейским союзом (далее - ЕС) о создании зоны свободной торговли, для чего были проведены серьезные институциональные реформы. Хотелось бы отметить, что на постсоветском пространстве Армения - одна из немногих стран, которая действительно пришла к тому, что необходимы серьезные институциональные реформы, которые будут иметь именно долгосрочный характер. Реформы направлены на улучшение и достижение эффективного экономического регулирования в стране.

--------------------------------

<1> Утверждена Высшим евразийским экономическим советом 24 декабря 2013 года // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

 

Договор о присоединении Республики Армения не является объемным, однако содержит пять приложений, в которых прописаны основные изменения и переходные положения по вступлению. В приложении N 1 перечислены международные договоры, к которым присоединяется Армения. Приложение N 2 представляет собой протокол по изменениям, которые необходимо внести в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и международные договоры. В протоколе наиболее важным является установление норматива по распределению сумм ввозных таможенных пошлин для Армении (1,13%). Однако наиболее интересным является содержание приложения N 3, в котором описаны условия и переходные положения. В данном приложении закреплены также и льготы при ввозе некоторых товаров (на период с 2015 по 2022 год). Так, от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, являющиеся продукцией военного назначения, аналоги которых не производятся на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза, некоторые виды вертолетов и гражданских пассажирских самолетов, товары, необходимые для строительства и модернизации атомной электростанции <1>.

--------------------------------

<1> П. 44 приложения N 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15.09.2015).

 

В приложении N 4 к Договору закреплен перечень товаров и ставок, для которых будут применяться иные ставки ввозных таможенных пошлин в течение переходного периода. В данный список внесены товары с большой социальной нагрузкой, которые не производятся на территории ЕАЭС, а также подпадают под обязательства Армении в рамках ВТО, и сырьевые товары. Так, приемлемые для Армении ставки ввозных таможенных пошлин сохраняются на такие товарные группы, как моторные и транспортные средства, пищевые продукты, фармацевтика, нефтепродукты и удобрения. На период в пять лет после вступления в Союз на прежних условиях можно ввозить автомобили для личного пользования.

Приложение N 5 представляет собой протокол об особенностях перемещения товаров и транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС, включая территорию Армении, на таможенную территорию ЕАЭС, включая территорию Армении, через территории, не являющиеся таможенной территорией Евразийского экономического союза. Это связано с отсутствием общих границ с другими членами ЕАЭС. К необходимым для заполнения документам прибавляется транзитная декларация, также таможенные органы отправителя налагают средства идентификации, т.е. необходимо наличие пломбы на транспортном средстве. В ЕАЭС уже есть подобный опыт с Калининградской областью.

Рассмотрим более подробно те приложения, которые содержат переходные положения, а также проанализируем перечень товаров и ставок, которые отличаются от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, т.е. приложения N 3 и 4. Изучим содержание приложения N 3 относительно интересующих положений. Так, одно из положений относится к членству Армении в ВТО и закрепляет процесс переговоров с членами данной организации по тарифным обязательствам. По вопросам таможенно-тарифного регулирования достигнуты значительные послабления для Армении в течение переходного периода. Так, перечень социально значимых товаров, утвержденный в приложении, устанавливает возможность установления ставок, отличных от ЕТТ ЕАЭС, однако Армения обязуется не допускать вывоз таких товаров в страны - члены ЕАЭС без уплаты разницы между ставками таможенных пошлин. Относительно льгот они сохраняются для международных договоров, которые их устанавливают и заключены до 1 января 2015 года, а также для двух проектов. Ряд товаров освобождается от таможенной пошлины.

Приложение N 4 к Договору о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу содержит перечень товаров, в отношении которых в течение переходного периода будет применяться ставка, отличная от ставки ЕТТ ЕАЭС. На основе детального изучения перечня можно сделать вывод, что минимальное повышение ставок составляет 50%, а на ряд товаров - в несколько раз. Наиболее разительно можно наблюдать изменение ставок товаров, которые до этого ввозились по нулевой ставке. А с 2022 года Армения присоединяется к ставкам ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС.

Краткая характеристика изменений и переходных положений иллюстрирует достаточный объем предстоящих нововведений. Таким образом, необходимо проанализировать, насколько выгодно членство в ЕАЭС для Армении. Курс на мировую интеграцию, взятый в рамках вступления в ВТО, требовал развития также и на региональном уровне. Тем более не стоит забывать тот факт, что основным торговым партнером Армении является Россия. Более того, в Россию экспортируются товары с высокой добавленной стоимостью, а в ЕС - сырье и материалы. Также весомая доля инвестиций в экономику страны приходится на российские компании (около 40%). Наиболее ощутимыми преимуществами для национальных производителей является доступ к защищенному товарному рынку и нефти и газу на беспошлинной основе <1>. Также следует рассмотреть возможные перспективы, такие, как, например, возможность включиться в транспортный коридор Союза, который с вступлением Армении фактически приобретает сухопутную границу со странами Ближнего Востока, и снизить транспортные издержки <2>. Тем не менее следует трезво подходить к оценке преимуществ членства Армении в ЕАЭС, о которых можно будет говорить после окончания переговоров с ВТО об изменении взятых ранее обязательств.

--------------------------------

<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 2 декабря 2013 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.09.2015).

<2> Комментарии Министра ЕЭК Карине Минасян журналу "Таможенное регулирование. Таможенный контроль": "Армения - новый член Союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 21.09.2015).

 

Относительно Кыргызской Республики, которая стала пятым членом ЕАЭС, 12 августа 2015 года вступил в силу Протокол от 8 мая 2015 г. "Об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года". Данный Протокол, как и в случае с Арменией, несет основную информационную нагрузку именно в себе, в отличие от подписанного договора. Протокол содержит два приложения, которые следует проанализировать.

Итак, приложение N 1 к Протоколу содержит положения, относящиеся к вопросам таможенных правоотношений, операций и так далее. Так, в части IV предусмотрено начало ведения переговоров по пересмотру обязательств Республики перед ВТО, а также предусматривается, что на период ведения переговоров к остальным участникам ЕАЭС должен применяться не менее благоприятный режим, чем к членам ВТО. В остальном положения схожи с теми, которые содержатся в приложениях к договору о присоединении к ЕАЭС Армении.

Приложение N 2 содержит перечень товаров и ставок, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, утвержденных в ЕТТ ЕАЭС. Хотелось бы отметить, что перечень не такой объемный, как в случае с Арменией, а ставки ЕТТ ЕАЭС начинают действовать с 2020 года. Также если сравнивать протоколы, содержащие перечни Кыргызской Республики и Армении, то можно заметить две отличительные черты: во-первых, ставки ЕТТ начинают действовать в Армении с 2022 года, а в Кыргызской Республике - в основном с 2020 года; во-вторых, перечень для Армении предусматривает постепенное увеличение ставки перед началом применения ЕТТ ЕАЭС, а в случае с Кыргызской Республикой - по некоторым позициям либо применение ЕТТ наступает раньше 2020 года, либо нет, но постепенности не наблюдается; в-третьих, перечень для Армении значительно больше.

Итак, сравнивая положение обеих стран, можно отметить, что однозначно основные трудности связаны с тарифными обязательствами перед ВТО. В случае с Кыргызской Республикой были взяты обязательства по ставкам ввозных таможенных пошлин в размере не выше 10%, однако уровень ставок составляет около 5,1%. Даже при низком уровне ставок ввозных таможенных пошлин в Армении в Кыргызской Республике они порядком ниже. Таким образом, следует ожидать завершения переговоров с ВТО по обязательствам обеих стран, которые однозначно окажут влияние на ЕТТ ЕАЭС. Также нельзя забывать о том, что Республика Казахстан, вступив в ВТО, также взяла на себя определенные обязательства и также получит переходный период с применением отличных ставок ввозных таможенных пошлин от ЕТТ ЕАЭС на определенный перечень товаров.

Таким образом, исследователи проблематики унификации таможенного законодательства членов ЕАЭС во многом склонны к тому, что в целом вступление именно России в ВТО оказало огромное влияние на будущее ЕАЭС с точки зрения содержания таможенного законодательства. Более того, Россия стала мостом для некоторых стран в ВТО. К такому выводу пришел целый ряд исследователей, например, таких, как О.Ю. Бакаева и многие другие. Это очевидно, так как обязательства Республики Армения, Кыргызской Республики как членов ВТО не распространяются на другие государства - члены ЕАЭС. Тем самым можно утверждать, что некий фундамент на пути унификации таможенного законодательства уже был заложен.

Острее стала проблема унификации с появлением новых членов ЕАЭС в 2015 году, а также с окончанием переговоров по вступлению в ВТО Республики Казахстан. Исследователи разделились на два лагеря: те, которые полагают, что членство в обеих организациях противоречит друг к другу, и наоборот. Однако предстоящая практика Казахстана интересна с точки зрения того, что на момент вступления в ВТО страна уже является членом ЕАЭС. Также необходимо отметить опасения, которые вызваны повышением конкуренции как в рамках ЕАЭС, так и в рамках ВТО. На данный момент уже существует решение Высшего евразийского экономического совета, в котором Казахстан также получает так называемый льготный период в связи с предстоящим членством в ВТО <1>. Тем самым так же, как и для Армении, учрежден перечень товаров, в отношении которых будут применяться более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Перечень товаров достаточно объемный. Скорее всего, последуют изменения, касающиеся ЕТТ ЕАЭС, так как размеры ставок значительно противоречат тем, которые на данный момент действуют в Армении и Кыргызской Республике. Также внесение подобных изменений в перспективе может произойти в 2016 году, так как предусмотрена проработка вопроса об их целесообразности совместными усилиями до 31 марта 2016 года <2>.

--------------------------------

<1> Решение Высшего евразийского экономического совета N 22 от 16 октября 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации". URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 20.09.2015).

<2> См.: Там же.

 

Таким образом, рассуждая об унификации таможенного законодательства в рамках ЕАЭС, следует отметить, что данный процесс замедлился и продолжительность его возросла ввиду членства новых участников в ВТО и вступления Казахстана в данную организацию. Наиболее интересным аспектом в данной связи является именно тарифное регулирование. Из проектов "дорожных карт" Кыргызстана и Армении следует, что все-таки именно на новых членов будет возложена основная нагрузка по разрешению возникшей ситуации в рамках ВТО.

Более детальное изучение данного вопроса станет возможным в ближайшее время с полноправным вступлением Казахстана в ВТО и окончанием переговоров Армении и Кыргызской Республики с ВТО по пересмотру их обязательств перед данной организацией. В целом унификация таможенного законодательства стала еще более острой проблемой, которая требует быстрого и грамотного решения для укрепления положения Евразийского экономического союза на мировой арене. Возможно, ЕАЭС следует последовать примеру Европейского союза, который является членом ВТО именно в качестве интеграционного объединения. Такое решение могло бы стать наиболее верным, если подойти к вопросу обязательств достаточно детально, учитывая интересы всех участников ЕАЭС.

 

Источники:

 

1. Договор от 19 мая 2011 года "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в г. Минске 19.05.2011) // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

2. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии N 12 от 23 апреля 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с реализацией положений Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 10 октября 2014 г." // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

3. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии N 20 от 21 августа 2015 года "О проектах протоколов о присоединении Республики Армения к отдельным международным договорам, заключенным в рамках Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

4. Протокол от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (в ред. от 11 декабря 2012 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

6. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 22 от 16 октября 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

7. Trade policy review by Armenia WT/TPR/G/228 2 March 2010 // www.wto.org.

8. Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу от 29 мая 2014 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

9. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 26 от 16 октября 2015 года "Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

10. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 28 от 16 октября 2015 года "Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

11. Исполнение государствами - членами Евразийского экономического союза обязательства в ВТО, сентябрь 2015 года // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

12. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // URL: http://www.eurasiancommission.org.

13. ВТО и Таможенный союз: перспективы интеграционного сотрудничества. Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, практических работников (Саратов 27 мая 2013). Выпуск 4. Сборник научных статей. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2013. 137 с.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 2 декабря 2013 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

15. Официальный сайт Всемирной торговой организации // URL: http://www.wto.org.

16. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 23.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.09.2015. N 38. Ст. 5213.

17. Протокол от 8 мая 2015 года "Об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республикой к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" // Портал www.alta.ru.

18. Trade policy review: Kyrgyz Republic. Report by Secretariat 1 WT/TPR/S/288 October 2013 // www.wto.org.

19. Lessons from Kyrgyzstan's WTO Experience for Kazakhstan, Tajikistan and Uzbekistan // SPECA/PWG-Trade/2007/EN/6.

20. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 22 от 16 октября 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

21. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 59 от 14 октября 2015 года "О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

22. Решение Высшего евразийского экономического совета N 57 от 14 октября 2015 года "О проекте международного договора, связанного с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации, и проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

23. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 38 от 4 февраля 2015 года "О ходе дальнейшей работы по совершенствованию таможенного законодательства" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑