• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Советское следствие в канун распада СССР (1985 - 1991 гг.) (Серов Д.О., Федоров А.В.)

Советское следствие в канун распада СССР (1985 - 1991 гг.) (Серов Д.О., Федоров А.В.)

Дата размещения статьи: 05.06.2016

Советское следствие в канун распада СССР (1985 - 1991 гг.) (Серов Д.О., Федоров А.В.)

В 1985 г. Советский Союз вступил в полосу так называемых "ускорения" и "перестройки" - чем дальше, тем более форсированных попыток реформировать как экономические отношения, так и форму государственно-правового режима. Эти попытки обернулись нарастанием социально-экономического и политического кризиса, обвальным усилением дезинтеграционных процессов, завершившись распадом государства <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 - 1991. 2-е изд. Новосибирск, 2000. С. 403 - 659.

В обстановке кризиса резко ухудшилась криминогенная обстановка. По данным отдела статистики Прокуратуры СССР, если в 1985 г. в СССР было зарегистрировано 2,083 млн преступлений, то в 1990 г. - 2,786 млн, а в 1991 г. - уже 3,078 млн. Так, количество умышленных убийств (с покушениями) увеличилось с 18 718 в 1985 г. до 24 192 в 1991 г., количество грабежей - с 61 195 в 1985 г. до 145 546 в 1991 г. <2>. В РСФСР в 1986 г. было зарегистрировано 1,338 млн преступлений, в 1990 г. - 1,839 млн, а в 1991 г. - 2,178 млн. Резко возросло количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия: в 1986 г. в СССР их было зарегистрировано 3 901, а в 1990 г. - 7 254 <3>.
--------------------------------
<2> Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Заложники вождей. Советские и российские прокуроры. XX век. 1954 - 1992. М., 2006. С. 476. Данные на 1991 г. приведены без учета Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии.
<3> Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 94, 228.

Рост преступности обусловил дискуссию об адекватности сложившейся системы правоохранительных, в том числе следственных, органов в изменившейся криминогенной обстановке. И хотя в последние годы существования Союза ССР советские органы следствия развивались по-прежнему в рамках административной и прокурорской моделей, окончательно сложившихся в 1930-е гг. <4>, во второй половине 1980-х гг. на новом уровне вновь был поднят вопрос о создании в нашей стране единого органа следствия <5>. Он не только широко обсуждался юридической общественностью, но и перешел в плоскость выработки законопроектов.
--------------------------------
<4> О развитии органов следствия СССР и РСФСР в 1940-х - первой половине 1980-х гг. подробнее см.: Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - 1959 гг.) // Российский следователь. 2015. N 21. С. 50 - 55; Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в 1960 - 1985 гг. // Российский следователь. 2015. N 22. С. 50 - 55.
<5> О дискуссиях и проектах создания единого органа следствия СССР во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг. подробнее см.: Аверченко А.К., Серов Д.О. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 162 - 164.

Что касается следственных подразделений в органах внутренних дел, то здесь необходимо отметить, что в июле 1989 г., в соответствии с приказом МВД СССР, руководители следственных отделов/управлений территориальных органов внутренних дел стали по должности заместителями начальников соответствующих органов (т.е. по существу заместителями руководителей органов дознания). Это противоречило не только уголовно-процессуальному закону, но и здравому смыслу. В том же 1989 г. следственные отделы/управления органов внутренних дел были переименованы в "службы расследования преступлений" <6>.
--------------------------------
<6> Деришев Ю.В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ: монография. Омск, 2003. С. 221.

Законом РСФСР от 27 октября 1989 г. было воссоздано Министерство внутренних дел РСФСР <7> (ликвидированное в июле 1966 г.). В декабре 1989 г. была утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР, в составе которой было предусмотрено Главное следственное управление <8>. Первым начальником ГСУ МВД России стал генерал-лейтенант милиции А.М. Логвинов (1938 - 2004 гг.), занимавший в 1987 - 1989 гг. должность начальника Главного управления охраны общественного порядка МВД СССР.
--------------------------------
<7> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1310.
<8> Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996. С. 212.

Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 г. N 10105-XI "О структуре Прокуратуры Союза ССР" <9> центральный аппарат союзной прокуратуры подвергся реорганизации. В ходе этой реорганизации Главное следственное управление Прокуратуры СССР было ликвидировано путем преобразования в Главное управление по надзору за следствием и дознанием. В состав нового Главного управления вошли Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел (на правах основного управления) и следственная часть (на правах основного отдела). В штате следственной части, как и прежде, состояли следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР.
--------------------------------
<9> Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. N 6. Ст. 42.

В 1980 - 1989 гг. начальником следственной части Прокуратуры СССР являлся Г.П. Каракозов (1926 - 1992 гг.) <10>. Последним руководителем следственной части союзной Прокуратуры (вскоре преобразованной в Управление по расследованию дел особой важности) стал выходец из Главной военной прокуратуры генерал-майор А.В. Сбоев, 1923 г.р.
--------------------------------
<10> О судьбе Г.П. Каракозова подробнее см.: Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Указ. соч. С. 232 - 234.

Последние годы существования следственной части/Управления были ознаменованы "выплеснувшимся" наружу конфликтом - начавшемся еще при Генеральном прокуроре А.М. Рекункове <11> противостоянием следственной группы Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова с руководством Прокуратуры СССР и ЦК КПСС <12>.
--------------------------------
<11> Генеральный прокурор СССР с февраля 1981 г. по май 1988 г.
<12> Подробнее см.: Звягинцев А.Г. Прокуратура России. От истоков до наших дней. М., 2015. С. 581.

Что касается нагрузки следственных органов, то к 1990 г. в производстве следователей МВД находилось свыше 90% уголовных дел, а у следователей прокуратуры - 9,1% уголовных дел <13>.
--------------------------------
<13> Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. М., 2014. С. 229.

Первый раз в годы "перестройки" вопрос о реформировании органов следствия был поставлен на повестку дня в июле 1987 г., когда была создана межведомственная рабочая группа по выработке предложений по "организационной перестройке следственных аппаратов органов прокуратуры и внутренних дел" <14>.
--------------------------------
<14> Подробнее см.: Пантелеев В.О. Единый следственный орган РСФСР и СССР: дискуссии и законопроекты (1957 - 1991 гг.) // 300 лет следственному аппарату России (1713 - 2013 гг.) / под общ. ред. А.И. Быстрыкина; науч. ред. Д.О. Серов. М., 2014. С. 296 - 302.

Как явствует из документов фонда "Прокуратура СССР" Государственного архива Российской Федерации, в состав межведомственной рабочей группы вошли 24 человека, представлявших Прокуратуру СССР (13 человек), МВД СССР (8 человек), КГБ СССР, Министерство юстиции СССР (по 1 человеку) и аппарат Президиума Верховного Совета СССР (2 человека) <15>. Деятельность группы курировали заместитель Генерального прокурора СССР О.В. Сорока, заместитель министра внутренних дел СССР Б.В. Заботин, первый заместитель председателя Верховного суда СССР С.И. Гусев и заместитель министра юстиции СССР В.Т. Губарев <16>.
--------------------------------
<15> Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8131, оп. 28, N 6254, л. 70 - 72.
<16> Там же. N 6253, л. 4.

Для начала кураторы рабочей группы направили запросы с просьбой высказать мнения о вариантах реформирования органов следствия руководителям прокуратур, министерств внутренних дел и юстиции и председателям верховных судов союзных республик, а также руководителям прокуратур, внутренних дел и юстиции, председателям судов Москвы, Ленинграда и ряда субъектов РСФСР, Украинской ССР и Казахской ССР. Попросили высказаться также ученых и преподавателей профильных академических и ведомственных научных и образовательных учреждений.
В поступивших ответах были обоснованы четыре варианта реорганизации органов следствия:
1) сохранение прежней структуры органов следствия - с внесением изменений в подследственность уголовных дел;
2) выведение следователей из подчинения районных прокуроров и начальников отделов внутренних дел и создание укрупненных следственных частей, которые бы подчинялись областным или республиканским следственным управлениям в рамках существовавшей системы органов следствия;
3) создание единого органа следствия, входящего в структуру МВД, прокуратуры или Министерства юстиции;
4) создание самостоятельного Следственного комитета как отдельного ведомства.
Обобщив, по поручению рабочей группы, поступившие с мест предложения, Прокуратура СССР подготовила в августе 1987 г. особую справку "О целесообразности создания Следственного комитета" <17>. Как явствует из справки, за создание вневедомственного единого следственного органа высказались (частью с оговорками) министерства юстиции и верховные суды десяти союзных республик (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Украины), а также Верховный Суд РСФСР. В частности, судьи Верховного Суда РСФСР, поддержав идею о "выделении следственного аппарата в качестве самостоятельного органа", вместе с тем выдвинули предложение сохранить при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик группы следователей по особо важным делам для расследования уголовных дел "исключительной важности" <18>. А вот Верховный Суд и Министерство юстиции Туркменской ССР высказались за создание "единого следственно-дознавательского аппарата либо при Совете министров СССР, либо при Министерстве юстиции" <19>.
--------------------------------
<17> Там же. N 6253, л. 61 - 75.
<18> Там же. Л. 61.
<19> Там же. Л. 65.

В запрошенных субъектах союзных республик идею учреждения единого органа следствия поддержали: руководители правоохранительных и судебных органов Башкирской АССР (предложив наименовать его "Государственным комитетом по следственным делам"), Волгоградской области, Донецкой области, судьи Саратовского областного суда и Свердловского областного суда <20>.
--------------------------------
<20> Там же. Л. 66 - 67, 69.

Из числа научных и образовательных учреждений за единый орган следствия высказались: Институт государства и права АН СССР, ВНИИ советского законодательства, Свердловский и Саратовский юридический институты, Киевский, Куйбышевский и Томский университеты и Харьковский филиал Института повышения квалификации руководящих кадров Прокуратуры СССР (с оговоркой о нецелесообразности окончательно лишать прокуратуру права расследования уголовных дел, которое "должно осуществляться соответствующими помощниками прокурора района или города") <21>. Кроме того, записку "К вопросу об объединении следственных аппаратов прокуратуры и органов внутренних дел", в которой содержалось развернутое обоснование необходимости учреждения Следственного комитета СССР как союзно-республиканского органа, в августе 1987 г. представил член рабочей группы старший научный сотрудник ВНИИ МВД СССР А.П. Гуляев <22>.
--------------------------------
<21> Там же. Л. 70 - 71, 74 - 75; N 6256, л. 1 - 4, 96 - 98. Что касается авторов отзывов, то примечательно, что ответ от Куйбышевского университета готовил заведующий кафедрой уголовного права и процесса С.А. Шейфер (1924 г. р.), в 1950 - 1963 гг. прошедший путь от народного следователя до начальника следственного отдела прокуратуры Пензенской области. От ВНИИ советского законодательства ответ подготовила старший научный сотрудник Т.Г. Морщакова (1936 г. р.) - будущий судья Конституционного Суда РФ (Там же. N 6254, л. 2 - 8, 98 - 104).
<22> См.: Там же. N 6255, л. 38 - 48.

В августе 1987 г. рабочая группа была преобразована в рабочую комиссию (в новом составе) под руководством заместителей Генерального прокурора СССР О.В. Сороки и А.Ф. Катусева <23>. Несмотря на подготовку комиссией нескольких законопроектов, ее работа оказалась свернута в том же 1987 г. Каких-либо изменений ни в построение органов следствия, ни в уголовно-процессуальное законодательство внесено тогда не было.
--------------------------------
<23> ГАРФ. Ф. 8131, оп. 28, N 6255, л. 174.

Своеобразным отголоском деятельности межведомственной рабочей группы явился осуществленный Министерством внутренних дел СССР эксперимент, в ходе которого следственные подразделения МВД Белорусской ССР, Эстонской ССР, УВД Волгоградской и Свердловской областей, а также УВД пяти районов г. Москвы (Бабушкинского, Ворошиловского, Железнодорожного, Красногвардейского и Краснопресненского) стали функционировать в условиях служебной и процессуальной самостоятельности. Начало эксперименту было положено Приказом министра внутренних дел СССР N 163 от 14 августа 1987 г. "О проведении эксперимента по перестройке системы следственного аппарата органов внутренних дел" <24>. Этим же Приказом были утверждены Временные положения "О следственном управлении Министерства внутренних дел союзной республики", "О следственном управлении Министерства внутренних дел по области" и Временная инструкция по организации взаимодействия следственного аппарата органов внутренних дел с органами дознания <25>.
--------------------------------
<24> Там же. Л. 1 - 5.
<25> См.: Там же. Л. 9 - 16, 17 - 20, 21 - 25.

Эксперимент подтвердил эффективность работы следственных подразделений в условиях единой организационной системы с подчинением нижестоящих следственных подразделений вышестоящим, однако решением министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина <26> был внезапно прекращен в феврале 1989 г. без какого-либо обоснования <27>. Такое решение представляется непонятным, если учесть, что результаты эксперимента получили одобрение в резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции "О правовой реформе" от 1 июля 1988 г., в п. 7 которой было предложено вывести следственные подразделения из подчинения республиканских и местных органов внутренних дел и создать на их основе централизованный следственный аппарат, который входил бы в структуру МВД <28>.
--------------------------------
<26> Министр внутренних дел СССР с октября 1988 г. по декабрь 1990 г.
<27> Деришев Ю.В. Указ. соч. С. 233.
<28> Резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции Коммунистической партии Советского Союза. Приняты 1 июля 1988 г. М., 1988. С. 46.

В печати одним из первых тему о вневедомственном органе следствия в годы "перестройки" затронул председатель Верховного суда Башкирской АССР Ш.К. Вахитов. В статье, опубликованной в 1988 г. в журнале "Советское государство и право", он констатировал значительные недостатки в деятельности следственных подразделений органов внутренних дел. В связи с этим Ш.К. Вахитов предложил (хотя и в перспективе) образовать Следственный комитет СССР, подотчетный Верховному Совету СССР <29>. Показательно, что в конце 1980-х гг. в пользу создания вневедомственного органа следствия высказалось 72,2% опрошенных сотрудников следственных подразделений МВД и прокуратуры г. Уфы и 71,7% - г. Омска <30>.
--------------------------------
<29> Вахитов Ш.К. Место следственного аппарата в системе государственных органов // Советское государство и право. 1988. N 2. С. 77.
<30> Там же. С. 76; Деришев Ю.В. Указ. соч. С. 231.

Публичное обсуждение вопроса о реорганизации органов следствия произошло на заседании "круглого стола", проведенного в 1989 г. редакцией издательства "Юридическая литература". За учреждение ведомственно самостоятельного Следственного комитета (хотя и в нескольких вариациях его построения) выступили уже упоминавшиеся С.И. Гусев, А.П. Гуляев, Т.Г. Морщакова и даже начальник Главного следственного управления МВД СССР генерал-лейтенант В.Г. Новиков <31>. Так, С.И. Гусев высказался за создание единого вневедомственного Следственного комитета СССР "на правах министерства с находящейся у него в подчинении... юридической милицией" <32>.
--------------------------------
<31> Истина... И только истина! Пять бесед о судебно-правовой реформе / отв. ред. Ю.И. Стецовский. М., 1990. С. 275, 277, 281, 283. Двумя годами ранее, на совещании рабочей комиссии 31 августа 1987 г. В.Г. Новиков также высказывался за создание единого Следственного комитета, оговорив, правда, что учредить его "в настоящее время... нет возможности" (ГАРФ. Ф. 8131, оп. 28, N 6255, л. 172).
<32> Истина... И только истина! С. 278. Уместно заметить, что С.И. Гусев (1924 г. р.) длительное время проработал в органах прокуратуры: в 1965 - 1972 гг. он занимал должность прокурора Московской области, а в 1972 - 1977 гг. - заместителя Генерального прокурора СССР, начальника Следственного управления Прокуратуры СССР.

Нет сомнений, что предложение об учреждении "юридической милиции" являлось по существу попыткой перенести на российскую почву стародавний французский институт "судебной полиции" (police judiciaire). Стоит, правда, оговорить, что в 1980-е гг. во Франции должностные лица судебной полиции организационно входили в несколько ведомств, при расследовании уголовных дел подчинялись прокурору, а офицеры судебной полиции проходили в прокуратуре служебную аттестацию <33>.
--------------------------------
<33> Подробнее см.: Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М., 1995. С. 18 - 26.

В апреле 1989 г. I Съезд народных депутатов СССР акцентировал внимание на создание самостоятельного, не подверженного ведомственным и местным влияниям следственного аппарата. Согласно ст. 5 Постановления Верховного Совета СССР от 18 апреля 1990 г. N 1438-1 Комитету Верховного Совета СССР по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью, Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено внести предложения о создании "союзного Следственного комитета" <34>. Комитетом по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью соответствующий законопроект был подготовлен уже к началу 1991 г. <35>.
--------------------------------
<34> Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 17. Ст. 278.
<35> Ларин А.М., Савицкий В.М. Каким быть следственному аппарату // Советское государство и право. 1991. N 1. С. 38.

В 1990 - 1991 гг. в поддержку учреждения Следственного комитета СССР продолжили выступать многие ученые-юристы и практические работники. Так, заслуженный деятель науки РСФСР Л.М. Карнеева отмечала, что "если... в прокуратуре следствие сращивается с надзором, то в органах внутренних дел следствие не просто сращивается, а подавляется оперативными аппаратами, занимающими в этом ведомстве, являющемся прежде всего органом дознания, главенствующее место". В связи с этим Л.М. Карнеева высказывалась в поддержку идеи о создании Следственного комитета при Совете Министров или при Верховном Совете СССР <36>.
--------------------------------
<36> Карнеева Л.М. Где быть следственному аппарату // Социалистическая законность. 1991. N 2. С. 27.

Одним из сторонников создания вневедомственного следственного органа явился в ту пору не кто иной, как последний Генеральный прокурор СССР Н.С. Трубин <37>. Выступая в феврале 1991 г. на Всесоюзном совещании работников прокуратуры, Н.С. Трубин определенно высказался как за ликвидацию в органах прокуратуры следственных подразделений, так и за учреждение (хотя и в перспективе) вневедомственного Следственного комитета <38>.
--------------------------------
<37> Н.С. Трубин (1931 г.р.), Генеральный прокурор СССР с декабря 1990 г., имел значительный стаж пребывания на следственных должностях: в 1960 - 1961 гг. он работал следователем прокуратуры Новотитаровского района Краснодарского края, в 1966 - 1972 гг. - начальником следственного отдела прокуратуры Краснодарского края, в 1973 - 1977 гг. - заместителем начальника Следственного управления Прокуратуры СССР, а в 1978 - 1982 гг. - заместителем прокурора РСФСР, начальником Следственного управления Прокуратуры РСФСР (Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Указ. соч. С. 359 - 365, 370).
<38> Трубин Н.С. Прокуратура должна заниматься своим делом // Социалистическая законность. 1991. N 3. С. 8, 14.

Идея о создании ведомственно самостоятельного органа следствия нашла серьезный отклик и на республиканском уровне. К сентябрю 1990 г. рабочая группа под руководством заместителя начальника Главного следственного управления МВД РСФСР Е.А. Щербинского разработала пакет проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с образованием единого Следственного комитета РСФСР <39>. 26 сентября 1990 г. комитетом Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Верховный Совет были внесены для рассмотрения проекты Законов РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РСФСР", "О Следственном комитете РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", "Об ответственности за неуважение к следователю и воспрепятствование его деятельности" <40>.
--------------------------------
<39> Подробнее см.: Пантелеев В.О. Указ. соч. С. 307 - 318.
<40> Публикацию подборки законопроектов 1990 г. о создании Следственного комитета РСФСР см.: История органов следствия России: хрестоматия / сост. А.К. Аверченко, Д.О. Серов, В.О. Пантелеев и др. М., 2015. С. 128 - 161.

Кроме того, этой же рабочей группой был разработан ряд проектов подзаконных актов: Постановления Совета Министров РСФСР "Об организационно-штатном, финансовом, материально-техническом и научном обеспечении деятельности Следственного комитета РСФСР", Положения "Об условиях и порядке прохождения службы в органах и учреждениях Следственного комитета РСФСР", межведомственной Инструкции "О порядке взаимодействия органов Следственного комитета РСФСР с органами дознания при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений". Предлагаемая реформа органов следствия заключалась в образовании вневедомственного, единого и подотчетного Верховному Совету РСФСР конституционного Следственного комитета РСФСР.
Примечательно, что в целях обеспечения регулярной подготовки и переподготовки следственных кадров предлагалось передать в ведение Следственного комитета РСФСР ряд высших школ милиции, преобразовав их в высшие следственные школы с самостоятельными факультетами повышения квалификации следователей и институты повышения квалификации следственных работников. Наряду с этим планировалось открыть специальные факультеты для подготовки следователей на базе Московского, Ленинградского, Иркутского, Томского университетов и Саратовского юридического института, а также образовать при Следственном комитете РСФСР Научно-исследовательский институт проблем предварительного следствия <41>.
--------------------------------
<41> Пантелеев В.О. Указ. соч. С. 317.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 21 января 1991 г. проект Закона "О Следственном комитете РСФСР" (наряду с проектами Законов "О полиции (милиции) РСФСР" и "О Прокуратуре РСФСР") были включены в повестку дня третьей сессии Верховного Совета РСФСР. Впрочем, принять реформаторские законопроекты с первой попытки не удалось. 27 мая 1991 г. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР комитетам Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью, по законодательству и Совету Министров РСФСР было поручено доработать проект Закона "О Следственном комитете РСФСР" с учетом замечаний комиссий палат и комитетов Верховного Совета. Однако от идеи создания Следственного комитета российский законодатель отказываться отнюдь не собирался.
В Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 <42>, создание единого Следственного комитета РСФСР, отделенного как от прокуратуры, так и от органов внутренних дел и государственной безопасности, было детально обосновано как одно из ключевых направлений реформирования системы правоохранительных и судебных органов России <43>. Особое внимание в Концепции уделялось вопросу укрепления процессуальной независимости следователя. В Концепции, в частности, отмечалось, что "центральной фигурой в Следственном комитете должен быть следователь, существование руководителей всех уровней оправданно лишь в качестве организаторов его работы" <44>.
--------------------------------
<42> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
<43> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 63 - 67.
<44> Там же. С. 66.

Реализовывать положения Концепции пришлось, однако, уже в другом государстве. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Постановления "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" и "О денонсации Договора об образовании СССР" <45>, которые положили конец существованию Союза ССР. В истории российских органов следствия открылась новая глава.
--------------------------------
<45> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798, 1799.

Литература

1. Аверченко А.К., Серов Д.О. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 122 - 127.
2. Вахитов Ш.К. Место следственного аппарата в системе государственных органов // Советское государство и право. 1988. N 2. С. 70 - 79.
3. Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М.: Спарк, 1995. 130 с.
4. Деришев Ю.В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ: моногр. Омск: ОмЮИ, 2003. 257 с.
5. Звягинцев А.Г. Прокуратура России. От истоков до наших дней. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 728 с.
6. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Заложники вождей. Советские и российские прокуроры. XX век. 1954 - 1992. М.: РОССПЭН, 2006. 648 с.
7. Истина... И только истина! Пять бесед о судебно-правовой реформе / отв. ред. Ю.И. Стецовский. М.: Юрид. лит., 1990. 432 с.
8. История органов следствия России: хрестоматия / под ред. А.М. Багмета, В.В. Бычкова, Д.О. Серова; сост. А.К. Аверченко, Д.О. Серов, В.О. Пантелеев и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 223 с.
9. Карнеева Л.М. Где быть следственному аппарату // Социалистическая законность. 1991. N 2. С. 26 - 28.
10. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: Республика, 1992. 111 с.
11. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. М.: Изд. "Экзамен", 2014. 255 с.
12. Ларин А.М., Савицкий В.М. Каким быть следственному аппарату // Советское государство и право. 1991. N 1. С. 30 - 39.
13. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: НОРМА, 1997. 525 с.
14. Пантелеев В.О. Единый следственный орган РСФСР и СССР: дискуссии и законопроекты (1957 - 1991 гг.) // 300 лет следственному аппарату России (1713 - 2013 гг.) / под общ. ред. А.И. Быстрыкина; науч. ред. Д.О. Серов. М.: СК РФ, 2014. С. 292 - 319.
15. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 - 1991. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 684 с.
16. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / В.Ф. Некрасов, А.В. Борисов и др. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. 462 с.
17. Резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции Коммунистической партии Советского Союза. Приняты 1 июля 1988 г. М.: Политиздат, 1988. 46 с.
18. Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - 1959 гг.) // Российский следователь. 2015. N 21. С. 50 - 55.
19. Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в 1960 - 1985 гг. // Российский следователь. 2015. N 22. С. 50 - 55.
20. Трубин Н.С. Прокуратура должна заниматься своим делом // Социалистическая законность. 1991. N 3. С. 7 - 16.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑