• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Споры по неуплате стоимости поставленной тепловой энергии. Счета-фактуры как подтверждение факта поставки тепловой энергии (Лермонтов Ю.)

Споры по неуплате стоимости поставленной тепловой энергии. Счета-фактуры как подтверждение факта поставки тепловой энергии (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 02.08.2017

Споры по неуплате стоимости поставленной тепловой энергии. Счета-фактуры как подтверждение факта поставки тепловой энергии (Лермонтов Ю.)

Анализ нормативной базы

В п. 1 ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Штрафы за неуплату тепловой энергии

Так, в соответствии с частью 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Счет-фактура как подтверждение факта поставки тепловой энергии и ее стоимости

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
На основании абзаца 2 п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Начиная с 1 июля 2017 г. счета-фактуры в электронной форме нужно составлять только по Формату, утвержденному п. 1 Приказа ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@; также в данном Приказе указан Формат представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме.
В п. 2 ст. 169 НК РФ установлено, что счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пп. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.
В силу п.п. 8 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога.
Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть, в частности, указаны:
- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара.
Таким образом, из буквального толкования положения ст. 169 НК РФ можно сделать вывод, что если счет-фактура заполнен соответствующим образом, то он является подтверждением факта поставки тепловой энергии и ее стоимости.

Примеры из судебной практики арбитражных судов

В одном деле государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения - Министерства обороны РФ (далее - Учреждение) долга по договору теплоснабжения горячей воды, неустойки, начисленной на основании части 9.1 ст. 15 Закона N 190-ФЗ.
При недостаточности денежных средств у учреждения истец просил взыскать долг и неустойку в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Учреждение аргументировало свое решение тем, что счета-фактуры не являются доказательством факта и объема оказанных услуг, а также указало на необоснованное привлечение министерства к субсидиарной ответственности.
Однако Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 11.01.2017 N Ф07-11829/2016 по делу N А56-32613/2016 разъяснил, что предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Наличие счетов-фактур является подтверждением факта поставки тепловой энергии и ее стоимости. С момента получения счета-фактуры ответчик знал, какую сумму необходимо уплатить в счет оказанных услуг по договору.
Аналогичный вывод также содержится в Постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.09.2016 N Ф01-3480/2016, Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2015 N Ф05-8746/2015.
В рамках иного спора судами было установлено, что расчет потребленной ответчиком тепловой энергии произведен истцом на основании показаний общедомовых приборов учета. Истцом в подтверждение факта поставки тепловой энергии представлены счет-фактура за февраль 2016 г., расшифровки стоимости и корректировок коммунальных ресурсов, отпущенных в адрес ответчика. Произведенный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, о наличии арифметических ошибок не заявлено.
Также суды установили, что доводы ответчика об отсутствии у него задолженности документально не подтверждены. Согласно счету-фактуре от 29.02.2016 N 2.1.012081.16 стоимость поставленной истцом ответчику тепловой энергии составила 7 671 750,93 руб. Поступившие в марте 2016 г. денежные средства в общей сумме 7 388 262,62 руб. учтены истцом в счет оплаты за февраль 2016 г. в соответствии с положениями спорного договора.
На основании изложенного Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2017 N Ф06-17434/2016 было удовлетворено требование истца о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, т.е. суд признает, что наличие счетов-фактур является подтверждением факта поставки тепловой энергии и ее стоимости.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑