• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Действие российского и украинского наследственного законодательства в пространстве территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Блинков О.Е.)

Действие российского и украинского наследственного законодательства в пространстве территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Блинков О.Е.)

Дата размещения статьи: 04.05.2015

Действие российского и украинского наследственного законодательства в пространстве территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Блинков О.Е.)

В этом году впервые в современный период истории Российского государства мы стали свидетелями уникального явления для государственного строительства любой страны - присоединения новых территорий и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. 18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан Договор о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым, согласно которому независимое и суверенное государство Республика Крым, включающее город с особым статусом Севастополь, на основании результатов общекрымского референдума вошло в состав Российской Федерации, в которой со дня принятия были образованы новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.


Не ставя целью дать полный правовой анализ собственно свершившегося факта, утилитарной задачей настоящей статьи является определение порядка и условий действия российского и украинского наследственного законодательства в пространстве территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Следует отметить, что основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с ч. 2 ст. 65 Конституции Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (далее - Закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта).
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта представляет собой процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, Законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, а также Федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта).


Принятие в Российскую Федерацию иностранного государства или его части в качестве нового субъекта осуществляется на основании их предложения о принятии в Российскую Федерацию и международного договора, которым, помимо прочего, могут быть урегулированы вопросы действия законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в правовую систему Российской Федерации (ст. ст. 6, 7 Закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта).
Более детально вопросы интегрирования в правовую систему Российской Федерации нового субъекта определяются в Федеральном конституционном законе о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который помимо основных должен содержать переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в правовую систему Российской Федерации (ст. 8 Закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта).
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым) определяет основания и срок принятия в Российскую Федерацию Республики Крым.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (ч. 3 ст. 1 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым), т.е. 18 марта 2014 г. В результате принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ч. 1 ст. 2 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым).
Закон о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым устанавливает со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов переходный период до 1 января 2015 г., в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации.
Началом действия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе в области наследования, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым (ч. 1 ст. 23 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым). Например, заявления по гражданским и административным делам, по хозяйственным спорам, а также уголовные дела, принятые к производству судами первой инстанции, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 9 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым). Напротив, бюджетное законодательство и законодательство о налогах и сборах Российской Федерации применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 г., за исключением случаев, предусмотренных Законом о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым.
Однако необходимо учесть, что на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя действуют нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя. Согласно ст. 137 Конституции - Основного Закона Украины в предмет нормативного регулирования Автономной Республики Крым гражданское законодательство не входило. В силу ч. 5 ст. 4 Гражданского кодекса Украины органы власти Автономной Республики Крым могли издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и пределах, установленных Конституцией Украины и законом, но в любом случае гражданские отношения регулируются одинаково на всей территории Украины (ч. 6 ст. 4 Гражданского кодекса Украины). Следовательно, сколько-нибудь значимых нормативных правовых актов Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, регулирующих гражданские (в том числе наследственные) отношения, нет, а гражданское законодательство Украины с момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя не действует.
Общим выводом следует то, что с 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действует российское гражданское законодательство, в том числе в области наследования. Правда, уязвимость данного вывода обнаруживается в ст. 20 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым "Нотариат в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе".
В течение переходного периода в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате нотариальная палата Республики Крым и нотариальная палата города федерального значения Севастополя (ч. 1 ст. 20 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым). Согласно процедуре, установленной в ч. 2 ст. 20 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, Федеральная нотариальная палата объявила (довела до всеобщего сведения) 19 июня 2014 г. о создании нотариальной палаты в городе федерального значения Севастополе и 7 июля 2014 г. о создании нотариальной палаты в Республике Крым. Со дня объявления о создании указанных нотариальных палат при совершении нотариальных действий применяется законодательство Российской Федерации, однако до создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя нотариальные действия на их территориях могли совершаться лицами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Украины, а при совершении нотариальных действий указанными лицами могло применяться законодательство Украины (ч. 3 ст. 20 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым). На наш взгляд, часть 3 ст. 20 Закона о принятии в Российскую Федерацию нужно понимать в том значении, что до указанных выше дат лица, ранее уполномоченные в соответствии с законодательством Украины совершать нотариальные действия на территориях, ставших новыми субъектами Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могли применять законодательство Украины, определяющее исключительно правила совершения нотариальных действий (!), а не собственно нормы украинского материального (гражданского, семейного и пр.) права.
Закон о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым не определяет правил введения в действие российского законодательства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Представляется целесообразным, что это должно быть сделано в федеральных актах отраслевого законодательства.
Говоря о гражданском, в частности наследственном, законодательстве, вполне применимы принципы введения в действие нового законодательства (а для территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя оно бесспорно является новым!), заложенные в Федеральном законе от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Подробно см.: Платонова О.Ф. О действии наследственного закона // Наследственное право. 2006. N 1. С. 21 - 23.

Согласно этим принципам действия гражданского законодательства во времени можно сформулировать следующие принципиальные положения действия российского наследственного законодательства с 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Во-первых, часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяется к наследственным правоотношениям на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возникшим не ранее 18 марта 2014 г. По наследственным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 г., раздел V ГК РФ "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие ГК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. К наследственным правоотношениям на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возникшим до 18 марта 2014 г., применяется гражданское законодательство Украины.
Во-вторых, применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей ГК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей ГК РФ, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей ГК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей ГК РФ наследство не было принято никем из наследников, указанных в ст. ст. 1261, 1262, 1263, 1264 и 1265 Гражданского кодекса Украины, свидетельство о праве на наследство не было выдано территориальной общине или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса Украины, но являются таковыми по правилам части третьей ГК РФ (ст. ст. 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей ГК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя <2>.
--------------------------------
<2> Предложенный срок в шесть месяцев является условным. Автору представляется справедливым и разумным установить такой срок, чтобы после внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в части, касающейся территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и вступления указанных дополнений в силу, у наследников оставалось 6 месяцев, чтобы принять наследство. Поэтому, если данные дополнения вступят в силу, допустим, с 18 октября 2014 г., то этот срок должен быть установлен в один год.

При отсутствии наследников, указанных в ст. ст. 1142 - 1148 ГК РФ, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, применяются правила о наследовании выморочного имущества, установленные ст. 1151 ГК РФ.
В-третьих, к завещаниям, совершенным до введения в действие части третьей ГК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, применяются правила об основаниях недействительности завещания, действовавшие на день совершения завещания.
В-четвертых, правила об обязательной доле в наследстве, установленные частью третьей ГК РФ, применяются к завещаниям, совершенным после 18 марта 2014 г.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя - требует внесения дополнений в ст. 1151 ГК РФ "Наследование выморочного имущества". Поскольку местное самоуправление на территории города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ч. 1 ст. 19 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым), новый субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь - приобретает гражданско-правовой статус, аналогичный Москве и Санкт-Петербургу, а следовательно, должен быть внесен в круг наследников выморочных жилых помещений, земельных участков, а также расположенных на них зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества, а также долей в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).
Главной головной болью российских законодателей и правоприменителей в связи с присоединением территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на наш взгляд, станет определение правовой судьбы совместных завещаний супругов (ст. 1243 Гражданского кодекса Украины) и наследственных договоров (ст. ст. 1302 - 1308 Гражданского кодекса Украины), оформленных на указанных территориях до 18 марта 2014 г. в соответствии с Гражданским кодексом Украины. Проблема заключается в том, что после смерти лиц, совершивших совместное завещание или заключивших наследственный договор в период действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя украинского гражданского законодательства, в условиях действия уже российского гражданского законодательства правоприменительные органы должны будут применять, по сути, законодательство иностранного государства, а следовательно, руководствоваться разделом VI "Международное частное право" части третьей ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1187 ГК РФ, если юридические понятия, требующие квалификации, неизвестны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право. Однако в случае с совместным завещанием и наследственным договором согласно п. 1 ст. 1192 ГК РФ правила раздела VI "Международное частное право" части третьей ГК РФ не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права (нормы непосредственного применения) <3>.
--------------------------------
<3> Более подробно об этом см.: Абраменков М.С. Коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений в международном частном праве России // Наследственное право. 2008. N 2. С. 29 - 44; Абраменков М.С. Проблемы коллизионно-правового регулирования наследственных отношений в современном международном частном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2007. С. 3 и сл.

Указанные акты последней воли наследодателя (совместное завещание и наследственный договор) не могут быть применены, поскольку прямо противоречат российскому законодательству, неукоснительно требующему, что: 1) распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания (п. 1 ст. 1118 ГК РФ); 2) в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина, совершение завещания двумя или более гражданами не допускается (п. 4 ст. 1118 ГК РФ). Сохранение в силе в нормах Федерального закона о введении в действие части третьей ГК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя совместного завещания и наследственного договора, совершенных (заключенных) в соответствии с украинским законодательством до 18 марта 2014 г., создало бы прецедент проявления на едином российском гражданско-правовом поле двойных стандартов, что причинило бы вред основам российского правопорядка и политико-правовому имиджу России.

Литература

1. Абраменков М.С. Коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений в международном частном праве России // Наследственное право. 2008. N 2. С. 29 - 44.
2. Абраменков М.С. Проблемы коллизионно-правового регулирования наследственных отношений в современном международном частном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2007. 28 с.
3. Платонова О.Ф. О действии наследственного закона // Наследственное право. 2006. N 1. С. 21 - 23.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑