• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Правовое регулирование деятельности международных финансовых организаций (Косиор Э., Вакулюк И.Э., Химикус Е.И.)

Правовое регулирование деятельности международных финансовых организаций (Косиор Э., Вакулюк И.Э., Химикус Е.И.)

Дата размещения статьи: 07.09.2016

Правовое регулирование деятельности международных финансовых организаций (Косиор Э., Вакулюк И.Э., Химикус Е.И.)

В свете последних политических и экономических изменений в мире остро встал вопрос о необходимости разработки новых способов правового регулирования деятельности международных финансовых организаций. При этом одной из основных целей, которая стоит перед исследователями в этой области, является обеспечение равного доступа всех государств, независимо от их экономического и социального положения, к участию в международных отношениях для улучшения "благосостояния всего общества и всех людей на основе их активного и добровольного участия в развитии" [1].
Необходимость разработки новых способов правового регулирования деятельности международных финансовых организаций в первую очередь вызвана ситуацией, которая складывается в результате процесса глобализации. Однако поиск новых правовых решений осложняется тем, что нормы, регулирующие деятельность международных финансовых организаций, выходят за рамки внутренней деятельности государства и охватывают множество субъектов, представляющих разные правовые интересы.
Существенную роль в процессе разработки международного правового регулирования экономики и финансов играют институциональные субъекты:
- многосторонние банки: Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development);
- региональные банки: Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank) и др.;
- международные финансовые организации: Международный валютный фонд (International Monetary Fund; далее - МВФ), Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation);
- другие финансовые организации, в частности Организация Объединенных Наций (United Nations).
Глобализация в сфере мировой экономики является следствием увеличивающегося значения деятельности международных корпораций, расширения и углубления взаимосвязи и взаимозависимости между странами и регионами, что приводит к новым связям между различными фирмами, рынками и экономиками разных стран [3, s. 20].
Развитие международных экономических отношений между различными государствами и иными независимыми участниками рынка способствует возникновению социальной и экономической взаимозависимости. В связи с этим правовое регулирование вышеназванных отношений заслуживает особого внимания, так как определяет рамки взаимоотношений различных государств по иным вопросам, таким как финансовая деятельность, вопросы, связанные с регулированием права собственности, а также научные и технологические исследования и изыскания.
Джозеф Стиглиц к своей книге "Глобализация: тревожные тенденции" дал определение понятию "глобализация", в соответствии с которым "она сама по себе не является ни хорошей, ни плохой" [5]. Основная идея данного определения сводится к тому, что понятие глобализации определяется не само по себе, а в зависимости от контекста, в котором оно применяется, и от государства, в котором оно рассматривается. Существует множество примеров, когда нормы международных финансовых организаций и их финансовая поддержка положительно повлияли на послевоенное развитие государств Восточной Азии и Европы и в гораздо меньшей степени - на развитие африканских государств. Причина такого неоднозначного влияния объясняется разной скоростью развития государств и слабой экономикой некоторых из них. При этом, говоря о глобализации, нельзя не упомянуть о конкуренции, которая определяет "победителей" и проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка на пути своего развития.
Исходя из этого, можно сказать, что глобализация является движением "победителей", "тогда как старый регионализм, основанный на стремлении выравнивать территориальные различия, - это движение побежденных" [7, s. 147 - 148]. Данный механизм можно также определить как явление передачи государством части своих функций и компетенций субъектам международных экономических отношений.
Рассматривая вопрос правового регулирования деятельности международных финансовых организаций, следует обратить внимание на то, что это регулирование не может не затрагивать внутреннее право государств - участников международной экономической деятельности, так как государства тесно сотрудничают друг с другом для реализации общих целей. Таким образом, международное и внутреннее право отдельных государств находится в тесной взаимосвязи, а результат функционирования рыночного механизма изменяет роль и объем внутренней экономической свободы государства.
В настоящее время значительно возрастает потребность в международном сотрудничестве и координации. Однако государства теряют возможность редистрибуции, возникает необходимость конкурировать в вопросах локализации капиталов, в результате чего теряется стабильность и ослабевает экономическая безопасность государств.
Анализируя роль государства в контексте глобальных перемен, P. Skrzynecki высказывает следующие предположения: отдельное государство не в состоянии самостоятельно противостоять негативным последствиям глобализации; в процессе глобализации государство теряет свое значение, так как "оно слишком маленькое для больших свершений (определяемых глобальными) и одновременно слишком большое для маленьких дел (местной демократии)" [4].
Исходя из этого он формулирует следующие выводы:
1) у каждого отдельно взятого государства могут возникнуть затруднения с закреплением механизмов контроля международного рынка;
2) каждое отдельно взятое государство может оказаться слишком экономически слабым для того, чтобы не поддаться влиянию крупных международных финансовых организаций;
3) каждое отдельно взятое государство может оказаться слишком слабым для того, чтобы противостоять международным рынкам и крупным предприятиям [4].
Современные международные отношения определяются высокой степенью взаимозависимости: влияя на явления, происходящие в одних странах и регионах, эти отношения отражаются на других странах и регионах. Особенно это становится заметным в кризисных ситуациях. Так, развитие отдельных стран может зависеть от действий и решений, принимаемых на мировых биржах и мировых валютных рынках. Стоит отметить, что в прошлом большинство стран были более зависимы от перемен и на других рынках.
Появилось новое явление, называемое эффектом домино, смысл которого сводится к переносу последствий кризиса из одних государств на другие. Решения и действия людей в одном регионе могут оказать влияние на жизнь людей в другом регионе [2]. Действия международных финансовых организаций охватывают отдельные страны и общественные группы разных уровней. Преобладающие позиции занимают высокоразвитые страны, обеспеченные необходимыми ресурсами и умеющие быстро реагировать и приспосабливаться к новым вызовам. Страны, которые не способны быстро приспособиться к новым ситуациям, подвергаются маргинализации. Этот процесс происходит на разных уровнях, например на уровне профессий, социальных групп.
Таким образом, можно сделать вывод, что, с одной стороны, современное правовое регулирование международных финансовых организаций способствует экономической интеграции стран и социальных групп, а с другой - приводит к дальнейшему их разделению. Именно с этим явлением связаны многочисленные исследования МВФ, анализирующие текущие изменения в финансовой среде государств и указывающие на риски и перспективы развития мировой экономики [8].
Правотворческая деятельность международных финансовых организаций охватывает внешние явления по отношению к внутреннему праву государства. Она характеризуется детерриториализацией явлений, происходящих внутри государства. Последствием законодательных изменений является свободное перемещение через границы государств капитала и информации о функционировании транснациональных корпораций и неправительственных организаций, а также изменение окружения стран. В связи с этим следует отметить, что государство во все меньшей степени контролирует изменяющееся окружение, как внешне, так и внутренне [6, s. 65 - 68].
Чтобы государство могло формировать свою внешнюю политику в зависимости от внешней ситуации, международное регулирование должно охватывать сложные процессы интернационализации политики стран. Государства учатся разделять свой суверенитет в разнородных региональных и международных организациях и одновременно экономически открываться в глобальном и региональном масштабах. Другими словами, глобализация привела к модификации двух основных признаков государства: суверенитета и территориальности.
Говоря о финансовых организациях в Российской Федерации, следует отметить, что необходимым условием развития финансовых услуг является, с одной стороны, наличие эффективного надзора и регулирования в целях защиты интересов вкладчиков (инвесторов) и поддержания надежности финансовой системы, а с другой - необременительность этого надзора для самих финансовых организаций. Такое требование обусловлено тем, что чрезмерное регулирование может сделать финансовые услуги запретительно дорогостоящими для целевых клиентов, поскольку соответствующие издержки при отсутствии субсидий будут переложены на их плечи.
В России финансовый сектор позволяет эффективно применять не только пруденциальное регулирование, целью которого является контроль финансовой состоятельности субъектов рынка, но и непруденциальное, регламентирующее ведение бизнеса.
Непруденциальное регулирование должно обеспечивать:
1) защиту прав потребителей финансовых услуг;
2) создание благоприятных условий ведения бизнеса;
3) соблюдение действующего законодательства.
Поскольку обеспечение соблюдения пруденциальных норм - задача более сложная как для регулирующего органа, так и для регулируемых учреждений, важнейшим принципом построения эффективной системы регулирования сектора финансовых услуг является избегание обременительного пруденциального регулирования в непруденциальных целях.
В эпоху трансформации, интеграции и глобализации, постоянно растущей открытости национальных экономик все более существенной становится проблема унификации правового регулирования международных финансовых организаций. Государства - члены международных финансовых организаций обязаны соблюдать определенные нормы и выполнять обязательства, вытекающие из принадлежности к указанным международным организациям. Однако конкурентность экономик заставляет ликвидировать существующие и до сих пор применяемые инструменты и способы защиты национальных действий от внешней конкуренции. Интернационализация общественно-экономической жизни приводит к тому, что на отечественном рынке за клиента борются не только отечественные поставщики, но и заграничные производители. Конкурентность отдельных государств становится решающим фактором производства, трудоустройства населения и эффективности внутренней политики. Перед государством появляется новый вызов - упрочнение своей позиции на высшем уровне в региональных политических институтах и межправительственных организациях.
Очевидно, что вводимые нормы не только соответствуют концепции риск-ориентированного подхода к регулированию и надзору, но и позволяют реализовать принцип соразмерности или пропорциональности распределения регуляторной нагрузки, а потому должны быть позитивно восприняты участниками рынка.

Список литературы

1. Declaration on the Right to Development UN, General Assembly, 4 December 1986 A/RES/41/128, 97. URL: http://www.un.org/documents/.
2. Kolodko G.W. Globalizacja a odrabianie  rozwojowych: referat z konferencji "Globalization and Catching-up in Emerging Market Economies". WSPiZ, 16 - 17 maja 2002 r. URL: http://www.tiger.edu.pl/kolodko/referaty/pl (дата обращения: 01.02.2016).
3. Liberska B. Globalizacja: mechanizmy I wyzwania. Warszawa: PWE, 2002. S. 20.
4. Skrzynecki P. Globalizacja I integracja regionalna a rola panstwa. URL: http://imik.wip.pw.edu.pl/innowacje18/strona12.htm (дата обращения: 01.02.2016).
5. Stiglitz J. Globalization and its discontents. The Penguin Press, 2000.
6.  Czy globalizacja musi  irracjonalna? Warszawa: SGH, 2007. S. 65 - 68.
7. Szymanski W. Globalizacja: mechanizmy I wyzwania. Warszawa: PWE, 2001. S. 147 - 148.
8. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2016/update/01/pdf/0116r.pdf.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑