• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Надлежащая аптечная практика: что нужно знать бухгалтеру? (Мавлиханов Р.Ш.)

Надлежащая аптечная практика: что нужно знать бухгалтеру? (Мавлиханов Р.Ш.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

Надлежащая аптечная практика: что нужно знать бухгалтеру? (Мавлиханов Р.Ш.)

С 1 марта 2017 года вступают в силу Правила надлежащей аптечной практики (далее - Правила НАП) лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н.

Направление приносящей доход деятельности (ПДД)

ПДД учреждений здравоохранения составляют не только платные медицинские услуги, но и розничная продажа лекарственных препаратов, а также изделий медицинского назначения.
При этом порядок розничной торговли лекарственных препаратов установлен статьей 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее - Закон N 61-ФЗ) "Об обращении лекарственных средств". Указанную статью обязаны применять как сами учреждения, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, так и их обособленные подразделения:
- расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации - амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты;
- центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики.
Указанным учреждениям и их обособленным подразделениям розничная торговля лекарственными препаратами разрешена в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений. Продажа (отпуск) лекарственных препаратов может осуществляться:
- в специализированных аптечных пунктах, открытых в учреждении здравоохранения;
- через отделенные структурные подразделения, например такие как фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАП), расположенные в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации.
Как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают соответствующие перечни:
- медицинских организаций и их обособленных подразделений, осуществляющих розничную продажу лекарственных препаратов (для осуществления указанной деятельности учреждение должно иметь лицензию на ведение фармацевтической деятельности);
- лекарственных препаратов, которые реализуют учреждения и их подразделения.
Пример одного из перечисленных нормативных актов, которым утверждены оба из указанных перечней, - Приказ Минздрава Московской области от 21.04.2016 N 876.

Нормативная основа НАП

Правила НАП утверждены прежде всего в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона N 61-ФЗ, который наделил Минздрав России соответствующими полномочиями. Также отметим, что в соответствии с подпунктом 5.2.164 Положения о Минздраве России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты.
Отметим, что российские Правила НАП возникли не на пустом месте. Так, в 1993 году специалистами Международной фармацевтической федерации (FIP) были разработаны стандарты по розничной торговле и аптечной практике. На основании указанных стандартов Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала разработку стандарта Good pharmacy practice (GPP), то есть уже непосредственно Правил НАП. Правила НАП от ВОЗ, утвержденные в 1998 году, представляют собой перечень профессиональных задач, осуществление которых должно служить интересам больных или потребителей в аптеке.
Именно Правила НАП стали для ВОЗ основой разработки рекомендаций, направленных на повышение качества работы аптечных учреждений для стран с переходной и развивающейся экономикой, в число которых входит и Россия. Так, в 2001 году в Дании копенгагенским центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики был разработан документ, содержащий перечень рекомендаций по организации аптечного обслуживания. Документ получил название "НАП в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов". Учитывая такую серьезную подготовку, можно предположить, что Правила НАП разработаны со всей тщательностью.

Вклад бухгалтера в управление качеством

В разделе II Правил НАП в составе системы качества упомянута в том числе и цена лекарственных препаратов (пп. "а" п. 3 Правил НАП). Таким образом, очевидно, что расчету наценки на препараты с 1 марта 2017 года будет уделено повышенное внимание. Торговая наценка на них показывает разницу между розничной и фактической ценой приобретения, которая должна покрывать расходы на обеспечение торговой деятельности.
Право учитывать товары, переданные для реализации, по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (торговой скидки) закреплено в пунктах 124, 125 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Применение торговой наценки

Если в соответствии с учетной политикой учреждения товары, переданные на реализацию, подлежат оценке по продажной (розничной) цене, то бухгалтеру нужно будет сделать записи по начислению торговой наценки. При этом начислять наценку нужно одновременно с записью по принятию к учету самих товаров.
Если же сначала товары поступают на склад, в кладовую или иное место хранения, а на реализацию передаются позднее, применять наценку следует именно в момент передачи товара в реализацию.
В любом случае запись по увеличению стоимости товаров в продаже - по применению торговой наценки для казенных и бюджетных учреждений, применяющих соответственно Инструкции от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н, выглядит так:
Дебет 1(2) 10538 340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
Кредит 1(2) 10539 340 "Увеличение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
- отражена наценка на товары (увеличена стоимость товаров в продаже до их розничной цены).
Начисление доходов от реализации лекарственных препаратов необходимо отражать на основании первичных документов, предусмотренных Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, а при отсутствии утвержденных форм можно применять другие, но они должны быть предусмотрены учетной политикой, например:
- Товарного отчета (ф. 0330229), форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132;
- прилагаемых к ф. 0330229 первичных (сводных) учетных документов.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от реализации лекарственных препаратов необходимо отражать по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Извлечение из проекта Федерального стандарта "Запасы", который будет применяться с 2020 года:
"24. В каждом последующем отчетном периоде проводится уценка/дооценка материальных запасов, предназначенных для продажи либо распространения за символическую плату, до нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) с отнесением возникающих разниц на финансовый результат текущего отчетного периода.
25. Субъекты учета, осуществляющие розничную торговлю, товары, переданные в реализацию, вправе учитывать по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (торговой скидки).
26. Суммы торговых наценок (скидок) по товарам, реализованным, отпущенным, списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года. Относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок (скидок) уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей) путем увеличения (уменьшения) их стоимости в соответствии с установленными учреждением размерами сумм наценок (скидок) на соответствующие товары".

Государственное регулирование наценок

При применении торговой наценки следует учитывать, что цены на все препараты для медицинского применения, указанные в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) для медицинского применения, регулирует государство. Указанный перечень формируется ежегодно в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 N 871. Указанные правила устанавливают порядок формирования перечней:
- лекарственных препаратов для медицинского применения;
- минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Предельные размеры оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, устанавливают органы исполнительной власти (далее - ОИВ) субъектов РФ (ст. 63 Закона N 61-ФЗ). Такой порядок определен утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 правилами:
- государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
- ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
- установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в субъектах РФ (далее - Правила N 865).
На 2017 год перечень ЖНВЛП обновлен. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р. Указанный перечень аналогичен перечню, утвержденному на 2016 год распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р. В основном произошли технические правки.

Особенности государственных наценок на ЖНВЛП

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЛП (далее - цена производителя), установленный учреждением здравоохранения, не должен превышать соответствующий предельный размер, установленный ОИВ субъекта РФ. При этом ОИВ субъектов РФ используют методику определения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам производителей на ЖНВЛП. Указанная методика утверждена Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 N 442-а. Так, например, на территории Москвы начиная с 4 октября 2011 года неизменны следующие размеры предельных оптовых и розничных надбавок к ценам производителя и составляют:
- 28% на препараты стоимостью от 50 до 500 рублей;
- 15% на препараты стоимостью свыше 500 рублей.
Указанные наценки установлены постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 163-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2011 N 442-ПП.

Определяем базу для расчета наценки

Цена производителя - база для расчета наценки должна быть без НДС. Об этом сказано в Разъяснениях ФАС РФ от 20.10.2015 "Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП". Указанные разъяснения были даны на основании постановления Верховного Суда РФ от 09.06.2015 N 304-АД15-2723, согласно которому действующим законодательством порядок формирования цены на лекарственный препарат из перечня ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения.
Обычно цена производителя указана в сопроводительной документации на товар. Если, несмотря на санкции и импортозамещение, производитель - иностранный, то цену необходимо смотреть в той сопроводительной документации, на основании которой оформлена грузовая таможенная декларация. При этом ее необходимо увеличить на расходы, связанные с таможенным оформлением груза, в частности с уплатой таможенных пошлин, сборов за таможенное оформление.
Учреждение здравоохранения может закупать лекарственные препараты не только у производителей, но и у оптовой фармацевтической организации. При этом такая организация в свою очередь тоже вправе установить определенный размер торговой наценки. Чтобы не превысить предельный размер надбавок, устанавливаемых участниками торговли, обычно применяют протокол согласования цен поставки ЖНВЛП (далее - Протокол) согласно пункту 6 Правил N 865.

Оптимизация налогообложения

Реализация лекарственных препаратов, а также изделий медицинского назначения, как и других товаров, подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ). Причем фактически расходы на уплату этого налога лежат на конечном потребителе - населении. В целях соблюдения интересов населения в уменьшении конечной цены, которую оплачивают покупатели, в аптеке необходимо учитывать все моменты, позволяющие оптимизировать налогообложение.

Освобождение от налогообложения

С 1 января 2017 года в новой редакции действует перечень медицинских товаров, которые не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, в том числе при реализации на территории РФ (п. 1 ч. 2 ст. 149 НК РФ). Указанный перечень был утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042. Изменения, соответствующие переходу с ОКП на ОКПД2, были внесены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1581.
Кроме того, из-под налогообложения выведены услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными организациями (п. 24 ч. 2 ст. 149 НК РФ).

Ставка НДС 10%

Реализация лекарственных препаратов, в том числе внутриаптечного изготовления, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке, однако при этом ставка НДС - 10, а не 18% (ст. 164 НК РФ, письмо ФНС России от 10.08.2011 N АС-4-3/13016@).
Также ставка НДС 10% применима к медицинским товарам, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень N 688). В частности, в него входят бинты, вата, шприцы и прочее. Проблема 2017 года в том, что Перечень N 688 составлен в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - ОКП). Между тем с 1 января 2017 года указанный классификатор не действует из-за принятия и введения в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст сразу двух общероссийских классификаторов:
- видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
- продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Кроме того, с 1 января 2017 года статья 164 НК РФ, предусматривающая ставку 10%, действует в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 248-ФЗ. Суть изменения - замена упоминания ОКП на ОКПД2.
При этом ФНС России разъяснила, как применять 10% только по продовольственным товарам. Частично эти разъяснения можно применять и к медицинским товарам. Так, в письме ФНС России от 14.11.2016 N СД-4-3/21479@ отмечено, что с 1 января 2017 года сам перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, не изменился, так как льгота по-прежнему установлена пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. При этом для идентификации продукции по ОКПД 2 можно воспользоваться переходными ключами между ОКП и ОКПД2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.
Если на официальном сайте ФНС России выбрать в поле "Ваш регион" 77, город Москва, то можно найти более универсальное сообщение о ставке НДС 10%. По ссылке Главная/Новости/Новости налогового законодательства/ размещено сообщение со следующими реквизитами:
- дата публикации - 06.12.2016, время публикации - 11:56;
- заголовок "С 1 января 2017 года при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, необходимо руководствоваться кодами ОКПД2".
В указанном сообщении отмечено, что для идентификации продукции по ОКПД2 можно воспользоваться переходными ключами между ОКП и ОКПД2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

Единый налог на вмененный доход

В большинстве регионов во избежание сложностей с НДС аптеки можно перевести на единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), если учреждение здравоохранения - автономное. Кроме того, налогоплательщики ЕНВД, введенного для аптечных организаций, могут применять пониженный тариф взносов - 20% (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ). Снижение налоговой нагрузки может также положительно повлиять на цены, установленные в аптеке.
ЕНВД предусмотрен статьей 346.26 НК РФ. В соответствии с указанной статьей система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой:
- через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
При этом под розничной торговлей для целей применения главы 26.3 НК РФ в силу статьи 346.27 НК РФ понимают приносящую доход деятельность, связанную с торговлей товарами, в том числе:
- за наличный расчет;
- с использованием платежных карт.
При этом к данному виду ПДД нельзя относить следующие направления:
- передачу лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;
- реализацию продукции собственного производства (изготовления), в частности лекарственных средств, изготовленных в аптеке (письмо ФНС России от 15.01.2015 N ГД-4-3/228@).
Переход на уплату ЕНВД осуществляется учреждениями в добровольном порядке. Если переход на ЕНВД не выгоден и учреждение здравоохранения находится на общей системе налогообложения, то оно автоматически не станет плательщиком ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

На заметку. Приказом Минздрава России от 22.12.2016 N 988н утвержден Порядок выдачи справки об отсутствии у работников заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям.
Выдача такой справки производится в медицинских организациях по месту жительства либо месту пребывания работника в случае его личного обращения в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность, по утвержденной форме.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑