• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления налогового контроля (Мигачева Е.В.)

Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления налогового контроля (Мигачева Е.В.)

Дата размещения статьи: 03.04.2017

Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления налогового контроля (Мигачева Е.В.)

Обеспечение стабильности финансовой системы является приоритетной задачей реализуемой Правительством РФ единой финансовой политики.
Вопросам укрепления финансовой системы уделено особое внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>; в числе главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу названы низкие устойчивость и защищенность национальной финансовой системы (особенно остро это может проявляться в период кризисов мировой и региональных финансово-банковских систем).
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

 

Для создания условий стабильного функционирования и обеспечения защищенности финансовой системы, предотвращения вредоносного воздействия угроз криминального характера необходим эффективный государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности, включающий в себя соответствующие правовые и институциональные составляющие. Большинство авторов относят защиту государственных финансов от воздействия криминальных процессов и посягательств к числу наиболее важных национальных интересов России в финансовой сфере <2>.
--------------------------------
<2> Савенков А.Н. Уголовная политика и устойчивость кредитно-финансовой системы // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 78 - 91.

Одним из направлений защиты государственных финансов в том числе является и налоговый контроль.
Государство, определяя общественные потребности, их структуру, вырабатывает концептуальные основы налогообложения и налогового контроля. Именно совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов как составной части налогового администрирования представляется единственно прогрессивным способом увеличения доходов бюджета за счет налоговых поступлений, не ущемляющих законных прав и интересов налогоплательщиков <3>.
--------------------------------
<3> Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. N 2. С. 26 - 34.

Обеспечение доходной части бюджета посредством увеличения налоговых поступлений приведет к формированию необходимых финансовых потоков, что в свою очередь является одним из направлений финансовой безопасности государства.
Все более очевидным не только для узких специалистов, но и для широких кругов научной, деловой общественности становится факт не только значимости финансовой стабильности и безопасности для благосостояния страны, поддержания и укрепления ее суверенитета, но также и необходимости развития работы по формированию квалифицированных профессиональных кадров достаточного числа и уровня компетенции, способных осуществлять меры по поддержанию и укреплению финансовой безопасности государства сообразно современным вызовам и угрозам, в том числе на основе опережающего прогностического планирования ожидаемых вызовов и угроз <4>.
--------------------------------
<4> Мигачева Е.В., Писенко К.А. Понятие, система, субъекты и актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2014. N 12. С. 8 - 15.

Одним из важнейших гарантов обеспечения финансовой безопасности и элементов финансовой системы является государственный финансовый контроль, в связи с этим хотелось бы отметить, что совершенствование налогового контроля позволит обеспечить бюджет необходимыми финансовыми потоками и создаст условия по обеспечению финансовой безопасности.
Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждение налоговых правонарушений.
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных претензий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов <5>.
--------------------------------
<5> Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 10.05.2012) // URL: http://www.nalog.ru.

Совершенствование механизма осуществления налоговых проверок, а именно выездных налоговых проверок позволит защитить законные интересы налогоплательщика, а также обеспечит реализацию налоговой политики государства. Нельзя не согласиться с мнением ученых <6>, что одной из причин совершения налоговых правонарушений является несовершенство отдельных налоговых механизмов. В этой связи следует отметить, что принятая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок в определенной степени позволит усовершенствовать процесс осуществления налогового контроля.
--------------------------------
<6> Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений <7>.
--------------------------------
<7> Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 10.05.2012) // URL: http://www.nalog.ru.

Необходимо обращать внимание на предупреждение налоговых правонарушений, своевременность реагирования на признаки возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, выявление нарушений на основе показателей, для расчета которых нет необходимости проводить проверку. Правоохранительные органы зачастую работают по фактам уже совершенных правонарушений или преступлений. В связи с отменой прав на самостоятельные проверки налогоплательщиков органами полиции необходимость проведения выездных налоговых проверок с участием полиции будет возникать гораздо чаще. Эти проверки характеризуются достаточно высокой эффективностью. В этой связи совершенствование взаимодействия налоговых органов и полиции в первую очередь следует осуществлять на основе разработки ежегодных планов совместных выездных налоговых проверок <8>.
--------------------------------
<8> Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 52 - 54.

Система взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами является одним из условий успешной борьбы с налоговыми правонарушениями, выявляемыми в ходе налоговых проверок. Для достижения наибольшего результата в данном направлении необходимо совершенствовать механизм взаимодействия между государственными органами в процессе реализации ими своих полномочий при осуществлении финансового контроля.
Одним из направлений такого взаимодействия, являющимся на сегодняшний момент актуальным, можно назвать сотрудничество ФНС России и Росфинмониторинга.
В настоящее время Росфинмониторинг получил право направлять в налоговые органы информацию о выявленных операциях и сделках, предположительно связанных с легализаций доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, совершением налоговых правонарушений.
При этом основными путями взаимодействия Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы является обмен информацией относительно возможных хищений бюджетных средств и коррупционных преступлений. Равным образом информация из Федеральной налоговой службы относительно банковских счетов, недвижимого имущества и учредителей позволяет Росфинмониторингу выявить активы, которые в результате расследования уголовных правонарушений могут стать предметом конфискации со стороны правоохранительных органов <9>.
--------------------------------
<9> Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля // Финансовое право. 2016. N 1. С. 3 - 6.

Отдельным направлением деятельности Росфинмониторинга в сфере налогового контроля следует признать разработку критериев необычных операций, связанных с потенциальным уходом от налогообложения. Такая работа проводится совместно с Банком России. Так, в рамках письма от 31 декабря 2014 г. N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" <10> Банк России определяет транзитные операции юридических лиц (резидентов) как не имеющие очевидного экономического смысла и очевидной законной цели. При непредставлении клиентами документов, подтверждающих уплату налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документов, подтверждающих отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать право на отказ в выполнении распоряжений клиента о проведении банковских операций <11>.
--------------------------------
<10> Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" // Вестник Банка России. 2015. N 1.
<11> Прошунин М.М. Указ. соч. С. 3 - 6.

Осуществление такого взаимодействия позволяет напрямую обеспечивать финансовую безопасность в ходе проведения налогового контроля. Нельзя не согласиться с М.М. Прошуниным в том, что разработка соответствующих критериев по отдельным вопросам осуществления налогового контроля расширяет полномочия государственных органов при проведении финансового контроля.
Важнейшим фактором обеспечения финансовой безопасности является эффективный механизм осуществления налогового контроля налоговыми органами. С учетом рассмотренных факторов основными тенденциями улучшения действенности налогового контроля должны быть:
- совершенствование налогового контроля и системы налогового администрирования;
- совершенствование информационных технологий, что позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в ходе проведения налогового контроля;
- конкретизация объема и состава информации, получаемой в рамках установленного законодательством взаимодействия между ФНС России, правоохранительными органами и другими органами государственного финансового контроля в процессе осуществления контрольных процедур.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 10.05.2012) // URL: http://www.nalog.ru.
3. Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" // Вестник Банка России. 2015. N 1.
4. Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 52 - 54.
5. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. N 2. С. 26 - 34.
6. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.
7. Мигачева Е.В., Писенко К.А. Понятие, система, субъекты и актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2014. N 12. С. 8 - 15.
8. Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля // Финансовое право. 2016. N 1. С. 3 - 6.
9. Савенков А.Н. Уголовная политика и устойчивость кредитно-финансовой системы // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 78 - 91.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑