• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Переход от доиндустриального к индустриальному обществу: смена модели налоговой политики (Шашкова А.В.)

Переход от доиндустриального к индустриальному обществу: смена модели налоговой политики (Шашкова А.В.)

Дата размещения статьи: 10.11.2017

Переход от доиндустриального к индустриальному обществу: смена модели налоговой политики (Шашкова А.В.)

Налоговая политика и выбор общего подхода к налогообложению - это один из наиболее важных вопросов в формировании налогового законодательства и налоговой системы, а в конечном счете и доходной части бюджета <1>.
--------------------------------
<1> Поветкина Н.А. Роль и значение доходов бюджета // Финансовое право. 2015. N 6. С. 15 - 21.

Профессор В.А. Кашин выделяет несколько подходов к изучению вопросов налогов и налоговых отношений: "...фискальный административно-правовой (который как раз у нас и превалирует), криминально-обвинительный (по нормам действующего НК РФ любой из граждан и предпринимателей может быть обвинен в нарушении налогового законодательства - и на этом строятся все официальные комментарии и разъяснения в НК РФ), политический (в РФ незаметен), социально-экономический (разрабатывается отдельными авторами, официальной наукой игнорируется) и социологический (известен в вульгарном варианте как опросы налогоплательщиков, "довольных" и "недовольных" уплатой налогов)" <2>.
--------------------------------
<2> Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования: Учебное пособие. М., 2009. С. 3.

В этой статье, придерживаясь незаметного политического и забытого официальной наукой социально-экономического подхода, рассмотрим, как изменился общий подход к налогообложению с переходом от доиндустриального общества к индустриальному и какие изменения претерпел в странах, где такой переход случился на век позже, чем в странах Европы и Америки.
Доиндустриальное, или традиционное, общество представляет собой процесс непосредственного взаимодействия человека с природой. Человек опирается на свою физическую силу. При этом производительность труда в сельском хозяйстве низка и не дает возможности высвободить работников для других секторов общественного производства. Доиндустриальное общество - это система замкнутого хозяйства, натурального хозяйства, практически не использующего технику. Здесь удовлетворяются внутренние потребности общества, условия хозяйствования производятся в самом хозяйстве, воспроизводятся и возмещаются непосредственно из его валового продукта. В доиндустриальных обществах перераспределяется до 70% созданного продукта.
Переход от доиндустриального общества к индустриальному привел к изменению экономического взаимодействия внутри общества: происходит развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль начинают играть деньги как общий эквивалент ценностей, вытесняются бартерные сделки, широкий размах получают рыночные операции. Границы государств расширялись путем колониальных войн, расширялись и возможности для капиталовложений (инвестирования) в неисследованные регионы, торговля приобретала юридически защищенный и упорядоченный характер.
Основу индустриального общества составляет частная собственность: это священное и неотъемлемое право. Именно на этом этапе образуются монополии (частные и государственные), происходит сращивание промышленного и банковского капиталов, появляется мировой рынок <3>. Борьба основных экономических классов (пролетариата и буржуазии) между собой достигает своего пика <4>.
--------------------------------
<3> Алексеева Т.А., Лебедева М.М. Что происходит с теорией международных отношений // Полис. Политические исследования. 2016. N 1. С. 29 - 43.
<4> Шашкова А.В. Корпоративное право России. М., 2009. С. 25 - 27.

С переходом от доиндустриального общества к индустриальному ключевым образом меняется подход к налогообложению. Если в доиндустриальном обществе источником налогов считалась земельная рента, то в индустриальном обществе акцент переносится на прибыль и заработную плату (налоги с заработной платы рассматривались как перелагаемые на прибыль предпринимателя). Почву для перехода к новому - индустриальному подходу в налогообложении - подготовили труды Адама Смита "О богатстве народов" и труд его последователя Д. Рикардо "О политической экономии и налогах".
Появилась новая теория налогов, которая опиралась на формулу: все налоги уплачиваются в конечном результате из прибыли капиталиста и лишь некоторые из поземельной ренты, а форма налогов является несущественной. Такая теория налогов давала возможность оправдывать всякие налоги, с осторожностью относясь лишь к налогам, прямо падающим на предпринимателей <5>.
--------------------------------
<5> Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. С. 88 - 90.

Переход к индустриальному обществу открыл возможности для бурного развития налоговых систем и вторжению налогообложения во все стороны жизни. Налог на добавленную стоимость, взимаемый на всех стадиях производства с налоговым учетом практически всех операций, - это пик развития финансовой мысли индустриального общества. Налог на добавленную стоимость не мог бы появиться в доиндустриальном обществе, которое никогда бы не согласилось с "всепроникающими" налогами. Социально-экономическое обоснование НДС стало формироваться только к 30-м гг. XX в., когда государство из гаранта собственности превратилось в силу, обеспечивающую производственный процесс. В общественном сознании прижилась мысль о том, что государство обеспечивает в том числе факторы частного производства через образование, науку, строительство инфраструктуры и так далее <6>.
--------------------------------
<6> Кудряшова Е.В. Налог на добавленную стоимость во всей своей универсальности // Налоги. 2015. N 3. С. 5 - 9.

Несмотря на то что фундаментальные труды и идеологические сдвиги, послужившие основой для перехода от доиндустриального к индустриальному обществу, относятся к XIX - началу XX века, переход от доиндустриальной модели к индустриальной модели в некоторых странах произошел на рубеже XX и XXI вв., т.е. на целый век позже. Логично, что переход от доиндустриального к индустриальному обществу выглядит не так, как 100 лет назад, в том числе и в сфере налогообложения.
Изменился социально-экономический и идеологический контекст перехода от доиндустриального общества к индустриальному. Во-первых, появилась и распространилась идея поощрения иностранных инвестиций. Причем сначала, привлекая иностранные инвестиции, государство использует доиндустриальный подход: невмешательство в деятельность компаний, а уже в момент, когда иностранный капитал форсировал индустриализацию конкретного сектора экономики, государство перестраивает отношения с корпорациями с иностранным капиталом и внедряет усиленный контроль с "всепроникающим" налогообложением, т.е. переходит к вполне современному индустриальному подходу - снижение ставок налогов, но усиление контроля. Во-вторых, подготовка общественного мнения к введению разнообразных и "всепроникающих" налогов проводится иначе: нет необходимости в долгой работе с общественным мнением, в теоретических исследованиях по экономике, достаточно ссылки на развитые экономики мира. В-третьих, в арсенале современного государства имеется весь инструментарий финансовой техники, налоговой техники и способов взимания разнообразных налогов <7>.
--------------------------------
<7> Кудряшова Е.В. Соотношение понятий "способ взимания налога" и "техника обложения" на примере косвенных налогов // Налоги. 2006. N 2. С. 7 - 14.

Пример такого позднего перехода и симбиоза разных систем - это Вьетнам. Фактически в государстве комбинируются сразу три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное, в этом исследовании нас интересуют первые две модели.
На сегодняшний день государство во Вьетнаме превратилось в ту силу, которая создает факторы роста производства: государство инвестирует в подготовку персонала, реструктуризацию промышленности и услуг, создает промышленные и экспортные зоны. Прослеживается элемент современного перехода к индустриальному обществу - поощрение иностранных инвестиций. Вьетнам создает благоприятные условия для взаимодействия государства и корпораций: разрешено открывать предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. С одной стороны, взаимодействие Вьетнама и корпораций строится на основе понятных иностранным инвесторам принципов международного частного права, с другой - социалистического законодательства Вьетнама, который только в середине 1990-х гг. признал возможность обладания частной собственностью, перейдя с административно-командных к рыночным отношениям. Теперь предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, обеспечивают 70% всего объема экспорта государства. Тем самым была заложена политика быстрого индустриального роста. В то же время государство соглашалось с низким уровнем доходов населения - около 1,5 доллара США в день на человека в середине 1990-х гг., что стало одним из важнейших условий ускоренной индустриализации. Здесь прослеживается политика невмешательства или минимального вмешательства государства в деятельность корпораций, характерная для доиндустриального общества.
Во Вьетнаме сохраняются секторы экономики доиндустриального уклада. Традиционным видам аграрного производства вследствие особой экономической важности для государства приходится предоставлять субсидии: 70% от затрат фермеров-рисоводов на удобрения и пестициды компенсируется государством, при выращивании "мокрого" риса фермерам выплачивается компенсация в размере 25 долларов за гектар в год <8>. В перспективе Вьетнам планирует модернизировать и эти сферы производства.
--------------------------------
<8> Шашкова А.В. Взаимодействие государства и корпораций в доиндустриальном обществе // Политика, государство и право. 2015. N 4 (40). С. 66 - 71.

22 - 28 марта 2010 г. в Ханое проходил 12-й пленум ЦК Коммунистической партии Вьетнама 10-го созыва, обсудивший ряд документов, определяющих дальнейшее экономическое развитие государства. Одним из этих документов является Стратегия социально-экономического развития Социалистической Республики Вьетнам на 2011 - 2020 гг. В качестве стратегической задачи Вьетнам планирует полностью преобразоваться в индустриальное государство, устранив тем самым те доиндустриальные корни, которые имеются в стране на сегодняшний день. На первый план выдвигаются отраслевые программы развития энергетики, перерабатывающего производства, горнодобывающей промышленности. Параллельно развивается сектор услуг: воздушный и морской транспорт, туризм, средства связи, информационные технологии, медицина. Был принят Комплексный план развития туризма во Вьетнаме на период до 2020 г. и на период до 2030 г. Стратегия социально-экономического развития предполагает довести долю промышленности и услуг в структуре ВВП до 85% <9>.
--------------------------------
<9> Там же.

Государство проводит перестройку и упрощение действующей системы налогообложения: в 2010 г. были снижены ставка корпоративного налога и ставка налога на добавленную стоимость, ликвидирован подоходный налог на доходы от передачи прав землепользования, в 2011 г. проведено повторное снижение корпоративного налога, в 2014 г. увеличены ставки взносов социального страхования работодателей, в 2015 г. снова снижены ставки корпоративного налога <10>.
--------------------------------
<10> Аксенова Е.М. Проблема формирования правового поля деятельности иностранных компаний во Вьетнаме // Вьетнамские исследования. 2016. N 6. С. 87 - 106.

В 2000-х гг. во Вьетнаме развернулась дискуссия об эффективности политики привлечения иностранных инвестиций. Дискуссия, характерная для всего азиатско-тихоокеанского региона в начале 2000-х гг., продолжается и по сей день <11>. Результатом вьетнамской дискуссии о наиболее эффективной политике по привлечению прямых иностранных инвестиций в страну стало принятие ряда новых ключевых документов. Одним из самых важных положений нового курса стало принятие 26 ноября 2014 г. новых Закона об инвестициях и Закона о предприятии, которые вступили в силу 1 июля 2015 г. и значительно либерализовали деятельность иностранных компаний на территории Вьетнама. В то же время во Вьетнаме параллельно с либерализацией инвестиционной деятельности иностранных компаний проводится политика ужесточения регламентации их работы и усиления контроля в том числе в налоговой сфере <12>.
--------------------------------
<11> Поветкина Н.А., Хванова И.А. Об участии института в восьмом казахстанском налоговом форуме // Журнал российского права. 2014. N 2 (206). С. 131 - 133.
<12> Аксенова Е.М. Указ. соч.

Как показывает наше небольшое исследование, многие тенденции налоговой политики становятся понятнее в контексте подвижек в обществе и в русле общеполитических и социальных процессов <13>. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу принес глобальные изменения в налогообложение, и этот переход мы можем наблюдать в ряде стран и по сей день, но уже на новом качественном уровне. Изменилась концепция перехода к индустриальной модели налоговой политики, как это было показано на примере Вьетнама. В научной периодике встречается довольно мало исследований, помещающих отдельные явления политики, права и экономики в глобальный социально-политический контекст, однако такие исследования, несомненно, дают более полную картину и раскрывают смысл новых реалий.
--------------------------------
<13> Березко В.Э. Философское осмысление управления государством // Право и управление. XXI век. 2016. N 1 (38). С. 121 - 125.

Литература

1. Аксенова Е.М. Проблема формирования правового поля деятельности иностранных компаний во Вьетнаме // Вьетнамские исследования. 2016. N 6.
2. Алексеева Т.А., Лебедева М.М. Что происходит с теорией международных отношений // Полис. Политические исследования. 2016. N 1.
3. Березко В.Э. Философское осмысление управления государством // Право и управление. XXI век. 2016. N 1 (38).
4. Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования: Учебное пособие. М., 2009. 576 с.
5. Кудряшова Е.Х. Соотношение понятий "способ взимания налога" и "техника обложения" на примере косвенных налогов // Налоги. 2006. N 2. С. 7 - 13.
6. Кудряшова Е.Х. Налог на добавленную стоимость во всей своей универсальности // Налоги. 2015. N 3. С. 5 - 9.
7. Поветкина Н.А. Роль и значение доходов бюджета // Финансовое право. N 6. С. 15 - 21.
8. Поветкина Н.А., Хванова И.А. Об участии института в восьмом Казахстанском налоговом форуме // Журнал российского права. 2014. N 2 (206).
9. Шашкова А.В. Взаимодействие государства и корпораций в доиндустриальном обществе // Политика, государство и право. 2015. N 4 (40).
10. Шашкова А.В. Корпоративное право России. М., 2009. 330 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑