• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Полномочия местной администрации в сфере благоустройства города: борьба с незаконным размещением рекламных объявлений (на примере г. Иркутска) (Баранова С.А., Шастина А.Р.)

Полномочия местной администрации в сфере благоустройства города: борьба с незаконным размещением рекламных объявлений (на примере г. Иркутска) (Баранова С.А., Шастина А.Р.)

Дата размещения статьи: 16.02.2017

Полномочия местной администрации в сфере благоустройства города: борьба с незаконным размещением рекламных объявлений (на примере г. Иркутска) (Баранова С.А., Шастина А.Р.)

В городских округах - крупных муниципалитетах практически повсеместно ведется борьба с незаконной рекламой. Несмотря на то что большая часть вопросов местного значения являются совместными и требуют одинакового участия в их решении представительной и исполнительной власти муниципального образования <1>, основная деятельность в этой сфере осуществляется местными администрациями. Это вытекает из положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <2>. Согласно п. 1 ст. 37 местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. К числу вопросов местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений (абз. 25 п. 1 ст. 16), а также утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (абз. 26.1 п. 1 ст. 16) <3>. В структуре местной администрации г. Иркутска создан комитет городского обустройства, на который возложены полномочия по решению указанных вопросов.
--------------------------------
<1> Карасев А.Т., Елькина А.В. Компетенция органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 28.
<2> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<3> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Говоря о незаконной рекламе, отдельно следует выделить незаконное размещение рекламных объявлений. Плакаты, листовки, афиши, которые клеятся на фонарных столбах, стволах деревьев, заборах, входных дверях и стенах киосков, не только засоряют и портят вид города, но и приносят значительный ущерб муниципальному образованию и собственникам зданий и сооружений, так как требуют постоянных финансовых затрат на восстановление первоначального облика. В Иркутске наиболее пострадавшими являются фасады зданий в историческом центре города, что в конечном итоге вызывает недовольство как жителей, так и гостей города.
Острота проблемы привела к необходимости, оценив эффективность используемых мер, применять новые способы борьбы с незаконными объявлениями, основываясь на действующем законодательстве и используя положительный опыт других муниципалитетов.
Один из главных методов борьбы с незаконным размещением рекламных объявлений заключается в привлечении волонтеров и осуществлении отрядами волонтеров очистки города от объявлений по аналогии с тем, как добровольцы очищают от мусора остров Ольхон, пляжи, берега рек и озер. Ежегодно г. Иркутск активно принимает участие в различного рода акциях (всероссийская акция "Чистый берег", "Чистый лед Байкала" и другие). Помощь добровольцев трудно переоценить, поскольку, как известно, наиболее уязвимая сторона местного самоуправления - его экономическая основа <4>. Например, в результате акции волонтеров по очистке острова Ольхон летом 2015 г. была собрана внушительная партия мусора: 87 мешков стекла, 19 мешков пластика, 44 мешка жестяных банок, 76 мешков других твердых бытовых отходов. В связи с этим целесообразно периодически проводить акции "Чистый город" по очистке города от расклеенных в непредназначенных местах рекламных объявлений.
--------------------------------
<4> Ежукова О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3. С. 59.

Трудностью в реализации этого метода может стать проблема привлечения волонтеров к участию в подобных акциях. Для преодоления указанной проблемы возможно создание специального видеоролика, который воздействовал бы на общественное сознание населения города, привлекая всех неравнодушных жителей к участию в решении вопросов благоустройства. Трансляцию видеоролика нужно осуществлять в различных местах города, где имеются рекламные мониторы (в том числе в автобусах, на мониторах в вузах города).
Преимущество способа создания групп добровольцев и проведения акций по очистке города от незаконной рекламы состоит в том, что он является экономически эффективным, т.к. не требует затрат бюджетных средств. Более того, данный метод реалистичен как с правовой стороны (не требует внесения изменений и поправок в муниципальные нормативные правовые акты в целях реализации), так и с практической стороны (указанный путь решения проблемы незаконного распространения рекламных объявлений может быть реализован имеющимися силами городских учреждений, без привлечения дополнительных ресурсов).
В качестве еще одного метода борьбы с незаконным размещением объявлений представляется возможным предложить применение системы автодозвона (точнее, автоинформирования о несанкционированной рекламе) и создание call-центра. Формирование базы call-центра осуществляется путем внесения телефонных номеров с незаконных объявлений, по которым оператор call-центра обзванивает потенциальных нарушителей с целью проверки достоверности номера и предоставления товара или услуги. Call-центр работает по принципу автодозвона: каждые 30 секунд робот набирает номер, тем самым блокируя номер телефона для доступа других лиц.
Указанный метод требует серьезных финансовых и организационных вложений по сравнению с предыдущим способом. Однако система автодозвона зарекомендовала себя положительно в столице России - г. Москве, жители Петербурга также намерены внедрить ее в своем городе. В Томске уже используют систему автодозвона с января 2016 г., в Хабаровске данная система будет запущена с марта 2016 г. В Москве в период с 2012 по 2014 гг. в результате автоинформирования было демонтировано по 50 крупноформатных конструкций в месяц самостоятельно, без каких-либо затрат. Ранее для демонтажа указанных конструкций потребовались бы затраты от 75 000 рублей в сутки. Это свидетельствует, что применение системы автодозвона способствовало снижению количества несанкционированной рекламы, включая вывески, растяжки, крупноформатные конструкции. Вместе с тем указанный метод помогает осуществлять борьбу и с наружной рекламой, поскольку, блокируя телефонный номер, препятствует возможности воспользоваться предложенной в рекламе услугой, приобрести товар и т.д., в результате этого размещение рекламы теряет смысл.
Следует отметить, что был только положительный судебный опыт: строительная компания подала в суд на Департамент СМИ и рекламы по г. Москве. Компания не признавала, что ей принадлежит несанкционированная рекламная конструкция. Суд не нашел в проведении автоинформирования противоправных действий, а также установил, что рекламная конструкция действительно принадлежит компании. В судебном процессе было подтверждено, что департамент обязан проинформировать владельца о наличии незаконной конструкции (решение арбитражного суда г. Москвы от 14 марта 2014 г. по заявлению ООО "Объединенная строительная компания" к ответчику - Департаменту СМИ и рекламы по г. Москве о признании незаконным решения об установке автоинформаторов на телефонные номера ОСК). Таким образом, осуществление автоинформирования является правомерной деятельностью.
Более того, положительной чертой этого метода является возможность для любого желающего сообщить о нарушении, что будет стимулировать жителей города оказывать помощь местной администрации преобразить внешний облик города и участвовать в поддержании опрятного вида муниципалитета.
В качестве правовой меры для борьбы с "настенными листовками" необходимо установление административной ответственности. Обзор регионального законодательства об административных правонарушениях позволяет сделать вывод, что в ряде субъектов РФ (ст. 15 Закона Московской области от 30 ноября 2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" <5>, ст. 1.14 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" <6>, ст. 37-1 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" <7>, ст. 26 Закона Тверской области от 14 июля 2003 г. N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" <8> и др.) предусмотрена ответственность за размещение (расклеивание, вывешивание) объявлений, листовок, плакатов, афиш, иных информационных материалов вне отведенных для этих целей мест в виде административного штрафа.
--------------------------------
<5> Вестник Московской областной Думы. 2004. N 12.
<6> Весть. 2011. N 80 - 82.
<7> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. N 21.
<8> Тверские ведомости. 2003. N 57.

Как известно, ст. 11 Закона Иркутской области от 12 ноября 2007 г. N 98-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города и других населенных пунктов Иркутской области" <9> предусматривала ответственность за размещение плакатов, объявлений, листовок в местах, специально не отведенных органами местного самоуправления, но данный Закон утратил силу. Поэтому представляется целесообразным внести дополнения в новый Закон Иркутской области от 30 декабря 2014 г. N 173-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области" <10> в виде статьи о соответствующем правонарушении. В частности, закрепить, что размещение плакатов, объявлений, листовок в местах, специально не отведенных органами местного самоуправления, если указанные действия не образуют административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до тридцати пяти тысяч рублей. Установление административной ответственности за правонарушение в области благоустройства города необходимо для обеспечения охраны существующего правопорядка в муниципальном образовании, наказания виновных лиц и предупреждения совершения подобных противоправных деяний.
--------------------------------
<9> Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 2007. N 35 (т. 1).
<10> Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 2015. N 20 (т. 1).

В качестве дополнительной меры по борьбе с незаконной рекламой можно применять так называемый антиклей - состав, который уменьшает сцепление клея и поверхности. Нанесенный состав на поверхности стен сооружений или столбов способствует образованию тонкой защитной пленки, не позволяющей рекламным объявлениям прилипать к различным объектам. Видимыми недостатками данного способа являются высокая стоимость и чисто физическая невозможность нанесения состава на все фасады зданий и столбы в городе. Вместе с тем необходимо обратить внимание также на опыт Парижа по добавлению в краску для фонарных опор крупного песка, мешающего бумаге плотно приклеиваться. Этот метод потребует затрат на приобретение песка, но будет способствовать преображению города.
Следует указать на возможность применения нестандартного способа борьбы с несанкционированным распространением рекламных объявлений - нанесение граффити на заборы и стены домов. Данный способ уже применяется в борьбе с уличной рекламой наркотиков. Как известно, в Иркутске в октябре 2015 г. проходила акция "АнтиСпайс", цель которой состояла в том, чтобы выявить на улицах города рекламу курительных смесей (спайсов) и уничтожить ее: срывать, стирать, а также закрашивать всю информацию о наркотиках. В акции приняли участие студенты и волонтеры, которым не безразлично будущее страны.
Кроме того, мы видим на примере г. Иркутска, что наличие граффити на определенных объектах (панорамное граффити с символами Байкала в центре Иркутска на ул. Ленина) препятствует размещению на них незаконных рекламных объявлений, плакатов и афиш. Следовательно, с помощью граффити точечно без ущерба для внешнего вида города можно разрешить проблему незаконно расклеенной на заборах, стенах зданий и сооружений рекламы.
Таким образом, для борьбы с незаконным размещением рекламных объявлений необходимо применять следующие способы и методы:
1. Основной способ - привлечение волонтеров, которые на добровольной основе будут помогать бороться с несанкционированным распространением рекламных объявлений: организовывать и участвовать в проведении акций по очистке города от незаконной рекламы. Данный способ не требует затрат из местного бюджета, а также является осуществимым как с правовой, так и с практической точки зрения.
2. Применение системы автодозвона (автоинформирования), которая представляет собой уникальную возможность блокировки телефонных номеров нарушителей. Указанный метод требует финансовых и организационных вложений по сравнению с предыдущим способом, однако является очень эффективным по опыту г. Москвы.
3. В качестве правовой меры следует внести в региональное законодательство статью об административной ответственности за размещение плакатов, объявлений, листовок в местах, специально не отведенных органами местного самоуправления.
4. В качестве дополнительных мер для точечной борьбы с незаконным размещением рекламы можно применять специальный "антиклей" и краски с добавлением песка для окрашивания фонарных опор. В данном случае необходимы затраты на подготовку специальных составов, но впоследствии указанные меры помогут улучшить внешний вид города. В некоторых местах городского округа возможно нанесение граффити на заборы и стены для закрашивания незаконных рекламных объявлений без ущерба для внешнего вида города, если иным способом устранить размещенные объявления не представляется возможным.
В заключение хотелось бы отметить, что местная администрация несет полную ответственность за решение вопросов местного значения. Однако на примере борьбы с незаконными объявлениями в г. Иркутске очевидно, что эффективность решения зависит от многих факторов и будет достигнута усилиями не только органов местного самоуправления, но и жителей муниципального образования, неравнодушных к облику города и заинтересованных в его благоустройстве.

Литература

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
2. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
3. Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города и других населенных пунктов Иркутской области: Закон Иркутской области от 12 ноября 2007 г. N 98-ОЗ // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 2007. N 35 (т. 1).
4. Об административных правонарушениях в Калужской области: Закон Калужской области от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ // Весть. 2011. N 80 - 82.
5. Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. N 21.
6. Об административных правонарушениях: Закон Тверской области от 14 июля 2003 г. N 46-ЗО // Тверские ведомости. 2003. N 57.
7. Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области: Закон Иркутской области от 30 декабря 2014 г. N 173-ОЗ // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 2015. N 20 (т. 1).
8. О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области: Закон Московской области от 30 ноября 2004 г. N 161/2004-ОЗ // Вестник Московской областной Думы. 2004. N 12.
9. Ежукова О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3. С. 56 - 59.
10. Карасев А.Т., Елькина А.В. Компетенция органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 25 - 28.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑