• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

07.08.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 26-1 Федерального закона "О страховых пенсиях" предлагается осуществлять индексацию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам в случае, если они являются опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно, и с ними заключен договор о приемной семье.

27.07.2019

Законопроект "О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с использованием составных частей Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании отдельных информационных систем.

Все статьи > Координация экономической деятельности некоммерческой организацией (Касымов Р.Ш.)

Координация экономической деятельности некоммерческой организацией (Касымов Р.Ш.)

Дата размещения статьи: 04.05.2015

Координация экономической деятельности некоммерческой организацией (Касымов Р.Ш.)

В российском законодательстве термин "координация" не всегда носит негативный характер. Так, например, если обратиться к ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1>, из ее содержания следует возможность физических и юридических лиц объединяться в союзы/ассоциации, являющиеся некоммерческими организациями, с целью координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты имущественных интересов. Не вызывает сомнения, что достижение указанных целей положительно влияет на торговый оборот и состояние экономики в целом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

При осуществлении координации экономической деятельности субъектов, объединенных членством в некоммерческой организации, важно понимать, в какой момент такая координация приобретает признаки запрещенной в соответствии с российским антимонопольным законодательством.
Одним из наглядных примеров влияния некоммерческой организации на деятельность своих членов являются саморегулируемые организации, в связи с чем автору видится целесообразным проанализировать заявленное в теме данной работы явление на примере такой некоммерческой организации, как саморегулируемая организация. В связи с этим автор детально рассмотрит саморегулирование как правовую конструкцию, в рамках которой может осуществляться координация экономической деятельности ее членов, в том числе координация экономической деятельности в смысле Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите конкуренции" <2>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Именно с развитием саморегулирования антимонопольные органы столкнулись с ситуацией, когда действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него приводят к ограничению конкуренции. Легальное определение саморегулируемой организации приведено в ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ, по сути, деятельность саморегулируемой организации заключается в упорядочении осуществляемых участниками действий, установлении пределов их допустимости и условий осуществления, контроле за участниками и наказании последних за отступление от предусмотренных правил, при этом сама организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Важно иметь в виду, что такие направления деятельности саморегулируемых организаций, как разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, контроль за соблюдением положений и правил, разработанных саморегулируемой организацией, ее членами, условий вступления в организацию, а также рассмотрение жалоб и применение мер дисциплинарного воздействия на своих членов осуществляются саморегулируемой организацией в рамках такого явления, как координация экономической деятельности ее участников.
В настоящий момент согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках "вертикальных" соглашений.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к перечисленным в ст. 11 последствиям, которые не могут быть признаны допустимыми по смыслу Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены другими федеральными законами.
Если рассматривать указанный в ст. 4 Закона о защите конкуренции термин на предмет соотношения его содержания с деятельностью саморегулируемой организации, то стоит отметить, что данный запрет распространяется только на горизонтальное саморегулирование, на вертикальное саморегулирование запрета нет. При этом, по мнению автора, недостатком определения "координация экономической деятельности" можно считать отсутствие в нем в настоящий момент положения о том, что осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него не являются координацией экономической деятельности.
Как отмечает С.А. Пузыревский, развитие саморегулирования порождает проблему, заключающуюся в том, что действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него приводят к ограничению конкуренции. При этом само полномочие на установление определенных требований предусмотрено непосредственно законодательством Российской Федерации, а его содержание определяется уже саморегулируемой организацией исходя из интересов определенной группы ее членов. Исключить ограничивающие конкуренцию требования, которые установлены саморегулируемой организацией, удается не всегда <3>.
--------------------------------
<3> Петров Д.А. Координация экономической деятельности и деятельность саморегулируемых организаций: проблема соотношения понятий // СПС "КонсультантПлюс".

Анализ положений Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" позволяет сделать вывод о том, что стандарты и правила, которые разрабатывает и принимает саморегулируемая организация, должны определять требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, т.е. не должны допускать возможности возникновения последствий, указанных в ст. 11 Закона о защите конкуренции. Если содержание стандартов и правил саморегулируемой организации не приводит к указанным в законе последствиям, то такая координация является правомерной.
Для того чтобы координация экономической деятельности некоммерческой организацией, в частности саморегулируемой организацией, была признана антиконкурентным поведением, такая координация должна обладать рядом признаков. Исследователи данного вопроса по-разному классифицируют подобные признаки, в свете чего автору видится целесообразным остановиться на ключевых.
Согласно позиции, выработанной практикой высших судебных инстанций, координация экономической деятельности - коллективно осуществляемое нарушение антимонопольного законодательства, в рамках которого один субъект (координатор) дает указания, а другой субъект (координируемый) их исполняет или может исполнить. При этом координация экономической деятельности как правонарушение вменяется только координатору <4>. Так, например, одним из последних широко обсуждаемых дел стало привлечение к ответственности за координацию экономической деятельности Ассоциации добытчиков минтая, что было подтверждено Девятым арбитражным апелляционным судом 14 апреля 2014 г. Помимо штрафа, наложенного на координатора, Федеральная антимонопольная служба РФ обязала Ассоциацию исключить из своего устава положения о "координации предпринимательской деятельности членов Ассоциации" <5>.
--------------------------------
<4> Определение ВАС РФ от 16 августа 2011 г. N ВАС-10190/11 // СПС "Гарант".
<5> URL: http://kad.arbitr.ru/Card/fb7a469f-1053-4609-90bb-f00a82f9606e.

Следующим признаком является характер отношений между координатором и координируемыми. Координатор должен обладать определенной властью над координируемыми, и они в свою очередь должны эту власть добровольно признавать в силу экономического интереса. Необходимо иметь в виду, что действия группы лиц под запреты, установленные в ст. 11 Закона о защите конкуренции, не подпадают, так как их действия будут подлежать квалификации на основании другой статьи закона <6>.
--------------------------------
<6> Постановление ФАС Уральского округа от 26 августа 2010 г. N Ф09-6518/10-С1 // СПС "КонсультантПлюс".

Как отмечают в юридической литературе, координацией экономической деятельности некоммерческой организацией могут признаваться и действия иного характера: публичные заявления о возможном росте цен на товары; направления писем о необходимости информирования о получении заявок от других лиц на выставление коммерческого предложения <7>; включение в типовой договор аренды нежилого помещения условия о страховании гражданской ответственности и имущества арендатора <8>; определения расписания движения их автобусов по маршрутам <9>; разработка Стандартов ипотечного кредитования и их продвижения в форме заключения соглашений с банками об использовании этих Стандартов <10>; в виде направления писем, телеграмм, обязывающих торговых партнеров координатора применять утвержденные последним Правила работы дилеров <11>.
--------------------------------
<7> Определение ВАС РФ от 13 июля 2011 г. N 8032/11 по делу N А76-15244/2010-45-358 // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2010 г. N КА-А40/12768-10 по делу N А40-19296/10-84-47 // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2010 г. N КА-А40/12768-10 по делу N А40-19296/10-84-47 // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Постановление ФАС Московского округа от 20 сентября 2010 г. N КА-А40/10796-10 по делу N А40-156471/09-119-1131 // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Постановление ФАС Московского округа от 11 марта 2011 г. N КА-А40/1320-11 по делу N А40-50033/10-130-237 // СПС "КонсультантПлюс".

Еще одним ключевым признаком координации экономической деятельности, который характерен не только для действий некоммерческих организаций, является угроза наступления или наступление неблагоприятных последствий в сфере конкуренции.
Как отмечает в своей работе В.Н. Головин, запрету подлежит также такая координация экономической деятельности, последствия которой аналогичны последствиям заключения картельных соглашений или осуществления субъектами предпринимательского оборота согласованных действий, которые приводят к ограничению конкуренции <12>.
--------------------------------
<12> Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

Подводя итог исследованию вопроса координации экономической деятельности некоммерческими организациями, в частности саморегулируемыми организациями, можно отметить следующее.
Тот факт, что законодатель исключает из понятия координации экономической деятельности действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него несет существенную угрозу конкуренции. В том случае, когда членство в саморегулируемой организации является добровольным, как, например, при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, стандарты и правила саморегулируемой организации не ограничивают конкуренцию на рынке данных услуг. При этом, когда членство в саморегулируемой организации является обязательным требованием закона, как, например, в сфере строительства, существует риск ограничения конкуренции посредством установления саморегулируемой организацией особых требований и условий доступа на рынок или выхода из него в указанной сфере. В связи с вышеизложенным автору видится необходимым изменить редакцию указанного положения закона с целью устранить возможность наступления негативных последствий для конкуренции на тех рынках, где членство в саморегулируемой организации является обязательным.

Литература

1. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ. Статут, 2013.
2. Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. статей к юбилею д.ю.н., проф. Б.И. Пугинского / сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова. М.: Статут, 2011.
3. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".
4. Дианов В., Егорушкин А., Хохлов Е. Комментарий к "третьему антимонопольному пакету". М.: Статут, 2012.
5. Петров Д.А. Координация экономической деятельности и деятельность саморегулируемых организаций: проблемы соотношения понятий // Арбитражные споры. 2012. N 1.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑