• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Развитие нормативной правовой базы в сфере пограничной политики Российской империи в XIX - начале XX века (Минаев А.В., Мусин Ф.С.)

Развитие нормативной правовой базы в сфере пограничной политики Российской империи в XIX - начале XX века (Минаев А.В., Мусин Ф.С.)

Дата размещения статьи: 29.09.2016

Развитие нормативной правовой базы в сфере пограничной политики Российской империи в XIX - начале XX века (Минаев А.В., Мусин Ф.С.)

Обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории России, ее национальных интересов и безопасности в пограничном пространстве, согласованные действия государственных и военных органов по защите границы не могут быть достигнуты без четкой правовой регламентации этой сферы деятельности. В XIX - начале XX века в России уделялось должное внимание разработке нормативной правовой базы в сфере защиты интересов на внешних рубежах (пограничной политике) и пограничной деятельности.

Весь пакет нормативной правовой базы, на наш взгляд, условно можно классифицировать следующим образом [6]:
- нормативные акты высших органов государственной власти и управления Российской империи, определявшие вопросы территориального разграничения, отношений с сопредельными государствами, общие положения по защите интересов в пограничной сфере - специфической области жизнедеятельности личности, общества и государства, определяющими факторами которой являются государственная граница и границы юрисдикции государства на море;
- ведомственная нормативная база - документы министерств и ведомств, которые определяли состав, порядок несения службы по реализации задач пограничной политики, устанавливали обязанности, права и ответственность должностных лиц уполномоченных воинских и специальных формирований (пограничной стражи, линейных батальонов, казачьих войск, таможенных органов, жандармских подразделений и др.) и их взаимодействие в ходе совместной деятельности.
Поскольку Россия была наследственной монархией, Император, обладавший самодержавной властью, как верховный главнокомандующий российской армии и военно-морского флота лично формировал пограничную политику и руководил ее реализацией. Император Николай II, в частности, государственными делами занимался настолько скрупулезно, что порой это доходило до мелочной опеки. Он не имел личного секретаря и сам просматривал доклады и выслушивал сообщения министров. По заведенному порядку министр финансов - шеф Отдельного корпуса пограничной стражи <1> - дважды в месяц делал доклад Императору о положении дел в корпусе, так же как и военный министр в части, касавшейся казачьих войск. Аналогичные правила были установлены в звене "шеф Отдельного корпуса пограничной стражи - командир корпуса". Положением об управлении Отдельным корпусом пограничной стражи на командира корпуса возлагались все права и обязанности по управлению стражей. Командир корпуса периодически делал доклады министру финансов: в 1904 г. - 41 доклад, в 1907 г. - 34, в 1909 г. - 38 докладов и т.д. по различным вопросам защиты интересов на государственной границе [17].
--------------------------------
<1> Высшее должностное лицо (должность введена в 1893 г.), ответственное за защиту интересов государства на внешних рубежах.

Реализация политики государства на внешних рубежах осуществлялась высшими государственными органами власти и управления: с 1810 г. - Государственным Советом, с 1906 по 1917 г. - Государственной Думой. Сенат по традиции назывался Правительствующим и сохранил только функции суда и надзора, "толкователя законов". Исполнительную власть осуществляли 11 министерств, деятельность которых контролировал Комитет Министров. Его председатель выполнял несколько иные функции, чем премьер-министр. Каждый министр сохранял полную самостоятельность и докладывал о состоянии дел в его министерстве непосредственно Императору. Со 2 марта по 25 октября 1917 г. Временное правительство взяло на себя не только исполнительные, но отчасти и законодательные функции [10].
Центральное место в реализации пограничной политики государства отводилось вопросам межгосударственного разграничения и сохранения территориальной целостности. В рассматриваемом периоде процесс формирования территории и установления государственной границы продолжился. Территориальное строительство происходило в основном мирным путем посредством освоения огромных территорий. Но, в отличие от западных государств (Англии, Германии), Россия осуществляла приращение осваиваемых близлежащих, то есть сопредельных, территорий. Участие России в войнах XIX - начала XX века привело также к изменениям территориальной конфигурации. Здесь уместно отметить, что участие в войнах в основном было направлено на обеспечение территориальной безопасности. На формирование территории, кроме того, влияли обращения соседних народов с просьбами о вхождении в состав России для защиты от агрессии [8].
Важнейшим направлением пограничной политики являлось своевременное урегулирование проблем, связанных с межгосударственным разграничением границы России, которое во многом обеспечило стабильность в развитии межгосударственных отношений, безопасность самого государства и его территории. Ф. Мартенс, рассматривая вопрос о границах государства, подчеркивал, что "еще более необходимым представляется оно (разграничение между государствами. - Ф.М.) для мирных и устроенных международных отношений, ибо пограничные столкновения, вызываемые неопределенностью границ, не только порождают недоразумения между государствами, но и служат тормозом, препятствующим развитию международных пограничных оборотов" [5].
Именно в XIX в. территория государства стала рассматриваться уже территорией, на которой осуществляется власть, то есть основанием принадлежности территории признавалось осуществление власти в ее пределах. До этого, в условиях феодального общественного устройства, доминировали представления, согласно которым территория государства рассматривалась в качестве собственности верховной власти [4]. Известно немало случаев продажи, обмена, заклада, отдачи в приданое и завещания земель монархами. В XX в. этот подход был дополнен принципами запрещения угрозы или применения силы, неприкосновенности и целостности государственной территории, нерушимости границ и признания права наций на самоопределение [20].
История формирования и установления границ Российской империи имеет принципиальное значение, так как во многом уже в конце XIX в. были заложены контуры той новой границы, которая оформилась в качестве государственной на постимперском и постсоветском пространствах в XX в. [1].
Отправными документами по созданию специализированных формирований для реализации пограничной политики являются:
Положение "Об устройстве военной стражи на границах западных губерний" от 1811 года [19], в соответствии с которым охрана западной границы России строилась в две линии: первая линия - полками казачьей военной стражи, вторая линия - силами таможенных надзирателей и вольнонаемных объездчиков;
записка "Об устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе" от 1822 г., в соответствии с которой таможенная стража стала располагаться на первой линии охраны границы и стала комплектоваться только из воинских чинов, преимущественно служивших в кавалерии и не являвшихся местными жителями [3];
Положение "Об устройстве пограничной таможенной стражи" от 5 августа 1827 года, которое положило начало созданию специального рода войск, предназначенного для охраны государственной границы [16];
Указ Императора Александра III Правительствующему Сенату от 15 октября 1893 года "О выделении пограничной стражи из Таможенного управления в Отдельный корпус пограничной стражи" и утвержденное Указом Правительствующего Сената Положение об управлении Отдельного корпуса пограничной стражи [15]. Эти Указы положили начало законотворческой деятельности по определению места и роли Отдельного корпуса пограничной стражи в защите интересов империи на государственной границе.
Наиболее общие положения порядка организации пограничного надзора, основные права и обязанности должностных лиц пограничной стражи нашли свое отражение и в Таможенном уставе <2>.
--------------------------------
<2> Таможенный устав в исследуемом периоде издавался и переиздавался в 1832, 1842, 1846, 1857, 1866, 1876, 1887, 1892 гг. Кроме того, для правового регулирования отношений в пограничной сфере в 1850 г. был введен в действие Устав Таможенный для Царства Польского.

Успехом реализации пограничной политики являлась всесторонняя регламентация полномочий и ответственности между различными формированиями и местными органами власти и управления приграничных территорий. Местным органам власти вменялось в обязанность самостоятельно решать вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности на вверенной территории, а также оказывать поддержку и помощь в ходе защиты интересов на внешних рубежах уполномоченным структурам. Например, в статьях Учреждения об управлении губерний Царства Польского, в разделе "О губернском и уездном управлении", ряд положений напрямую был связан с вопросами охраны границы. Варшавскому генерал-губернатору предоставлялось право "издавать в пределах вверенного ему края обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности". Губернаторы приграничных губерний в каждом случае производственной необходимости, в пределах определенной 250-саженной пограничной с Австрией и Пруссией полосы, должны были согласовывать свои действия с начальником округа Отдельного корпуса пограничной стражи [2].
Важной вехой в упорядочении службы на границе стало принятие Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи (1910 г.) и Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи (1912 г.). Большое значение имел тот факт, что в этих документах регламентировались порядок применения оружия, производства обысков и выемок, а также многосторонние отношения в области защиты и охраны государственной границы. С их принятием было завершено создание нормативной правовой базы деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи на основе обобщения многовекового опыта службы [9].
Одним из важнейших документов, разработанных Военным министерством относительно взаимодействия с Отдельным корпусом пограничной стражи, были Правила об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны. Они были утверждены Императором в 1899 г. До разработки данного документа действовали Положение об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны 1882 г., а также Инструкция для мобилизации пограничной стражи 1890 г. В 1909 году с незначительными изменениями вышло Положение "О службе Отдельного корпуса пограничной стражи в военное время". Завершает этот цикл документов, регламентирующих использование Отдельного корпуса пограничной стражи в военное время, Положение "Об организации и службе Отдельного корпуса пограничной стражи в военное время", которое было утверждено Императором в 1913 г. [7].
Отдельным направлением реализации пограничной политики являлось совершенствование законодательства Российской империи в сфере защиты экономических (а в более поздние годы и политических) интересов. Особый интерес представляют предпринимаемые шаги по разработке законодательно-правовых актов в области борьбы с контрабандным промыслом. Значительным достижением в этом направлении стало принятие Таможенного устава в 1819 году. С принятием данного акта, как отметил Б.М. Угаров, "в России появляется систематизированное законодательство о контрабанде" [18]. В уставе под контрабандой понимались не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в предъявленных в таможню документах.
Следующим шагом в развитии законодательства о борьбе с контрабандой стало принятие в новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года и Таможенного устава 1892 года. В данных нормативных документах определялись особенности применения мер ответственности к лицам, участвовавшим в контрабандной деятельности. Таможенный устав 1892 г. не внес изменений в определение контрабанды. Тайный ввоз и вывоз товаров через государственную границу без должного оформления наказывался конфискацией товара с наложением денежного штрафа. Устав предусматривал ответственность за "квалифицированную" контрабанду. К ней относились ввоз и вывоз контрабандных товаров "скопищем" (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли серьезное наказание в виде тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Таможенным уставом 1903 года были внесены изменения в содержание определения контрабанды. В соответствии с его положениями контрабандными признавались товары, провозимые или проносимые незаконными путями и способами за границу или из-за границы, а равно те товары, которые из-за границы были привезены в таможню, но на основании правил о привозе считаются тайно провозимыми. Таможенный устав 1910 г. уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив уполномоченным органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов.
Особое место в этом направлении необходимо уделить тем актам, которые были обращены на усиление ответственности контрабандистов перед законом за осуществление противоправной деятельности. Так, в 1829 г. был подготовлен проект императорского Указа "О производстве дел по контрабанде и о наказании контрабандистов" [12]. 21 ноября 1829 г. Император, рассмотрев законопроект, нашел его положения оправданными и подписал документ. Исследовав его, полагаем необходимым подчеркнуть принципиальную позицию по поводу направления задержанных несостоятельных контрабандистов, то есть тех, у кого отсутствовали средства для выплаты штрафов за нарушения, рекрутами в войска и в рабочие исправительные роты, а также выселения их для жительства в отдаленные районы. Право самостоятельно принимать такие решения было предоставлено губернскому правлению без особых судебных приговоров.
В последующие годы был разработан и 25 марта 1838 г. утвержден Указ "Об усилении мер против контрабанды". Данный документ наглядно свидетельствует о том, что на некоторых участках западной границы империи, в частности на берегах Курляндии, в исследуемый автором период увеличилось число покушений контрабандистов на чиновников пограничной стражи при противодействии последних незаконной деятельности нарушителей, а также появилась тенденция к увеличению случаев принуждения силой оружия приграничных жителей к занятию контрабандой. Так, например, Министерством финансов было предложено законные правила о семиверстной пограничной черте всей западной сухопутной границы распространить на расстояние до 30 верст и по сухопутной западной границе Виленской и Курляндской губерний от границы с Пруссией до мыса Домеснес. В соответствии с этим решением местному начальству было определено подготовить "расписание всем тем городам, местечкам, селениям и прочим местам жительства, кои должны служить границею новой черты, и таковые расстояния представить через министра финансов в Правительствующий Сенат для опубликования" [13]. Через шесть лет, 4 июля 1844 г., было издано Положение Комитета Министров "О продолжении действия правил о семиверстной пограничной черте на 30-верстном пространстве по Прусской границе". В документе было подчеркнуто, что правила о семиверстной пограничной черте всей западной сухопутной границы были распространены с 1 июля 1838 г. на 6 лет на расстояние до 30 верст по сухопутной западной границе Виленской и Курляндской губерний, а также и по морскому берегу от границы с Пруссией до мыса Домеснес. По случаю истечения 1 июля 1844 г. определенного ранее срока министр финансов обратился к Императору с предложением о продлении действия этих правил на "30-верстном пространстве по Прусской границе" [14]. Ходатайство министра финансов Николаем I было удовлетворено.
В исследуемый период была проведена значительная работа по совершенствованию законодательной базы по обеспечению материального стимулирования лиц, которые содействовали выявлению владельцев контрабанды. Так, например, 24 августа 1827 г. было утверждено мнение Государственного Совета "Об установлении награды из пени за конфискованные товары тем лицам, которые откроют и докажут хозяев или провозителей товаров" [11]: данной категории людей были установлены денежные выплаты в размере 15 процентов из пени, которая поступала в Департамент внешней торговли Министерства финансов.
В годовых отчетах и обзорах деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи также содержалась информация о задержаниях контрабанды. На базе обобщения этих сведений Департаментом таможенных сборов Министерства финансов был издан "Сборник ухищрений и уловок, употребляемых контрабандирами, пассажирами и прочими лицами при незаконном водворении товаров в пределы России", опубликованный для нужд пограничной стражи и таможенных учреждений в 1872 г.
Таким образом, можно констатировать, что в исследуемый период в целях реализации пограничной политики государства были разработаны и внедрены многочисленные нормативные правовые документы. Нормотворческая деятельность государства в этой сфере позволила на прочной основе отстаивать политику России в интересах сохранения суверенитета, развития отношений с сопредельными государствами в области межгосударственного разграничения, реализации переселенческой политики, а также создания системы мер по предотвращению и нейтрализации военных, политических и экономических угроз в пограничном пространстве. Важнейшая роль отводилась разработке правовых основ деятельности в первую очередь пограничной стражи (с 1893 г. - Отдельного корпуса пограничной стражи) и других формирований, на которые были возложены задачи по надежной вооруженной охране и защите интересов государства на его передовых рубежах. Регулирование процесса реализации основных направлений пограничной политики осуществлялось на основе правовых актов высших государственных органов власти и управления, межведомственных и ведомственных законоположений. При рассмотрении законопроектов неизменно учитывалось место пограничной политики в защите интересов на внешних рубежах и в общей системе безопасности государства.

Литература

1. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского, С.В. Голунова. М.-Волгоград: НОФМО, 2002. 572 с.
2. Высотенко А.В. Исторический опыт обеспечения безопасности государственной границы Российской империи Отдельным корпусом пограничной стражи: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
3. История охраны государственной границы: Хрестоматия. М.: Академия ФПС России, 2001. 540 с.
4. Клименко Б.М. Государственная территория. М.: Международные отношения, 1974. 216 с.
5. Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. 468 с.
6. Минаев А.В. Анализ тенденций эволюции военно-правового управления Отечества // ОБЩЕСТВО: политика, экономика, право. Краснодар: Хорс, 2011. Вып. 1. С. 120 - 122.
7. Минаев А.В. Возложение охраны сухопутных и морских границ СССР на ОГПУ // История государства и права. М.: Юрист, 2012. N 18. С. 14 - 16.
8. Минаев А.В. Обстановка на государственной границе Российского государства на рубеже XIX - XX веков // Аспирантский вестник Поволжья. Самара: Изд-во Самарского государственного университета, 2012. N 3 - 4. С. 122 - 124.
9. Минаев А.В. Становление организации и системы управления пограничной охраны Советского государства // Социология власти. М.: Изд-во ОПМТ РАГС, 2010. N 7. С. 191 - 198.
10. На страже границ Отечества. История пограничной службы: Краткий очерк. М.: Граница, 1998. 607 с.
11. ПСЗРИ. Собр. 2. СПб., 1830. Т. 2. N 1327. С. 726 - 727.
12. ПСЗРИ. Собр. 2. СПб., 1830. Т. 5. Отд. 2. N 4073. С. 256 - 259.
13. ПСЗРИ. Собр. 2. СПб., 1838. Т. 13. Отд. 1. N 11087. С. 199 - 201.
14. ПСЗРИ. Собр. 2. СПб., 1844. Т. 19. Отд. 1. N 18050. С. 433 - 434.
15. ПСЗРИ. Собр. 3. СПб., 1897. Т. 13. N 9975.
16. РГВИА. Ф. 1341. Оп. 28. Д. 2619. Л. 1 - 15.
17. РГВИА. Ф. 4888. Оп. 1. Д. 268. Л. 1 - 3; Д. 273. Л. 1; Д. 276. Л. 1 - 2.
18. Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М.: Международные отношения, 1981. 216 с.
19. Формирование границ. Нормативная база. Структуры. Символы. Пограничная служба России: Энциклопедия. М.: Кучково поле, 2009. 624 с.
20. Хахалин К.В. Русско-китайское разграничение в Центральной Азии и трансформация международно-правовой характеристики "государственной территории" // Вестник исторической географии. М.-Смоленск, 2001. N 2. С. 41 - 43.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑