• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
31.05.2017

Данным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Его положения направлены на законодательное закрепление инструментов и реализацию механизмов, необходимых для повышения эффективности взаимоотношений между участниками гражданско-правовых отношений, в частности, в сфере осуществления предпринимательской деятельности. 

16.05.2017

Законопроект "О внесении изменений в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации" обусловлен обострением криминогенной обстановки в России. Зачастую у жертв нападения нет возможности незамедлительно обратиться в полицию, и они вынуждены рассчитывать только на свои силы. В связи с этим, законопроектом вносятся изменения в статью 37 Уголовного кодекса с целью уточнения обстоятельств, исключающих преступность деяний при самообороне. 

26.04.2017

Проект Федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" устанавливает уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак. По мнению авторов законопроекта неурегулированность данного вопроса создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной).

Все статьи > Стандарты - утверждены! (Шихов А.Ю.)

Стандарты - утверждены! (Шихов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

Стандарты - утверждены! (Шихов А.Ю.)

В январе Минфин России на своем сайте http://minfin.ru в разделе "Документы" начал публикацию своих приказов об утверждении стандартов учета и отчетности для организаций государственного сектора. Появление таких стандартов открывает новую страницу в истории бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях современной России.

Приказы прошлого

Минфин России верен своей традиции утверждать наиболее важные для бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений нормативные документы в самые последние дни уходящего года. Поэтому неудивительно, что Приказы об утверждении стандартов учета были утверждены финансовым ведомством "под звон бокалов":
- 29 декабря 2016 года:
- N 250н "Об утверждении общих требований к стандартам осуществления внутреннего государственного финансового контроля";
- N 251н "Об утверждении стандарта осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля";
- 31 декабря 2016 года:
- N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора";
- N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства";
- N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда";
- N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов";
- N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Примечание. Все вышеуказанные Приказы в настоящее время находятся на государственной регистрации в Минюсте России.

Согласно всем этим Приказам утвержденные ими стандарты вступают в силу с 1 января 2018 года и распространяются:
а) на государственные (муниципальные) учреждения, органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов;
б) иные организации, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению, представлению бюджетной отчетности.
Изучение стандартов не стоит откладывать в долгий ящик, поскольку в течение года бухгалтерам предстоит определенная работа по подготовке к вступлению в силу этих нормативных актов.
Далее более подробно рассмотрим некоторые положения отдельных стандартов.

Термины и определения

Сразу отметим, что в утвержденных Минфином России стандартах не содержится ни правил бухгалтерского учета, ни требований к конкретным формам отчетности, ни проводок и числовых или еще каких-либо примеров. Стандарты в основном содержат множество терминов и определений, с которыми всем бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений обязательно нужно ознакомиться. Так, например, в стандарте "Основные средства", который утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт N 257н), вводятся довольно много новых понятий, в частности:
- инвестиционная недвижимость;
- недвижимость, занимаемая субъектом учета;
- активы культурного наследия.
Так, согласно пункту 6 Стандарта N 257н инвестиционная недвижимость - это объекты недвижимости или части объектов недвижимости, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.
Если считать, что государственные и муниципальные учреждения создаются исключительно для реализации функций и полномочий органов исполнительной власти, а не для извлечения какой-либо выгоды, включая получение арендной платы, то пока крайне трудно представить, какую недвижимость и в рамках какой деятельности такие учреждения могут отнести к инвестиционной. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу все имущество учреждений находится у них в оперативном управлении (статья 296 ГК РФ), что и предполагает пользование или владение в определенных пределах. Однако в Стандарте N 257н понятие "оперативное управление" не используется.
Другой термин - недвижимость, занимаемая субъектом учета, требует дополнительных разъяснений и уточнений. В том же пункте 6 Стандарта N 257н сказано, что такая недвижимость - это основные средства, являющиеся объектами недвижимого имущества, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета, в том числе в рамках отношений по аренде, предусматривающей переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), предназначенные для использования при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Буквальное прочтение определения термина "недвижимость, занимаемая субъектом учета" наводит на мысль, что авторами Стандарта N 257н предполагается наличие в учреждениях недвижимости, не занимаемой субъектом учета, то есть учреждением. Но тут возникает вопрос: является ли недвижимость, находящаяся в эксплуатации, аналогом недвижимости, занимаемой субъектом учета?
И наоборот, недвижимость, выведенная из эксплуатации, - аналогом недвижимости, которая не занята субъектом учета?
Надо отметить, что используемые в стандартах словосочетания и фразы довольно сложны для восприятия. При этом используемые профессионалами в настоящее время определения гораздо короче и точнее отражают экономический смысл различных сторон хозяйственной деятельности.
Не секрет, что многие государственные и муниципальные учреждения размещаются в зданиях, относимых к историческим памятникам. Поэтому для таких учреждений будет весьма актуальным еще один термин - активы культурного наследия, вводимый Стандартом N 257н. Согласно пункту 6 этого стандарта к таким активам относятся материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
При этом активы культурного наследия включают в себя объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью.
Примечательно, что в Стандарте N 257н не указан критерий, согласно которому некий актив может считаться культурным наследием. Ведь очевидно, что любое здание или сооружение, построенное совсем недавно, уже является свидетелем эпохи и различных исторических событий. И то, что нам сейчас кажется невзрачным, обыденным, лет через 50 может быть признано исключительным культурным или архитектурным наследием. Также очевидно, что простому бухгалтеру самостоятельно, без специальных знаний невозможно будет отнести тот или иной объект недвижимости к активам культурного наследия. Поэтому, скорее всего, в рамках учетной политики в учреждении придется создавать еще одну, специализированную, комиссию либо приглашать соответствующих специалистов, чтобы они могли дать квалифицированное заключение.
В Стандарте N 257н даны и другие определения, с которыми рекомендуем всем бухгалтерам ознакомиться. В других стандартах, утвержденных Минфином России, предлагаются новые термины и определения, которые также требуют тщательного анализа.
Отметим, что стандарты придали несколько иной смысл и давно привычным бухгалтерским словам и выражениям. Так, в пункте 16 стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - Стандарт N 256н), указано, что ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием:
- метода начисления;
- принципа равномерности;
- метода двойной записи.
В соответствии со Стандартом N 256н согласно методу начисления результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты), что практически слово в слово воспроизводит определение этому методу, данное в пункте 3 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Согласно Стандарту N 256н принцип равномерности означает признание доходов и расходов и допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни. В Инструкции N 157н нет каких-либо аналогов такому принципу. Однако в пункте 295 (счет 40110 "Доходы текущего финансового года", счет 40120 "Расходы текущего финансового года"), пункте 302 (счет 40150 "Расходы будущих периодов"), пункте 302.1 (счет 40160 "Резерв предстоящих расходов") говорится о необходимости равномерного отнесения доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения и т.п.
В пункте 3 Инструкции N 157н сказано, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что, в частности, бухгалтерский учет активов, обязательств, источников финансирования их деятельности, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной жизни), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета.
В Стандарте N 256н о данном методе говорится несколько иначе, но по смыслу то же: учет ведется методом двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансового органа, Рабочий план счетов бухгалтерского учета органа, осуществляющего кассовое обслуживание, за исключением учета на забалансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов субъекта учета, по которым учет ведется по простой системе бухгалтерских записей.
Таким образом, в данном случае бухгалтерам не придется переучиваться и привыкать к чему-то новому: основы бухгалтерского учета остаются незыблемыми как гранит.
Далее в Стандарте N 256н почти дословно повторяются отдельные положения Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции N 157н и ряда других нормативных актов. Так, в частности, согласно пункту 26 Стандарта N 256н:
- первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов <1> и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц);
- документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц;
- без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по осуществлению отдельных фактов хозяйственной жизни, принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
--------------------------------
<1> Предусмотрены пунктом 25 Стандарта N 256н.

Другими словами, Стандарт N 256н поддерживает и закрепляет существующий статус и полномочия главного бухгалтера в государственных и муниципальных учреждениях.

Особенности национального контроля

Особого внимания заслуживают Приказы Минфина России:
- от 29.12.2016 N 250н "Об утверждении общих требований к стандартам осуществления внутреннего государственного финансового контроля" (далее - Стандарт N 250н);
- от 29.12.2016 N 251н "Об утверждении стандарта осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля" (далее - Стандарт N 251н).
Согласно пункту 1 Стандарта N 250н требования к стандартам осуществления внутреннего государственного финансового контроля разработаны с целью обеспечения единого подхода к структуре стандартов при разработке и утверждении стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля, а также к порядку разработки, утверждения и актуализации стандартов. Применение стандартов органами внутреннего государственного финансового контроля призвано обеспечить соблюдение общих принципов:
- этических - честность, независимость, объективность, предотвращение конфликта интересов, ответственность, компетентность, конфиденциальность;
- осуществления деятельности - законность, эффективность, превентивная направленность, риск-ориентированность, существенность, непрерывность, информатизация, единство методологии, взаимодействие, информационная открытость.
В разделе III Стандарта N 250н содержатся требования к порядку разработки, утверждения и актуализации стандартов финансового контроля. В частности, в пункте 14 указано, что разработка стандартов должна осуществляться поэтапно, включая следующие этапы:
- подготовительный;
- общественного обсуждения;
- аналитический;
- доработки по результатам общественного обсуждения;
- утверждения.
При этом проект стандартов финансового контроля подлежит общественному обсуждению, в том числе посредством:
- обсуждения проекта на экспертных площадках, советах по вопросам совершенствования внутреннего государственного финансового контроля и в других совещательных органах (при наличии);
- размещения проекта стандарта на официальном сайте Минфина России с указанием электронного адреса для направления пользователями сайта своих предложений.
В Стандарте N 251н содержатся более конкретные положения, раскрывающие суть финансового контроля. Так, в пункте 3 этого стандарта даны определения терминам:
- контрольная деятельность;
- контрольные мероприятия;
- нарушение;
- рабочая документация;
- результаты контрольного мероприятия;
- ущерб;
- уполномоченное должностное лицо.
Согласно Стандарту N 251н ущерб - это дополнительные расходы федерального бюджета, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, которые осуществлены или необходимо осуществить в результате допущенного объектом контроля нарушения условий документа, являющегося правовым основанием возникновения и осуществления расходов, предоставления средств из бюджета, размещения средств бюджета, государственного контракта, и (или) расходы бюджета, которые необходимо осуществить для восстановления (приобретения) утраченного (поврежденного) государственного имущества, и (или) доходы федерального бюджета, не полученные ввиду совершения (допущения) объектом контроля нарушения. Отметим, что в Инструкции N 157н и других инструкциях по учету термин "ущерб" не конкретизирован.
Раздел III Стандарта N 251н содержит принципы осуществления внутреннего государственного финансового контроля, которые должны определять этические и профессиональные нормы, которыми будут руководствоваться уполномоченные должностные лица.
Так, согласно пункту 6 Стандарта N 251н этические принципы включают в себя принципы честности, независимости, объективности, предотвращения конфликта интересов, ответственности, компетентности, конфиденциальности.
В частности, принцип честности означает, что уполномоченные должностные лица в процессе взаимодействия с представителями объектов контроля действуют открыто, демонстрируя высокие стандарты поведения при выражении профессиональной позиции. Честность также предполагает наличие внутреннего нравственного достоинства, которое проявляется в единстве слова и дела, способности должностного лица давать адекватную оценку своему поведению, осознавать границы личных и профессиональных возможностей и интересов, быть открытым перед профессиональным сообществом (п. 7 Стандарта N 251н).
А принцип объективности означает отсутствие у уполномоченных должностных лиц предубеждений или предвзятости по отношению к объектам контроля и их должностным лицам. При этом объективность предусматривает беспристрастность оценок и рекомендаций и исключение влияния на должностных лиц таких факторов, как внешнее давление, политическое или идеологическое воздействие со стороны каких-либо социальных групп, религиозных или общественных объединений. Уполномоченные должностные лица должны обеспечивать равное отношение ко всем физическим и юридическим лицам. Выводы уполномоченных должностных лиц должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную и официальную информацию (п. 9 Стандарта N 251н).
Очевидно, что высокие этические и профессиональные нормы должны стать стандартом при проведении контрольных мероприятий должностными лицами. Насколько эти нормы будут стандартными и выполнимыми, покажет время.

Заключение

Напомним, что в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора, утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 N 64н, предполагается поэтапный ввод в действие новых документов. Всего запланировано утверждение 29 федеральных стандартов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑