• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Входит ли в обязанности медицинского учреждения бесплатная выдача бахил? (Фимина Н.)

Входит ли в обязанности медицинского учреждения бесплатная выдача бахил? (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 05.06.2016

Входит ли в обязанности медицинского учреждения бесплатная выдача бахил? (Фимина Н.)

Обязанность поддержания чистоты помещений медицинской организации возлагается на такую организацию. Довольно часто, приходя в муниципальную поликлинику или больницу, посетители и пациенты обязаны приносить с собой бахилы или приобретать их в аптеке. Входит ли в обязанности медицинского учреждения выдача бахил? На этот и другие вопросы ответим в настоящей статье.

 

Какой категории лиц выдаются бахилы бесплатно?

 

Ответ на поставленный вопрос можно найти в арбитражной практике. Так, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 27.10.2014 по делу N 33-9554 суд указал следующее.

Как предусмотрено п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), организации, осуществляющие медицинскую деятельность, должны соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования.

К числу таких требований относится обеспечение пациентов индивидуальными комплектами белья (простынями, подкладными пеленками, салфетками, бахилами) при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема (п. 13.6 СанПиН 2.1.3.2630-10), вне зависимости от вида лечебно-диагностических манипуляций (инвазивного или неинвазивного).

Таким образом, обязанность поддержания чистоты помещений медицинской организации возлагается на медицинскую организацию. При этом запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Иными словами, медицинские учреждения в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, а также прав и законных интересов пациентов должны предоставлять бахилы бесплатно, а не перекладывать расходы на пациентов. Предоставление бахил на платной основе означает, что гражданам навязывают приобретение товаров, тем самым нарушается их право на получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ). Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ <1> каждый гражданин РФ имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждена на 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

 

Дополнительно к выдержке из арбитражной практики можно привести региональные разъяснения, в которых учреждениям здравоохранения дается прямое предписание выдавать бахилы бесплатно всем посетителям. Так, в Письмах Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.06.2009 N 62-11-1387-К, от 04.07.2011 N 14-01-22/9 сообщается, что в лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы должен соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим и должны осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний.

С этой целью посетители стационаров, не имеющие сменную обувь, должны надевать на уличную обувь бахилы. При посещении поликлиник переобувание в сменную обувь или надевание бахил производится по желанию пациентов и только в "режимных" кабинетах (процедурном, прививочном кабинетах, лаборатории и др.). При этом администрация медицинского учреждения должна организовать бесплатное обеспечение населения бахилами.

Далее чиновники в Письме отметили, что с разрешения Департамента здравоохранения г. Москвы возможна установка аппаратов по реализации бахил. Их разрешается устанавливать в женских консультациях, стоматологических поликлиниках и ЛПУ, имеющих в своем составе стационарные отделения. Департамент здравоохранения г. Москвы обязывает руководителей ЛПУ осуществлять постоянный контроль за деятельностью подведомственных ЛПУ и принимать все возможные меры по недопущению случаев неправомерной торговли в лечебных учреждениях и соблюдению принципа добровольности в приобретении бахил. Лица, принадлежащие к льготным категориям, должны обеспечиваться одноразовой обувью бесплатно.

В то же время в судебной практике имеются другие решения. В частности, судом вынесено постановление, согласно которому больница не обязана обеспечивать бахилами всех посетителей медицинского учреждения. Данное требование относится только к пациентам, в отношении которых проводятся медицинские манипуляции (Решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 17.10.2013 N 2-366/2013). Приведем выдержку из этого Решения.

Прокурор Бакалинского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к районной больнице о признании незаконным ее бездействия, выразившегося в необеспечении пациентов и посетителей бесплатно одноразовыми бахилами.

В больнице было размещено объявление, в котором было сказано о необходимости сменить обувь или воспользоваться бахилами при посещении стационара. При этом в холле больницы была организована продажа бахил в аптечном пункте. По мнению прокурора, после размещения указанного объявления учреждению нужно было организовать бесплатную выдачу бахил. Иначе в данном случае учреждение отказывает в оказании гражданам гарантированной бесплатной помощи, так как вынуждает их приобретать бахилы, что является противозаконным и нарушает положения ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Суд не согласился с доводами прокурора, указав, что размещение при входе в больницу объявления о посещении ее только в бахилах не ущемляет конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Действительно, бесплатная медицинская помощь в гарантированном объеме предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной на 2015 г. Постановлением Правительства РФ N 1273.

Согласно данной Программе медицинская помощь оказывается гражданам в соответствии с законодательством РФ путем предоставления им необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дети-инвалиды обеспечиваются специализированными продуктами питания. Между тем обеспечение бесплатно всех граждан, посещающих лечебные учреждения, такими изделиями медицинского назначения, как одноразовые медицинские бахилы, действующими нормативными актами не регламентировано.

Нормами СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено требование об обеспечении пациентов индивидуальными комплектами белья (в том числе одноразовыми) при проведении лечебно-диагностических манипуляций, которое выполнялось больницей. Всех посетителей больницы нельзя отнести к категории пациентов, прибывших для прохождения лечебно-диагностических манипуляций (например, родителей, пришедших со своими детьми на прием к врачу, или посетителей, пришедших навестить своих родственников в стационаре). В данном случае бесплатное снабжение данных посетителей бахилами будет расценено проверяющими из ТФОМС как нецелевое расходование внебюджетных средств. Поэтому такие лица должны позаботиться о сменной обуви самостоятельно.

Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах некоторых региональных органов власти (например, на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга - информация "Об использовании бахил в учреждениях здравоохранения" (http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_petrodv/zdravoohranenie/)). В частности, чиновники сообщают, что при посещении амбулаторно-поликлинических учреждений города пациенты по желанию могут воспользоваться принесенной с собой сменной обувью либо приобрести бахилы в аптечной сети или автоматах, установленных в учреждениях здравоохранения. Отказ пациента от использования бахил не является основанием для отказа в оказании ему медицинской помощи. Учреждения здравоохранения города продажу бахил не производят, а автоматы по их продаже являются собственностью арендаторов - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей.

На основании вышеизложенных нормативных актов и анализа судебной практики можно сделать вывод, что обеспечить бахилами учреждение здравоохранения обязано только пациентов, в отношении которых проводятся медицинские манипуляции в рамках оказания медицинской помощи по ОМС.

 

Можно ли приобрести бахилы за счет средств ОМС?

 

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ <2> базовая программа ОМС определяет не только виды медицинской помощи и перечень страховых случаев, но и, в частности, структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ он включает в себя:

- расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;

- расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;

- расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии в учреждении организованного питания);

- расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;

- расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы;

- расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

 

Таким образом, тариф на оплату медицинской помощи включает расходы на приобретение медицинских изделий, в том числе одноразовых комплектов для проведения медицинских манипуляций в рамках оказания медицинской помощи по ОМС.

В соответствии с нормами Инструкции N 157н <3>, а также Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на приобретение одноразовых комплектов для проведения медицинских манипуляций, в том числе бахил, следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ в части прочих материальных запасов. На основании вышесказанного приобретение одноразовых бахил за счет средств ОМС возможно при условии обеспечения пациентов бесплатными бахилами. Аналогичные разъяснения размещены на официальном сайте ТФОМС Кемеровской области: www.kemoms.ru (см. архив сообщений в рубрике "Вопрос-ответ", вопрос от 07.05.2014).

--------------------------------

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

 

Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения заключило договор на поставку медицинских изделий, в том числе одноразовых комплектов для проведения медицинских манипуляций в отношении пациентов (пеленок, шапочек, бахил, салфеток и др.), на сумму 15 850 руб.

В ноябре 2015 г. поставлены медицинские изделия, оплата произведена после поставки с лицевого счета учреждения. При оказании медицинской помощи в текущем месяце израсходованы одноразовые комплекты на сумму 4800 руб.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н <4> будут сделаны следующие записи:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена поставка медицинских изделий в лечебное учреждение

7 105 36 340

7 302 34 730

15 850

Проведена оплата поставленных медицинских изделий

7 302 34 830

7 201 11 610

15 850

Израсходованы медицинские изделия при оказании медицинской помощи

7 109 60 272

7 105 36 440

4800

 

--------------------------------

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

 

Может ли учреждение продавать бахилы?

 

Продажа покупных товаров относится к приносящей доход деятельности учреждения. Отметим, что учреждения здравоохранения вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право закреплено в их учредительных документах. Так, согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение здравоохранения может заниматься приносящей доход деятельностью, только если данное право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Бюджетное учреждение здравоохранения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии что такие виды деятельности обозначены в его учредительных документах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Автономное учреждение здравоохранения осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом учреждения, путем выполнения работ, оказания услуг в соответствующих сферах (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

Таким образом, возможность учреждения здравоохранения осуществлять розничную торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами должна быть закреплена в его учредительных документах. Если такое право зафиксировано в учредительных документах, продажа бахил через аптечный пункт, являющийся структурным подразделением медицинского учреждения, правомерна. При этом не следует забывать об обязанности, которую медицинское учреждение должно выполнять в рамках соблюдения требований СанПиН 2.1.3.2630-10. Иными словами, если соблюдается принцип добровольности приобретения бахил посетителями медицинских организаций и при посещении кабинетов пациенты обеспечиваются необходимыми медицинскими изделиями бесплатно, данные действия нельзя расценивать как нарушение законодательства РФ.

В то же время необходимо отметить следующее. В отдельных субъектах РФ имеется указание департаментов здравоохранения на запрет продажи бахил населению муниципальными учреждениями здравоохранения (см., например, Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.07.2011 N 14-01-22/9). Также есть судебная практика, из которой следует, что продажа медицинским учреждением бахил нежелательна, поскольку имеются обращения в суд недовольных граждан. В качестве примера приведем Решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14.03.2011 N 2-1893-2011.

Посетительница медицинского учреждения обратилась в прокуратуру с жалобой на продажу бахил медицинским учреждением. После получения ответа от прокурора о том, что такой вид деятельности, как розничная продажа бахил, учреждению осуществлять не запрещено, она обратилась в суд. Суд отклонил иск, но только потому, что прокуратурой было доказано принятие мер реагирования. Продажа бахил в учреждении была прекращена в связи с получением протеста прокурора, во внутренние документы учреждения были внесены соответствующие изменения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что медицинское учреждение, устанавливая автоматы по продаже бахил, должно учитывать действующие рекомендации местных органов власти либо департамента здравоохранения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑