• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Исправительная система Армии США (Дмитриев Д.А., Воробьев А.Г.)

Исправительная система Армии США (Дмитриев Д.А., Воробьев А.Г.)

Дата размещения статьи: 29.06.2016

Исправительная система Армии США (Дмитриев Д.А., Воробьев А.Г.)

<1>
--------------------------------
<1> Рецензент - С.С. Харитонов, кандидат юридических наук, профессор.

Несмотря на активное реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, для приведения их к современному облику необходимо решение ряда вопросов. Одним из них является определение необходимости и целесообразности на настоящем этапе развития военной организации государства исполнения в отношении осужденных военнослужащих уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, в условиях дальнейшего прохождения ими военной службы и, соответственно, существования военных исправительных учреждений.
Проблема заключается в том, что в различных формах военные исправительные учреждения в Российской армии существовали с 15-х годов XIX века и за этот период успели показать свою эффективность в обеспечении законности и правопорядка в Вооруженных Силах. Однако к 2010 г. из ранее существовавших в каждом военном округе (флоте) дисциплинарных воинских частей осталось только две - в Западном (п. Мулино) и Восточном (п. Каштаг Забайкальского края) военных округах.
Как отмечали военные ученые, данные обстоятельства создали ряд сложностей уголовно-правового и военно-административного характера <1>. Отсутствие свободных мест и необходимость организационных и финансовых затрат при доставке осужденных из отдаленных гарнизонов и других военных округов затрудняют назначение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. А с учетом того, что уголовное наказание в виде ареста с отбыванием на гауптвахте не введено в действие, следует признать, что существующее количество дисциплинарных воинских частей не способно оказать адекватное воздействие на состояние воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
--------------------------------
<1> См., например: Толкаченко А.А., Лобов Я.В. Ликвидация дисциплинарных воинских частей: избавление от анахронизма или повторение старых ошибок? // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2007. N 7; Лобов Я.В. Есть ли будущее у военно-пенитенциарного законодательства? // URL: http://knu.znate.ru/docs/index-431152.html (дата обращения: 18.06.2015); Ермолович Я.Н. Теоретико-правовые основы военно-уголовной политики в Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 433 - 434.

В связи с этим неизбежно возникает вопрос об их либо полном упразднении, либо о количественном и качественном повышении эффективности деятельности военных исправительных учреждений.
В таких условиях особое значение приобретает изучение опыта реализации военно-пенитенциарной функции в армиях зарубежных государств.
Наиболее развитыми в данном отношении представляются исправительные учреждения Вооруженных сил США, объединенные в отличную от гражданской уголовно-исполнительной системы военно-исполнительную систему, имеющую свои отдельные органы военного управления, и предназначенную для решения ряда военных, военно-уголовных и уголовно-исполнительных задач.
В американских Вооруженных силах в настоящее время, как показывает их участие в региональных вооруженных конфликтах (Косово, Афганистан, Ирак), актуальными остаются проблемы, связанные с соблюдением дисциплины и уставного порядка, ростом воинских и общеуголовных преступлений, различных видов дискриминации, случаев сексуальных домогательств, злоупотребления алкоголем, наркотиками и др. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мгимов Ю. Нормативно-правовые аспекты дисциплинарной практики в ВС США // Зарубежное военное обозрение. 2004. N 10. С. 20 - 24; Нестеркин В. О дезертирстве в Вооруженных силах США // Зарубежное военное обозрение. 2006. N 4. С. 23; Штейнберг М. Преступление и наказание в армии США // URL: www.nrs.com/print/050109_184408_52050.html.

При этом наиболее распространенным видом наказания, как предусмотренным в военных нормативных правовых актах, так и назначаемом на практике, является тюремное заключение в различных по функциям и условиям содержания военных исправительных учреждениях.
Правовой основой создания и функционирования системы военных исправительных учреждений выступает глава 48 "Военные исправительные учреждения" части 2 подтитула A титула 10 Свода законов США <1>.
--------------------------------
<1> URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/10/subtitle-A/part-II/chapter-48.

В соответствии с названной главой каждому Министру вида Вооруженных сил США предоставлено право создания военных исправительных учреждений, необходимых для лишения свободы военнослужащих, совершивших преступления, предусмотренные Единым кодексом военной юстиции (далее - ЕКВЮ) <1>.
--------------------------------
<1> Полностью о полномочиях Министров видов ВС США см., например: Соколов Д. Структура Министерства обороны США // Зарубежное военное обозрение. 2015. N 2. С. 11 - 19.

В случае создания таких учреждений на Министра вида Вооруженных сил возлагается исполнение некоторых обязанностей и предоставляется ряд полномочий:
назначать для каждого вида вооруженных сил ответственного офицера по управлению военными исправительными учреждениями, созданными в соответствии с главой 48 ЕКВЮ;
обеспечивать обучение, военную подготовку, реабилитацию военных преступников <1>, отбывающих наказание в военном исправительном учреждении, которое ему подчинено;
координировать работу по обучению и подготовке военных заключенных, выбранных для восстановления на службе или возможного продления контракта о прохождении военной службы.
--------------------------------
<1> Теория реабилитации в американском уголовном праве является одной из основных разновидностей теории наказания. Согласно этой теории виновный наказывается с целью исправления путем надлежащего с ним обращения. Подробнее см.: Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: Учеб. / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 247 - 249.

В каждом крупном военном исправительном учреждении должен быть назначен командир, который осуществляет охрану и контроль за преступниками, содержащимися на объекте, которым он командует. В его обязанности входит проведение мероприятий, направленных на поддержание здоровья и исправление преступников с целью их восстановления на службе или возвращения к гражданской жизни в качестве полезных обществу граждан.
К полномочиям Министров вида Вооруженных сил США следует отнести право создания системы условно-досрочного освобождения (parole board) для преступников, которые содержатся в военных учреждениях и которые были на момент совершения своих преступлений в подчинении этого министра.
В случае если заключенному, отбывающему пожизненное заключение, отказано в условно-досрочном освобождении, только Президент США или Министр вида Вооруженных сил США могут предоставить ему условно-досрочное освобождение.
Министр вида Вооруженных сил США также устанавливает порядок применения отсрочки исполнения или досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания, а также порядок восстановления на службе таких преступников, которые были осуждены условно и не были уволены со службы.
В Армии США создана собственная система исправления (Army Corrections System, ACS) <1>. ACS является неотъемлемой частью системы военной юстиции и оказывает помощь командирам в поддержании дисциплины и правопорядка, обеспечивая единую систему тюремного заключения и исправительного воздействия для тех, кто законодательно не подпадает под юрисдикцию гражданской уголовно-исполнительной системы <2>.
--------------------------------
<1> В Военно-морских силах и Военно-воздушных силах США вопросы исполнения тюремного заключения решаются по-своему.
<2> URL: apd.army.mil>pdffiles/r190_47.pdf.

ACS обеспечивает охрану и контроль военных преступников, а также предоставляет доступ к базовому образованию, проводит юридическую консультацию заключенных, преподает различные курсы теоретической подготовки, т.е. делает все необходимое для подготовки военных заключенных для возвращения к военной службе или в гражданское общество.
Целями деятельности ACS является обеспечение безопасных условий для содержания осужденных военнослужащих; защита общества от преступников, а также подготовка военных заключенных к освобождению независимо от того, собираются они вернуться к исполнению своих служебных обязанностей или же будут гражданскими лицами.
ACS рассчитана на содержание до 2300 заключенных и структурно состоит из учреждений, как находящихся на территории США, так и за ее пределами <1>: исправительные учреждения первого уровня, региональные исправительные учреждения и Дисциплинарные Казармы.
--------------------------------
<1> Наибольшее количество объектов ВС США за рубежом размещается на территории шести государств: Германии - более 200, Японии - свыше 100, Республики Корея - более 80, Италии - около 60 и Великобритании - до 40. Подробнее см.: Клинков С. Базирование Вооруженных сил США на территории иностранных государств // Зарубежное военное обозрение. 2014. N 8. С. 21 - 24.

Исправительные учреждения первого уровня - гауптвахта - обеспечивают досудебное и краткосрочное послесудебное содержание нарушителей. В учреждениях первого уровня срок отбывания лишения свободы ограничивается 90 днями. При необходимости срок может быть продлен, но не более чем до 1 года.
Учреждения первого уровня обеспечивают охрану и контроль, материально-техническое обеспечение, а также оказывают консультации военным заключенным.
К региональным исправительным учреждениям относятся Северо-Западное объединенное региональное исправительное учреждение в форте Льюис, штат Вашингтон (Northwest Joint Regional Correctional Facility, NWJRCF); Среднезападное объединенное региональное исправительное учреждение в форте Ливенворт, Канзас (Midwest Joint Regional Correctional Facility, MWJRCF); Европейское региональное исправительное учреждение, Казармы Колемана, Манхейм, Германия (United States Army Regional Corrections Facility-Europe, RCFE); а также региональное исправительное учреждение на основной операционной базе в Кэмп-Хамфриз, Пхентхэк, Республика Корея (United States Army Corrections Facility-Korea, RCF).
Региональные исправительные учреждения обеспечивают различные исправительные программы, профессиональную и военную подготовку, материально-техническое обеспечение, возможность получения заключенными базового образования, привлечение их к труду, выполнение программ психического здоровья, управление заключением, подготовку военных заключенных к возвращению, к выполнению своих служебных обязанностей или же к жизни в гражданском обществе. Учреждение уровня 2 может оказывать услуги по досудебному содержанию под стражей в своем регионе.
Дисциплинарные Казармы (U.S. Disciplinary Barracks - USDB) расположены в форте Ливенворт, Канзас. Это высший орган ACS и главное исправительное учреждение Армии США, они представляют собой военную тюрьму максимального уровня безопасности, предназначенную для содержания военнослужащих, осужденных к длительным срокам заключения или приговоренных к смертной казни. В USDB также могут приводиться в исполнение смертные приговоры.
В отдельных случаях на некоторые органы, не входящие в ACS, возлагаются обязанности по содержанию военных заключенных.
1. Места содержания арестованных в дисциплинарном порядке <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см. ст. 15 ЕКВЮ.

2. Камеры временного содержания - используемые в обычном порядке для временного содержания личного состава, находящегося под юрисдикцией военной полиции, и временного заключения военных преступников в случае, когда исправительные учреждения ACS не функционируют.
Контроль за деятельностью ACS возлагается на помощника Министра армии по кадрам и резервам, который также занимается вопросами условно-досрочного освобождения, амнистией и руководит Уголовно-исполнительным советом (The Army Corrections Council), выполняющим роль консультативного органа по вопросам функционирования ACS.
Членами Уголовно-исполнительного совета являются руководители основных структурных подразделений Министерства армии <1>: заместитель помощника Министра армии по строительным объектам и жилищному фонду; старший Вице-юрисконсульт; заместитель помощника Министра армии по политике равных возможностей и управлению персоналом; представитель Совета по контролю деятельности апелляционных комиссий; Начальник военной полиции; заместитель начальника штаба; Главный военный прокурор; помощник Министра армии по подготовке специалистов по управлению объектами; помощник Министра армии по обеспечению основных операций, командование по подготовке кадров и разработке военных доктрин; начальник медицинской службы; Главный военный капеллан <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее о структуре Министерства армии США см.: Сухопутные войска США // URL: http://www.zvo.su/suhoputnye-voyska/suhoputnye-voyska-ssha.html (дата обращения: 18.09.2015).
<2> URL: apd.army.mil>pdffiles/r190_47.pdf.

Включение в состав Совета большого количества должностных лиц Министерства армии с различной компетенцией способствует оперативной выработке политики по широкому спектру направлений деятельности ACS.
Руководство ACS входит в полномочия начальника военной полиции (Provost Marshal General <1>), который также определяет принципы и правила в уголовно-исполнительной сфере Армии, координирует процедуры, необходимые для обеспечения надлежащего исполнения наказаний в военных исправительных учреждениях. Также начальник военной полиции осуществляет надзор за исправительными учреждениями, в которых отбывают наказание заключенные, проводит их ежемесячные проверки, согласовывает временные и постоянные переводы заключенных между исправительными учреждениями.
--------------------------------
<1> URL: http://www.army.mil/opmg.

В целях оптимизации указанной деятельности в 2007 году в структуре военной полиции было образовано Командование по исправлению (Army Corrections Command, ACC). До этого сотрудникам военной полиции, задействованным в Армейской исправительной системе, приходилось взаимодействовать с пятью различными армейскими командованиями.
На ACC возлагаются следующие основные функции:
- осуществление руководства объектами и подразделениями ACS для обеспечения содержания, охраны, контроля и восстановления военных заключенных;
- разработка политики, планов, программ, бюджета, управление ресурсами, обеспечение контроля за проектированием, стандартизацией и модернизацией исправительных учреждений;
- координация размещения всех заключенных, их переводы, дифференцированное содержание, обязательное освобождение под надзор, вопросы помилования и условно-досрочного освобождения, а также казнь осужденных;
- подготовка соответствующих подразделений, командиров и солдат для проведения операций по задержанию в соответствии с международными правилами.
В обязанности ACC также входит:
- обеспечение контроля и руководство ACS;
- развитие и координация деятельности по распространению в Армии информации об исправительных программах и политике содержания под стражей;
- руководство Национальным центром учета заключенных (National Detainee Reporting Center);
- управление системой учета заключенных (Detainee Reporting System, DRS) и Армейской информационной уголовно-исправительной системой (Army Corrections Information System, ACIS);
- распределение всех заключенных Армии в соответствующие уголовно-исправительные учреждения;
- соблюдение требований Американской исправительной ассоциации;
- оказание технической помощи для Армейских мест заключения и оценка качества содержания под стражей;
- координация работы Бюро перевозок заключенных;
- осуществление надзора за исполнением Закона об устранении насилия в тюрьме (Prison Rape Elimination Act);
- обеспечение работы Центрального хранилища данных о потерпевших и свидетелях (Army Victim Witness Central Repository);
- оказание поддержки соответствующим службам в случае приведения в исполнение смертной казни;
- подготовка судебных исков, ответов на запросы от Конгресса, касающиеся сферы ACS, и другая сопутствующая переписка;
- подготовка годовых отчетов;
- осуществление взаимодействия с гражданскими правоохранительными органами по поводу вышедших на свободу преступников, совершивших преступления на сексуальной почве.
Обеспечение деятельности военных исправительных учреждений и охрана заключенных возлагается на входящую в ACC 15 бригаду военной полиции, численностью примерно 1200 человек.
В частности, за 40-м батальоном 15 бригады военной полиции закреплено обеспечение функционирования Дисциплинарных Казарм. Структурно 40-й батальон состоит из штаба батальона, штаба USDB и трех рот военной полиции (256, 526, 291).
Обеспечение деятельности региональных исправительных учреждений возложено на 705 батальон 15 бригады военной полиции, также состоящий из штаба батальона, штаба региональных исправительных учреждений (JRCF) и 165-й роты военной полиции.

Библиографический список

1. MILITARY CORRECTIONAL FACILITIES [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.law.cornell.edu/uscode/text/10/subtitle-A/part-II/chapter-48.
2. Office of Provost Marshal General [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.army.mil/opmg.
3. United States Army Corrections Command [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://military.wikia.com/wiki/United_States_Army_Corrections_Command.
4. Ермолович Я.Н. Теоретико-правовые основы военно-уголовной политики в Российской Федерации [Текст]: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2012. 576 с.
5. Клинков С. Базирование Вооруженных сил США на территории иностранных государств [Текст] // Зарубежное военное обозрение. 2014. N 8. С. 21 - 24.
6. Лобов Я.В. Есть ли будущее у военно-пенитенциарного законодательства? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knu.znate.ru/docs/index-431152.html.
7. Мгимов Ю. Нормативно-правовые аспекты дисциплинарной практики в ВС США [Текст] // Зарубежное военное обозрение. 2004. N 10. С. 20 - 24.
8. Нестеркин В. О дезертирстве в Вооруженных силах США [Текст] // Зарубежное военное обозрение. 2006. N 4. С. 23.
9. Соколов Д. Структура Министерства обороны США [Текст] // Зарубежное военное обозрение. 2015. N 2. С. 11 - 19.
10. Сухопутные войска США [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.zvo.su/suhoputnye-voyska/suhoputnye-voyska-ssha.html.
11. Толкаченко А.А. Ликвидация дисциплинарных воинских частей: избавление от анахронизма или повторение старых ошибок? [Текст] / А.А. Толкаченко, Я.В. Лобов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2007. N 7. С. 38 - 47.
12. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части [Текст]: Учеб. / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. 1026 с.
13. Штейнберг М. Преступление и наказание в армии США [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nrs.com/print/050109_184408_52050.html.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑