• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Правовые механизмы обеспечения прав граждан при предоставлении земель для строительства объектов недвижимости (Васильев Э.Х.)

Правовые механизмы обеспечения прав граждан при предоставлении земель для строительства объектов недвижимости (Васильев Э.Х.)

Дата размещения статьи: 04.05.2015

Правовые механизмы обеспечения прав граждан при предоставлении земель для строительства объектов недвижимости (Васильев Э.Х.)

Согласно распоряжению Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы", к основным направлениям государственной политики по управлению земельным фондом России в настоящее время, в частности, относятся: обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов правообладателей земельных участков, совершенствование порядка образования земельных участков, совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений.
Указанные направления государственной политики обусловливают необходимость динамичного развития законодательства о кадастровом учете земельных участков. Пути этого развития обозначены в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденном распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р (далее - План мероприятий, План). Планом предусмотрены, в частности, мероприятия по совершенствованию процедур предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав заявителям, повышению качества сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), повышению эффективности кадастровой деятельности. Несмотря на разные сроки реализации указанных мероприятий, намеченные Планом, законопроектная работа ведется одновременно по всем направлениям. Рассмотрим отдельные новеллы, содержащиеся в разработанных к настоящему времени законопроектах.
1. Проект Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" [17] (далее - проект Закона о государственной регистрации) направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), который будет создан на базе государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Данный проект призван решить следующие задачи:
- уменьшение высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и повышение эффективности налогооблагаемой базы;
- исключение дублирования сведений о правах и объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН, синхронизация сведений этих информационных систем и сокращение в них количества ошибок, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 N 903 "О Федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
Тем не менее нельзя не отметить, что проект Закона о государственной регистрации не предусматривает каких-либо переходных положений, закрепляющих правила объединения в единую информационную систему и синхронизации сведений, содержащихся в ГКН и ЕГРП. Вероятно, они будут установлены подзаконными нормативными правовыми актами. Однако представляется, именно этот момент является наиболее актуальным. Дело в том, что вопрос объединения ГКН и ЕГРП обсуждается уже более десяти лет. Так, в 2003 году В.Н. Сидоренко указывал на проблемы, которые могут возникнуть при объединении государственного земельного кадастра и ЕГРП в связи с тем, что единый государственный реестр земель (земельного кадастра) представляет собой трехуровневую систему (кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы), в то время как ЕГРП представляет собой одноуровневую систему (уровень регистрационных округов) [11, с. 18]. Высказанные автором опасения являются и сейчас актуальными, так как системы, по которым ведутся ЕГРП и ГКН, различны. Кроме того, эти системы различаются по специализации, и в основе их лежат совершенно разные области деятельности [8, с. 55].
Следовательно, до тех пор пока не будут установлены правила синхронизации сведений, содержащихся в ГКН и ЕГРП, и устранения несоответствий между этими сведениями, едва ли можно рассчитывать на значительную оптимизацию и снижение удельной ресурсоемкости учетно-регистрационных процедур <1>.
--------------------------------
<1> Например, недавно завершившийся процесс переноса сведений из архивов БТИ в ГКН повлек за собой массу проблем, в первую очередь, для правообладателей объектов недвижимости. Оборот недвижимости во многих регионах резко затормозился, в частности, из-за того, что квартиры не "привязаны" к домам, а дома - к земельным участкам. По всей видимости, именно для устранения таких проблем на официальном сайте Росреестра в разделе "Обращения граждан: помощь и поддержка" образован подраздел под названием "Сведения об объекте на публичной кадастровой карте не соответствуют сведениям в имеющихся документах", через который каждый может заявить об имеющейся в ГКН ошибке. В течение нескольких дней служба поддержки Росреестра отправит ответ на обращение с инструкциями по дальнейшим действиям заявителя.

В проект Закона о государственной регистрации, по сути, сведены нормы, содержащиеся сейчас в Федеральных законах от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН). В качестве основной новеллы данного законопроекта в пояснительной записке к нему заявлено о введении единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права). Тем не менее в проекте Закона о государственной регистрации перечислено немало случаев, когда эти две процедуры осуществляются отдельно, т.е. кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав на них все равно остаются двумя самостоятельными учетно-регистрационными действиями. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 16 действующего Закона о государственной регистрации и сейчас документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Правда, в этом случае срок проведения указанных процедур не сокращается, в отличие от того, как это предусмотрено проектом Закона о государственной регистрации.
Можно также отметить, что соответствующие нормы из двух указанных Федеральных законов сведены в статьи проекта Закона о государственной регистрации, устанавливающие основания для осуществления регистрации прав и кадастрового учета, приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимое имущество, что делает данные нормы весьма громоздкими и непонятными для неспециалистов.
Интересно, что в проект Закона о государственной регистрации не вошли нормы Закона о ГКН, регулирующие деятельность кадастровых инженеров, в частности, вопросы о том, каким требованиям должен соответствовать кадастровый инженер, вопросы получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, работы аттестационных комиссий, порядка проведения кадастровых работ, порядка согласования границ земельных участков. Возможно, правовое регулирование кадастровой деятельности будет осуществляться отдельным федеральным законом.
2. Важными новеллами проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в части совершенствования кадастровой деятельности" [16] (далее - законопроект о совершенствовании кадастровой деятельности) являются нормы, устанавливающие права, обязанности кадастровых инженеров, необходимость переаттестации кадастровых инженеров раз в три года, а в качестве одного из требований, предъявляемых к кадастровым инженерам, - стаж (опыт) работы не менее 1 года в сфере кадастровой деятельности. В целом можно положительно оценить предлагаемые законопроектом о совершенствовании кадастровой деятельности новеллы, так как в настоящее время подавляющее большинство отказов в осуществлении кадастрового учета в связи с ошибками в документах, подготовленных кадастровыми инженерами, обусловлено их низкой профессиональной квалификацией [2]. Так, например, за 11 месяцев 2013 года 169 кадастровых инженеров Омской области допустили в своей работе 10 и более, а некоторые из них - более сотни грубых нарушений Закона о ГКН [4].
3. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ" [14] (далее - проект об уголовной ответственности кадастровых инженеров) направлен на "создание нового эффективного механизма оперативного реагирования и пресечения нарушений имущественных прав при регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из составляющих которых является умышленное внесение заведомо ложных сведений в документы, подготавливаемые в результате выполнения кадастровых работ" [15]. Проект об уголовной ответственности кадастровых инженеров вводит уголовную ответственность не только за умышленное внесение кадастровым инженером в межевой план заведомо ложных сведений, но и за подлог документов, на основании которых был подготовлен межевой план. Максимальное наказание составляет штраф в размере до 500 000 руб. с лишением права осуществлять кадастровую деятельность на срок от 6 месяцев до 1 года либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права осуществлять кадастровую деятельность на срок от 6 месяцев до 3 лет.
На практике кадастровый инженер умышленно вносит в межевой план заведомо ложные сведения <1> или совершает подлог документов, на основании которых подготавливается межевой план <2>, с целью самозахвата земли или присвоения денежных средств заказчика кадастровых работ.
--------------------------------
<1> Например, согласно межевому плану земельный участок сформирован на месте нахождения другого участка, границы которого точно не определены, или "становится" на кадастровой карте в "пустоту", т.е. на неучтенные земли, которые в действительности являются государственной собственностью [3; 10].
<2> Например, подделка правоустанавливающего документа [5].

Так, например, за последний год 12 кадастровых инженеров в Татарстане попали в поле зрения прокуратуры. Каждый из них пытался внести в межевой план ложные сведения о границах земельного участка, согласовании границ, наличии кадастровой ошибки. Последнее является одним из самых распространенных противоправных действий с целью самозахвата земли. В результате уточнения координат участка под видом исправления кадастровой ошибки (неточности в расчетах определения местоположения границ) случается, что участок вдруг оказывается на соседней улице или на противоположном конце населенного пункта [6].
С.М. Трошина подробно описывает в своей статье схемы совершения мошеннических действий при проведении работ по межеванию земель. В частности, обрисована схема мошенничества, используемая кадастровыми инженерами при определении границ земельного участка, осуществляемая с целью незаконного изъятия (самозахвата) участка и обращения его в свою пользу или в пользу третьих лиц при помощи внесения в межевой план координат земельного участка, не соответствующих координатам на местности. По фиктивным координатам получается, что земельный участок не существует либо по координатному плану территории на одном земельном участке "лежит" другой [13, с. 46 - 61].
В настоящее время ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений в межевой план установлена ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях 2001 года в виде административного штрафа в 5000 руб. или дисквалификации на срок до 3 лет. По уголовному законодательству такие действия сейчас могут квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, далее - УК РФ). Однако привлечение к уголовной ответственности кадастровых инженеров происходит крайне редко.
По всей видимости, и предлагаемая проектом об уголовной ответственности кадастровых инженеров к внесению в УК РФ ст. 170.2 не будет работать в отсутствие особой бдительности и заинтересованности органов кадастрового учета и прокуратуры РФ так же, как в настоящее время фактически не применяется ст. 159 УК РФ. Если согласно межевому плану земельного участка, содержащему ложные сведения, на кадастровой карте такой земельный участок "становится" на пустое место, т.е. туда, где еще не сформированы участки и, соответственно, эти земли находятся в государственной собственности, то "ошибку" может обнаружить только орган кадастрового учета и то, скорее всего, только в случае, если данный участок по каким-то причинам привлечет его внимание. А если в соответствии с таким межевым планом земельный участок "накладывается" на участок, границы которого точно не установлены, то правообладатель последнего не узнает об этом до тех пор, пока не начнет проводить в отношении его кадастровые работы и кадастровый учет.
Кроме того, при "привлечении кадастровых инженеров к уголовной ответственности нельзя исключить ошибок и злоупотреблений правоохранительных органов" [7], учитывая сложность и специфичность вопросов кадастрового учета, наличие правовой неопределенности по ряду аспектов деятельности, а также слабую компетентность по данному вопросу правоохранительных органов и судов [12].
Можно также согласиться с мнением В.В. Алакоза о том, что при принятии данного законопроекта необходимо ввести адекватные меры воздействия и наказания и для должностных лиц органов кадастрового учета [9]. В настоящее время в соответствии со ст. 170 УК РФ наказание для должностных лиц за искажение сведений ГКН, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, составляет штраф в размере всего лишь до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательные работы на срок до 360 часов. К тому же представляется, что если бы лишение права заниматься соответствующей деятельностью применялось пожизненно и для должностных лиц, и для кадастровых инженеров, то такая санкция в силу своей весомости и значимости служила бы лучшим стимулом для добросовестного исполнения своих обязанностей и теми и другими.
4. Одной из целей Плана мероприятий является минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид. Проект Закона о государственной регистрации и законопроект о совершенствовании кадастровой деятельности так же, как и действующие Законы о государственной регистрации и о ГКН, уделяют много внимания регулированию вопросов ведения ЕГРН, представления документов на государственную регистрацию и кадастровый учет, выдачи документов из ЕГРН, межведомственного взаимодействия, взаимодействия кадастрового инженера и регистрирующего органа (органа кадастрового учета) в электронном виде.
В то же время нельзя не отметить, что огромное количество споров возникает между правообладателями земельных участков по поводу их границ. От того, насколько грамотно составлен межевой план земельного участка кадастровым инженером, согласовано ли местоположение его границ с правообладателями смежных участков, зависит полнота и достоверность сведений ГКН, а в будущем - ЕГРН. Однако думается, что регулированию вопросов согласования границ участков уделяется недостаточно внимания не только в действующем законодательстве, но и в законопроектах.
Так, в случаях, установленных в ст. 39 Закона о ГКН, согласование местоположения границ земельного участка может быть осуществлено посредством проведения собрания заинтересованных лиц, которые заранее извещаются о его проведении путем опубликования извещения в официальном средстве массовой информации соответствующего муниципального образования.
Реализация указанной нормы Закона приводит к следующему. Правообладатель, который проводит кадастровые работы в отношении своего земельного участка, должен за свой счет разместить в местной газете извещение. При этом едва ли все заинтересованные правообладатели земельных участков периодически читают местные средства массовой информации. Кроме того, сейчас граждане, отслеживая указанную информацию, вынуждены платить деньги за приобретение соответствующей газеты или за электронную подписку на нее, даже не предполагая, когда в ней может появиться интересующее их объявление. И это несмотря на то, что правообладатель земельного участка, в интересах которого проводятся кадастровые работы и осуществляется согласование границ, также оплачивает размещение своего извещения, в то время как основную заинтересованность в проведении кадастрового учета земельных участков имеют органы местного самоуправления, так как доходы от земельного налога зачисляются в бюджеты муниципальных образований. Многие правообладатели садовых, дачных и других земельных участков нередко проживают на территории иных муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, нежели те, в которых находятся принадлежащие им участки, а то и за пределами Российской Федерации и не имеют возможности отслеживать в местных бумажных СМИ информацию о проведении собраний по поводу согласования границ земельных участков, смежных с принадлежащими им участками.
В этой связи представляется необходимым внести в законодательство изменения, которые позволили бы заинтересованным лицам более оперативно получать информацию о предполагаемых собраниях по согласованию границ участков и своевременно принимать в них участие. В ч. 8 ст. 39 Закона о ГКН следует закрепить норму, предусматривающую, что информация о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Извещение подлежит бесплатному размещению в сети Интернет на сайте официального средства массовой информации соответствующего муниципального образования или на официальном сайте муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок.
5. Еще одним направлением, указанным в Плане мероприятий, с помощью которого планируется повысить качество сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в ЕГРП и ГКН, является установление порядка и проведение за счет средств федерального и (или) региональных, местных бюджетов кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке. К настоящему времени подготовлен проект Федерального закона "Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Данным законопроектом вводится понятие "комплексные кадастровые работы", под которыми понимается проведение кадастровых работ в массовом порядке на территории одного или нескольких элементов планировочной структуры населенного пункта, а также на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Предполагается, что такие работы будут проводиться кадастровым инженером на основании муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключенного с органом местного самоуправления муниципального района или городского округа. Надо отметить, что в литературе уже высказывались небезосновательные сомнения по поводу того, что одному кадастровому инженеру без сотрудничества с градостроителем-планировщиком, специалистом в области информационных технологий и другими экспертами будет под силу осуществить такую работу [1].
Результатом проведения комплексных кадастровых работ, согласно законопроекту, будет карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ. Согласование местоположения границ земельных участков, уточненных и установленных в ходе комплексных кадастровых работ, должно осуществляться путем проведения собрания заинтересованных лиц - правообладателей. Внесудебное разрешение споров по границам таких земельных участков будет осуществляться согласительной комиссией. Законопроект не предусматривает необходимости установления исполнителем комплексных кадастровых работ границ земельных участков на местности, что, как представляется, приведет в будущем к возрастанию количества земельных споров по поводу границ земельных участков.
Последняя статья законопроекта содержит норму следующего содержания: "С 1 января 2018 года запрещается любое распоряжение земельными участками, в отношении которых в ГКН отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Надо отметить, что также с 01.01.2018 в соответствии с п. 21.4 Плана мероприятий предполагается исключение из законодательства положений, допускающих внесение сведений в ЕГРП в отсутствие в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков (сейчас эти положения содержатся в п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации).
Однако, представляется, что даты введения запрета на внесение в ЕГРП сведений о земельных участках с приблизительными границами и запрета на распоряжение такими земельными участками должны быть отдалены друг от друга по времени. В противном случае может получиться так, что лицо, зарегистрировавшее право на земельный участок, например по "дачной амнистии", т.е. без проведения кадастровых работ и кадастрового учета 31.12.2017, после 01.01.2018 не сможет им распорядиться. Поэтому необходимо значительно ранее 01.01.2018 исключить из законодательства нормы, допускающие регистрацию прав на земельные участки "без границ".
Надо сказать, что в Плане мероприятий намечены дальнейшие (весьма спорные с точки зрения их конституционности) последствия введения указанных норм. Так, по всей видимости, предполагается исключение из Закона о государственной регистрации и нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 6, согласно которой права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Дело в том, что в соответствии п. 22 Плана мероприятий намечается возложить на орган кадастрового учета обязанность по снятию с учета земельных участков, учтенных в установленном законодательством порядке до 01.03.2008 (т.е. до вступления в силу Закона о ГКН), сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРП и ГКН. То есть фактически речь идет о прекращении прав на ранее учтенные земельные участки.
Таким образом, законопроект об уточнении границ земельных участков в массовом порядке и иные мероприятия, предусмотренные "дорожной картой", направлены на значительное увеличение наполняемости местных бюджетов за счет земельного налога и налога на имущество.
Несомненно, все рассмотренные выше законопроекты, разрабатываемые в рамках выполнения Плана мероприятий, важны и преследуют благие цели. Однако имеются большие сомнения в том, что принятие и вступление в силу этих законов позволит в полной мере достичь целей, провозглашенных в Плане, в частности существенно увеличить гарантии зарегистрированных прав, повысить качество и достоверность сведений ЕГРП и ГКН, повысить эффективность кадастровой деятельности.

Список литературы

1. Береговских А.Н. Экспертное мнение о законопроекте "Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". URL: http://www.gisa.ru/98041.html?from_email=Y (дата обращения: 09.09.2013).
2. В Курганской обл. из 8500 межевых и технических планов принято 1338 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета. URL: http://www.gisa.ru/102533.html?from_email=Y (дата обращения: 25.04.2014).
3. В Мытищах по постановлению прокурора к административной ответственности привлечен кадастровый инженер местной геодезической организации. URL: http://procrf.ru/news/177465-v-myitischah-po-postanovleniyu.html (дата обращения: 14.01.2014).
4. В Омской области 169 кадастровых инженеров могут лишиться аттестатов. URL: http://www.bn.ru/omskaya-oblast/news/2014/01/10/144985.html (дата обращения: 10.02.2014).
5. В Тверской области кадастровый инженер обвиняется в незаконном приобретении в собственность земельного участка. URL: http://tvernews.ru/news/172790/ (дата обращения: 20.03.2014).
6. Двенадцать кадастровых инженеров в Татарстане попали в поле зрения прокуратуры за год с небольшим. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2014/02/25/396092/ (дата обращения: 25.02.2014).
7. Кувалдин С., Крючкова Е. Земельные участки получат уголовное измерение. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2457781 (дата обращения: 22.04.2014).
8. Никонов П.Н., Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество (аналитический обзор). СПб., 2005.
9. НП "Национальный совет по кадастровой деятельности" о введении уголовной ответственности для кадастровых инженеров. URL: http://www.gisa.ru/101464.html?searchstring=уголовной_ответственности (дата обращения: 22.04.2014).
10. Самозахват почти трех гектаров земли предотвратили сотрудники Кадастровой палаты по Республике Татарстан. URL: http://www.gisa.ru/102072.html?from_email=Y (дата обращения: 08.04.2014).
11. Сидоренко В.Н. Правовое регулирование ведения государственного земельного кадастра: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
12. СРО НП "Кадастровые инженеры" и НП "Национальная палата кадастровых инженеров" предлагают отклонить принятие законопроекта об уголовной ответственности кадастровых инженеров. URL: http://www.gisa.ru/101451.html7searchstring=уголовной_ответственности (дата обращения: 22.04.2014).
13. Трошина С.М. Организованная преступность и межевание земель // Законодательство и экономика. 2013. N 10.
14. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". URL: http://regulation.gov.ru/project/12298.html?point=view_project&stage=3&stage_id=7345 (дата обращения: 20.04.2014).
15. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". URL: http://regulation.gov.ru/project/12298.html?point=view_project&stage=2&stage_id=8125 (дата обращения: 29.04.2014).
16. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в части совершенствования кадастровой деятельности". URL: http://regulation.gov.ru/project/12301.html?point=view_project&stage=2&stage_id=9200 (дата обращения: 20.04.2014).
17. Федеральный закон "проект Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество". URL: http://regulation.gov.ru/project/8244.html?point=view_project&stage=3&stage_id=7879 (дата обращения: 20.04.2014).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑