• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
31.05.2017

Данным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Его положения направлены на законодательное закрепление инструментов и реализацию механизмов, необходимых для повышения эффективности взаимоотношений между участниками гражданско-правовых отношений, в частности, в сфере осуществления предпринимательской деятельности. 

16.05.2017

Законопроект "О внесении изменений в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации" обусловлен обострением криминогенной обстановки в России. Зачастую у жертв нападения нет возможности незамедлительно обратиться в полицию, и они вынуждены рассчитывать только на свои силы. В связи с этим, законопроектом вносятся изменения в статью 37 Уголовного кодекса с целью уточнения обстоятельств, исключающих преступность деяний при самообороне. 

26.04.2017

Проект Федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" устанавливает уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак. По мнению авторов законопроекта неурегулированность данного вопроса создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной).

Все статьи > Об особенностях правового регулирования недобросовестной конкуренции в свете изменений антимонопольного законодательства (Сергачева О.А.)

Об особенностях правового регулирования недобросовестной конкуренции в свете изменений антимонопольного законодательства (Сергачева О.А.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Об особенностях правового регулирования недобросовестной конкуренции в свете изменений антимонопольного законодательства (Сергачева О.А.)

В свете вступивших в силу в январе 2016 года поправок в антимонопольное законодательство (в рамках так называемого четвертого антимонопольного пакета) <1> очевидным становится тот факт, что правовое регулирование отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, приобретает все большую актуальность - как в доктрине, так и в правоприменительной практике. Включение в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2> (далее по тексту - Закон о защите конкуренции, Закон) отдельной главы, посвященной формам недобросовестной конкуренции, свидетельствует о том, что необходимость совершенствования законодательной регламентации рассматриваемой категории признается не только на правоприменительном, но и на законодательном уровне.

--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.10.2015. N 41 (часть I). Ст. 5629.
<2> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Вместе с тем следует констатировать, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением хозяйствующими субъектами актов конкуренции, по-прежнему нельзя охарактеризовать как удовлетворительное. Это связано с наличием в новой редакции Закона о защите конкуренции правовой коллизии, заключающейся в неопределенности подхода законодателя к формам (действия, бездействия), в которых недобросовестная конкуренция может находить свое выражение.
В соответствии с положениями п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются "любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации".
В то же время введенная "четвертым антимонопольным пакетом" статья 14.6 Закона о защите конкуренции содержит прямое указание на возможность совершения акта недобросовестной конкуренции путем бездействия: "Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта - конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом - конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации". По какой причине законодатель, признавая возможность существования акта недобросовестной конкуренции в форме бездействия в главе о формах такой конкуренции, одновременно оставляет общую дефиницию рассматриваемой категории неизменной, более узкой по содержанию, остается неясным.
Чтобы прийти к выводу, какую из приведенных выше противоречащих друг другу статей Закона необходимо подвергнуть корректировке, следует осмыслить тенденции развития правоприменительной практики в сфере конкурентных отношений, а также проанализировать подходы, сложившиеся в научном сообществе к легальной дефиниции и содержанию категории "недобросовестная конкуренция".
В правоприменительной деятельности складываются ситуации, когда поведение лиц, явно свидетельствующее о наличии в нем признаков недобросовестной конкуренции, осуществляется в форме бездействия. Так, например, решением УФАС по Волгоградской области от 31.07.2015 по делу N 15-01-14-02/455 было признано, что хозяйствующий субъект нарушил нормы антимонопольного законодательства в форме акта недобросовестной конкуренции. Фактически указанное нарушение выразилось в том числе и в форме бездействия: хозяйствующий субъект не предоставил копии технических паспортов на многоквартирные жилые дома своему конкуренту, хотя такая обязанность была возложена на него законом. И здесь мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией: очевидно, что поведение нарушителя выразилось в акте недобросовестной конкуренции, этот факт нашел свое подтверждение и в решении арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-42366/2015 от 7 декабря 2015 года <3>; очевидно, что неисполнение субъектом обязанностей, возложенных на него законом, - это бездействие; очевидно, наконец, что недобросовестная конкуренция, в какой бы форме она ни осуществлялась, должна преследоваться по закону. И вместе с тем, чтобы применение санкций стало возможным, государство вместо логичного действия по совершенствованию нормы позитивного права вынуждено (в лице антимонопольного органа) создавать сложные словесные конструкции, чтобы распространить действие закона на поведение, нарушающее этот закон: бездействие называется "действиями, выраженными в необоснованном препятствовании в предоставлении копии технических паспортов" <4> и "действиями по препятствию предоставления" документов <5>.
--------------------------------
<3> Решение арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-42366/2015 от 07.12.2015 // https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/155235af-a8d0-4d8e-b59b-d7cd18ef6803/A12-42366-2015_20151207_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf (дата обращения: 31.01.2016).
<4> Решение арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-42366/2015 от 07.12.2015 // https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/155235af-a8d0-4d8e-b59b-d7cd18ef6803/A12-42366-2015_20151207_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf (дата обращения: 31.01.2016). С. 4.
<5> Там же. С. 8.

Еще один пример акта недобросовестной конкуренции в форме бездействия приводит в своей работе Д.А. Петров, отмечая, что "направление страховой организацией заявки для участия в открытом конкурсе по отбору страховщика для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности (действие), в которой при расчете страховой премии не применены поправочные коэффициенты (бездействие), квалифицировано в качестве акта недобросовестной конкуренции <6>, т.е. правонарушением фактически явилось неосуществление предусмотренных законом обязанностей - бездействие обязанного субъекта" <7>. В данном контексте автор совершенно справедливо отмечает, что отвергать возможность осуществления недобросовестной конкуренции в форме бездействия неразумно <8>. Сходную позицию занимает С.А. Паращук, обоснованно указывая на то, что "вопрос о возможности квалификации некоторых видов бездействия в качестве конкретных актов недобросовестной конкуренции требует отдельного рассмотрения. Речь может идти об умышленном непредставлении хозяйствующим субъектом (умолчании, сокрытии) существенной информации, в результате чего приобретатель является введенным в заблуждение в отношении товара или деятельности хозяйствующего субъекта" <9>. Нельзя не отметить и иные сходные точки зрения, высказываемые в специальной литературе <10>. Очевидно, отсутствуют веские причины отрицать возможность осуществления недобросовестной конкуренции в форме как действия, так и бездействия.
--------------------------------
<6> Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2012 N Ф09-4230/12 по делу N А50-17997/2011 // URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b6625da1-fb3c-416a-b53b-e175fe2b08af/A50-17997-2011_20111122_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf (дата обращения: 31.01.2016).
<7> Петров Д.А. Недобросовестная конкуренция и категории добропорядочности, разумности и справедливости: анализ правоприменительной практики // URL: http://monitoring.law.edu.ru/otchety/2015/avgust_2015/ (дата обращения: 31.01.2016).
<8> Петров Д.А. Там же.
<9> Паращук С.А. Понятие и виды недобросовестной конкуренции в проекте изменений законодательства о защите конкуренции // Юрист. 2015. N 1. С. 17.
<10> См., например: Гукасян Л.Е., Залесов А.В., Серегин Д.И. Законодательство о защите от недобросовестной конкуренции: пути совершенствования // Патенты и лицензии. 2004. N 5. С. 15 - 23; Серегин Д.И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н.: Спец. 12.00.03 / Дмитрий Игоревич Серегин; Рос. агентство по патентам и товар. знакам (Роспатент), Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности (РГИИС). М., 2002. 25 с.

Однако в процессе нашего исследования мы вплотную подходим еще к одному вопросу. В специальной литературе есть мнение, что недобросовестная конкуренция не может осуществляться в форме бездействия по той причине, что "конкуренция и недобросовестная конкуренция соотносятся как родовое и видовое понятия соответственно, при этом известно, что видовое понятие не может быть шире родового понятия" <11>, а определение конкуренции, данное в Законе о защите конкуренции, содержит в себе указание на возможность ее осуществления лишь в активной форме. И здесь мы сталкиваемся с последствиями несовершенства категориального аппарата Закона о защите конкуренции. Действительно, если проанализировать дефиниции "конкуренция" и "недобросовестная конкуренция", которые закреплены, соответственно, в п. 7 и п. 9 ст. 4 Закона, можно прийти к выводу, что недобросовестная конкуренция представляет собой разновидность конкуренции вообще, однако справедливо ли такое соотношение? Само название Закона "О защите конкуренции" в таком случае предполагает, что защите подлежит в том числе и конкуренция недобросовестная (как разновидность или "негативное проявление" конкуренции). Такой тезис представляет собой явный nonsense.
--------------------------------
<11> Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая характеристика // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 2(149). С. 16.

Гораздо более логичной видится законодательная конструкция, вводящая категорию "конкурентное поведение" со смысловым содержанием, которое сегодня вложено в понятие "конкуренция": соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Помимо этого, необходимо внедрение и категории "добросовестная конкуренция". В этом случае у правоприменителя появится возможность оперировать категориями, представляющими собой две разновидности конкурентного поведения (различающиеся, по сути, только методологией достижения искомого результата в виде получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. В одном случае - добросовестно и с соблюдением норм законодательства и обычаев, в другом - нет). Из сказанного следует и целесообразность дополнения названия Закона о защите конкуренции. В окончательной редакции оно могло бы звучать следующим образом: Федеральный закон "О защите добросовестной конкуренции".
Итак, проведенный системный анализ доктринальных суждений и сложившейся правоприменительной практики приводит нас к следующим выводам:
во-первых, имеется необходимость устранения коллизии норм Закона о защите конкуренции путем изложения п. 9 ст. 4 указанного Закона в следующей редакции: "Недобросовестная конкуренция - любые действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации";
во-вторых, следует внести изменения в ст. 4 Закона о защите конкуренции путем ее дополнения дефинициями "добросовестная конкуренция" и "конкурентное поведение", рассмотрев одновременно вопрос об изменении названия Закона, изложив его в следующей редакции: Федеральный закон "О защите добросовестной конкуренции".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гукасян Л.Е., Залесов А.В., Серегин Д.И. Законодательство о защите от недобросовестной конкуренции: пути совершенствования // Патенты и лицензии. 2004. N 5.
2. Петров Д.А. Недобросовестная конкуренция и категории добропорядочности, разумности и справедливости: анализ правоприменительной практики // URL: http://monitoring.law.edu.ru/otchety/2015/avgust_2015/ (дата обращения: 31.01.2016).
3. Паращук С.А. Понятие и виды недобросовестной конкуренции в проекте изменений законодательства о защите конкуренции // Юрист. 2015. N 1.
4. Серегин Д.И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н.: Спец. 12.00.03 / Дмитрий Игоревич Серегин; Рос. агентство по патентам и товар. знакам (Роспатент), Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности (РГИИС). М., 2002.
5. Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая характеристика // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 2(149).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑