• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле (Столярова А.)

Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле (Столярова А.)

Дата размещения статьи: 13.05.2016

Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле (Столярова А.)

В настоящей статье будут рассмотрены случаи из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле. В силу специфичности темы анализ такой практики встречается нечасто.
Эту сферу правового регулирования нельзя назвать очень сложной и разнообразной, однако круг вопросов, на которые могут обратить внимание юристы, довольно широк, поэтому мы ограничимся рассмотрением прав физических лиц на участки под захоронениями.
Статья предназначена для практикующих юристов, поэтому терминология, алгоритмы и варианты правовой стратегии обозначены без излишних подробностей и расшифровки.

Нормативные акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой области, - Федеральный закон от 8 декабря 1995 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
На региональном уровне в каждом субъекте, как правило, действует свой закон о погребении и могут быть приняты свои нормативы по СанПиН.
Непосредственно земли под кладбищами находятся в собственности органов местного самоуправления, которые формируют соответствующие нормы по организации похоронного дела.
Отдельно существуют особые нормы о режиме воинских захоронений, мемориалов, памятников культурного значения, вероисповедальных, закрытых кладбищ, содержащиеся в соответствующих законах.
Рассмотрим вопросы, касающиеся прав на захоронения, так называемые участки.
Есть общепринятые выражения "купить участок", "владелец участка". По действующему законодательству земля под кладбищами находится в муниципальной собственности (исключение - мемориалы, памятники федерального и регионального значения), то есть выкупить в собственность, стать владельцем участка на кладбище - нельзя.
Владельцем участка называют ответственного за захоронение, с которым заключен договор соответствующим ритуальным учреждением, выступающим от имени местных властей, и на чье имя выдан паспорт (удостоверение) захоронения.
Электронные паспорта захоронений с разметкой участка выдаются и формируются автоматически с 2009 года. Электронный паспорт содержит всю информацию о захоронении, в том числе регистрационный номер, точный размер участка, число и дату захоронения. Также в электронном виде хранятся данные о человеке, ответственном за захоронение. В базу данных носителя помещаются необходимые фотографии захоронения. На захоронения ранее этой даты оформлены паспорта, как правило, без разметки участка на карте.
Для обмера и фиксации границ участка старого захоронения необходимо обратиться в ритуальное учреждение. Сделать это необходимо в период, когда нет устоявшегося снежного покрова, приблизительно с 15 мая по 15 октября. Заявитель либо его законный представитель в назначенный день прибывает на кладбище и показывает специалисту и сотруднику, занимающемуся инвентаризацией, место погребения. Все замеры происходят исключительно в присутствии заявителя во избежание спорных ситуаций. Происходит снятие линейных размеров, определяются географические координаты. Делаются фотографии всех надмогильных сооружений и общий вид всего участка. Паспорт захоронения выдается гражданину на руки, а у организации, кроме электронной базы, остается бумажная анкета, где перечислены все умершие с номерами свидетельств, с датами захоронений, а также данные ответственного лица.
В соответствии с пунктом 2.1.15 Национального стандарта ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 516-ст, лицом, ответственным за место захоронения, является лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним; документом, содержащим сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающим его право дальнейшего использования места захоронения, признается удостоверение о захоронении (с 2009 года - паспорт захоронения - Прим. авт.). Под правом дальнейшего использования места захоронения подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т.д.
В Законе о погребении (п. 3 ст. 5 и далее) теоретически прослеживается установленная очередность в распределении между родственниками и иными лицами прав и обязанностей по захоронению, аналогичная очередности при наследовании имущества.
Однако в практике, массово поддерживаемой судами, все права (в том числе право выбора способа погребения и места захоронения, разрешение на захоронения в будущем) приобретает лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение. Этим лицом может быть кто угодно (дальний родственник, соседка), оказавшийся с умершим и получивший на руки гербовое свидетельство о смерти.
Кроме Закона о погребении, эта практика основана на нормах ст. ст. 64, 66 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", согласно которым заявить о смерти может любое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти, основанием для государственной регистрации смерти является документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, а именно медицинское свидетельство о смерти. Подтверждение родственных отношений в указанном случае при наличии на руках медицинского свидетельства о смерти и документа, удостоверяющего личность умершего (паспорта), не требуется.
Лицо, получившее на руки свидетельство о смерти, еще не становится ответственным за захоронение, но осуществить действия (заключить договор, получить тело для захоронения) может только держатель свидетельства.
Оспорить законность действий этого лица и переоформить в будущем право на захоронение очень сложно, часто практически невозможно.
Так, в деле N 33-12597/2011 (Челябинский областной суд) супруга считала, что имеет преимущественное право перед детьми определять место захоронения мужа, но суд кассационной инстанции посчитал такое толкование ч. 3 ст. 5 Закона ошибочным и указал, что "право на определение места захоронения умершего принадлежит наравне с супругом и близким родственникам, в том числе детям". Мать не смогла переоформить право на захоронение дочери с мужа дочери на себя, несмотря на то что муж не ухаживает за захоронением (Апелляционное определение Мосгорсуда от 12 февраля 2015 г. по делу N 33-4631).
В Санкт-Петербурге рассматривалось дело по иску дочери умершей к соседке, которая ухаживала за матерью истицы, в момент смерти совершила все необходимые действия по оформлению документов, осуществила кремацию и захоронение урны и оказалась наследницей по завещанию квартиры умершей. Истица считала, что приоритетное право на принятие решения о кремации умершей и право на захоронение принадлежит ее близким родственникам, однако, несмотря на нравственную обоснованность такого толкования и явно криминальный характер случая, суд не смог признать действия соседки по кремации незаконными и обязать ее перерегистрировать право на захоронение (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 апреля 2014 г. N 33-5569/2014).
Нечасто, но все же встречаются примеры противоположной позиции судов, когда решение о перерегистрации выносится в пользу близких родственников против посторонних лиц, с учетом всех обстоятельств дела, степени родства и факта ухода за захоронением (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 16 сентября 2014 г. по делу N 33-32584/14).
Ситуация выравнивается после смерти самого ответственного лица: тогда во всех случаях "захоронение должно было быть перерегистрировано по степени родства на ближайшего родственника захороненного лица... при наличии соответствующего заявления" (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-10022/2015).
То есть в случае смерти ответственного лица, если это лицо не было родственником захороненных, у родственников появляется преимущественное право на перерегистрацию захоронения на себя, причем с учетом степени родства.
В федеральном Законе о погребении этих нюансов нет, такие выводы на основании только федерального Закона о погребении - результат правоприменительной практики. Однако региональное законодательство может содержать более детальные нормы.
Например, в соответствии с положениями ст. ст. 7, 8 Закона г. Москвы "О погребении и похоронном деле в г. Москве" реализация волеизъявления умершего, право на осуществление организации погребения умершего и реализация других прав в данной сфере прямо поставлены в зависимость от степени родства между умершим и родственником. Так, первоочередными правами обладают близкие родственники первой очереди, к которым Закон относит супруга, детей, родителей и внуков.
Согласно п. 1 "Правил по оформлению документов по перерегистрации ответственности за захоронения умерших граждан", утвержденных приказом генерального директора ГУП "Ритуал" от 25.03.2008 N 22, при рассмотрении обращений граждан по вопросу переоформления захоронений в связи со смертью ответственного лица необходимо производить перерегистрацию по письменному заявлению граждан на родственников захороненных: в первую очередь имеют право супруг(-а), дети, родители, усыновленные, усыновители (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-45290, Апелляционное определение Мосгорсуда от 18 ноября 2014 г. по делу N 33-45747).
Если в соответствующее учреждение обратился кто-либо из родственников и в результате перерегистрации получил права на захоронение, то последующее оспаривание этого права более близким родственником будет невозможно (см. Кассационное определение Мосгорсуда от 27 апреля 2015 г. N 4г/2-3762/15).
По общему правилу родственник умершего ответственного лица, но не состоящий в родстве с захороненными на участке, не может перерегистрировать участок на себя (см. Кассационное определение Мосгорсуда от 19 февраля 2015 г. N 4г/2-881/15), даже если у захороненных нет родственников, имеющих право принять на себя ответственность. Таким образом, захоронение получает печальный "шанс" стать бесхозным в будущем.
Нужно понимать, что отказы в перерегистрации со стороны ритуальных ГУП бывают обусловлены целью освободить в будущем участок от бесхозной могилы, поэтому за сохранностью табличек на могиле нужно следить, а при их отсутствии - поднимать архивные документы (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-10022/2015 - решение в пользу истицы, и противоположные случаи - когда истцы не смогли доказать наличие могил и потеряли права на семейные захоронения: Кассационное определение Пермского горсуда от 21 февраля 2011 г. по делу N 33-1554 и решение Савеловского районного суда г. Москвы по делу 2-273/2015 (2-7543/2014) М-8838/2014).
Однако есть и противоположные решения судов, когда отказ в перерегистрации на лиц, не состоящих в родстве с похороненными, признается незаконным по иску к учреждению, проводящему перерегистрацию, и при отсутствии спора между родственниками и неродственниками. Суд обязал ГУП "Ритуал" перерегистрировать право на истицу, несмотря на то, что истица не является близкой родственницей захороненного, а была родственницей ответственного лица и фактически ухаживает за захоронением, Мосгорсуд признал решение обоснованным (Апелляционное определение от 18 декабря 2014 г. по делу N 33-41023).
Ввиду длительности семейных историй встречается так называемая "двойная ответственность", когда после многочисленных перерегистраций или даже недобросовестности либо неграмотности сотрудников ритуальных учреждений у одной могилы появляются два ответственных лица. Такие случаи законодательством не допускаются и разрешаются в судебном порядке, что закреплено практикой Верховного Суда Российской Федерации, указавшего на то, что "наличие двойной регистрации захоронения ограничивает права сторон на дальнейшее использование спорных захоронений, поскольку предполагает необходимость согласования порядка дальнейшего использования захоронения сторонами" (см. Определение ВС РФ от 27 мая 2014 г. N 6-КГ14-3). Данная позиция отражена в последующих решениях судов (см. Кассационное определение Мосгорсуда от 6 февраля 2015 г. N 4г/2-733/15).
При работе с вопросами семейных захоронений следует обращать внимание на разное регулирование их статуса в региональных нормативных актах. Например, в Петербурге захоронение считается семейным только после заключения соответствующего договора (Апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 9 июля 2013 г. N 33-10416/2013).

Выводы

Судебная практика по вопросам погребения довольно обширна и очень интересна, но из-за особенностей предмета регулирования часто выпадает из поля зрения практикующих юристов.
Наиболее остро проблемы в этой сфере возникают в больших городах из-за нехватки мест либо в связи с оформлением прав на захоронения на исторических, старинных кладбищах. Не секрет, что эта тема все больше коммерциализируется, и этот процесс происходит быстрее, нежели процесс осознания в умах граждан, и к юристу проблема зачастую попадает в довольно "запущенном" виде.
Юристам, которые сталкиваются в работе с этой сферой, можно посоветовать:
- уделять большое внимание профилактике возникновения спорных ситуаций: проинформировать потенциальных клиентов о необходимости проверить, какие документы есть в семейных архивах, на кого зарегистрированы права, установить, какие сведения содержатся в регистрационных документах администрации кладбища, посоветовать вовремя переоформить старые документы на новые электронные паспорта;
- при анализе обращать внимание на региональные и местные правовые акты и специальные правила, утвержденные организациями (чаще - ГУП), на которые непосредственно возложены обязанности по организации похоронного дела на местном уровне, так как именно в этих документах, как правило, содержатся действующие, практически применяющиеся нормы;
- при работе со старинными и закрытыми кладбищами бывает необходимо поднять документы 20-х, 30-х годов, которыми регулировались отношения в то время;
- необходимо понимать, что в сохранении могил заинтересованы прежде всего живущие родственники и не заинтересованы "распорядители" земли, важно не допускать превращения могилы в бесхозную, понимать, что могилу могут снести с целью освобождения участка, не относиться легкомысленно к уходу за захоронением;
- обратить внимание на то, что некоторые существующие в сознании не только простых граждан, но и юристов представления о должном правовом регулировании, основанные на нравственных нормах и традициях, в ряде случаев довольно сильно расходятся с существующей судебной практикой, поэтому не лишним будет просмотреть, изучить судебные дела, тем более что это в целом довольно интересно и так или иначе касается абсолютно всех людей, имеющих семейную историю.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑