• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

07.08.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 26-1 Федерального закона "О страховых пенсиях" предлагается осуществлять индексацию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам в случае, если они являются опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно, и с ними заключен договор о приемной семье.

27.07.2019

Законопроект "О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с использованием составных частей Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании отдельных информационных систем.

Все статьи > От банковской тайны к финансовой тайне (Гронин Д.П.)

От банковской тайны к финансовой тайне (Гронин Д.П.)

Дата размещения статьи: 04.05.2015

От банковской тайны к финансовой тайне (Гронин Д.П.)

Произошедшее в последние годы ужесточение требований к раскрытию информации как на международном, так и на национальном уровне, вызванное необходимостью решения системных экономических проблем, повышения прозрачности финансовых систем и сокращения объема теневой экономики, а также повышения контроля со стороны государств и международных организаций за финансовыми потоками в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, способствовало формированию мнения об ослаблении института банковской тайны. Скепсис в данном вопросе основывается как на часто вносимых изменениях в законодательство, так и на постоянном расширении перечня лиц и упрощении процедур их доступа в банковские архивы. Вместе с тем развитие общества, мировой экономики и технологий достигло этапа, когда требуется новый уровень понимания целей и задач, стоящих перед институтом банковской тайны, которая в современных условиях уже не может рассматриваться в качестве некоей "священной коровы" и нести самостоятельную абстрактную ценность, подменяя тем самым принцип охраны информации от неправомерного доступа требованием ее абсолютной неприкосновенности.
Правовые основы ограничения доступа к информации, составляющей банковскую тайну, заложены в ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации <1>, которой признается, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, и в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <2>, которым закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом установленная Конституцией неприкосновенность тайны не трактуется как абсолютная, а должна рассматриваться во взаимосвязи с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которым установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое понимание банковской тайны подтверждается судебной практикой. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа" <3> указывается, что федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 10-О "По жалобе открытого акционерного общества "Универсальный коммерческий банк "Эра" на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <4> также подтверждает правомерность доступа компетентных лиц к информации, составляющей банковскую тайну, в порядке, предусмотренном законодательством.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 15. Ст. 1691.
<2> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 21. Ст. 2058.
<4> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О "По жалобе открытого акционерного общества "Универсальный коммерческий банк "Эра" на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 3.

Сам термин "банковская тайна" в законодательстве явно не определен. Косвенно определение дается через перечисление признаков информации, которая может быть отнесена к данной категории, в ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации <5> (тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте) и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <6> (далее - Закон о банках) (тайна об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов). Неоднозначность определения предмета банковской тайны приводит к противоречивой судебной практике. В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002 <7>, оставившем без изменения решение от 13.05.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 09.08.2002 Арбитражного суда Омской области по делу N 15-110/02 (А-530/02), указывается, что обязанность сохранять банковскую тайну включается в содержание обязательств банка как стороны по договору банковского счета (п. 1 ст. 857), банковского вклада (п. 3 ст. 834). В силу ст. 860 данного Кодекса правила о банковской тайне распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами. Термин "банковские операции" в ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" имеет иной смысл. Совокупность перечисленных в п. 1 этой статьи операций позволяет определить особенности функций, осуществляемых именно банками. Кроме того, наименование данной статьи позволяет сделать вывод о том, что банковские операции рассматриваются как сделки кредитной организации.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
<6> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492.
<7> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

В этой связи напрашивается вывод, что операции по ссудным счетам (договоры кредитования) и иным счетам, не являющимся банковскими, не составляют предмета банковской тайны. Это подтверждается судебной практикой лишь частично. Так, при обращении заявителя в связи с нарушением банковской тайны в ряде случаев судами исследуется такое обстоятельство, как наличие у заявителя банковского счета (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.12.2011 N Ф03-6123/2011 по делу N А24-1771/2011 <8>). В иных случаях данное обстоятельство не исследуется, и суды допускают расширительное толкование предмета банковской тайны, относя к таковой в том числе сведения, касающиеся заемщика (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2011 N Ф03-615/2011 по делу N А37-944/2010 <9>, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.10.2013 по делу N А11-8511/2012 <10>). Указанный подход также получил подтверждение в п. 16 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров" <11>, где утверждается, что уступка требований, вытекающих из кредитного договора, не нарушает нормативных положений о банковской тайне, т.к. цессионарий, его должностные лица и работники обязаны хранить ставшую им известной информацию, составляющую банковскую тайну. Тем самым косвенно подтверждается, что информация о заемщике составляет предмет банковской тайны.
--------------------------------
<8> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2011 N Ф03-6123/2011 по делу N А24-1771/2011 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<9> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2011 N Ф03-6123/2011 по делу N А24-1771/2011 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<10> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2013 по делу N А11-8511/2012 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<11> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 11. Ноябрь.

Указанные противоречия приводят к тому, что предмет банковской тайны размывается. Этому также способствует отсутствие определения термина "клиент" в Законе о банках и банковской деятельности, что позволяет понимать его как в узком (владелец банковского счета), так и в широком смысле (потребитель любой банковской услуги).
Со схожей неопределенностью банкам в свое время пришлось столкнуться при реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <12> (далее - Закон о противодействии легализации), который накладывает на кредитные организации требования по проведению идентификации клиента. В ранних редакциях Закона определение термина "клиент" отсутствовало, что позволяло толковать термин в узком смысле как личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) (информационное письмо Банка России от 29.11.2002 N 2 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" <13>). В настоящее время клиент определяется Законом как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, т.е. в широком смысле. Исходя из указанной нормы, клиентами кредитной организации являются субъекты, которым кредитная организация оказывает услугу либо при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых указан в ч. 1 ст. 5 Закона о банках, либо при осуществлении других сделок, открытый перечень которых указан в ч. 2 ст. 5 Закона о банках (п. 3 информационного письма Банка России от 29.06.2012 N 20 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" <14>). С учетом широты спектра оказываемых на сегодняшний день банковских услуг, вышедших за пределы вкладов и операций по банковским счетам, аналогичная ценность широкого подхода видится и в отношении института банковской тайны.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.
<13> Информационное письмо Банка России от 29.11.2002 N 2 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" // Вестник Банка России. 2002. N 72.
<14> Информационное письмо Банка России от 29.06.2012 N 20 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" // Вестник Банка России. 2012. N 36.

Как отметил Конституционный Суд в Постановлении от 14.05.2003 N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа", Конституция Российской Федерации определяет основы правового режима и законодательного регулирования банковской тайны как условия свободы экономической деятельности, вытекающей из природы рыночных отношений, и гарантии права граждан на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также как способа защиты сведений о частной жизни граждан, в том числе об их материальном положении, и защиты личной тайны. Следовательно, по смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц.
В этой связи широкий подход видится вполне оправданным, т.к. при осуществлении иных операций с денежными средствами и иным имуществом, не связанных с банковским счетом клиента, мы также имеем дело с публичной функцией банковской системы.
Нет ясности и в вопросе субъектов банковской тайны. Если ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве таковых определяет клиентов и их представителей, бюро кредитных историй, а также государственные органы и их должностных лиц в случаях, предусмотренных законом, то перечень ст. 26 Закона о банках весьма широк. С одной стороны, прослеживается попытка законодателя описать в Законе о банках исчерпывающий перечень субъектов и случаев предоставления информации, а с другой - закрытость данного перечня является вопросом неоднозначным и дискуссионным.
Во-первых, имеется ряд субъектов, доступ которых к банковской тайне регулируется нормами отдельных законов, и это признается в том числе судами (Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2010 по делу N А35-724/2010 <15> о правомерности доступа арбитражных управляющих к информации, представляющей банковскую тайну; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2012 по делу N А69-1711/2011 <16> о правомерности доступа Федеральной антимонопольной службы к информации, представляющей банковскую тайну; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2007 по делу N А56-12407/2006 <17> о правомерности доступа Росфиннадзора к информации, представляющей банковскую тайну).
--------------------------------
<15> Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2010 по делу N А35-724/2010 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<16> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2012 по делу N А69-1711/2011 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<17> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2007 по делу N А56-12407/2006 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Во-вторых, конструкция самой ст. 26 Закона о банках допускает указание на недопустимость разглашения сведений и ответственность лиц, которые напрямую не поименованы в качестве субъектов банковской тайны, - аудиторских и иных организаций, операторов платежных систем, операционных центров, платежных клиринговых центров, что косвенно указывает на право таких лиц на доступ к соответствующей информации, порядок доступа к которой не определен.
Кроме того, отсутствие официального определения понятия банковской тайны приводит к ситуации неопределенности с правами и порядком доступа к информации со стороны самих кредитных организаций, право которых на доступ подразумевается на основании самого названия тайны, но нигде отдельно не закреплено. Не урегулирован вопрос об условиях и объеме передачи информации между кредитными организациями, что регулярно происходит, например, при осуществлении расчетов. Порождает целый ряд вопросов норма о распространении требований ст. 26 Закона о банках на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами). Следует ли в этой связи рассматривать банковских платежных агентов как отдельных субъектов банковской тайны? Распространяется ли на них ответственность за разглашение сведений? В каком объеме они сами могут получать доступ к информации банка-принципала с учетом необходимости организации оперативного доступа в постоянном режиме к электронной базе данных в соответствии с п. 2.5 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <18> (о применимости требований Положения Банка России N 262-П к банковским платежным агентам см. п. 2 информационного письма Банка России от 28.12.2012 N 21 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" <19>).
--------------------------------
<18> Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2004. N 54.
<19> Информационное письмо Банка России от 28.12.2012 N 21 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" // Вестник Банка России. 2013. N 2.

Указанные противоречия существенно снижают ценность указания исчерпывающего перечня субъектов и случаев доступа к информации, представляющей банковскую тайну, в ст. 26 Закона о банках как дополнительного звена между общими нормами ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и специальными нормами профильных федеральных законов, регулирующих деятельность субъектов банковской тайны. Порождается правовая неопределенность, приводящая к необходимости судебного разрешения споров о праве доступа к информации. Требуется реформирование существующих норм, закрепление в Законе понятий "клиент" и "банковская тайна", общего порядка и условий предоставления доступа к сведениям, ответственности за незаконное получение и разглашение сведений. В этой связи заслуживают внимания, например, нормы Модельного закона "О банковской тайне" <20>.
--------------------------------
<20> Модельный закон о банковской тайне: принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-7 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Вместе с тем в современных условиях необходимо говорить о неоправданном сужении предмета банковской тайны в традиционном понимании. Во-первых, на наш взгляд, недопустим вышеописанный узкий подход к определению предмета банковской тайны как сведений, связанных с открытием и использованием банковского счета (вклада). Под режим банковской тайны должны попадать и иные операции и сделки, предусмотренные статьей 5 Закона о банках, как имеющие аналогичную публично-частную природу.
Во-вторых, с принятием и вступлением в силу Федеральных законов от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <21> и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <22> расширился перечень субъектов оказания платежных услуг, которыми наряду с банковскими участниками (кредитные организации) стали небанковские участники (платежные агенты, операторы платежных систем, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и др.). Национальная платежная система фактически вышла за пределы банковской системы. Для обеспечения условий эффективного функционирования национальной платежной системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, обеспечения гарантий основных прав граждан и защищаемых Конституцией Российской Федерации интересов физических и юридических лиц требуется аналогичный по своим функциям институт тайны, который будет рассматриваться шире, чем банковский. Кроме того, имеются предпосылки для еще большего расширения предмета требуемого института тайны как информации о клиенте, его операциях и сделках в связи с осуществлением в интересах клиента операций с денежными средствами и иным имуществом. При этом в субъектном составе можно ориентироваться на перечень, установленный ст. 5 Закона о противодействии легализации.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 23. Ст. 2758.
<22> Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 27. Ст. 3872.

Таким образом, в современных условиях имеет смысл говорить уже не об институте банковской тайны, а об институте финансовой тайны, нормативно-правовое регулирование которого может быть предложено в рамках отдельного федерального закона. Четкое определение основных понятий, предмета и принципа определения субъектов позволит обеспечить баланс интересов между защитой финансовой информации от недобросовестного использования и исполнением публичных функций компетентными органами.

Литература

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 15. Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492.
4. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.
5. Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 23. Ст. 2758.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
7. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 27. Ст. 3872.
8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 21. Ст. 2058.
10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2007 по делу N А56-12407/2006 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
11. Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2010 по делу N А35-724/2010 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
12. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.03.2011 N Ф03-615/2011 по делу N А37-944/2010 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2011 N Ф03-6123/2011 по делу N А24-1771/2011 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
14. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2012 по делу N А69-1711/2011 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
15. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2013 по делу N А11-8511/2012 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
16. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 10-О "По жалобе открытого акционерного общества "Универсальный коммерческий банк "Эра" на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 3.
17. Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" / Вестник Банка России. 2004. N 54.
18. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 11. Ноябрь.
19. Информационное письмо Банка России от 29.11.2002 N 2 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" // Вестник Банка России. 2002. N 72.
20. Информационное письмо Банка России от 29.06.2012 N 20 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" // Вестник Банка России. 2012. N 36.
21. Информационное письмо Банка России от 28.12.2012 N 21 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" // Вестник Банка России. 2013. N 2.
22. Модельный закон о банковской тайне: принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-7 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑