• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
12.03.2019

Законопроект направлен на устранение коллизии норм и конкретизацию гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время прямой запрет на передачу коллекторам права на работу с задолженностями по жилищно-коммунальным платежам граждан имеет важнейшее социальное значение. 

20.02.2019

Законопроект направлен на создание единого правового пространства на федеральном уровне, регулирующего вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей и определяющего стратегические механизмы улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, закрепляющий указанные гарантии и регулирующий данные вопросы на федеральном уровне, что является серьезным  упущением в вопросе обеспечения социальных гарантий для семей, имеющих детей.

12.02.2019

Законопроект разработан в целях закрепления единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и установления нового порядка отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением специальных технических средств, в случае выявления их некорректной работы.

Все статьи > Договорная база взаимодействия России и Франции в сфере культуры на рубеже XX - XXI веков (Советникова О.В.)

Договорная база взаимодействия России и Франции в сфере культуры на рубеже XX - XXI веков (Советникова О.В.)

Дата размещения статьи: 08.11.2016

Договорная база взаимодействия России и Франции в сфере культуры на рубеже XX - XXI веков (Советникова О.В.)

Именно под знаком культуры мы пожелали выстраивать
новые отношения между Францией и Россией <1>.

Жан де Глиниасти

--------------------------------
<1> Les relations franco-russes en plein essor. URL: http://www.lefigaro.fr/publiredactionnel/2011/04/29/06006-20110429ARTWWW00566-les-relations-franco-russes-en-plein-essor.php.

Исследователи России и Франции не раз обращались к изучению такого значимого аспекта российско-французских отношений, как взаимодействие двух стран в сфере культуры. И это неудивительно, ведь культурные связи на протяжении многих веков выступали в качестве весомого основания для дальнейшего поддержания и развития двухсторонних контактов. Несмотря на то что вплоть до XVIII в. отношения между Францией и Россией не носили регулярного характера, да и в дальнейшем порой были отмечены периодами взаимного непонимания и отчуждения, постоянным все же оставался интерес народов двух стран к изучению культуры друг друга.
С распадом СССР в декабре 1991 г. и образованием новой России российско-французские отношения получают новый импульс в развитии, а это, в свою очередь, способствует активному взаимодействию двух стран в культурной сфере.
Рассматривая культурный диалог России и Франции на рубеже XX - XXI вв., а именно с 1992 по 2014 г., следует особое внимание уделить изучению договорной базы российско-французских отношений в культурной сфере, заложившей основу для дальнейшего развития и укрепления культурного сотрудничества двух стран.
В условиях усиления процессов глобализации, а точнее американизации современного мира, проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны встают наиболее остро. Такая великая европейская держава, как Франция, несмотря на ослабление своего культурного влияния в мире, пока еще успешно демонстрирует убедительный пример того, как благодаря целенаправленным усилиям государства культура Франции до сих пор остается надежным щитом национального самосознания и фактором духовной сплоченности народа Франции перед натиском американской культуры. И абсолютно очевидно, что "будущее национальной культуры каждой страны во многом зависит от закрепившегося в обществе отношения к человеку и его возможностям творческого участия в преобразовании социальной среды" <2>. В этой связи культурная политика Франции, безусловно, является хорошим примером для подражания. А активизация культурного диалога России и Франции на государственном уровне будет только способствовать укреплению дружбы между народами двух стран.
--------------------------------
<2> Ивлиев Г.П. Инвестиции в культурное наследие - инвестиции в будущее // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 3. С. 3.

Для придания нового качества российско-французским отношениям 7 февраля 1992 г. в Париже был заключен Договор между Россией и Францией "О развитии взаимоотношений", в соответствии с которым два государства, верные традиционной дружбе, договорились развивать "новые взаимоотношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве <3>. Договор послужил основой для дальнейшего взаимодействия России и Франции в различных областях, в том числе и в культурной сфере. Для активизации культурного диалога двух стран в рамках данного Договора Россия и Франция условились:
--------------------------------
<3> Бюллетень международных договоров: ежемес. изд. Администрации Президента Рос. Федерации. 1994. N 1. С. 62.

- поддерживать обмены в области культуры, искусства, образования;
- оказывать содействие в распространении и изучении французского языка в России и русского языка во Франции;
- содействовать созданию и деятельности культурных центров на территориях обоих государств;
- налаживать тесное взаимодействие между научно-исследовательскими институтами двух стран и т.д.
6 февраля 1992 г. было подписано базовое межправительственное Соглашение "О культурном сотрудничестве", с которого и началась история современных российско-французских отношений в области культуры. В рамках данного Соглашения Франция и Россия выразили стремление к дальнейшему развитию качественного культурного сотрудничества, а также убеждение в том, что культурное взаимодействие между двумя странами "будет способствовать осознанию европейской культурной самобытности и созданию для всех европейских народов единого и открытого культурного пространства" <4>.
--------------------------------
<4> Бюллетень международных договоров: ежемес. изд. Администрации Президента Рос. Федерации. 2010. N 1. С. 11.

Для наблюдения за исполнением положений данного Соглашения стороны учредили Российско-французскую комиссию по культурному сотрудничеству, в основные задачи которой входили подведение итогов двусторонних обменов, выработка ключевых приоритетов и направлений в программах культурного взаимодействия.
Заниматься разработкой программ обменов, их реализацией было поручено совместным группам экспертов, которые, как и комиссия, призваны были собираться по мере необходимости, но не реже одного раза в год в России и во Франции. Координаторами деятельности комиссии и экспертных групп являлись министерства иностранных дел России и Франции.
30 июля 1992 г. в Москве было подписано межправительственное Соглашение "Об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в области агропромышленного комплекса". В рамках данного Соглашения особое внимание уделялось обмену учеными и специалистами, стажерами данной сферы, научно-технической информацией, результатами научных исследований, проведению семинаров и выставок.
С учетом интереса народов России и Франции к ознакомлению с гуманитарными и культурными ценностями друг друга 12 ноября 1992 г. в Париже было подписано межправительственное Соглашение "Об учреждении и условиях деятельности культурных центров". Соглашение предусматривало учреждение культурных центров в столицах двух стран (г. Париж и г. Москва), способствующих развитию отношений в области культуры, искусства, образования, науки. Руководство российскими центрами было возложено на посольство России во Франции, французскими центрами - на посольство Франции в России. Согласно Соглашению предполагалось, что сфера деятельности центров будет включать в себя следующие аспекты: проведение во Франции и России мероприятий в области культуры, науки и образования, распространение информации о культурной жизни направляющей страны, преподавание языков, обеспечение работы библиотек в стране расположения центра. При обоюдном согласии в рамках данного Соглашения предполагалось открытие и культурных центров в других городах.
В соответствии с подписанными российско-французскими межправительственными Соглашениями "О сотрудничестве в области государственных архивов" и "О выявлении и возвращении архивных документов" в Париже 12 ноября 1992 г. с 1993 г. начался процесс обмена архивными документами между Россией и Францией. В общей сложности из Национального архива Франции удалось получить 236 досье архивных документов русской эмиграции, которые были переданы в Фонд-библиотеку русской эмиграции в Москве <5>.
--------------------------------
<5> Российско-французское сотрудничество в области культуры и образования // Официальный сайт МИД. URL: http://www.mid.ru/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/4з76a290483fbcc4c3256fcf0040b487?OpenDocument.

Знаковым событием в развитии двусторонних отношений России и Франции стало подписание 15 февраля 1996 г. Председателем Правительства Российской Федерации В. Черномырдиным и Премьер-министром Французской Республики А. Жюппе совместного заявления о создании Российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Комиссия была призвана стать "руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений" <6> во всех областях российско-французского сотрудничества, в том числе и культурной. Заседания комиссии было принято проводить дважды в год, первое заседание комиссии состоялось в феврале 1996 г., последнее (XVIII заседание) - 1 ноября 2013 г. в Москве.
--------------------------------
<6> Совместное заявление о создании Российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. URL: http://old.lawru.info/base28/part6/d28ru6398.htm.

11 февраля 2003 г. было подписано межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма". В рамках данного Соглашения стороны обязались способствовать обмену научными работниками, экспертами и журналистами, специализирующимися в вопросах туризма, содействовать созданию на территории своего государства центров туристической информации другой страны. Данное Соглашение еще раз стало подтверждением взаимной заинтересованности России и Франции в развитии культурного диалога и поддержании интереса народов двух стран к изучению культурного наследия друг друга.
С целью содействия дальнейшему развитию и углублению двустороннего сотрудничества в области образования, науки и культуры 12 мая 2003 г. Россия и Франция подписали в Санкт-Петербурге межправительственное Соглашение "О взаимном признании документов об ученых степенях". В рамках данного Соглашения диплом кандидата наук России приравнивался к диплому доктора наук Франции. Мониторинг по реализации Соглашения был возложен на консультативный паритетный комитет, состоящий из представителей академических и научных кругов и центральных органов управления образованием двух стран. Заседания комитета было принято проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
7 января 2004 г. в Париже был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры России и Министерством культуры и коммуникации Франции на 2004 - 2006 гг. В рамках Меморандума предусматривались проведение выставок, обмен творческими коллективами и оказание поддержки кино-, театральным фестивалям, совместное стремление двух стран к созданию юридических инструментов развития и защиты культурного разнообразия в рамках ЮНЕСКО <7>.
--------------------------------
<7> Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

10 декабря 2004 г. было заключено межправительственное Соглашение "Об изучении русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации". Данное Соглашение подтвердило мнение правительств двух стран о том, что сотрудничество в области изучения языков и культур является необходимым и одним из важных элементов развития взаимопонимания и отношений дружбы между народами России и Франции. Стороны обязались содействовать дальнейшему распространению и углублению изучения языков: русского - во Франции, французского - в России. С этой целью предполагалось: организовывать обмен учащимися средних и высших учебных заведений, содействовать регулярным обменам специалистами и научными работниками для чтения лекций на русском и французском языках.
27 ноября 2009 г. в Рамбуйе по итогам XIV заседания Российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин и Премьер-министр Французской Республики Ф. Фийон подписали Российско-французское заявление о проведении в 2010 г. года России во Франции и года Франции в России <8>. Это знаковое событие можно по праву считать хорошим примером взаимной заинтересованности двух стран в поддержании и последующем углублении российско-французского сотрудничества во многих сферах. Ключевым измерением в рамках обмена национальными годами являлась культурная программа, насчитывающая более 400 мероприятий в сфере культуры, образования, молодежных обменов, спорта, коммуникаций. Ключевыми событиями "перекрестного года" стали: гастроли Комеди Франсез и балетной труппы Парижской оперы в России, выставка "Наполеон и искусство" в Москве в Государственном историческом музее, экспозиция работ Пикассо в Москве и Санкт-Петербурге, фестивали российского искусства в Каннах и Лионе, выставка "Святая Русь" в Лувре.
--------------------------------
<8> В.В. Путин и Премьер-министр Французской Республики Ф. Фийон подписали Итоговый документ XIV заседания Российско-французской комиссии. URL: http://archive.government.ru/docs/8399/.

В целях содействия профессиональной мобильности граждан двух стран, обмена профессиональным опытом, углубления знаний языка, культуры и общества другой страны 27 ноября 2009 г. в Рамбуйе было подписано межправительственное Соглашение "О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства". Согласно данному Соглашению Франция и Россия выразили обоюдное стремление содействовать пребыванию и свободному осуществлению профессиональной деятельности на территории своих государств гражданами государства другой стороны.
Благодаря успешному проведению "перекрестного года" культур России и Франции в 2010 г. правительствами двух стран было решено провести сезоны русского языка и литературы во Франции и французского языка и литературы в России в 2012 г. Общая цель проекта заключалась в создании благоприятных условий для популяризации русского языка во Франции, а французского языка - в России. Выбор литературы и языка в качестве приоритетных направлений сезонов был не случайным, так как именно эти две сферы составляют основу культур двух стран. Проведение данного мероприятия символизировало новый этап российско-французских отношений в целом и позволило поднять на новый качественный уровень изучение национальных языков и культуры в обеих странах. В этой связи нельзя не согласиться с мнением бывшего российского дипломата Сергея Косенко, знающего Францию не понаслышке, что "первое десятилетие нового века для российско-французского сотрудничества в области культуры закончилось на высокой ноте" <9> - успешным проведением "перекрестного года" культур России и Франции.
--------------------------------
<9> Косенко С. "Мягкое могущество" в твердой упаковке. Особенности культурной политики Франции: Монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 340.

С целью дальнейшего укрепления сотрудничества и развития дружественных отношений между двумя странами 27 ноября 2012 г. в Париже было подписано межправительственное Соглашение "О предоставлении дополнительных зданий Французскому лицею имени Александра Дюма в Москве". Это, в свою очередь, еще раз подтверждает тот факт, что Россия заинтересована в поддержании активного культурного взаимодействия с Францией. Ведь одним из приоритетов деятельности Французского лицея имени Александра Дюма является распространение французского языка и культуры среди иностранных учащихся и укрепление научных связей.
28 января 2014 г. послом России Александром Орловым, мэром Вильфранш-сюр-Мер Жераром Грогожа и исполнительным президентом Франко-российского диалога Александром Трубецким подписан Меморандум о создании Франко-российского фонда в Вильфранш-сюр-Мер. Фонд призван развивать общее историческое и культурное наследие и укреплять связи между жителями Вильфранш, Лазурного берега и россиянами.
Таким образом, несмотря на то что в богатой истории российско-французских отношений были и войны, и союзы, последовательный и устойчивый характер унаследовало культурное взаимодействие двух стран. На протяжении столетий отношения в сфере культуры выступали в качестве основы для построения диалога в других областях. Наличие обширной договорной базы российско-французского взаимодействия в сфере культуры свидетельствует о взаимном интересе двух стран в поддержании и развитии культурной составляющей диалога России и Франции.
К тому же России есть чему поучиться у Франции, служащей хорошим примером разумного и продуктивного вмешательства государства в сферу культуры. Франция, в частности, остается единственной развитой страной, где принят Закон о защите национального языка, и "первой европейской страной, в которой на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурного наследия" <10>.
--------------------------------
<10> Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 4. С. 29.

Литература

1. Совместное заявление о создании Российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. URL: http://old.lawru.info/base28/part6/d28ru6398.htm.
2. В.В. Путин и Премьер-министр Французской Республики Ф. Фийон подписали Итоговый документ XIV заседания Российско-Французской комиссии // Сайт Председателя Правительства РФ. archive.government.ru.
3. Российско-французское сотрудничество в области культуры и образования // Официальный сайт МИД. www.mid.ru.
4. Бюллетень международных договоров: ежемес. изд. Администрации Президента Рос. Федерации. 1994. N 1.
5. Бюллетень международных договоров: ежемес. изд. Администрации Президента Рос. Федерации. 2010. N 1.
6. Ивлиев Г.П. Инвестиции в культурное наследие - инвестиции в будущее // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 3. С. 3 - 4.
7. Косенко С. "Мягкое могущество" в твердой упаковке. Особенности культурной политики Франции: Монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2011. 416 с.
8. Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 4. С. 29 - 31.
9. Les relations franco-russes en plein essor. URL: www.lefigaro.fr.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑