• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
09.08.2017

Законопроект "О внесении изменений в статью 302 ГК РФ (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)" предполагает установление запрета на истребование в собственность РФ, ее субъекта, или муниципального образования жилого помещения, выбывшего из собственности РФ, субъекта РФ, или муниципального образования, от добросовестного приобретателя-гражданина. Указанные правила распространяются в том числе на добросовестных приобретателей, которые приобрели имущество безвозмездно. В этом случае при рассмотрении подобных исков судами будет устанавливаться факт добросовестности приобретателя жилого помещения.

 

27.07.2017

Законопроектом "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию" предлагается исключить из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации статью 23. Рекомендацией vii ГРЕКО предложено криминализировать торговлю влиянием в соответствии со статьей 12 Конвенции. В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 291.4 «Злоупотребление влиянием». 

25.06.2017

Данным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Его положения направлены на законодательное закрепление инструментов и реализацию механизмов, необходимых для повышения эффективности взаимоотношений между участниками гражданско-правовых отношений, в частности, в сфере осуществления предпринимательской деятельности. 

Последние статьи:

В очередь, платежи, в очередь... (Лучкина Т.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017


Безнадежные долги (Фарафонов А.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017


Положения дополнены и систематизированы (Мороз А.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

Все статьи > Изменения для консолидированных групп налогоплательщиков (Кондрашова Н.)

Изменения для консолидированных групп налогоплательщиков (Кондрашова Н.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

Изменения для консолидированных групп налогоплательщиков (Кондрашова Н.)

Начиная с 2012 года для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) законодатели периодически вносят изменения в нормы налогового законодательства. Причем, как правило, такие изменения не носят стимулирующего характера для участников группы, а создают дополнительные ограничения и приводят к увеличению трудозатрат.

Так, в 2012 году были введены дополнительные требования <1> для ответственного участника КГН, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (то есть в отношении консолидированной группы, созданной компаниями Газпрома), предусматривающие особый механизм расчета и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, который заключался в применении поправочных коэффициентов к формуле расчета доли прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и каждое из их обособленных подразделений, находящихся на территории субъектов РФ, с учетом уровня налоговых платежей организаций - участников КГН за налоговый период 2011 года. Такой расчет потребовал от налогоплательщика дополнительных затрат в связи с необходимостью сбора подтверждающих данных и усложнением расчета распределения налога на прибыль по КГН в разрезе региональных бюджетов.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30.03.2012 N 19-ФЗ "О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Далее в связи с отрицательной для бюджета тенденцией, да еще в период тяжелой экономической ситуации в стране, Федеральным законом внесены изменения в НК РФ в части объявления временного моратория на создание новых консолидированных групп и на расширение периметра уже действующих консолидированных групп. Так, в конце 2014 года законодателем было предусмотрено, что зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), должны были вступить в силу только с 1 января 2016 года <1>. С 28.12.2015 (за исключением отдельных положений) вступил в силу следующий Федеральный закон <2>. Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что в течение 2016 - 2017 годов договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), регистрации налоговыми органами не подлежат, а договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 - 2015 годах, считаются незарегистрированными.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

По мнению автора, объявление моратория на создание новых консолидированных групп из-за "невозможности заранее спрогнозировать негативные последствия принятия Закона о КГН для доходов бюджета в целом" ущемляет права налогоплательщиков и противоречит основополагающему принципу налогообложения о том, что налоги должны иметь под собой экономическое обоснование.
В конце прошлого года изменения, "ущемляющие" консолидированные группы, продолжились.
Так, с 1 января 2017 года Федеральным законом <3> изменен порядок определения консолидированной налоговой базы (пункт 1 статьи 278.1 НК РФ). Теперь консолидированная налоговая база должна определяться как сумма всех налоговых баз участников КГН.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакцию пункта 1 статьи 278.1 НК РФ "Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков" [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

При этом согласно указанной норме НК РФ в редакции, действовавшей с 1 января 2012 года, налоговая база по доходам, полученным всеми участниками КГН (консолидированная налоговая база), определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников КГН, учитываемых в целях обложения налогом, с учетом особенностей, установленных статьей 278.1 НК РФ. Такая формулировка позволяла учитывать убытки участников КГН в полном объеме в текущем периоде. Потенциально убыточные участники КГН пользовались доходной частью прибыльных участников, что, по мнению автора, полностью соответствовало пункту 1 статьи 25.1 НК РФ в части исчисления налога на прибыль по КГН с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности группы.
С 2017 года изменен порядок учета убытков участников КГН и убытков самой группы.
Так, убытки, полученные участниками КГН в отчетном (налоговом) периоде, подлежат суммированию. Консолидированная налоговая база текущего отчетного (налогового) периода определяется с учетом указанной суммы убытков. При этом такая сумма убытков учитывается в размере, не превышающем 50% консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода.
Сумма убытка участника КГН, оставшаяся неучтенной при определении консолидированной налоговой базы за налоговый период, принимается в целях налогообложения у такого участника в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ (то есть она может быть перенесена на будущий отчетный (налоговый) период, но в пределах 50% от суммы налоговой базы <1>).
--------------------------------
<1> Особенности переноса убытка вводятся в действие с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Также введено ограничение на возможность переноса на будущее убытков самой группы. Согласно изменениям в случае, если в отчетном (налоговом) периоде убытки получены всеми участниками КГН, в данном отчетном (налоговом) периоде консолидированная налоговая база признается равной нулю.
Одновременно в пункте 1 статьи 278.1 НК РФ определено, что порядок учета убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН. То есть выбранному порядку участникам КГН необходимо будет следовать в течение года и изменить его возможно будет только через год.
Следует отметить, что на стадии рассмотрения соответствующего законопроекта предусматривалось ограничение признания убытков в размере, не превышающем 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, то есть более выгодное для налогоплательщика условие.
По мнению автора, введенные с 2017 года нормы носят ограничительный характер для организаций, в результате деятельности которых возникают значительные суммы убытков, и не соответствуют задачам, обозначенным при введении института КГН, среди которых указывалась возможность суммировать прибыли и убытки различных участников КГН при исчислении налога на прибыль организаций без ограничения общей суммы их признания <2>.
--------------------------------
<2> Пояснительная записка к проекту федерального закона N 392729-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков".

Для практической реализации нововведений ниже предложены к рассмотрению несколько вариантов определения порядка учета убытков в КГН.
Итак, по мнению автора, существуют следующие возможные варианты.
Учет убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом доли размера убытка участника КГН в сумме убытков участников КГН текущего отчетного (налогового) периода.
Учет убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом определения доли размера убытка участника КГН в выручке этого участника КГН за текущий отчетный (налоговый) период. В консолидированной налоговой базе текущего отчетного (налогового) периода учитываются убытки участников КГН, у которых значение указанной доли больше, чем у других участников КГН (последовательно по убыванию). На значение разницы между суммами учтенных убытков участников КГН и размером убытка, который возможно учесть исходя из норм пункта 1 статьи 278.1 НК РФ, учитывается часть убытка участника КГН, следующего по очереди.
Учет убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится на основании решения ответственного участника КГН, принимаемого по итогам отчетного (налогового) периода.
Первый вариант, на наш взгляд, является наиболее простым со структурной точки зрения. Однако, учитывая, что нормами НК РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать правила учета убытков участников КГН, важно оценить каждый вариант с точки зрения экономической эффективности, временных и трудозатратных аспектов. Так, например, по второму варианту возможно в первую очередь учитывать убытки наиболее убыточных компаний, учет убытков у которых в последующих налоговых периодах в полном размере маловероятен. При третьем варианте возможно в каждом конкретном отчетном (налоговом) периоде учитывать любые другие экономические особенности и управленческие решения в интересах консолидированной группы.
При этом, если у консолидированной группы наблюдаются стабильные положительные финансовые результаты деятельности, применение второго и третьего вариантов имеет низкую значимость. Третий вариант, в отличие от предыдущих, потребует значительных временных затрат для осуществления процедуры выработки и принятия управленческого решения в рамках ограниченного периода времени, отведенного для составления отчетности по КГН.
Среди еще одних изменений, внесенных с 2017 года в нормы статьи 278.1 НК РФ, регулирующей особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками КГН, необходимо отметить исключение из перечисления доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу, доходов участников КГН, являющихся контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
С одной стороны, исключение из законодательных норм по КГН ранее действующего положения (введенного с 2012 года), подтверждающего, что в налоговую базу по КГН не включаются доходы участников КГН, являющихся контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, позволяет предположить, что с 2017 года такие доходы включаются в консолидированную базу. И это было бы логично в связи с наблюдаемой тенденцией по "борьбе" с бюджетным дефицитом по налоговым платежам по налогу на прибыль по КГН.
Вместе с тем другие нормы НК РФ не позволяют подтвердить данный вывод.
Так, особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками КГН, регулируются статьей 278.1 НК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 278.1 НК РФ установленные этой статьей правила распространяются исключительно на определение налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Согласно абзацу 2 пункта 9 этой статьи участники КГН самостоятельно, в соответствии с главой 25 НК РФ, определяют налоговую базу, к которой применяются иные налоговые ставки. Указанная в настоящем абзаце налоговая база не учитывается при исчислении налога по консолидированной группе налогоплательщиков.
В отношении налоговой базы, определяемой налогоплательщиками - контролирующими лицами по доходам в виде прибыли КИК, налоговая ставка установлена пунктом 1.6 статьи 284 НК РФ (в размере 20 процентов).
В соответствии с пунктом 6 этой статьи сумма налога, исчисленная с прибыли КИК, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Пунктом 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% (3% - в 2017 - 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% - в 2017 - 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (12,5% - в 2017 - 2020 годах), если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из изложенного налоговая ставка, установленная пунктом 1.6 статьи 284 НК РФ, является иной по отношению к налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, с учетом того что в отношении налоговой базы, определяемой по доходам в виде прибыли КИК, налоговая ставка установлена пунктом 1.6 статьи 284 НК РФ, а не пунктом 1 статьи 284 НК РФ, доходы в виде прибыли КИК не подлежат включению в консолидированную налоговую базу.
Пока не известно, собираются ли государственные контролирующие органы лоббировать внесение дополнительных изменений в налоговое законодательство в отношении КГН, решающие проблемы компенсации потерь регионов, однако совершенно очевидно, что внимание к результатам деятельности КГН в ближайшей перспективе будет оставаться очень высоким и тщательным.
Однако важно отметить, что, по мнению экспертов, с точки зрения макроэкономики введение механизма контроля за поступлением бюджетных платежей крупных вертикально интегрированных структур носит в большей степени инвестиционный характер. На начальном этапе внедрения данного механизма сокращаются налоговые поступления в бюджет вследствие уменьшения консолидированной налогооблагаемой базы на сумму убытков компаний, входящих в группу.
Данный процесс обеспечивает стимулирование развития организаций, объединенных в группу, и далее - на развитых этапах функционирования системы консолидированных расчетов с бюджетом - от консолидированных групп налогоплательщиков ожидается рост поступлений в бюджет государства.
В перспективе за счет развития консолидированных групп ожидается ускорение темпов экономического роста и, соответственно, увеличение доли бюджетных поступлений.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑