• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Актуальные проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации (Иванова Т.Н., Басова М.Е.)

Актуальные проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации (Иванова Т.Н., Басова М.Е.)

Дата размещения статьи: 05.12.2016

Актуальные проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации (Иванова Т.Н., Басова М.Е.)

Проблема допинга в настоящее время является одной из центральных проблем современного спорта, поскольку его употребление спортсменами не только дискредитирует основы спорта как в мировом значении, так и национальном, но и наносит ущерб экономической и политической репутации государства.

Небезызвестен тот факт, что данная проблема не является до конца решенной с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных национальных масштабах либо не является достаточно эффективной, либо попросту отсутствует. Так, в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга вообще не предусматриваются.
По проблематике применения допинга высказывались многие люди различных профессий и социальных сфер жизни. "Проблема фармакологического обеспечения спортсменов, - по мнению Р.Д. Сейфуллы, - вызвана прежде всего тем, что ни один из спортивных врачей и тренеров не станет отрицать, что нет спортсменов высокой квалификации, которые не принимали фармакологических препаратов с целью ускорения процесса восстановления" <1>. При этом, как справедливо отмечает молдавский спортсмен С. Тома, серебряный призер Чемпионата Европы по дзюдо, "...дзюдоистам стало тяжелее попасть на Олимпиаду, так как ужесточились правила отбора. Международная федерация дзюдо внесла радикальные изменения в правила отбора: по новой системе исключен прямой выход на Олимпийские игры через чемпионаты мира и Европы. Теперь все будет определять рейтинг спортсмена, который формируется по сумме набранных очков в международных турнирах" <2>. Есть и много других высказываний, которые прямым либо косвенным образом поддерживают применение "особенной" фармакологии в спорте. Таким образом, складывается любопытная ситуация, при которой спорт не может обойтись без "особой" медицины. Несмотря на то что назначать лекарственные средства могут только медицинские работники, имеющие на то юридическое основание, к этому бывают причастны тренеры, массажисты, посторонние люди, да и сами спортсмены, рекомендующие друг другу запрещенные препараты (допинги), мало догадывающиеся о степени ответственности за подобную "услугу".
--------------------------------
<1> Сейфулла Р.Д. Допинговый монстр / Р.Д. Сейфулла, И.А. Анкудинова. М., 1996. С. 223.
<2> Тома С. Олимпийские игры - важнее всего. URL: www.vedomosti.md/news/Sergei_Toma_Olimpiiskie_Igry_Vazhnee_Vsego.

Кроме того, выпуск новых фармакологических средств, активно рекламируемых в целях получения прибыли, часто приводит к тому, что истинные возможности того или иного препарата значительно преувеличиваются, что намеренно подталкивает спортсменов и некоторых спортивных руководителей к использованию данных препаратов для достижения побед в соревнованиях <3>.
--------------------------------
<3> Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. М.: Сов. спорт, 2004. С. 358.

Безусловно, не стоит безапелляционно обвинять фармацевтические компании лишь в пагубном влиянии на итоговый результат спортсмена и полностью оправдывать последнего, но нельзя забывать то, что высокие результаты в международных соревнованиях обеспечивают значимые социальные и экономические выгоды, решают в ряде случаев определенные политические и идеологические задачи. Вот поэтому абсолютно здоровое, и, казалось бы, безобидное желание завоевать Олимпийскую медаль как высшее конечное подтверждение собственной спортивной состоятельности таит в себе много "подводных камней", одним из которых выступает осознанное (и неосознанное) принятие допинга.
Помимо регулятивного, применение допинга содержит и нравственный аспект, который заключается в неравенстве условий участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, но обусловлено уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу <4>.
--------------------------------
<4> Граевская Н.Д. Проблема допинга в спорте // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: Сб. науч. тр. М., 1999. С. 45.

В связи с этим основным вопросом современного спорта стал физиологический статус организма спортсменов с точки зрения равенства стартовых условий. Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными <5>.
--------------------------------
<5> Спортивная медицина: Справочник для врача и тренера / Центр развития легкой атлетики ИААФ. М.: Терра-Спорт, 1999. С. 239.

Так кто же виноват? Свое предположение по данному вопросу выразил Г.М. Родченков, занимавший пост директора "Антидопингового центра" с 2006 года по 2015 год, подчеркнув, что "...скандальный характер Олимпийских игр обусловлен не столько повальным увлечением допингом спортсменами, сколько и, прежде всего, юридической беспомощностью или правовым нигилизмом организаторов спорта" <6>.
--------------------------------
<6> Родченков Г. От Афин и до Пекина: борьба с допингом в спорте // Легкая атлетика. 2008. N 10. С. 19 - 21.

Тем не менее правообразующим был и остается существующий спортивный правопорядок, который не допускает использования спортсменами субстанций и методов, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством отдельного государства и (или) решениями Международного олимпийского комитета (МОК), Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и иных международных спортивных организаций.
В зависимости от вида спорта допинги могут обладать совершенно различными и даже противоположными фармакологическими действиями: от психостимулирующего до транквилизирующего, от мочегонного до кардиотропного влияния. Но хотя допинги отличаются по своим фармакологическим свойствам от стимуляторов, все виды последних также занесены в ежегодно обновляемый "Запрещенный список Всемирного антидопингового кодекса". В нем же неприемлемо употребление даже алкоголя в период участия в соревнованиях по таким видам спорта, как автоспорт, стрельба из лука и др.

Правовое регулирование применение допинга и решение "мельдониевого скандала" в Российской Федерации

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на осуществление строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте. Однако на данном этапе времени скандалы, связанные с допинговыми разбирательствами, больше "золотят карманы" спортивных юристов, обнажая все новые червоточины в развитии антидопингового законодательства, нежели работают на ощутимые правовые преобразования.
В целях исполнения своих международных обязательств, принятых путем ратификации Конвенции против применения допинга ЕТБ N 135, подписанной 16 ноября 1989 г. в Страсбурге государствами - членами Совета Европы, иными государствами - участниками Европейской культурной конвенции, а также рядом других, и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, в российское законодательство были включены специальные положения, касающиеся противодействия использованию допинговых средств и (или) методов в спорте <7>.
--------------------------------
<7> Конвенция против применения // Спорт для всех. 1996. N 1/2. С. 11.

Так, Федеральным законом от 07.05.2010 N 82-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" внесены существенные изменения в базовый Закон, регламентирующие ранее не урегулированные аспекты борьбы с допингом и направленные на создание комплексной системы мер противодействия этому явлению в спорте.
Статья 26 Федерального закона N 329-ФЗ в прежней редакции не давала определения понятию "допинг", а лишь устанавливала запрет и раскрывала меры по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, в то время как понятие "допинг" гораздо шире. Только в новой редакции п. 1 ст. 26 законодатель впервые дает определение понятию "допинг" в соответствии с тем, что содержится в Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте и Всемирным антидопинговым кодексом 2009 г., на положения которого в качестве основы для принятия мер в борьбе с допингом в спорте ссылается Конвенция.
Законодатель определяет допинг в спорте как нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
Перечень запрещенных в спорте допинговых средств и методов составляется в соответствии с Международным стандартом Всемирного антидопингового агентства - Запрещенным списком, включенным в приложение 1 к Конвенции. Перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, которым был принят Приказ от 07.04.2011 N 277, утверждающий перечни допинговых средств и методов, запрещенных к использованию в спорте.
Все вышеперечисленное, однако, не предотвратило отстранения от участия в Олимпийских Играх 2016 года в Рио-де-Жанейро многих российских (и зарубежных) спортсменов, применив к ним принятое 24 июля 2016 года правило "двойного наказания", согласно которому атлеты, отбывшие когда-либо наказание за употребление допинга, не допускаются до участия в Олимпийских Играх <8>.
--------------------------------
<8> Информационное агентство "Невские новости". URL: https://nevnov.ru/456245-sportivnyi-arbitrazh-casotmenil-pravilo-dvoinogo-nakazaniya-dlya-sportsmenov-na-olimpiade-2016 (дата обращения: 05.08.2016)

Как бы абсурдно это ни звучало, но сами спортивные врачи не всегда вовремя оказываются в курсе последних обновлений списков запрещенных для спортсменов препаратов. Об этом сообщил Министр спорта России Виталий Мутко. Глава ведомства связал это "с некомпетентностью некоторых врачей сборных" и посетовал на их "огромную текучку" <9>.
--------------------------------
<9> РИА Новости. URL: http://ria.ru/authors/20160309/1387349232.html#ixzz4GUKw1j7j (дата обращения: 09.03.2016)

Нашумевший "мельдониевый скандал", и, как следствие, применение Спортивным арбитражным судом в Лозанне правила "двойного наказания", практически завели в тупик российского законодателя в области спортивного права, не успевающего за веяниями времени, с одной стороны, но все-таки полагающегося на своеобразный "авось" в вопросах быстрого реагирования на обновленные требования Всемирного антидопингового агентства (WADA). Всемирное антидопинговое агентство (WADA) внесло вещество мельдоний в списки запрещенных с 1 января 2016 года. До этого, утверждает агентство, в течение всего 2015 года производился его мониторинг, в результате которого борцы с допингом пришли к выводу, что оно используется спортсменами с целью повышения их производительности и достижения лучших результатов. Мельдоний - лекарство, которое никак нельзя считать допингом, утверждает его создатель - директор латвийского Института органического синтеза Иварс Калвиньш. "С научной точки зрения возможно даже, что мельдоний, используемый во время спортивных состязаний, снижает физические возможности, так как замедляет окисление жирных кислот. Если спортсмены его принимают, они не должны ждать лучших результатов, но они будут защищены от ишемических повреждений клеток. Это позволит им не выиграть, а сохранить свое здоровье!" - заявил Калвиньш. Ученый убежден, что включение мельдония в список запрещенных для спортсменов средств абсолютно неправомерно.
Большое число российских спортсменов <10> было уличено в применении мельдония, и, как следствие, первоначально отстранено от участия в Олимпийских Играх в Рио. Однако после тщательных разбирательств Международный олимпийский комитет (МОК) постановил в ночь на 5 августа 2016 года, что недопуск на Олимпийские игры спортсменов, в прошлом уличенных в употреблении допинга, является незаконным. Об этом говорится в решении Спортивного арбитражного суда (CAS) по делу отстраненных российских гребцов Анастасии Карабельщиковой и Ивана Подшивалова <11>.
--------------------------------
<10> Так, теннисистка Мария Шарапова, чья допинг-проба дала положительный результат, подтвердила, что принимала милдронат исключительно из-за проблем со здоровьем, а не с целью улучшить спортивный результат.
<11> Юрист, Михаил Прокопец, пояснил в социальной сети Facebook, что "те, кто был не допущен по этому правилу, должны удовлетворять другим критериям допуска федерации". Он также уточнил, что решение о допуске Карабельщиковой и Подшивалова будет дополнительно принимать Международная федерация гребли (FISA). URL: РБК: http://www.rbc.ru/society/05/08/2016/57a3b5539a79472c7566747f (дата обращения: 05.08.2016).

В законодательстве Российской Федерации наряду с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" запрет на использование запрещенных субстанций и методов содержится в Трудовом кодексе.
Им, в частности, предусматривается, что обязательным условием для включения в трудовой договор со спортсменом является обязанность спортсмена не использовать запрещенные в спорте средства (допинг) и (или) методы, проходить допинговый контроль (ч. 3 ст. 348.2). Использование спортсменом, в т.ч. однократное, запрещенных субстанций и (или) методов, выявленное при проведении допингового контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом, является основанием для прекращения трудового договора со спортсменом при применении к нему санкции в виде дисквалификации на шесть или более месяцев (п. 2 ст. 348.11).
Трудовой кодекс РФ также возлагает определенные обязанности в области противодействия использованию запрещенных субстанций и (или) методов и на тренеров. В трудовой договор с тренером должно быть включено положение об обязанности принимать меры по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) запрещенных субстанций и (или) методов (ч. 4 ст. 348.2) <12>.
--------------------------------
<12> Приказ от 20 окт. 2003 г. N 837 "Об ограничении и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации".

Законодатель делает акцент на том, что в качестве доказательства нарушения антидопинговых правил, связанных с наличием запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена, а также организма животного, участвующего в спортивном соревновании, может быть аналитический результат, полученный только лабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством. Однако необходимо отметить, что факты, относящиеся к другим нарушениям антидопинговых правил, перечисленных в п. 3 ст. 26 Закона о спорте, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание.
Статья 26 действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет допинг-контроль как процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.
Одновременно с этим Законом предусмотрен термин "тестирование", который определяется как элемент допинг-контроля, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.
Ничуть не странным фактом является то, что допинг-контроль предусматривается также и для участвующих в спортивных соревнованиях животных. То есть в любом виде спорта, в котором задействованы животные, международные федерации должны разработать и утвердить правила проверки на допинг этих животных.
Следует отметить важные документы, составляющие правовую основу проведения допингового контроля в Российской Федерации. К ним относится Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.05.2009 N 293 "Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля" и Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.04.2011 N 307 "Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил".
В соответствии с указанными документами допинговый контроль направлен на противодействие нарушению общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, в т.ч. использованию или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; защиту прав спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга; применение в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, спортивных санкций (в т.ч. спортивной дисквалификации); содействие разработке и внедрению антидопинговых программ в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним <13>.
--------------------------------
<13> Просветов А. Проверка на допинг. Как это выглядит? // Спорт-экспресс. Санкт-Петербург. 2004.

Естественным в этой связи стало стремление найти способы обнаружения следов осуществленного допингового воздействия на организм спортсмена. Однако выяснилось, что подобные следы могут имитироваться другими воздействиями или обусловливаться теми же воздействиями в количествах, не способных вызвать эффект допинга. А следы действительного допинга затушевываются другими дополнительными воздействиями. Спортсмены не застрахованы от болезней, как острых, так и хронических, в связи с чем принимают лекарства. Режим питания спортсменов зачастую предполагает употребление различных пищевых добавок. И то и другое не является фармакологически индифферентным. В результате обнаружение следовых количеств веществ, имеющих допинговый эффект, не означает применение допинга и не исключает употребления содержащих микродозы этих веществ обычных лекарств. А обнаружение целого ряда обычных лекарств вызывает предположения об употреблении их для сокрытия применения допинга.
В этой связи встает вопрос не столько правового обеспечения антидопингового контроля, сколько и прежде всего правовой защиты подвергающихся ему спортсменов.
Проблема в том, что на международном уровне национальные законодательства в силу различий правовых систем, устоев общества, значения обычаев, меры соотношения публичного и частного и т.д. остаются бессильны: применение любого из них, даже наиболее совершенного, в отношении представителей иной правовой культуры неизбежно приводило бы к поражению их в правах, кроме того, приоритет одного национального законодательства над остальными вызывало бы неприятие.
По тем же причинам попытки найти наднациональные способы правового воздействия (обычно запретительные), в том числе в области спорта, обречены: приходя в соприкосновение с национальным правопорядком, они либо не находят в нем места, либо адаптируются до утраты исходного назначения.

Таким образом, подходим к самому наболевшему: что делать?

Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов в области антидопингового законодательства, приведенного выше, небезызвестен еще и тот факт, что Российское государство основывает свою борьбу с допингом на основании Конвенции ЮНЕСКО, в соответствии с которой в России в краткие сроки была создана законодательная база по борьбе с допингом, "открыты границы" для тестирования и др.
Итак, благодаря проведению серьезной образовательной работы в области антидопинга и пропаганды "чистого" спорта, можно надеяться, что в обществе сформирована нетерпимость к допингу и к лицам, его применяющим. В 2009 году в структуре Союза биатлонистов России (СБР) создан постоянный антидопинговый комитет. Создана и финансируется независимая национальная антидопинговая организация РУСАДА и Антидопинговая лаборатория. При этом Минспорт России, соблюдая строгие рекомендации со стороны ВАДА, предоставляет самостоятельность деятельности РУСАДА и антидопинговой лаборатории. Однако на сегодняшний день только у ВАДА есть инструменты, позволяющие контролировать оперативную работу антидопинговых организаций и лабораторий. Президент России, Владимир Путин, предложил ОКР создать независимую общественную комиссию для контроля за борьбой с допингом. Ключевой задачей комиссии, по словам главы государства, должна стать оперативная разработка и жесткой контроль за реализацией национального плана борьбы с допингом. С подобным предложением о создании специального модельного закона для стран СНГ о противодействии допингу выступило МПА СНГ еще в 2007 году в свете предстоящих игр в Сочи. Что касается предложения российского президента для ОКР, то этот законопроект находится в разработке еще с конца прошлого года. По словам Председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрия Свищева, "ряд депутатов внесли в законопроект статьи, ужесточающие наказание спортсменов за употребление запрещенных препаратов, но процесс до последних громких событий шел не так быстро, как должен был. Но сейчас, я думаю, все поняли, что закон принимать необходимо. Иначе ситуация станет необратимой..." <14>.
--------------------------------
<14> Свищев Д. Россия опаздывает с принятием закона о допинге. URL: http://www.sport.ru/other/Dmitriy_Svischev_Rossiya_opazdyvaet_s_prinyatiem_zakona_o_dopinge/article304372/ (дата обращения: 10.03.2016).

Необходимость принятия в России так называемого закона о допинге назрела уже давно, от этого документа может зависеть будущее российского спорта. Об этом сообщил ТАСС председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев.
По мнению автора, безусловной заслугой действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" является закрепление в п. 3 ст. 26 исчерпывающего списка нарушений антидопинговых правил, раскрывающего содержание понятия "допинг". К таким нарушениям Закон относит использование или попытку использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявку спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы; нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в т.ч. непредставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании; фальсификацию или попытку фальсификации элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства; распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; использование или попытку использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытку применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.
Российский спорт, в свою очередь, открыт для более плотного взаимодействия с ВАДА с целью устранения любых нарушений со стороны РУСАДА и аккредитованной лаборатории. Россия была и остается полностью привержена борьбе с допингом в спорте!

Список литературы

1. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.05.2009 N 293 "Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 октября 2009 г. N 40.
2. Антидопинг наступает // Спорт для всех. 2002. N 3.
3. Аскеров Р. Николай Дурманов: "Допинг становится большой проблемой" // Спорт-экспресс. 2005. 14 апреля.
4. Борьба с допингом в некоторых зарубежных странах (по материалам зарубежной литературы): Обзорная информация / ВНИИФК. М., 1989. 55 с.
5. Граевская Н.Д. Проблема допинга в спорте // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: Сб. науч. тр. М., 1999.
6. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. М.: Сов. спорт, 2004.
7. Конвенция против применения // Спорт для всех. 1996. N 1/2.
8. Оптимизация процесса борьбы с употреблением допинга через всемирную антидопинговую программу: информационный буклет по материалам Всемирного антидопингового агентства. Минск, 2006.
9. Просветов А. Проверка на допинг. Как это выглядит? // Спорт-экспресс. Санкт-Петербург. 2004. 29 июля.
10. Родченков Г. От Афин и до Пекина: борьба с допингом в спорте // Легкая атлетика. 2008. N 10.
11. Сейфулла Р.Д. Допинговый монстр / Р.Д. Сейфулла, И.А. Анкудинова. М., 1996. 223 с.
12. Спортивная медицина. Справочник для врача и тренера / Центр развития легкой атлетики ИААФ. М.: Терра-Спорт, 1999. 239 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑