• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Некоторые вопросы противодействия коррупции в России и США: теоретико-правовой аспект (Быков А.В., Щукин С.Ю.)

Некоторые вопросы противодействия коррупции в России и США: теоретико-правовой аспект (Быков А.В., Щукин С.Ю.)

Дата размещения статьи: 11.07.2016

Некоторые вопросы противодействия коррупции в России и США: теоретико-правовой аспект (Быков А.В., Щукин С.Ю.)

Следует отметить, что в последнее время вопросам противодействия коррупции в нашей стране уделяется повышенное внимание. Политика в этой сфере приобретает черты системности. Наблюдается стремление политического руководства страны охватить все наиболее значимые сферы общественных отношений, подверженных коррупционным рискам.
На протяжении многих лет в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации уделяется особое внимание задачам противодействия коррупции:
"Слабость государственной власти, в которой осталась масса людей, привыкших к номенклатурным принципам безответственности и приспособления, стала питательной средой коррупции. Конечно, она всегда существовала в нашем госаппарате. Но сегодня это явление стало вызывающим, масштабы его опасно расширились" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Послание Президента РФ Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию РФ от 23 февраля 1996 г. // Российская газета. 1996. 27 февраля.

"Коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют свое служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" <2>.
--------------------------------
<2> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11 мая.

"Коррупция - один из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.
Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Парламентская газета. 2009. 13 ноября.

Особое внимание следует уделить "искоренению таких явлений, как бытовая коррупция, равнодушие к своим обязанностям, всему тому, что сегодня так оскорбляет и задевает людей" <4>.
--------------------------------
<4> См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 декабря.

К сожалению, нельзя сказать, что коррупция характерна лишь для отдельных звеньев государственного механизма. Она пронизывает все уровни власти, приобретает системный характер, проявляется, по сути, во всех сферах государственной деятельности, в которых распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, выдаются разрешения на осуществление определенной деятельности и совершение действий.
Принимаемые в последние годы на уровне органов государственной власти меры, в том числе законодательного характера, не оказали значимого влияния на состояние и уровень коррупции в стране. Более того, в условиях глобального экономического кризиса проявления коррупции стали более масштабными и системными, принимая характер наиболее значимой угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации <5>, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6>, Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <7> и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
--------------------------------
<5> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
<6> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 22 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2008. 30 декабря.
<7> См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 29 июня 2015 г.) // Российская газета. 2001. 9 августа.

Общей тенденцией развития законодательства о противодействии коррупции является расширение антикоррупционного вмешательства государства в публичный и частный сектор. Законопроекты последнего времени - яркое тому подтверждение. Однако и в этом случае требуется так называемая золотая середина, которая предполагает равновесие полномочий должностных лиц и возлагаемых на них запретов и ограничений.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" <8> приводится подробный анализ ряда международных документов, а также российского законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции. Приведены примеры разрешения спорных вопросов, возникающих у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве и об иных связанных с ними преступлений, в том числе коррупционных.
--------------------------------
<8> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (ред. от 3 декабря 2013 г.) // Российская газета. 2013. 17 июля.

Пункт 34 указанного нормативного правового акта гласит: "от преступления, предусмотренного ст. 304 Уголовного кодекса РФ <9>, следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа.
--------------------------------
<9> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 8 июня 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Указанные действия совершаются в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <10> и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено.
--------------------------------
<10> См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 21 декабря 2013 г.) // Российская газета. 1995. 18 августа.

Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние" <11>.
--------------------------------
<11> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (ред. от 3 декабря 2013 г.) // Российская газета. 2013. 17 июля.

Представляет не только теоретический, но и практический интерес деятельность законодательных и судебных органов США в данной области. К примеру, в соответствии с решением Верховного Суда США, вынесенным в 1972 году, не считается провокацией ("ловушкой"), "если лицам, намерившимся совершить преступление, предоставляется возможность осуществить свой противоправный замысел" <12>.
--------------------------------
<12> Николайчик В.М. США: полицейский контроль за обществом. М., 1987. С. 121.

Неслучайно США занимает одну из лидирующих позиций в мире по формированию строгого антикоррупционного законодательства и проводимой политики в области борьбы со взяточничеством и коррупционными проявлениями.
Пожалуй, наиболее ярким примером является осуждение 16 февраля 2012 года на 14 лет тюрьмы бывшего губернатора штата Иллинойс Рода Благоевича, пытавшегося продать в 2008 году за сумму не менее 300000 долларов освободившееся место сенатора от своего штата (Барака Обамы, ставшего президентом США) и имевшего неосторожность упомянуть об этом в обычном телефонном разговоре, который был записан агентами ФБР и явился по сути единственной, но вполне достаточной для суда присяжных уликой.
Похожий пример есть и в Российской Федерации. Губернатор Сахалинской области А. Хорошавин обвиняется в получении взятки в размере 5,6 миллиона долларов при заключении контрактов на строительство 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 <13>. В ходе обыска у него изъято 800 единиц дорогостоящих ювелирных изделий, миллиард рублей в разных валютах и пишущая ручка стоимостью 36 млн. рублей. По совокупности преступлений его могут осудить на 15 лет.
--------------------------------
<13> См.: У губернатора Сахалинской области изъяли 1 млрд. рублей наличными. URL: http://www.rg.ru/2015/03/08/horoshavin.html.

Также вызывает определенный интерес политика, проводимая в данной области в США, которая характеризуется беспощадной борьбой с коррупцией и проявлениями протекционизма в любом звене аппарата государства и особенно в правоохранительных органах. Так, летом 1993 года со скандалом был отправлен в отставку директор ФБР Уильям Сейшнс. Вся его вина состояла в том, что он взял с собой в служебную командировку в один из городов на служебном самолете ФБР жену, - газетчики мгновенно оповестили все Соединенные Штаты о том, что супруга директора ФБР незаконно сэкономила на перелете чуть более 400 долларов.
Интересным примером является дело "Оборонсервиса", обвиняемой по которому стала бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, которую Пресненский райсуд Москвы признал виновной в хищении активов Минобороны на 3 млрд. рублей через военный холдинг ОАО "Оборонсервис", а также мошенничестве, злоупотреблении и превышении должностных полномочий по 12 эпизодам. По совокупности обвинений ей грозило до 12 лет лишения свободы, однако Е. Васильева была приговорена к 5 годам колонии общего режима <14>.
--------------------------------
<14> См.: Суд вынес обвинительный приговор Евгении Васильевой. URL: http://www.interfax.ru/russia/440241.

Эффективности в борьбе с коррупцией в США способствует множественность элементов полицейской системы и вполне естественная конкуренция между ними, так как их полномочия часто пересекаются, а также четко определенные законом рамки дозволенного: любой государственный чиновник в США имеет право принимать подарки на сумму не более 50 долларов - все, что ее превышает, он обязан сдать государству. Кроме того, в соответствии с Законом "О конфискации ценностей и имущества" 10% от суммы конфискации, полученной в результате расследования, завершившегося осуждением преступника, получает ФБР, иной федеральный полицейский орган, полиция штата или города, принимавшие участие в расследовании <15>. Имущество, конфискованное у правонарушителей, реализуется на государственных аукционах. С целью информации населения издаются каталоги, содержащие подробнейшие сведения о предметах, выставленных на продажу. В 1990 - 1996 гг. в США на таких аукционах продано ценностей на 2 млрд. 700 млн. долларов <16>.
--------------------------------
<15> См.: Полиция и борьба с преступностью за рубежом. М.: ВНИИ МВД России, 2003. Выпуск 1. С. 4.
<16> См.: Быков А.В., Кикоть-Глуходедова Т.В. Полицейская система современного демократического государства. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 208.

По нашему мнению, особое внимание при совершенствовании российского законодательства необходимо обратить на вопросы имплементации международных правовых норм в области противодействия коррупции.

Литература

1. Быков А.В., Кикоть-Глуходедова Т.В. Полицейская система современного демократического государства. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 208.
2. Николайчик В.М. США: полицейский контроль за обществом. М., 1987. С. 121.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑