• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Права большинства: незаслуженное забвение (Комкова Г.Н.)

Права большинства: незаслуженное забвение (Комкова Г.Н.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Права большинства: незаслуженное забвение (Комкова Г.Н.)

В последнее время все большее распространение получила концепция обеспечения и уважения прав разнообразных меньшинств, чьи права "якобы ущемляются" большинством. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ также содержит запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Нисколько не умаляя правильности постановки вопроса о необходимости уважения и соблюдения прав всех без исключения людей на нашей планете, тем не менее, как представляется, борьба за права меньшинств принимает все более гипертрофированный характер, когда права меньшинства возводятся в абсолют, а права большинства подвергаются не только забвению, но и отрицанию. Происходит как бы "дискриминация наоборот", когда дискриминируют уже не группы населения, составляющие меньшинство, а ущемляют права людей, составляющих доминирующую часть жителей того или иного государства. Такие процессы мы можем наблюдать в странах Западной Европы, где "традиционные семьи" протестуют против законодательного закрепления прав гомосексуальных пар на усыновление детей, где права беженцев ставятся выше прав коренного населения страны их временного пребывания, где дискриминируются права русскоговорящего большинства в странах, где этот язык не признан государственным.
Процессы игнорирования прав большинства происходят и в России, причем можно привести несколько примеров даже законодательного закрепления такой дискриминации. Так, например, серьезной проблемой для России стало распространение туберкулеза, заболевания, которое передается воздушно-капельным путем и является одной из 10 ведущих причин смерти в мире. Министр здравоохранения РФ недавно отметила, что "сегодня во всем мире достигнута цель развития тысячелетия "Остановить эпидемию туберкулеза и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости" <1>. Однако эта проблема все еще остается актуальной для России, где в 2015 г. заболеваемость туберкулезом составила 57,7 человека на 100 тысяч населения <2>. Права и обязанности больных туберкулезом закреплены Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" <3>. В ст. 13 данного Закона закреплены обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом, а именно они должны: проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия; выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях; выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах. "Однако, - как верно отмечает Н.А. Соколова, - эти положения характеризуются определенной декларативностью, поскольку они не подкреплены санкциями за невыполнение, а значит, и не обеспечивают должное поведение пациентов" <4>. Туберкулез официально признан заболеванием, представляющим опасность для окружающих <5>. В целях изоляции больных туберкулезом и предупреждения распространения этого опасного заболевания для них создаются специальные лечебные учреждения, однако, поступая в специализированный диспансер, больной с заразной формой туберкулеза вправе написать заявление об отказе от лечения и покинуть лечебное учреждение, что представляет опасность для большинства окружающих его здоровых людей. Для этого человека практически не наступает никакой ответственности за данный отказ от лечения. Тогда как в Казахстане и некоторых других странах существуют специализированные противотуберкулезные лечебно-профилактические отделения закрытого типа с контрольно-пропускной системой, где пациенты находятся до полного излечения и минования опасности для окружающих. Вход в данные учреждения разрешен только медицинскому персоналу, сотрудникам охраны, администрации и специалистам контролирующих органов власти.
--------------------------------
<1> URL: http://riaami.ru/read/skvortsova-v-mire-zabolevaemost-tuberkulezom-za-poslednie-15-let-snizilas-na-22 (дата обращения: 07.03.2017).
<2> Минздрав РФ: статистика по туберкулезу в 2015 году. Официальный сайт российского агентства медико-социальной информации. URL: http://riaami.ru/read/24783 (дата обращения: 26.12.2016).
<3> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2581.
<4> Соколова Н.А. Особенности реализации отдельных прав пациента в современных условиях // Медицинское право. 2010. N 3. С. 38.
<5> Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 (в ред. от 13.07.2012) // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916.

Еще одной гарантией прав лиц, больных туберкулезом, выступает обязательный судебный порядок рассмотрения дел о принудительной госпитализации в стационар противотуберкулезной организации для обязательного обследования в отношении тех больных, которые неоднократно умышленно уклоняются от обследования в целях выявления туберкулеза или от его лечения. В течение всего времени рассмотрения данного дела, которое может затянуться в связи с неявкой обвиняемых, данные лица находятся на свободе и продолжают заражать окружающих. Однако даже при вынесении решения о принудительной госпитализации существует проблема с доставкой и помещением этих лиц в стационар. Таким образом, права меньшинства - лиц, больных туберкулезом, нарушают права большинства, граждан, которые не имеют такого заболевания, но имеют риск им заразиться. В данном случае необходимо более четкое законодательное обеспечение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в части ограничения прав и свобод лиц, больных туберкулезом, в той мере, которая необходима в целях защиты здоровья других людей. В частности, в Федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" необходимо закрепить обязательность помещения в стационарное лечебное учреждение закрытого типа лиц, больных заразной формой туберкулеза, независимо от их согласия, до прекращения опасности его заболевания для окружающих.
Другим примером ущемления прав большинства является так называемое инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2) <6>. Развитию данного вида образования способствовали подписание и последующая ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов <7>.
--------------------------------
<6> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598; 2016. N 27 (часть II). Ст. 4292.
<7> О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.

Суть инклюзивного образования - это обучение лиц с особыми образовательными потребностями в общей системе образования, ведь до недавнего времени в России дети-инвалиды могли обучаться только в коррекционных классах, спецшколах, специализированных интернатах. Сейчас в соответствии с п. 4 ст. 79 Закона об образовании "образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам" <8>.
--------------------------------
<8> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).

Сейчас несовершеннолетние с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) могут и должны обучаться в обычных детских садах, школах, вузах <9>. В соответствии с Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования - 2020 "доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, - 70% к 2020 г." <10>.
--------------------------------
<9> О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.03.2017).
<10> Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы и на плановый период до 2020 года. URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/I/plan%20posle%20Kaliny.pdf (дата обращения: 04.03.2017).

Необходимо отметить, что с 1 сентября 2016 г. был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами <11>. Реализация таких программ в соответствии с данным Стандартом, по мнению разработчиков, сможет обеспечить коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ и их социальную адаптацию. Кроме того, положения Стандарта могут использоваться родителями при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
--------------------------------
<11> Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847): Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.02.2017).

Однако введение инклюзивного образования связано с рядом проблем как материального, организационного, так и психологического характера. Готовы ли адекватно оценивать совместное обучение нормальных здоровых детей и детей с ОВЗ учителя, родители, а самое главное - одноклассники? Ведь к таким детям нужен особый подход, особые педагогические умения и навыки, которыми, к сожалению, не владеет обычный учитель. Кроме того, обучение таких особых детей требует больше усилий и времени, которых не остается для детей без проблем со здоровьем, а следовательно, качество обучения большинства детей в классе падает. Не следует забывать и об особенностях детской и подростковой психики, которая иногда не способствует толерантному отношению к "голубому щенку". В судебной практике уже есть примеры обращения родителей детей с ОВЗ в суд на школу, в которой, по их мнению, "не созданы условия для освоения их ребенком общеобразовательной программы" <12>.
--------------------------------
<12> См., например: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27 февраля 2015 г. по делу N 33-2792/2015 // Документ опубликован не был. Доступен в СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, повсеместное и непродуманное насаждение инклюзивного образования в общеобразовательных школах и вузах не только нарушает права большинства, ограниченного в своих правах на получение полноценного образования, но и может навредить самим детям с особыми образовательными потребностями, к которым не будет проявлено то внимание, которого они заслуживают. Негативные последствия введения инклюзивного образования уже дают о себе знать. Так, например, слияние общеобразовательных организаций со специальными (коррекционными) образовательными организациями для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья чаще всего приводит к их ликвидации, а значит, их право на образование в комфортных для них условиях ущемляется. По данным Министерства образования РФ, с 2010 по 2015 г. количество специализированных организаций уменьшилось на 120, а численность обучающихся в них лиц - на 7 395 человек. Как отмечает в своем Докладе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, в первую очередь при слиянии общеобразовательных школ с "коррекционными" под волну увольнений подпадают медицинские работники, логопеды, дефектологи, помощь которых жизненно необходима детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья <13>.
--------------------------------
<13> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/doclad2015web.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

Не правильнее было бы обучать детей с особыми возможностями здоровья в специализированных школах и интернатах с высококвалифицированными педагогами, имеющими специальное образование и опыт работы с такими детьми, а их желание общаться со здоровыми детьми реализовывать в клубах, кружках по интересам, спортивных секциях?
Подводя итог сказанному, следует заметить, что права большинства людей при проведении государственной политики поддержки прав меньшинств ни в коей мере не должны ущемляться, поскольку именно они составляют ядро нации и могут в полной мере реализовать цели и задачи самого государства.

Литература

1. Вронская М.В. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.В. Вронская. Ростов-на-Дону, 2009.
2. Рашупкина Е.И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.И. Рашупкина. Челябинск, 2012.
3. Соколова Н.А. Особенности реализации отдельных прав пациента в современных условиях / Н.А. Соколова // Медицинское право. 2010. N 3. С. 35 - 38.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑