• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Группа лиц как объект антимонопольного контроля (Касымов Р.Ш.)

Группа лиц как объект антимонопольного контроля (Касымов Р.Ш.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

Группа лиц как объект антимонопольного контроля (Касымов Р.Ш.)

Определение понятия группы лиц дано в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции <1> через перечисление признаков отнесения одного или нескольких лиц к одной группе лиц. "В целях антимонопольного законодательства при определении критериев установления группы лиц центральным признаком является совокупное волеобразование, которое позволяет формировать единую модель поведения участников группы в хозяйственном обороте" <2>. Кроме того, ответ на вопрос, что такое группа лиц, можно найти в судебной практике. Судебная практика исходит из того, что группа лиц - это совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе и в силу особых связей (имущественных, родственных, управленческих и иных) способных оказывать ощутимое влияние на соответствующую экономическую деятельность <3>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
<2> Егорова М.А. Категория "контроль юридического лица" как основной критерий формирования группы лиц // Конкурентное право. 2014. N 1. С. 8 - 13.
<3> Постановления ФАС ЗСО от 14 ноября 2011 г. по делу N А46-1741/2011, от 17 сентября 2009 г. по делу N А75-1832/2009; от 10 октября 2008 г. по делу N А66-1947/2008, ФАС УО от 11 октября 2012 г. по делу N А60-56160/11; от 7 сентября 2012 г. по делу N А60-48658/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

Категория "группа лиц" имеет корни в понятии "аффилированные лица", которое впервые было использовано не в корпоративном, а именно в конкурентном законодательстве <4>. В судебной практике в целом превалирует позиция, согласно которой группа лиц - это единый хозяйствующий субъект на рынке <5>. Также указание на то, что группа лиц должна рассматриваться в качестве единого хозяйствующего субъекта, содержится в п. 5 ст. 2 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.
--------------------------------
<4> Егорова М.А. Институциональная принадлежность категорий "группа лиц" и "аффилированные лица" // Юрист. 2013. N 11. С. 32.
<5> Пункт 6 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства; Постановления ФАС МО от 25 ноября 2011 г. по делу N А40-7463/11-139-90; ФАС ВВО от 11 июля 2011 г. по делу N А43-22903/2010; ФАС ВСО от 2 сентября 2010 г. по делу N А19-11048/08; ФАС ЗСО от 6 октября 2010 г. по делу N А75-13615/2009; ФАС ПО от 1 марта 2012 г. по делу N А12-5653/2011; ФАС СЗО от 7 февраля 2012 г. по делу N А44-230/2011; ФАС УО от 11 сентября 2012 г. N А60-41789/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

Основным следствием того, что группа лиц считается единым хозяйствующим субъектом на рынке, является распространение антимонопольных запретов на всех участников группы вне зависимости от их роли и выполняемых функций. Об этом прямо говорит п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции. Важнейшим критерием, влияющим на формирование группы лиц, является наличие между субъектами хозяйственного оборота признаков подконтрольности, определяющих возможность несогласованного принятия решений, предоставляющих возможность этим лицам проводить на рынке единую коммерческую политику <6>.
--------------------------------
<6> Егорова М.А. Установление контроля внутри группы лиц на уровне высшего и коллегиальных органов управления юридическим лицом // Гражданское право. 2014. N 1. С. 3.

При этом во многих случаях, непосредственно не касающихся применения антимонопольных запретов, группа лиц не считается обладающей правосубъектностью. Например, к административной ответственности может быть привлечено только конкретное лицо, в отношении которого следует установить все элементы состава административного правонарушения, включая вину. Привлечение к административной ответственности группы лиц в целом за совершение антимонопольных нарушений неправомерно <7>.
--------------------------------
<7> Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях // Избранные труды / Отв. ред. Г.И. Муромцев, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2014.

Часть 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции закрепляет основания, по которым те или иные лица могут быть отнесены к одной группе лиц. В основе построения группы лиц лежит концепция базовых групп. Базовые группы объединяют двух лиц в одну группу лиц по одному из указанных в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции признаков.
Данные признаки, которые будут детально рассмотрены далее, можно условно разделить на признаки контроля и иные признаки. К признакам контроля относятся:
- владение более 50% голосующих акций (долей) - п. 1 ч. 1 ст. 9;
- исполнение функций единоличного исполнительного органа - п. 2 ч. 1 ст. 9;
- возможность давать обязательные для исполнения указания - п. 3 ч. 1 ст. 9;
- номинирование единоличного исполнительного органа - п. 5 ч. 1 ст. 9;
- номинирование более половины состава коллегиальных органов управления (совета директоров или коллегиального исполнительного органа) - п. 6 ч. 1 ст. 9.
К иным признакам для построения базовой группы относятся:
- пересечение составов коллегиальных органов управления более чем наполовину - п. 4 ч. 1 ст. 9;
- близкие родственные или свойственные связи - п. 7 ч. 1 ст. 9.
Полагаем, что аналогичный подход может быть применим в отношении передачи в доверительное управление пакета акций (долей), превышающего 50% от общего числа голосующих акций (долей): если доверительный управляющий вправе голосовать переданным в управление пакетом только по инструкциям учредителя управления, то базовую группу с обществом (товариществом, партнерством) будет составлять учредитель управления; если же доверительный управляющий имеет дискрецию в том, как голосовать переданным ему пакетом, то в базовую группу будет входить именно он.
Базовую группу составляют хозяйственное общество (товарищество, партнерство) и лицо, которое вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, партнерству) обязательные для исполнения указания. При этом в Законе сделана оговорка, что возможность дачи таких указаний должна быть предусмотрена учредительными документами подконтрольного общества (товарищества, партнерства) или заключенным с этим обществом (товариществом, партнерством) договором <8>.
--------------------------------
<8> Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

Данное основание для составления группы лиц отсылает к отношениям между основным и дочерним обществом в рамках гражданского законодательства.
На практике часто возникает вопрос, на основании каких договоров с подконтрольным обществом (товариществом, партнерством) контролирующее лицо считается дающим обязательные для исполнения указания. Действительно, Закон о защите конкуренции не конкретизирует (не определяет) виды договоров, на основании которых контролирующее лицо будет иметь возможность давать такие обязательные для исполнения указания <9>.
--------------------------------
<9> Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный).

Вместе с тем к таким договорам прежде всего следует относить так называемые договоры основного - дочернего общества, в соответствии с которыми контролирующее лицо будет иметь возможность определять решения и транслировать их органам управления подконтрольного дочернего общества. Кроме этого, на основании приводимых ниже примеров из судебной практики можно сделать вывод о том, что обязательные для исполнения указания только тогда будут приводить к образованию группы лиц, когда контролирующее лицо будет иметь возможность давать их в отношении широкого спектра вопросов деятельности подконтрольного общества, не ограничиваясь непосредственным предметом конкретного коммерческого договора между указанными организациями. Иными словами, распространенные на практике ограничительные условия в коммерческих договорах не приводят к образованию группы лиц, если эти условия не выходят за рамки предмета конкретного договора.
Так, сам факт заключения агентского договора, содержавшего условие о минимальной цене реализации товара, не был признан судом достаточным основанием для образования группы лиц между принципалом и агентом. Однако в судебной практике существует и противоположная позиция, согласно которой если в агентском договоре предусматривается право давать обязательные для исполнения указания, касающиеся выполнения агентом задания принципала, то это является достаточным основанием для вывода о наличии группы лиц. Данную позицию сложно признать обоснованной, поскольку возможность давать указания в рамках взаимодействия по агентскому договору является неотъемлемым правом принципала в силу особой природы отношений между сторонами договора (см. п. 1 ст. 973 или ст. 992 ГК РФ, которые применимы в зависимости от избранной сторонами модели агентского договора в силу ст. 1011 ГК РФ) <10>. При такой логике стороны любых агентских договоров всегда будут являться группой лиц, хотя очевидно, что с экономической точки зрения они остаются самостоятельными участниками оборота и не действуют в качестве единого хозяйствующего субъекта на рынке.
--------------------------------
<10> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Если же установленная договором возможность давать обязательные для исполнения указания распространяется на более широкий спектр отношений (т.е. касается деятельности лица в целом, а не только исполнения конкретного договора), то имеются основания для вывода о наличии группы лиц. Так, были признаны входящими в одну группу лиц общества, заключившие соглашение о сотрудничестве, согласно которому одна из сторон оказывает содействие в приобретении зданий и сооружений и вправе давать другой стороне обязательные для исполнения указания, касающиеся приобретения этого недвижимого имущества.
Базовую группу также составляют хозяйственные общества (товарищества, хозяйственные партнерства), в которых более 50% количественного состава коллегиальных органов управления (т.е. коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда)) составляют одни и те же физические лица. При этом важно учитывать, что в группу лиц по этому основанию входят не сами члены коллегиальных органов управления, из-за которых происходит пересечение составов последних более чем на 50%, а только хозяйственные общества (товарищества, хозяйственные партнерства).
Представляется не вполне обоснованной имеющаяся в судебной практике позиция, согласно которой в группу лиц по данному основанию входят общества, в которых одно и то же лицо занимает должность единоличного исполнительного органа. Такие общества действительно входят в группу лиц, но на другом основании: в силу п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции <11>.
--------------------------------
<11> Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный).

Законодатель исходит из того, что в силу уже самого факта номинирования (предложения) кандидатов, которые впоследствии будут назначены или избраны, между кандидатами и номинировавшим их лицом сложились определенные отношения зависимости, вследствие чего последнее получает возможность влиять на решения, принимаемые соответствующим обществом (партнерством).
Все базовые группы подлежат объединению в единую группу лиц на основании п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции.
Толкование данного положения, применяемое на практике антимонопольными органами, состоит в том, что оно объединяет в одну группу лиц все базовые группы вне зависимости от того, насколько далеко такие базовые группы удалены друг от друга. Иными словами, согласно данному подходу протяженность группы лиц является неограниченной.
Существует также узкое толкование рассматриваемого положения. Оно исходит из буквального толкования рассматриваемого положения, при котором к одной группе лиц относят звенья только двух уровней, отсчитываемых от группообразующего лица. При таком варианте толкования словосочетание "каждое из которых" означает лиц, относящихся к первому по счету звену от группообразующего лица, тогда как словосочетание "другие лица, входящие с любым из таких лиц" подразумевает лиц из второго звена. Представляется, что данное толкование необоснованно ограничивает протяженность группы лиц, что не отвечает назначению этой концепции - объединять формально-юридически независимых лиц в состав единого хозяйствующего субъекта. Кроме этого, Закон о защите конкуренции не содержит определения лица, относительно которого определяется состав участников одной группы лиц (так называемого группообразующего лица), что также свидетельствует о необоснованности указанного подхода.
В состав группы лиц также следует включать хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором лица, входящие в одну группу по любому основанию, имеют в совокупности более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). Основания, по которым входящие в одну группу лица осуществляют совместный контроль над обществом (товариществом, партнерством), не имеют значения: это может быть совместное участие в этом обществе (товариществе, партнерстве) или осуществление полномочий по распоряжению голосами, полученных от других лиц.
Данное положение появилось в Законе о защите конкуренции под влиянием правовой позиции, сформулированной ВАС РФ. По сути, оно означает, что к уже построенной группе лиц присоединяется совместно контролируемое общество (товарищество, партнерство), а также лица, входящие в группу лиц с таким совместно контролируемым обществом (товариществом, партнерством) по самостоятельным основаниям <12>.
--------------------------------
<12> Там же.

Литература

1. Егорова М.А. Категория "контроль юридического лица" как основной критерий формирования группы лиц // Конкурентное право. 2014. N 1. С. 8 - 13.
2. Егорова М.А. Институциональная принадлежность категорий "группа лиц" и "аффилированные лица" // Юрист. 2013. N 11. С. 32.
3. Егорова М.А. Установление контроля внутри группы лиц на уровне высшего и коллегиальных органов управления юридическим лицом // Гражданское право. 2014. N 1. С. 3.
4. Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях // Избранные труды / Отв. ред. Г.И. Муромцев, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2014.
5. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑