• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором (Бабурин С.Н.)

Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором (Бабурин С.Н.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором (Бабурин С.Н.)

В XXI в. уже слишком много примеров, доказывающих, что политика, распознающая угрозу только тогда, когда таковую уже нельзя не заметить, не соответствует своей основной задаче <1>. При поиске оптимальных решений социально-экономических, политических и геополитических проблем мы сталкиваемся ныне с реальной ситуацией, когда существующая Конституция Российской Федерации не справляется с ролью правовой основы укрепления и развития общественных отношений. А ведь даже Н. Макиавелли, которого воспринимают циничным прагматиком, подчеркивал: "Двойную славу стяжает тот, кто создаст государство и укрепит его хорошими законами, хорошими союзниками, хорошим войском и добрыми примерами" <2>. Россия нуждается в серьезной конституционной реформе.
--------------------------------
<1> Хеффе О. Есть ли будущее у демократии? О современной политике: Пер. с нем. / Под ред. В.С. Малахова. М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2015. С. 11.
<2> Макиавелли Н. Государь. М.: РИПОЛ классик, 2010. С. 279.

Целью и общим объектом отношений народного представительства является, как известно, осуществление народом государственной власти через соответствующим образом выделенных представителей <3>. Парламентские выборы 2016 г. создали в Российской Федерации исключительно благоприятные условия для проведения любых правовых преобразований, требующих абсолютной законодательной консолидации. Правительственная партия "Единая Россия" получила 343 депутатских мандата из 450 (76% мест), КПРФ - 42 мандата, ЛДПР - 39 мандатов и партия "Справедливая Россия" - 23 депутатских мандата. Все четыре парламентские партии довольны, особенно "отсутствием присутствия" в парламенте новых участников (2 прошедших представителя еще двух партий и 1 "самовыдвиженец" не меняют общей ситуации).
--------------------------------
<3> Страшун Б.А. Социализм и демократия (Социалистическое народное представительство). М.: Проспект, 2016. С. 17.

Если воспользоваться аналогиями провидческого романа А.А. Зиновьева "Зияющие высоты", то "переворот назрел". События уже идут проверенными маршрутами: "Первым делом захватываем Забегаловку. Потом - Сортир. Одновременно окружаем Ларек и отрезаем телефонную трубку. Участкового спаиваем. Сделаем все так, что даже никто не заметит никакого переворота. Обычный пьяный дебош! Массы? Массы пойдут за нами. Мы выбросим лозунг: ширли-мырли всем желающим без очереди! Каково? Классики сдохли бы от зависти. Оппозиционную группу потом ликвидируем. Пара процессов, и все. На них свалим все недостатки. Добро, сказал Начальник. Действуй" <4>.
--------------------------------
<4> Зиновьев А.А. Зияющие высоты / А.А. Зиновьев // Собр. соч.: В 10 т. М.: Евразия+, 1999. Т. 1. С. 778.

Итак, ныне может быть осуществлена любая конституционная реформа. Оставляя в стороне ее радикальные варианты, от установления монархии до реставрации советской власти, назову основные направления прагматичного реформирования Конституции Российской Федерации. Их как минимум четыре.
Первое. Воплощение в Конституции формулы "Сильный президент - сильный парламент". Закрепление и стабилизация сложившейся за последние 25 лет политической системы России. Если со статусом Президента требуется лишь шлифовка, то в отношении полномочий двухпалатного парламента ситуация иная, их необходимо усилить и сбалансировать. Поправки требуют главы 4, 5, 6 и 7 Конституции Российской Федерации. Хотя и это не поможет, если забудем, что выдающийся политический мыслитель XX в. Г. Моска не зря напомнил в свое время тезис Лассаля: "Если за конституционным органом не существует соответствующей политической силы, то его фактическая сила, несмотря на нормы, записанные в конституции, фундаментальном законе, будет приближаться к нулю" <5>. Для России этот тезис как никогда актуален.
--------------------------------
<5> Моска Г. История политических доктрин: Пер. с итал. М.: Мысль, 2012. С. 259.

Второе. Устранение из Конституции России двусмысленных норм, которые можно трактовать как нахождение страны под внешним управлением. Необходимо исправить ст. 9, 13, 15 главы 1 Конституции РФ.
Провозглашен принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ). Отсюда совершенно резонно следует вывод, что в современной России приоритетны "ценности классической либеральной доктрины - индивидуализм, подчиненность интересов государства интересам личности, доминирование частного над общим" <6>. Хотя русский человек просто не может забыть, как "вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом!" <7>.
--------------------------------
<6> Бернацкий Г.Г. В обществе есть ценности не менее высокие, чем права и свободы человека // Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г. / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. М., 2012. С. 93.
<7> Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке. М., 2006. С. 346 - 347.

Апофеозом торжества новой духовной скверны является конституционная норма: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной" (ст. 13). Конституционным принципом провозглашен нигилизм, разработчики Конституции уравняли добро и зло, навязывая эту позицию всему российскому обществу. Объявлены равноправными лицемерие и искренность, идеология труда и идеология жульничества. Преклонение перед идеологическим многообразием, как и отрицание идеологии, - это и есть современная ересь, идеология, с безоговорочной обязательностью и государственным принуждением отрицающая любые духовные и нравственные ценности.
Мы имеем дело здесь с той самой "тотальностью права", которая "сама по себе отменяет нравственность как основание человеческого бытия и межличностных отношений" <8>. А ведь краеугольные конституционные нормы - "основы" - как правовые принципы являются исходными идеями всей отечественной правовой системы <9>. Но не зря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напоминает, что "способность ограждать свой внутренний мир от воздействия разрушительных сил, способность одерживать победу над этими силами является свидетельством присутствия в нас силы Божией" <10>. Между тем даже в классическом западноевропейском обществознании признается, что "рационалистический фактор человеческой эволюции может быть подчинен только религиозным системам" <11>.
--------------------------------
<8> Володин Э.Ф. Ответ перед Господом нам держать всем. М., 2002. С. 23.
<9> См., например: Мариков О.П. Правовые принципы в национальной правовой системе // Право в современном белорусском обществе: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Минск, 2008. С. 49 - 56.
<10> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Пастыря (1991 - 2011) // Собрание трудов. Сер. II. Том 1. М., 2013. С. 144.
<11> Кидд Б. Социальная эволюция: Пер. с англ.; Предисл. Н.К. Михайловского и проф. Вейсмана. СПб., 1897. С. 267.

Общий кризис гуманизма, начавшийся весьма давно, основывался на его внутреннем перерождении, что и открыло, по словам И.А. Исаева, путь новым историческим силам: в эпоху "обнажений и разоблачений" сам гуманизм превращается в реакционную идеологию, отсталую и пустую (Н.А. Бердяев) <12>. Особенно остро кризис гуманизма сказывается на обществах с традиционным сознанием с его антиномией сущего и должного <13>, с его модернизационными диссонансами.
--------------------------------
<12> Исаев И.А. Нормативность и авторитарность. Пересечения идей. М.: Норма; Инфра-М, 2014. С. 5.
<13> См., например: Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2010. С. 168 - 209.

Третье. Закрепление в Основном Законе России механизма евразийской интеграции. Этого требует сама цивилизационная миссия России, к выполнению которой постепенно возвращается Российская Федерация.
Международные обязательства России не всегда соответствуют ее Конституции. Возьмем ситуацию с российско-белорусским Союзным государством, Договор о создании которого действует с 1999 г. Если по предметам совместного ведения нормативные правовые акты Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам (ст. 59 Договора), то по вопросам, объявленным и в Белоруссии, и в России предметом исключительного ведения Союзного государства, правовые акты после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника (ст. 60 Договора). Однако такая правовая позиция наталкивается на ст. 4 Конституции РФ, которая недвусмысленно провозглашает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, и только Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Конституция исключает исполнение решений союзных - наднациональных - органов, если они не основаны на российских законах и Конституции.
Опираясь на ст. 79 Конституции России, закрепляющую право Российской Федерации участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, надо включить в Конституцию России дополнительную главу.
Глава "Союзное государство и Евразийский союз" может быть, например, такой:
"Статья 79-1. В целях осуществления идеи единения народов Российская Федерация принимает участие в Союзном государстве с Республикой Беларусь и в Евразийском экономическом союзе в силу заключенных и одобренных Федеральным Собранием межгосударственных договоров для совместной реализации некоторых своих полномочий. Президент и Правительство Российской Федерации должны всесторонне и своевременно информировать Федеральное Собрание о деятельности Союзного государства и Евразийского экономического союза.
Статья 79-2. На основе взаимности и в порядке, предусмотренном Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 года, и Договором о создании Евразийского экономического союза, подписанным 29 мая 2014 года, Российская Федерация соглашается с передачей необходимых полномочий органам Союзного государства и институтам Евразийского экономического союза, а также с установлением правил, касающихся единого экономического и таможенного пространства, а также правил, касающихся пересечения внешних границ Союзного государства и внешних границ государств - членов Евразийского экономического союза.
Статья 79-3. На основе взаимности и в порядке, предусмотренном Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 г., право голосовать и быть избранным на муниципальных выборах может быть предоставлено только гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Российской Федерации. Эти граждане не могут делегироваться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Условия применения настоящей статьи определяются законом.
Статья 79-4. Акты Союзного государства по предметам его исключительного ведения, содержащие предписания законодательного характера, после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории Российской Федерации.
Статья 79-5. Акты Евразийского экономического союза, содержащие предписания законодательного характера, в установленном договором и основанными на нем решениями органов Союза порядке передаются Президентом России на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации".
Помимо отдельной главы, интеграционный принцип должен быть провозглашен и преамбулой Конституции России, например в формуле: "...опираясь на социально-экономическое и культурно-историческое единство народов Российской империи и Советского Союза, укрепляя Союзное государство и Евразийский экономический союз (далее по тексту)".
И наконец, четвертое направление реформирования Конституции. Духовно-нравственное оздоровление российского общества, которое возможно только при закреплении в Конституции православных ценностей при сохранении светского характера существующего государства. В соответствующих изменениях нуждаются преамбула и ст. 14 Конституции.
Ушли, к счастью, в историю времена, когда мораль, право и государство рассматривались лишь как формы буржуазного общества, моральная личность как субъект товаропроизводящего общества, а моральный закон "как правило общения товаровладельцев" <14>. Взаимодействие государства и религиозных организаций как таковых признается ныне не просто возможным, но необходимым, поскольку многие задачи государства, особенно социальные, без такого взаимодействия станут сложно разрешимыми <15>. Государственное и правовое единство исторической многонациональной (полиэтнической) России скреплено не только русским языком, но и христианскими заповедями, которые давно стали важной частью самосознания и образа жизни населения России. Ислам и другие религии на территории России, как и само православие, давно обрели русские цивилизационные черты. Именно вера, как подчеркивает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, "преображает личность, общество и мир. Вера создает совершенно иную систему ценностей, в рамках которой только и может быть подлинное развитие человеческого общества. Всякая попытка разрушить эту систему оборачивается трагедией для личности, общества и государства" <16>. Религия "есть не одна сторона жизни, а сама жизнь и вся полнота жизни" <17>, не случайно ведущий российский конституционалист С.А. Авакьян подчеркивает, что "проблема четкого формулирования правовых норм по отношению к религиозным объединениям требует к себе постоянного внимания" <18>.
--------------------------------
<14> Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. 3-е изд. [б.м.]: Изд-во Коммунистической академии, 1928. С. 104.
<15> Авакьян С.А. Религиозные организации и гражданское общество: конституционно-правовые аспекты // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 500-летию со дня преставления Преподобного Иосифа Волоцкого / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015. С. 34.
<16> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Пастыря (1991 - 2011) // Собрание трудов. Сер. 2. Т. 1. М., 2013. С. 204.
<17> Статья Православного из "Русского Колокола" за 1927, N 2 (см.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Русский колокол: Журнал волевой идеи. М., 2008. С. 162).
<18> Авакьян С.А. Проблема правовых запретов в религиозной сфере // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VI Международной научной конференции, посвященной 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015. С. 26.

Справедливо сетовал И.А. Ильин на то, что "современный "просвещенный" человек склонен или сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма, или просто отвергает эти драгоценные основы жизни", а уж о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и его жизненной необходимости "он вряд ли и вспоминает" <19>. "Самой главной проблемой современного мира, проблемой, сформированной в том числе и определенным философским и политическим развитием западноевропейской жизни, является утрата понятия греха" <20>, - напоминает нам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С полным на то основанием В.Г. Графский подчеркивает, что все высоконравственные моральные, в первую очередь религиозные, учения и наставления предусматривают строгое и неуклонное исполнение наиболее важных и чаще всего наиболее трудных ценностных ориентаций <21>.
--------------------------------
<19> Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1996. С. 217.
<20> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Предстоятеля (2009 - 2011) // Собрание трудов. Сер. I. Том 1. М., 2012. С. 102.
<21> Графский В.Г. Литература и право в культуре морального, эстетического и иного общения и переживания // Право и литература: Материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Отв. ред. и сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2014. С. 63.

Отсюда единство православных, мусульман, буддистов и иных верующих в России. Их объединяет общность духовная. Отсюда и важность преподавания основ православной культуры во всех субъектах Российской Федерации. Такая просветительская дисциплина не есть Закон Божий, она призвана дать понимание общности культуры и единой, основанной на христианских заповедях системы нравственных ценностей. Знание основ православной культуры есть код доступа в восточно-христианскую (русскую) цивилизацию. А вот вероучения - дело любой конфессии непосредственно.
Помимо этих четырех направлений назревшей конституционной реформы, ныне на передний план вышел комплекс вопросов, в котором переплелись конституционно-правовое и духовное.
31 октября 2016 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России В.В. Путин поддержал идею принятия закона о российской нации, что должно навести порядок в межэтнических отношениях нашего общества. После этого невозможно и дальше избегать конституционного отражения понимания нации в России. Российской нации. Или русской? Печально, когда само понятие "нация" отсутствует даже в юридических справочниках <22>.
--------------------------------
<22> См., например: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько. 2-е изд. М.: Проспект, 2016.

По всему миру любого уроженца России (а до того - и СССР) называли и называют русским. Проблема национального суверенитета только в нашей стране имеет этническое наполнение, в остальном мире национальный суверенитет выступает синонимом суверенитета народа. "Самым важным из принципов, провозглашенных французской революцией, является принцип национального суверенитета", - писал в конце XIX в., как и другие конституционалисты той эпохи, профессор А. Эсмен. Суверенитет "у данного народа принадлежит всей нации, взятой как целое, и не может принадлежать кому-либо, кроме нее" <23>.
--------------------------------
<23> Эсмен А. Общие основания конституционного права: Пер. с фр. / Под ред. проф. В. Дерюжинского. СПб., 1898. С. 123.

На заре строительства РСФСР подчеркивалось, что республика называется российской, а не русской потому, что в ее состав входят "различные другие народы, которые населяют прежнюю буржуазную царскую Россию... которые образуют не русский народ, а союзный трудовой народ, понимая под словом "народ" не нацию, а всех братьев-трудящихся Российской Федерации" <24>. За основу политико-правового подхода новой революционной власти взяли представление, что "национальные предрассудки - громадный тормоз в развитии коммунизма, подобно предрассудку религиозному...", "национальные предрассудки затушевывают классовую борьбу", а "национализм имеет громадное реакционное значение" <25>. Избегая позитивного употребления понятия "нация", большевики приступили к национально-государственному конструированию Советской России через искусственное дробление этносов и создание страны со 100 национальностями.
--------------------------------
<24> Драницын С. Конституция С.С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р. в вопросах и ответах. 2-е изд. Л.: Прибой, 1924. С. 26.
<25> Там же. С. 45.

По первой отечественной переписи 28 января 1897 г. в Российской империи было зафиксировано 128 924 289 душ обоего пола <26>. Из них: русские - 72,5%; финны - 6,6%; поляки - 6,3%; литовцы - 3,9%; евреи - 3,4%; татары - 1,9%; башкиры - 1,5%; немцы - 1,3%; молдаване - 1,2%; шведы - 0,4%; киргизы - 0,2%; калмыки - 0,1%. Остальные (греки, болгары, армяне, цыгане и "прочие народности") - менее 0,1% каждый, все вместе - 0,7% от общей численности населения <27>.
--------------------------------
<26> Покровский В., Рихтер Д. Россия. Население // Энциклопедический словарь. Том XXVIIA. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1899. С. 76.
<27> Там же. С. 86.

Обращает на себя внимание отсутствие в статистике белорусов и украинцев. Их нет, как нет и великороссов, - сто лет назад они все вместе и назывались русскими.
До конца 20-х годов XX в. общепринятым было понимание разделения русских племен на малоруссов, белоруссов и великоруссов. При этом великоруссы "хотя и оставались русскими по происхождению, вере, книжному языку, однако уклонились от прочих русских славян в своем народном языке, быте, нравах, обычаях, общественном и государственном строе, под влиянием иных географических условий, иных исторических судеб, а также и иных, вошедших в их состав этнографических элементов", сам термин "великоруссы" представлял "географическое, антропологическое, этнографическое и историческое значение" <28>. В советских справочниках стали писать коротко: великороссы (великорусы) - "то же, что русские" <29>. Таким образом, произошла подмена понятия "русский", которое из цивилизационно-правового превратили в этническое и перенесли на великороссов (великоруссов).
--------------------------------
<28> Анучин Д. Великоруссы // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 10. СПб., 1892. С. 829. Статья, раскрывающая понятие "великорусы", занимает стр. 828 - 843.
<29> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 10-изд., стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 68.

На начало 2016 г. общая численность населения Российской Федерации составила 146 519 759 чел. <30> Русских по переписи 2010 г. - 111 016 896 чел., или 80,9% от числа указавших свою национальность. Татар - 5 310 649, или 3,87%, украинцев - 1 927 988 (1,41%), башкир - 1 584 554 (1,16%), чувашей - 1 435 872 (1,05%), чеченцев - 1 431 360 (1,04%), армян - 1 182 388 (0,86%), белорусов - 521 тыс. (0,36%) и т.д. <31>. Это и есть многонациональный состав современной России.
--------------------------------
<30> URL: http://www.statdata.ru.
<31> Евразийское экономическое сообщество в 2012 году. Статистический ежегодник. М.: Статкомитет СНГ, 2013. С. 72 - 73.

Лишь укрепившись у власти, большевики допустили понимание нации, которая (по И.В. Сталину) есть не расовая и не племенная, а "исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры" <32>.
--------------------------------
<32> Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т. 2. М.: ОГИЗ, 1946. С. 296.

Говоря о необходимости конституировать понятие российской нации, следует помнить, что нацией может быть только общность людей, сложившаяся вокруг национальной идеи и пронизанная национальной идеологией. "Национальное единение, которое особенно явно проявляется в критические моменты истории, формируется не программами и лозунгами, - подчеркивает выдающийся историк права И.А. Исаев, - а общей направленностью эмоций и стремлений народа, его этосом, архетипами национального сознания и бессознательного" <33>. Неразрывную связь нации и национальной идеи И.А. Исаев формулирует как онтологический закон, поскольку только идея позволяет сохранять нации как свое единство, так и свою идентичность <34>. Отсюда и необходимость, избегая повторения ошибок "советского народа", оторванного от своих исторических корней, конституировать не "российскую нацию", а многонациональную русскую.
--------------------------------
<33> Исаев И.А. Национальная идея и национальная идеология // Национальные интересы. 2006. N 5. С. 26.
<34> Там же. С 25.

Сердцевину русского духа, который не может не отражаться в Конституции, выразила Декларация русской идентичности, предложенная 24 апреля 2014 г. Соборными слушаниями "Сергий Радонежский - объединитель русских земель" и одобренная 11 ноября 2014 г. по итогам XVIII Всемирного Русского народного собора. Собор подчеркнул, что национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях, а русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Собор дал четкое определение русской идентичности. Русский - это:
- человек, считающий себя русским;
- не имеющий иных этнических предпочтений;
- говорящий и думающий на русском языке;
- признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
- ощущающий солидарность с судьбой русского народа <35>.
--------------------------------
<35> URL: http://www.patriarchia/ru/db/text/508347.html.

Отсутствует хоть один из этих пяти признаков - мы имеем дело с кем угодно, но не с русским. Даже если человек будет изумительно правильно говорить по-русски или размахивать своей многовековой вполне даже славянской родословной.
Именно на основе духовного, а не этнического единства всегда шло и государственное строительство России. Россия никогда не была национальным государством в европейском понимании этого слова. Она всегда была союзом народов. Если можно с полным на то основанием вернуться к пониманию, что русский народ триедин, что он включил в себя великороссов, белорусов и украинцев (малороссов), то русская нация охватывает не только русский народ, но и объединенные с ним самой историей, братские ему по духу и образу жизни другие народы (этносы). Формой самоорганизации полиэтнической русской нации исторически были только царство, потом империя, а в современных условиях - федеративное (союзное) государство.
Если русскость - понятие цивилизационное, то принадлежать к русской нации несет в себе государственно-правовое содержание. Критериями принадлежности к русской (российской) нации как гармоничному единству русского народа с духовно и исторически едиными с ним народами останутся такие ключевые условия соединения русскости с государственно-правовой принадлежностью, как:
а) наличие гражданства Российской Федерации;
б) признание православных христианских ценностей основой межнациональной духовной культуры и образа жизни;
в) ощущение солидарности с судьбой русского народа.
В начале XXI в. перед многонациональным народом России, полиэтнической русской нацией вновь стоит дилемма: бороться и жить по-русски, в жизни и в государственном строительстве выстраивая лад с заветами предков и христианской традицией, либо духовно сдаться и продолжить путь отступников. Важен вывод, которым тот же уже упоминавшийся Гаэтано Моска завершает свое исследование о политических доктринах: "Только систематическое воспитание, формирующее человека, и богатый опыт будут способны найти практические пути и способны заглушать насильственные и преступные инстинкты, часто сопровождающие чувство власти. Эти инстинкты столько раз проявлялись во время больших политических кризисов, после того как длительный период и социального мира заставлял поверхностных наблюдателей верить в то, что они сошли на нет" <36>.
--------------------------------
<36> Моска Г. Указ. соч. С. 310.

Мы все в ответе за национальный выбор, который предстоит сделать не только власти, но и народу. Борьба за российскую (русскую) государственность продолжается.

Литература

1. Авакьян С.А. Проблема правовых запретов в религиозной сфере / С.А. Авакьян // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VI Международной научной конференции, посвященной 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015.
2. Авакьян С.А. Религиозные организации и гражданское общество: конституционно-правовые аспекты / С.А. Авакьян // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 500-летию со дня преставления Преподобного Иосифа Волоцкого / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015.
3. Анучин Д. Великоруссы / Д. Анучин // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 10. СПб., 1892.
4. Бернацкий Г.Г. В обществе есть ценности не менее высокие, чем права и свободы человека / Г.Г. Бернацкий // Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 года / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. М., 2012.
5. Володин Э.Ф. Ответ перед Господом нам держать всем / Э.Ф. Володин. М., 2002.
6. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. 2-е изд., стереотип. / С.Н. Гавров. М.: Едиториал УРСС, 2010.
7. Графский В.Г. Литература и право в культуре морального, эстетического и иного общения и переживания / В.Г. Графский // Право и литература: Материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Отв. ред. и сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2014.
8. Драницын С. Конституция С.С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р. в вопросах и ответах. 2-е изд. / С. Драницын. Л.: Прибой, 1924.
9. Евразийское экономическое сообщество в 2012 году. Статистический ежегодник. М.: Статкомитет СНГ, 2013.
10. Зиновьев А.А. Зияющие высоты / А.А. Зиновьев // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Евразия+, 1999.
11. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1996.
12. Ильин И.А. Статья Православного из "Русского Колокола" за 1927. N 2 / И.А. Ильин // Собр. соч.: Русский колокол: Журнал волевой идеи. М., 2008.
13. Исаев И.А. Национальная идея и национальная идеология / И.А. Исаев // Национальные интересы. 2006. N 5.
14. Исаев И.А. Нормативность и авторитарность. Пересечения идей / И.А. Исаев. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
15. Кидд Б. Социальная эволюция: Пер. с англ. / Б. Кидд; Предисл. Н.К. Михайловского и проф. Вейсмана. СПб., 1897.
16. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Предстоятеля (2009 - 2011) // Собрание трудов. Серия I. Т. 1. М., 2012.
17. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Пастыря (1991 - 2011) // Собрание трудов. Серия II. Т. 1. М., 2013.
18. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. М.: РИПОЛ классик, 2010.
19. Мариков О.П. Правовые принципы в национальной правовой системе / О.П. Мариков // Право в современном белорусском обществе: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Минск, 2008.
20. Моска Г. История политических доктрин: Пер. с итал. / Г. Моска. М.: Мысль, 2012.
21. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм / Е.Б. Пашуканис. 3-е изд. [б.м.]: Изд-во Коммунистической академии, 1928.
22. Покровский В. Россия. Население / В. Покровский, Д. Рихтер // Энциклопедический словарь. Том XXVII. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1899.
23. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке. М., 2006.
24. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос / И.В. Сталин // Соч. Т. 2. М.: ОГИЗ, 1946.
25. Страшун Б.А. Социализм и демократия (Социалистическое народное представительство) / Б.А. Страшун. М.: Проспект, 2016.
26. Хеффе О. Есть ли будущее у демократии? О современной политике: Пер. с нем. / О. Хеффе; Под ред. В.С. Малахова. М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2015.
27. Эсмен А. Общие основания конституционного права: Пер. с фр. / А. Эсмен; Под ред. проф. В. Дерюжинского. СПб., 1898.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑