• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Основные положения о несостоятельности (банкротстве) застройщика (Барабина М.П.)

Основные положения о несостоятельности (банкротстве) застройщика (Барабина М.П.)

Дата размещения статьи: 25.08.2016

Основные положения о несостоятельности (банкротстве) застройщика (Барабина М.П.)

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм.
Конституция РФ <1> не содержит термины "несостоятельность" и "банкротство". Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что Основной Закон России не содержит в себе общих начал регулирования конкурсных отношений. Так, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Одно из положений, которое является проявлением указанной политики, заключается в том, что граждане, жизни и здоровью которых причинен вред, признаются "льготными" кредиторами, требования которых удовлетворяются в первую очередь в рамках конкурсного производства, когда должник объявлен несостоятельным (п. 4 ст. 134, ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> (далее - Закон о банкротстве)). Вместе с тем, кроме очередных кредиторов, к которым относятся указанные граждане, существуют внеочередные кредиторы (п. п. 1, 2 ст. 134 данного Закона). Поэтому не исключена ситуация, когда при удовлетворении требований внеочередных кредиторов будут использованы все средства, вырученные от реализации конкурсной массы, или их значительная часть <3>. При этом неизбежно возникает вопрос о том, какова судьба требований граждан, которые являются потерпевшими.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<2> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<3> Крыцула А.А. Правовой статус учредителя (участника) юридического лица при несостоятельности (банкротстве) // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2011. N 3. С. 119.

Также основой системы нормативного регулирования несостоятельности выступают положения ГК РФ <4> о несостоятельности индивидуальных предпринимателей (ст. 25), а также юридических лиц (ст. 65); ГК РФ не охватывает норм, которые регламентируют несостоятельность (банкротство) граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в то же время отсутствие положительного регулирования указанных правоотношений не означает запрета на реализацию такого регулирования иными федеральными законами.
--------------------------------
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Сфера содержащихся в ГК РФ нормативных требований, которые регулируют банкротство участников имущественного оборота, не исчерпывается указанными статьями. К числу указанных норм, прямо регламентирующих данные правоотношения, должны относиться положения о том, что в ситуациях, когда стоимость всего имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия) либо функционирующего в форме потребительского кооператива, а также благотворительного или другого фонда, недостаточна для погашения требований кредиторов, оно ликвидируется только в порядке, определенном ст. 65 ГК, - признания его банкротом; об очередности погашения требований кредиторов в случае юридического лица, так как согласно ст. 65 ГК при банкротстве юридического лица заявки кредиторов удовлетворяются в той очередности, которая предусмотрена ГК в случае ликвидации юридических лиц (ст. 64); о наступлении субсидиарной ответственности лиц, имеющих право давать неукоснительные для должника, являющегося юридическим лицом, указания либо другим образом устанавливать его действия, за умышленное доведение должника до банкротства (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 105) и иные.
Законом о банкротстве устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулируются порядок, а также условия исполнения мер по предупреждению банкротства, порядок и условия осуществления процедур, которые применяются в деле о банкротстве, и другие отношения, которые возникают при неспособности должника погасить в полном объеме требования кредиторов.
Характерной чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве выступает включение в данный Закон вместе с материально-правовыми нормами значительного числа норм, которые относятся к процессуальному законодательству. Согласно ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <5> (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан разрешаются арбитражным судом по установленным АПК РФ правилам с особенностями, регламентированными Законом о банкротстве. С учетом большого своеобразия рассматриваемой категории дел законодателем включено в текст Закона о банкротстве значительное число норм, которые регламентируют порядок их рассмотрения арбитражным судом.
--------------------------------
<5> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

Большая часть специальных правил, которые посвящены порядку рассмотрения дел о банкротстве, сконцентрирована в главе III Закона о банкротстве "Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде" (ст. ст. 28 - 55). В то же время круг процессуальных норм этим не исчерпывается: в тексте Закона о банкротстве, в иных его главах, имеется множество других процессуальных норм, которые регламентируют действия арбитражного суда и субъектов дела о банкротстве в отношении отдельных процедур несостоятельности должника. Причем данные процессуальные нормы применяются в приоритетном по отношению к нормам, которые помещены в главе III Закона о банкротстве, порядке.
Рассматривая правовое регулирование банкротства, стоит отметить, что законодатель посчитал важным для гарантии обеспечения прав и законных интересов граждан придать правовым положениям о банкротстве граждан особенное значение по отношению к другим законам: если федеральные законы, которые приняты после введения в действие Закона о банкротстве, будут видоизменять правовое регулирование правоотношений, которые связаны с банкротством граждан, их применение будет возможным лишь после внесения определенных изменений в текст Закона о банкротстве.
К отношениям по несостоятельности (банкротству) могут быть применены и нормы других кодифицированных актов и законов, среди которых выделяют:
- ст. ст. 195 - 197 Уголовного кодекса РФ <6>, которые устанавливают уголовную ответственность за осуществление неправомерных действий при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство;
--------------------------------
<6> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

- Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в ст. 28 которого устанавливается, что дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан разрешаются по месту нахождения должника.
Таким образом, несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом определенная неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов по различным денежным обязательствам и (или) выполнить обязанность по выплате обязательных платежей. Основой системы нормативного регулирования несостоятельности выступают положения ГК РФ о несостоятельности, нормы Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со ст. 201.1 Закона о банкротстве сведения о том, что должник является застройщиком, подлежат указанию должником либо, если об этом известно конкурсному кредитору или уполномоченному органу, в заявлении о признании должника банкротом. Сведения о применении в отношении должника правил § 7 указываются в этом случае судом уже на стадии принятия к производству заявления должника.
АПК РФ в ст. 127 определил, что при принятии заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения.
Статья 42 Закона о банкротстве устанавливает, что при принятии заявления о признании должника несостоятельным суд выносит определение, в котором указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, регистрационные данные должника, а также дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Иных сведений в определениях о принятии заявлений арбитражными судами процессуальными нормами Кодекса и Закона не установлено. Однако п. 3 ст. 201.1 Закона о банкротстве вносит коррективу в эти правила и указывает на обязанность суда отреагировать на представленную в заявлении информацию о том, что должник является застройщиком путем указания в определении о принятии заявления на применение при банкротстве должника правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве. Таким образом, суд определяет статус должника до начала рассмотрения обоснованности заявления о признании должника несостоятельным. Данная новелла в корне меняет ранее установленные правила, по которым статусное положение стороны процесса определялось в судебном заседании.
Интересен в этом плане и вопрос, кто вправе заявить о применении в отношении должника правил § 7 на стадии подачи в суд заявления о признании должника несостоятельным <7>.
--------------------------------
<7> Белоусов В.Н. Особенности предъявления требований участниками строительства при банкротстве застройщика // Семейное и жилищное право. 2014. N 5. С. 34 - 38.

Абзац первый п. 3 ст. 201.1 Закона о банкротстве в качестве таких заявителей назвал должника, конкурсного кредитора и уполномоченный орган, т.е. всех тех лиц, которые указываются в ст. 7 Закона о банкротстве. Если в отношении должника вопросов практически не возникает: действительно, кто лучше самого должника может знать, имел ли он обязательства по передаче жилых помещений в многоквартирных домах или нет, то вот с другими названными заявителями возникает много вопросов и разрешение их на стадии принятия заявления - вопрос достаточно трудный и спорный.
Если заявителем выступает конкурсный кредитор - участник строительства и его обязательство установлено вступившим в законную силу решением суда, которым, кроме размера требования к должнику, установлено основание возникновения данного требования - неисполнение обязанности по передаче жилого помещения в многоквартирном доме, в этом случае также не возникает проблем с определением статусного положения должника.
Однако если заявителем выступает конкурсный кредитор, чьи требования основаны на гражданско-правовых отношениях, не связанных с обязательствами должника как застройщика, или уполномоченный орган, в лице которых чаще всего выступает Федеральная налоговая служба, то даже если в их заявлении указывается на необходимость введения в отношении должника правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, у суда не может быть бесспорного основания для введения в отношении должника процедуры банкротства застройщика, поскольку ни указанный кредитор, ни уполномоченный орган не могут иметь неопровержимые доказательства того, что должник является застройщиком.
Отсюда напрашивается вывод, что судам практически невозможно определиться со статусным положением должника на стадии возбуждения дела о банкротстве, поэтому в практике суды практически не выносят определений о принятии заявления о признании должника несостоятельным, в которых указывают на применение в отношении должника правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве <8>.
--------------------------------
<8> Чукреев А.А. Погашение требований участников строительства: критический анализ основных положений законодательства о банкротстве застройщиков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 12. С. 69 - 79; 2015. N 1. С. 60 - 71.

Довольно интересным видится право суда самостоятельно применить в отношении должника правила параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, если ему станет известно о том, что должник является застройщиком, после возбуждения дела о банкротстве. Напрашивается ряд вопросов: каким образом суду стало известно о том, что должник обладает неисполненными обязательствами по передаче жилых помещений в многоквартирных домах, какое значение для суда имеет полученная информация вне судебного процесса, обязан ли суд, во всяком случае, при получении информации о наличии у должника неисполненных обязательств по передаче жилых помещений вводить в отношении его правила параграфа 7?
Кто, кроме участников судебного процесса по признанию должника несостоятельным, вправе информировать суд о наличии у должника неисполненных обязательств по передаче жилых помещений, в законе и иных законодательных актах не указывается. На практике такими полномочиями обладают региональные правительственные органы строительной сферы.
Так, в 2013 году при Правительстве Московской области был создан Комитет Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью, именно этот орган в Московской области вел реестры проблемных строительных объектов и имел возможность информировать суды о неисполнении должниками обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирных домах. В октябре 2013 года этот Комитет реорганизован, его полномочия переданы Министерству строительного комплекса.
Также Законом не урегулирован вопрос, в каком порядке рассматривает суд ходатайство о введении в отношении должника процедуры банкротства застройщика в случае, если ходатайство подано после возбуждения дела о банкротстве. Необходимо ли выносить данный вопрос в отдельное судебное заседание, или этот вопрос может разрешаться в заседании по рассмотрению обоснованности заявления кредитора о включении его требования в реестр требований должника? Судам дана в этом вопросе полная свобода действий.
Ряд судов выносит вопрос о введении в отношении должника процедуры банкротства застройщика без заявления специального ходатайства, ограничившись лишь заявлением конкурсного кредитора, из которого усматривается наличие неисполненного должником обязательства по передаче жилого помещения в многоквартирном доме.
Так, лица обратились в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов их требований о передаче жилого помещения <9>. Определением от 01.02.2012 суд по собственной инициативе назначил судебное заседание по вопросу о применении при проведении процедуры банкротства предпринимателя параграфа 7 главы IX "Банкротство застройщиков" Закона о банкротстве <10>. Наряду с указанными выводами судов имеются противоположные выводы с отказом в удовлетворении ходатайств участников строительства о включении их требований о передаче жилых помещений или денежных средств в реестр кредиторов по причине невведения в отношении должника процедуры банкротства застройщика. При этом суды по своей инициативе не вводят данную процедуру, получив ходатайства дольщиков.
--------------------------------
<9> Определение ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2012 по делу N А56-2164/2010 // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Определение ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.2012 по делу N А43-29337/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

До решения вопроса о рассмотрении дела о банкротстве фирмы по правилам параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве требования, предъявленные к должнику именно как к застройщику, не могли быть рассмотрены.
Следует учесть, что Закон не дал сторонам процесса полного процессуального механизма для обжалования определения о введении в отношении должника правил параграфа 7 главы IX Закона, ведь обжаловать это определение возможно только в апелляционном суде, кассационного обжалования по данному вопросу не предусмотрено. Абзацем 3 пункта 3 ст. 201.1 Закона о банкротстве предусмотрено право арбитражного суда вынести по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по собственной инициативе определение о применении при банкротстве должника правил параграфа 7 или об отказе в применении указанного параграфа.
АПК РФ не предусмотрено вынесение подобных определений. Законом о банкротстве также не установлено, что такое определение может быть обжаловано. Следовательно, определение об отказе в применении при рассмотрении дела о банкротстве правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве отвечает условиям, указанным в пункте 3 ст. 61 Закона о банкротстве, и может быть обжаловано лишь в апелляционную инстанцию <11>.
--------------------------------
<11> Лебедева С.Р. Защита дольщиков: необходимость совершенствования механизмов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 12. С. 65 - 68.

Правда, есть отдельные случаи обращения в ВАС РФ с обжалованием определений судов и постановлений апелляционных судов по данному вопросу, но они единичны, и по ним не удается пока сложить определенное направление правоприменительной практики.
Таким образом, параграф 7 главы IX ввел значительные изменения в Закон "О несостоятельности (банкротстве)", кроме того, ввел новые механизмы по процессуальным аспектам банкротства, такие как право суда самостоятельно вводить специальную процедуру, право принимать для процессуального реагирования информацию, полученную не от участников процесса. К сожалению, законодателем недостаточно детально прописаны новые процессуальные действия суда и участников процесса, поэтому судам приходится устранять пробелы законодательства наработкой практики.

Список литературы

1. Крыцула А.А. Правовой статус учредителя (участника) юридического лица при несостоятельности (банкротстве) // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2011. N 3.
2. Белоусов В.Н. Особенности предъявления требований участниками строительства при банкротстве застройщика // Семейное и жилищное право. 2014. N 5.
3. Чукреев А.А. Погашение требований участников строительства: критический анализ основных положений законодательства о банкротстве застройщиков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 12. С. 69 - 79; 2015. N 1. С. 60 - 71.
4. Лебедева С.Р. Защита дольщиков: необходимость совершенствования механизмов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 12.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑