• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых в электронной форме (Башкирова И.)

Бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых в электронной форме (Башкирова И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых в электронной форме (Башкирова И.)

Рассмотрим такую ситуацию. У гостиницы (российская организация, применяющая общую систему налогообложения) заключен агентский договор с иностранной организацией, которая предоставляет услуги по онлайн-бронированию номеров в гостинице, согласно которому до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, гостиница перечисляет вознаграждение за услуги по бронированию. С 2017 г. гостиница должна выступать в роли налогового агента по НДС. Налог в сумме вознаграждения не выделен. Иностранная организация не участвует в расчетах между гостиницей и покупателями услуг гостиницы.

Проанализируем порядок налогового и бухгалтерского учета в данной ситуации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации, в частности, услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС.
Согласно подп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
При определении места реализации услуг для целей исчисления НДС, в том числе иностранными организациями, следует руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ.
В подп. 1 - 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ содержится закрытый перечень работ (услуг), для которых предусмотрены особые правила определения места реализации. Так, если покупателем услуг, перечисленных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, является российское лицо, то местом реализации таких услуг признается территория РФ и они облагаются НДС на территории РФ. Причем фактическое место выполнения работ (оказания услуг) не имеет значения (Письма Минфина России от 21.10.2013 N 03-07-08/43942, от 25.04.2013 N 03-07-08/14625, от 06.02.2012 N 03-07-08/29, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 11.07.2011 N 03-07-08/213 и др.).
С 1 января 2017 г. в перечень работ (услуг), место реализации которых устанавливается по месту осуществления деятельности покупателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), включено оказание услуг, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (Письма Минфина России от 21.11.2016 N 03-07-15/68380, ФНС России от 14.12.2016 N СД-4-3/24043@).
В п. 1 ст. 174.2 НК РФ приведен подробный перечень услуг, оказываемых в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.
К таким услугам в том числе относятся:
- оказание услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
- оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
- оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.
В данной ситуации иностранная организация оказывает российской организации услуги по онлайн-бронированию номеров в гостинице. Непосредственно с покупателями услуг иностранная организация расчеты не ведет. По нашему мнению, вознаграждение, уплачиваемое иностранной организации, следует рассматривать не как агентское вознаграждение, а как вознаграждение за оказание услуг по онлайн-бронированию. Такие услуги в полной мере можно отнести ко всем названным выше.
Исходя из изложенного считаем, что с 1 января 2017 г. местом реализации таких услуг признается территория РФ и российская организация является налоговым агентом в части уплаты НДС (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Исчисление налога на добавленную стоимость налоговым агентом

На основании п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, поименованными в ст. 161 НК РФ. Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 4 ст. 174 НК РФ). При удержании налога налоговыми агентами НДС исчисляется по расчетной ставке (п. 4 ст. 164 НК РФ).
При этом, по мнению Минфина России, в случае, если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику необходимо самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, т.е. увеличить стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств. Для расчета налога к налоговой базе применяется расчетная ставка. При этом сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в данном случае, по существу, является суммой налога, удержанной из возможного дохода иностранного лица (Письма Минфина России от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51483, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, от 16.10.2007 N 03-07-15/153).
Большинство судов придерживается аналогичной позиции. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11 отмечено следующее. Вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет. С указанной обязанностью налогового агента корреспондирует право на применение вычета НДС в размере уплаченного налога в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 171 НК РФ.
Правовая позиция о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога, основанная на том, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик, к которому и подлежит предъявлению налоговым органом требование об уплате налога, в рассматриваемом случае неприменима, поскольку иностранное лицо в российских налоговых органах на учете не состоит (см. также п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 10.08.2016 N СД-4-3/14590@).
Данной позиции придерживаются и арбитры на местах, признавая правомерным не только привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ и начисление пени, но и доначисление соответствующих сумм НДС (см., например, Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2015 N Ф07-952/14, ФАС Уральского округа от 20.08.2013 N Ф09-7958/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 N Ф04-433/12).
Учитывая вышеизложенное, в частности позицию ВАС РФ, организации следует рассчитать сумму налога со стоимости услуг с применением ставки 18% и уплатить ее в бюджет за счет собственных средств.
Налоговые агенты, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, обязаны составлять счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Счет-фактура составляется налоговым агентом с учетом особенностей, регламентируемых подп. "в" - "д", "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением N 1137 от 26.12.2011 N 1137; далее - Постановление N 1137).
Отметим, что для налоговых агентов, поименованных в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, срок составления счетов-фактур отдельно не регламентирован. Значит, нужно применять общее правило, установленное в абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ, т.е. счет-фактуру необходимо выставить в течение пяти календарных дней со дня перечисления оплаты (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
Счет-фактура, составленный налоговыми агентами, указанными в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, подлежит регистрации в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137).
Сумма налога, уплаченная в бюджет налоговым агентом, отражается в разделе 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (Письма Минфина России от 26.05.2016 N 03-07-13/1/30201, ФНС России от 23.01.2017 N СД-4-3/950@).

Вычет налога на добавленную стоимость налоговым агентом

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ плательщик НДС вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную по ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Право на вычеты имеют покупатели - налоговые агенты (за исключением налоговых агентов, осуществляющих операции, перечисленные в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ), состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Эти положения применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права приобретены налоговым агентом для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он уплатил НДС на основании ст. 173 НК РФ.
Таким образом, суммы НДС, удержанные из доходов иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, и уплаченные в установленном порядке в бюджет покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычету. Налоговые вычеты у налоговых агентов производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату НДС, удержанного ими, после принятия на учет услуг и при наличии соответствующих первичных документов.
В целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ, счет-фактура, ранее зарегистрированный в книге продаж, регистрируется налоговым агентом в книге покупок (п. 23 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137). При этом то обстоятельство, что НДС уплачен за счет собственных средств налогового агента, не влияет на его право применить налоговый вычет (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, от 16.10.2007 N 03-07-15/153, ФНС России от 31.10.2007 N ШТ-6-03/844@ и др.).
По мнению специалистов Минфина России, налоговый агент вправе принять такой НДС к вычету в том налоговом периоде, в котором произведена фактическая уплата суммы НДС в бюджет (Письма Минфина России от 23.10.2013 N 03-07-11/44418, от 13.01.2011 N 03-07-08/06, от 29.11.2010 N 03-07-08/334, от 15.07.2009 N 03-07-08/151, от 07.04.2008 N 03-07-08/84, от 27.03.2008 N 03-07-08/71). Причем оплаченные товары (услуги) должны быть приняты к учету (Письмо Минфина России от 09.12.2016 N 03-07-08/73718).
Однако налоговые органы настаивают, что суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по таким операциям, могут быть включены в налоговые вычеты лишь в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за кварталом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой НДС, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг) (Письма ФНС России от 14.09.2009 N 3-1-11/730, от 07.06.2008 N 3-1-10/81@).
Суды такой вывод налоговых органов не поддерживают (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2013 N Ф07-337/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2011 N А70-6128/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2011 N А33-7416/2010, ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/1994-11, от 16.06.2010 N КА-А41/5768-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.06.2009 N А32-21695/2008-46/378, ФАС Поволжского округа от 02.06.2009 N А55-17122/2008 и др.).
ВАС РФ в Определении от 25.07.2008 N 9235/08 поддержал налогоплательщиков и пришел к выводу, что право на возмещение из бюджета НДС возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС, удержанная налоговым агентом согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет.
По нашему мнению, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента НДС, имеет право на вычет этого налога в том налоговом периоде, в котором фактически произведена его уплата в бюджет, при условии, что приобретенные услуги приняты к учету. Правомерность такого подхода подтверждена Решением ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13.
При этом обратите внимание, что, по мнению Минфина России, вычеты надо осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-08/39963). Право заявлять вычеты НДС, уплаченного налоговым агентом, в пределах трех лет на основании п. 1.1 ст. 172 НК РФ данным Кодексом не установлено (Письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-07-08/67622).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете операции по НДС, исчисляемому налоговым агентом за счет собственных средств при выплате вознаграждения иностранной организации, отражаются следующим образом:
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета" (52 "Валютные счета") - перечислено вознаграждение иностранной организации;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 51 - перечислена в бюджет сумма налога;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты налогового агента по НДС", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС", - начислен НДС за иностранную организацию;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 76, субсчет "Расчеты налогового агента по НДС", - отражен НДС по услугам иностранного контрагента;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19, - сумма НДС принята к вычету.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑