Последние новости:
31.05.2017

Данным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Его положения направлены на законодательное закрепление инструментов и реализацию механизмов, необходимых для повышения эффективности взаимоотношений между участниками гражданско-правовых отношений, в частности, в сфере осуществления предпринимательской деятельности. 

16.05.2017

Законопроект "О внесении изменений в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации" обусловлен обострением криминогенной обстановки в России. Зачастую у жертв нападения нет возможности незамедлительно обратиться в полицию, и они вынуждены рассчитывать только на свои силы. В связи с этим, законопроектом вносятся изменения в статью 37 Уголовного кодекса с целью уточнения обстоятельств, исключающих преступность деяний при самообороне. 

26.04.2017

Проект Федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" устанавливает уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак. По мнению авторов законопроекта неурегулированность данного вопроса создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной).

Все статьи > Обзор разъяснений за январь - февраль 2017 г. (Чистякова Л.)

Обзор разъяснений за январь - февраль 2017 г. (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

Обзор разъяснений за январь - февраль 2017 г. (Чистякова Л.)

Налогообложение. НДС

Вычет НДС по товарам за наличный расчет

В Письме от 24.01.2017 N 03-07-11/3094 Минфин России дал разъяснения по вопросу вычета НДС на основании кассовых чеков, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, в случае, когда товар был приобретен за наличный расчет в розничной торговле сотрудником организации.
Вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Указанной ст. 171 НК РФ предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм НДС, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
Таким образом, особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретаемых в розничной торговле, НК РФ не предусмотрены. В связи с этим суммы налога по товарам, приобретенным в розничной торговле, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.
Что касается включения указанных сумм НДС в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), если иное не установлено положениями главы 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях, перечень которых установлен п. 2 ст. 170 НК РФ.
Отсутствие у налогоплательщика документов, в том числе счетов-фактур, подтверждающих его право на применение вычета по НДС, указанным перечнем не предусмотрено. Поэтому оснований для включения данного налога в стоимость товаров (работ, услуг) при налогообложении прибыли в этих случаях не имеется.
Учитывая изложенное, Минфин РФ пришел к следующему выводу. Организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумму НДС, предъявленную покупателю и указанную в чеке ККТ при приобретении товаров в розничной торговле и не принятую к вычету в целях НДС.
При этом согласно позиции Минфина РФ иным образом учитываются расходы по уплате НДС в случае, когда начисленный НДС покупателям не предъявляется. Этот вывод изложен в Письме Минфина России от 20.01.2017 N 03-03-06/1/3257.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ)).
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (если иное не предусмотрено НК РФ) (п. 19 ст. 270 НК РФ).
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и территориальные фонды ОМС на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ) (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, Минфин РФ указал, что налогоплательщик вправе учесть сумму НДС в составе прочих расходов в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в том случае, когда начисленный НДС покупателям не предъявляется.

Вычет НДС при списании нереализованной продукции

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
В случае если приобретенные товары (работы, услуги) не используются налогоплательщиком для операций, подлежащих налогообложению, то оснований для вычета сумм налога, предъявленных при их приобретении, не имеется. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 19.01.2017 N 03-07-11/2031.

Выставление "авансовых" счетов-фактур

При получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), реализуемых на территории Российской Федерации, выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня получения указанных сумм оплаты (частичной оплаты) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты) осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет этой оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не следует. Об этом напомнил Минфин России в Письме от 18.01.2017 N 03-07-09/1695.

Вычет по НДС при исправлении ошибок в нумерации счетов-фактур

По вопросам применения налоговых вычетов по НДС и порядка нумерации счетов-фактур Минфин России выпустил разъясняющее Письмо от 12.01.2017 N 03-07-09/411.
При исчислении суммы НДС, которая подлежит уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (пп. 1, 2 ст. 171 НК РФ).
Вычеты НДС, которые предъявляются продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщику, приобретающему их, производятся на основании счетов-фактур после принятия налогоплательщиком на учет данных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пп. 5, 5.1 и 6 указанной статьи 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).
В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры (подп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Таким образом, право на применение вычетов по НДС не поставлено в зависимость от порядка формирования порядковых номеров счетов-фактур, выставляемых продавцом при реализации товаров (работ, услуг).
При этом Минфин РФ напомнил, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

Сведения о номере таможенной декларации и стране происхождения товара в счетах-фактурах

Минфин России в Письме от 12.01.2017 N 03-10-11/613 отрицательно ответил на вопрос о том, можно ли не указывать в счетах-фактурах сведения о номере таможенной декларации и стране происхождения товара.
На налогоплательщиков, осуществляющих реализацию импортного товара, п. 5 ст. 169 НК РФ возложена обязанность при оформлении счетов-фактур указывать сведения о номере таможенной декларации и стране происхождения товара.
Кроме того, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", определяющем форму и порядок заполнения счета-фактуры, также предусмотрено указание в счете-фактуре сведений о стране происхождения и номере таможенной декларации.
Указанные реквизиты в счете-фактуре используются налоговыми органами при осуществлении налогового контроля за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств и правомерностью принятия сумм НДС к вычету, поскольку позволяют налоговым органам прослеживать движение импортного товара по цепочке от импортера до конечного потребителя товара без массового истребования документов по всем операциям импортера и его контрагентов.
В целях избежания таможенных рисков налогоплательщиком должны быть оформлены соответствующие документы.
Учитывая изложенное, Минфин РФ полагает нецелесообразным неуказание в счетах-фактурах сведений о номере таможенной декларации и стране происхождения импортного товара.

Налогообложение. НДФЛ

Предоставление имущественного вычета работнику не с начала года

Минфин России в Письме от 20.01.2017 N 03-04-06/2416 дал разъяснения по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ в случае, когда работник обратился к работодателю с заявлением о его предоставлении не с начала календарного года.
При определении размера налоговой базы работник - физическое лицо имеет право на получение, в частности, имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры (подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены физическому лицу до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом (п. 8 ст. 220 НК РФ).
В соответствии со ст. ст. 210 и 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Следовательно, при обращении физического лица к работодателю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета не в первом, а в одном из последующих месяцев календарного года НДФЛ исчисляется за весь истекший с начала года период с применением имущественного налогового вычета.
Разница между суммой НДФЛ, исчисленной и удержанной до предоставления имущественного вычета, и суммой НДФЛ, определенной по установленным правилам в том месяце, в котором от работника поступило заявление о предоставлении вычета, образует сумму НДФЛ, перечисленную в бюджет излишне.
На основании п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода физического лица - работника сумма НДФЛ подлежит возврату работодателем - налоговым агентом на основании письменного заявления работника.

Налогообложение. Налог на прибыль

Определение удельного веса амортизируемых ОС организации, имеющей ОП

Минфин России в Письме от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3007 дал разъяснения о том, каким образом амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения организации при исчислении налога на прибыль.
В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями:
а) по месту нахождения организации,
б) а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль, в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ, осуществляется исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.
Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
При этом с учетом вышеизложенного амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается.
В Письме от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3007 Минфин России пришел к выводу, что если невозможно определить место фактического использования амортизируемого имущества применительно к конкретному обособленному подразделению, то остаточную стоимость этого имущества стоит учитывать при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества головной организации.

Вычет по "Платону"

Минфин России в Письме от 26.01.2017 N 03-05-05-04/3747 дал разъяснения по вопросу исчисления транспортного налога в случае уплаты авансового платежа в систему взимания платы в отношении нескольких транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.
Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 (далее - Правила).
Правилами установлены, в частности, порядок взимания указанной платы, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, а также порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства и оператора системы взимания платы.
Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре системы взимания платы ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):
а) маршрут, пройденный транспортным средством;
б) планируемый маршрут;
в) время и дату движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с п. 10 Правил;
г) операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления и другие операции.
При этом по заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляются перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. Общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количества транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств (п. 5(1) Правил).
Информационное взаимодействие собственника (владельца) транспортного средства и оператора осуществляется посредством использования созданных оператором в системе взимания платы следующих каналов обслуживания:
а) центров информационной поддержки пользователей;
б) информационного ресурса системы взимания платы, содержащего информацию о системе взимания платы для собственников (владельцев) транспортных средств, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru), и личного кабинета собственника (владельца) транспортного средства, обеспечивающего предоставление собственнику (владельцу) транспортного средства информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства, включающей расчетную запись (расчетные записи), и выполнение основных операций (внесение платы, формирование маршрутных карт и т.д.) по принципу самообслуживания посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступного на интернет-сайте;
в) центра информационной поддержки пользователей, представляющего собой комплекс технических средств без персонала, обеспечивающего в том числе возможность регистрации в системе взимания платы и внесения платы собственником (владельцем) транспортного средства.
Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте (п. 10(1) Правил) или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (п. 7 Правил).
Если организацией уплачен авансовый платеж в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов при отсутствии маршрутной карты, собственник (владелец) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога, в соответствии с Правилами, по вышеназванным каналам обслуживания может получить информацию по расчету платы, о размере платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, о состоянии расчетов, историю трансакций, а также иную информацию, связанную с внесением платы.
Учитывая изложенное, Минфин РФ указал: предусмотренный п. 2 ст. 362 НК РФ вычет при исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства.
Следовательно, применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов неправомерно.

Налогообложение. Спецрежимы. УСН

Определение остаточной стоимости ОС для целей перехода на УСН

Организации, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить об этом свою ИФНС по месту нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
При этом организации в уведомлении указывают, в частности, остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Вместе с тем подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми остаточная стоимость основных средств в целях применения УСН увеличена до 150 млн руб. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
В связи с этим Минфин России в Письме от 27.01.2017 N 03-11-06/2/4250 разъяснил, что в случае если остаточная стоимость основных средств организации по состоянию на 1 октября 2016 года составляла больше 100 млн руб., но по состоянию на 1 января 2017 года она не превысила 150 млн руб., то такая организация при соблюдении условий, предусмотренных ст. ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, вправе применять УСН с 1 января 2017 года.

Предельный размер доходов для перехода на УСН с 2018 г.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Приказом Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. N 772 в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ на 2016 год установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,329.
Таким образом, для перехода на УСН с 2017 года доходы организации за 9 месяцев 2016 года не должны превышать 59,805 млн рублей.
Подпунктом "а" п. 4 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) внесены изменения в абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
В соответствии с ними предельный размер доходов для перехода организации на УСН увеличивается до 90 млн руб.
При этом п. 4 ст. 5 Закона N 243-ФЗ действие положений абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 1 января 2020 года. Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 243-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Пунктом 46 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" также внесены изменения в абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, в соответствии с которыми предельный размер доходов для перехода организации на УСН увеличен до 112,5 млн руб. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
В связи с вышеизложенным Минфин России в Письме от 24.01.2017 N 03-11-06/2/3269 указал, что предельный размер доходов 112,5 млн руб. учитывается за 9 месяцев 2017 года для перехода организации на УСН с 2018 года.

Учет расходов на оплату услуг управляющего ООО

ООО вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему (коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю) (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, принимаемых при определении налоговой базы к уменьшению полученных налогоплательщиком доходов.
Не предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы при определении налоговой базы налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитываются.
Таким образом, Минфин России в Письме от 20.01.2017 N 03-11-06/2/2506 пришел к выводу, что ООО не может учесть расходы по договору на осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа при исчислении "упрощенного" налога.
Отметим, что аналогичного вывода придерживается и судебная практика. Спор по вопросу о неправомерности включения расходов на услуги управляющего организацией дошел и до Конституционного Суда РФ.
В Определении от 23.06.2016 N 1192-О Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе норма п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которой расходы на услуги по управлению организацией не включены в перечень расходов, учитываемых при определении объекта по налогу в связи с применением УСН, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков. Поскольку каждый налогоплательщик вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, выбирая подходящий для этого налоговый режим с учетом особенности осуществляемой ими хозяйственной деятельности.

Налогообложение. Спецрежимы. ПСН

ФНС России в Письме от 06.02.2017 N СД-19-3/19@ дала разъяснения по вопросам, возникающим у предпринимателей об утрате права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) в связи с несвоевременной уплатой налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН.
С 01.01.2017 индивидуальный предприниматель, в соответствии с п. 6 ст. 346.45 НК РФ, считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения (или на УСН, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения)) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, только в двух случаях:
1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн руб.;
2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию по средней численности наемных работников, установленному п. 5 ст. 346.43 НК РФ.
В соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предприниматель утрачивал право на применение патентной системы налогообложения и переходил на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ. Однако подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ с 01.01.2017 утратил силу.
В случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного для уплаты налога срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа (п. 2.1 ст. 346.51 НК РФ). Это положение было добавлено в НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 401-ФЗ). Пункт 2.1 ст. 346.51 НК РФ вступил в силу с 01.01.2017.
Таким образом, в настоящее время с учетом вышеуказанных изменений индивидуальный предприниматель, нарушивший срок уплаты налога, продолжает применять ПСН с обязательством уплаты суммы налога по ПСН, исчисленной и указанной в патенте, и пеней и штрафа, исчисленных за просрочку платежа.
Вместе с тем п. 17 ст. 13 Закона N 401-ФЗ устанавливает, что положения п. 6 ст. 346.45 и ст. 346.51 НК РФ (в редакции Закона N 401-ФЗ) применяются в отношении патентов, выданных после дня вступления в силу Закона N 401-ФЗ.

Страховые взносы

Лица, которые обязаны уплачивать взносы

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно положениям главы 34 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые исчисляют и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которые производят исчисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование самостоятельно.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена:
а) и для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц;
б) и для физических лиц, обладающих определенным статусом (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).
О том, кто является плательщиком страховых взносов согласно главе 34 НК РФ, были даны разъяснения ФНС России в Письме от 03.02.2017 N БС-2-11/123@.

Уплата взносов организацией, которая имеет ОП

На плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).
С 01.01.2017 уплата страховых взносов и представление расчетов производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ (п. 11 ст. 431 НК РФ).
Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.
В связи с этим ФНС России и Минфин России в Письме от 03.02.2017 N БС-4-11/1930@ указали, что представление расчетов по страховым взносам и уплата страховых взносов организацией, имеющей обособленные подразделения, исключительно по месту своего нахождения возможны в случае, если организация самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу всех работников, в том числе в пользу работников обособленных подразделений.

Исчисление и уплата взносов ИП

ФНС России в Письме от 20.01.2017 N БС-3-11/371@ разъяснила порядок представления расчета и уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем.
Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны представлять расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 7 ст. 431 НК РФ).
Форма расчета по страховым взносам утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@. Соответствующая информация размещена на сайте ФНС России и доступна по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/6270257/.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, составляет:
1) на обязательное пенсионное страхование:
а) в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период, - в размере, определяемом как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.;
б) в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период, - в размере, определяемом как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.
При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.;
2) Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 месяцев = 4 590 руб.;
3) Перечень КБК для перечисления в бюджетную систему РФ платежей, в том числе страховых взносов, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 07.12.2016 N 230н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н", который вступил в силу с 1 января 2017 года.
С целью правильного заполнения плательщиками страховых взносов расчетных документов ФНС России разработана сопоставительная таблица видов доходов по страховым взносам и соответствующих им кодов подвидов (групп, аналитических групп) доходов бюджетов на 2017 год к применяемым в 2016 году.
При заполнении платежных поручений на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ (в том числе страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ) должны использоваться КБК, действующие в текущем финансовом году.
Особое внимание ФНС России обратила на указание следующих реквизитов платежных поручений:
а) "ИНН" и "КПП" получателя средств - значения ИНН и КПП соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
б) "Получатель" - сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
в) код бюджетной классификации - значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба.
При перечислении страховых взносов за себя в поле "Статус плательщика" необходимо указать следующие значение: индивидуальный предприниматель - "09", (или, как разъясняется в Письме от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@, указываются также значения "10", "11" и "12").
ФНС России также сообщила, что заполнение иных полей платежного поручения должно осуществляться в соответствии с положениями Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации", информация размещена на сайте ФНС России и доступна по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/4573157/.

Регистрация ИП в заявительном порядке в качестве страхователей

ФНС России в Письме от 31.01.2017 N БС-4-11/1628@ дала разъяснения по вопросу регистрации индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам при представлении ими копий трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера (предметом выполнения которых является выполнение работ и оказание услуг и др.).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2017. При этом в том числе были внесении изменения и в ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в части регистрации страхователей в территориальных органах ПФР.
Согласно положениям ст. 11 Закона N 167-ФЗ регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в территориальных органах ПФР осуществляются на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, поступающих из налоговых органов.
Таким образом, начиная с 01.01.2017 регистрация индивидуальных предпринимателей - работодателей в заявительном порядке в качестве страхователей не предусмотрена.
Согласно ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исчисляют, уплачивают страховые взносы, а также представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту своего жительства по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@, за отчетные периоды начиная с 01.01.2017.
Срок представления расчета за I квартал 2017 г. - 02.05.2017.
Информация, содержащаяся в расчете по страховым взносам, будет направляться в ПФР в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/сог/79.

Уплата взносов с подарков

Минфин России в Письме от 20.01.2017 N 03-15-06/2437 дал разъяснения по вопросу обложения страховыми взносами подарков работником в денежной форме, когда между работником и работодателем в письменной форме был заключен договор дарения.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).
При этом не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права) (п. 4 ст. 420 НК РФ).
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Договор дарения движимого имущества, которое на основании ст. 130 ГК РФ включает деньги, должен быть совершен в письменной форме в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 рублей (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
В связи с вышеизложенным Минфин РФ пришел к следующему выводу. В случае передачи подарков работнику по договору дарения в письменной форме у организации объекта обложения страховыми взносами на основании п. 4 ст. 420 НК РФ не возникает.
Напомним, что и ранее Минздравсоцразвития России разъясняло, что в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объект обложения страховыми взносами не возникает (Письма от 27.02.2010 N 406-19 и от 05.03.2010 N 473-19).

Отдельные вопросы учета страховых взносов

ФНС России в связи с возложением с 1 января 2017 года на налоговые органы полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование выпустила разъясняющее Письмо от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ "По вопросам учета страховых взносов".
В целях реализации данных полномочий утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений ПФР и ФСС с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П (далее - Порядок 1), от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И (далее - Порядок 2), от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@ (далее - Порядок 3).
Согласно Порядкам территориальные отделения ПФР и ФСС должны представлять в УФНС России по субъектам РФ в электронном виде сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы (перечень КБК прилагается).
При этом ФНС России обратила внимание, что принимаемое сальдо расчетов по главе администратора доходов бюджетов "392" или "393" отражается в карточках "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) по учету страховых взносов за периоды до 01.01.2017, открытых с КБК со значением главы администратора доходов "182 - Федеральная налоговая служба".
Открытие и ведение КРСБ с неадминистрируемыми налоговыми органами кодами доходов бюджетов не допускается.
В целях дальнейшего осуществления работы по взысканию задолженности сальдо расчетов с бюджетом по каждому типу платежа должно передаваться отдельно в разрезе положительного сальдо и отрицательного сальдо, которое в свою очередь обеспечено и не обеспечено мерами взыскания, т.е. сальдо расчетов с бюджетом формируется и передается тремя суммами: сумма переплаты, сложившаяся по итогам 9 месяцев и авансовых платежей IV квартала, которая отражается в графе 15 КРСБ (положительное сальдо), сумма недоимки, обеспеченная мерами взыскания, и сумма недоимки, не обеспеченная мерами взыскания, которые отражаются в графе 14 КРСБ (отрицательное сальдо).
В связи с тем что налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов с 01.01.2017, как установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", так и установленных НК РФ, должны быть открыты отдельные КРСБ для учета страховых взносов за различные периоды.
Ранее в совместном Письме ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФР N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 были даны рекомендации открывать КРСБ со статусом "14".
Однако в Письме от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ "По вопросам учета страховых взносов" ФНС России обратила внимание, что кредитные организации отказывают в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом.
В связи с большими сроками (более полугода) доработки Банком России программного обеспечения, позволяющего принимать платежные поручения юридических лиц со статусом "14", ФНС России приняла решение о необходимости открывать КРСБ плательщиков страховых взносов со следующими статусами:
1) по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - "01";
2) по индивидуальным предпринимателям:
а) "09" - налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель;
б) "10" - налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой;
в) "11" - налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
г) "12" - налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) по физическим лицам - "13".
В КРСБ, открытых ранее со статусом "14", в версии 2.7.090.06 от 03.02.2017 будет предоставлена возможность в автоматическом режиме осуществить перекодировку статуса в соответствии с категорией плательщика.
Аналогичные статусы указываются плательщиками в поле "101" при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов.
В случае если платежное поручение на перечисление страховых взносов отражено в ведомости невыясненных поступлений из-за неверного указания реквизита "статус", налоговые органы оперативно проводят работу по уточнению статуса в штатном порядке или доопределяют нужный налог в строке документа без мероприятий по уточнению статуса и отражения документа в ведомости невыясненных поступлений.
В целях правильного отражения информации об уплаченных суммах страховых взносов в КРСБ необходимо провести разъяснительную работу с плательщиками по правильному заполнению поля "101" платежного поручения.
В отношении ошибочного указания реквизита "ОКТМО" при оформлении плательщиками платежных поручений на уплату страховых взносов следует учитывать следующее.
Поскольку указанный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов, проведения налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.
Платежные поручения, оформленные плательщиками страховых взносов с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей КРСБ, открытой с ОКТМО по месту нахождения плательщика, без отражения в ведомости невыясненных поступлений.
Налоговые органы проводят контроль за правильностью открытия КРСБ и в случае установления фактов открытия дублей КРСБ по страховым взносам проводят объединение данных путем слияния.
Уточнение других значений реквизитов платежных поручений на уплату страховых взносов необходимо производить в порядке, определенном положениями ст. 45 Кодекса.
Обращаем внимание, что при работе с платежами, отнесенными к категории невыясненных поступлений до 01.01.2017, следует руководствоваться следующим.
Невыясненные поступления, отнесенные органами Федерального казначейства на КБК 100 1 17 01010 01 0000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", в том числе поступившие до 01.01.2017, уточняются налоговыми органами в Порядке, определенном Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" на основании запросов по выяснению принадлежности платежа (ZF).
В отношении платежей, отнесенных к разряду невыясненных до 01.01.2017 самими фондами (зачислены в бюджет фондов, но не разнесены в лицевые счета страхователей), действует следующий порядок.
Органы ПФР передают в налоговые органы расчетные документы, отнесенные к разряду невыясненных поступлений отделениями ПФР, с приложением выписки УФК (п. 2 раздела 5 Порядка 2).
На основании полученной информации налоговый орган принимает решение об уточнении платежа, которое в случае необходимости направляется на исполнение в УФК. По результатам исполненного решения об уточнении платежа в органы ПФР направляется запрос на пересчет пеней до 01.01.2017 (п. 1 раздела 5.3.2 Порядка 3).
ФНС России обращает внимание, что п. 9 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с тем что первый поток информации по уплате для ведения персонифицированного учета будет направлен налоговыми органами в территориальные органы ПФР в мае текущего года, уточнение реквизитов платежных поручений на уплату страховых взносов за периоды начиная с 01.01.2017 без запроса в ПФР возможно осуществлять до 01.05.2017.
Информация о невыясненных поступлениях, отнесенных к разряду невыясненных поступлений территориальными отделениями ФСС РФ по состоянию на 01.01.2017, не подлежит передаче в налоговые органы.
Решение об уточнении такого платежа, в соответствии с Порядком 1, принимается ФСС самостоятельно и передается в налоговый орган. В случае необходимости уточнения через УФК налоговый орган формирует уведомление об уточнении платежа по форме N 54 и направляет его в УФК.
По результатам уточнения ФСС представляет в налоговый орган информацию о суммах пеней, пересчитанных до 01.01.2017 (п. 12 Порядка 1).
Уточнение платежей за периоды начиная с 01.01.2017 осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑