• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором (Бабурин С.Н.)

Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором (Бабурин С.Н.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором (Бабурин С.Н.)

В XXI в. уже слишком много примеров, доказывающих, что политика, распознающая угрозу только тогда, когда таковую уже нельзя не заметить, не соответствует своей основной задаче <1>. При поиске оптимальных решений социально-экономических, политических и геополитических проблем мы сталкиваемся ныне с реальной ситуацией, когда существующая Конституция Российской Федерации не справляется с ролью правовой основы укрепления и развития общественных отношений. А ведь даже Н. Макиавелли, которого воспринимают циничным прагматиком, подчеркивал: "Двойную славу стяжает тот, кто создаст государство и укрепит его хорошими законами, хорошими союзниками, хорошим войском и добрыми примерами" <2>. Россия нуждается в серьезной конституционной реформе.
--------------------------------
<1> Хеффе О. Есть ли будущее у демократии? О современной политике: Пер. с нем. / Под ред. В.С. Малахова. М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2015. С. 11.
<2> Макиавелли Н. Государь. М.: РИПОЛ классик, 2010. С. 279.

Целью и общим объектом отношений народного представительства является, как известно, осуществление народом государственной власти через соответствующим образом выделенных представителей <3>. Парламентские выборы 2016 г. создали в Российской Федерации исключительно благоприятные условия для проведения любых правовых преобразований, требующих абсолютной законодательной консолидации. Правительственная партия "Единая Россия" получила 343 депутатских мандата из 450 (76% мест), КПРФ - 42 мандата, ЛДПР - 39 мандатов и партия "Справедливая Россия" - 23 депутатских мандата. Все четыре парламентские партии довольны, особенно "отсутствием присутствия" в парламенте новых участников (2 прошедших представителя еще двух партий и 1 "самовыдвиженец" не меняют общей ситуации).
--------------------------------
<3> Страшун Б.А. Социализм и демократия (Социалистическое народное представительство). М.: Проспект, 2016. С. 17.

Если воспользоваться аналогиями провидческого романа А.А. Зиновьева "Зияющие высоты", то "переворот назрел". События уже идут проверенными маршрутами: "Первым делом захватываем Забегаловку. Потом - Сортир. Одновременно окружаем Ларек и отрезаем телефонную трубку. Участкового спаиваем. Сделаем все так, что даже никто не заметит никакого переворота. Обычный пьяный дебош! Массы? Массы пойдут за нами. Мы выбросим лозунг: ширли-мырли всем желающим без очереди! Каково? Классики сдохли бы от зависти. Оппозиционную группу потом ликвидируем. Пара процессов, и все. На них свалим все недостатки. Добро, сказал Начальник. Действуй" <4>.
--------------------------------
<4> Зиновьев А.А. Зияющие высоты / А.А. Зиновьев // Собр. соч.: В 10 т. М.: Евразия+, 1999. Т. 1. С. 778.

Итак, ныне может быть осуществлена любая конституционная реформа. Оставляя в стороне ее радикальные варианты, от установления монархии до реставрации советской власти, назову основные направления прагматичного реформирования Конституции Российской Федерации. Их как минимум четыре.
Первое. Воплощение в Конституции формулы "Сильный президент - сильный парламент". Закрепление и стабилизация сложившейся за последние 25 лет политической системы России. Если со статусом Президента требуется лишь шлифовка, то в отношении полномочий двухпалатного парламента ситуация иная, их необходимо усилить и сбалансировать. Поправки требуют главы 4, 5, 6 и 7 Конституции Российской Федерации. Хотя и это не поможет, если забудем, что выдающийся политический мыслитель XX в. Г. Моска не зря напомнил в свое время тезис Лассаля: "Если за конституционным органом не существует соответствующей политической силы, то его фактическая сила, несмотря на нормы, записанные в конституции, фундаментальном законе, будет приближаться к нулю" <5>. Для России этот тезис как никогда актуален.
--------------------------------
<5> Моска Г. История политических доктрин: Пер. с итал. М.: Мысль, 2012. С. 259.

Второе. Устранение из Конституции России двусмысленных норм, которые можно трактовать как нахождение страны под внешним управлением. Необходимо исправить ст. 9, 13, 15 главы 1 Конституции РФ.
Провозглашен принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ). Отсюда совершенно резонно следует вывод, что в современной России приоритетны "ценности классической либеральной доктрины - индивидуализм, подчиненность интересов государства интересам личности, доминирование частного над общим" <6>. Хотя русский человек просто не может забыть, как "вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом!" <7>.
--------------------------------
<6> Бернацкий Г.Г. В обществе есть ценности не менее высокие, чем права и свободы человека // Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г. / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. М., 2012. С. 93.
<7> Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке. М., 2006. С. 346 - 347.

Апофеозом торжества новой духовной скверны является конституционная норма: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной" (ст. 13). Конституционным принципом провозглашен нигилизм, разработчики Конституции уравняли добро и зло, навязывая эту позицию всему российскому обществу. Объявлены равноправными лицемерие и искренность, идеология труда и идеология жульничества. Преклонение перед идеологическим многообразием, как и отрицание идеологии, - это и есть современная ересь, идеология, с безоговорочной обязательностью и государственным принуждением отрицающая любые духовные и нравственные ценности.
Мы имеем дело здесь с той самой "тотальностью права", которая "сама по себе отменяет нравственность как основание человеческого бытия и межличностных отношений" <8>. А ведь краеугольные конституционные нормы - "основы" - как правовые принципы являются исходными идеями всей отечественной правовой системы <9>. Но не зря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напоминает, что "способность ограждать свой внутренний мир от воздействия разрушительных сил, способность одерживать победу над этими силами является свидетельством присутствия в нас силы Божией" <10>. Между тем даже в классическом западноевропейском обществознании признается, что "рационалистический фактор человеческой эволюции может быть подчинен только религиозным системам" <11>.
--------------------------------
<8> Володин Э.Ф. Ответ перед Господом нам держать всем. М., 2002. С. 23.
<9> См., например: Мариков О.П. Правовые принципы в национальной правовой системе // Право в современном белорусском обществе: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Минск, 2008. С. 49 - 56.
<10> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Пастыря (1991 - 2011) // Собрание трудов. Сер. II. Том 1. М., 2013. С. 144.
<11> Кидд Б. Социальная эволюция: Пер. с англ.; Предисл. Н.К. Михайловского и проф. Вейсмана. СПб., 1897. С. 267.

Общий кризис гуманизма, начавшийся весьма давно, основывался на его внутреннем перерождении, что и открыло, по словам И.А. Исаева, путь новым историческим силам: в эпоху "обнажений и разоблачений" сам гуманизм превращается в реакционную идеологию, отсталую и пустую (Н.А. Бердяев) <12>. Особенно остро кризис гуманизма сказывается на обществах с традиционным сознанием с его антиномией сущего и должного <13>, с его модернизационными диссонансами.
--------------------------------
<12> Исаев И.А. Нормативность и авторитарность. Пересечения идей. М.: Норма; Инфра-М, 2014. С. 5.
<13> См., например: Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2010. С. 168 - 209.

Третье. Закрепление в Основном Законе России механизма евразийской интеграции. Этого требует сама цивилизационная миссия России, к выполнению которой постепенно возвращается Российская Федерация.
Международные обязательства России не всегда соответствуют ее Конституции. Возьмем ситуацию с российско-белорусским Союзным государством, Договор о создании которого действует с 1999 г. Если по предметам совместного ведения нормативные правовые акты Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам (ст. 59 Договора), то по вопросам, объявленным и в Белоруссии, и в России предметом исключительного ведения Союзного государства, правовые акты после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника (ст. 60 Договора). Однако такая правовая позиция наталкивается на ст. 4 Конституции РФ, которая недвусмысленно провозглашает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, и только Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Конституция исключает исполнение решений союзных - наднациональных - органов, если они не основаны на российских законах и Конституции.
Опираясь на ст. 79 Конституции России, закрепляющую право Российской Федерации участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, надо включить в Конституцию России дополнительную главу.
Глава "Союзное государство и Евразийский союз" может быть, например, такой:
"Статья 79-1. В целях осуществления идеи единения народов Российская Федерация принимает участие в Союзном государстве с Республикой Беларусь и в Евразийском экономическом союзе в силу заключенных и одобренных Федеральным Собранием межгосударственных договоров для совместной реализации некоторых своих полномочий. Президент и Правительство Российской Федерации должны всесторонне и своевременно информировать Федеральное Собрание о деятельности Союзного государства и Евразийского экономического союза.
Статья 79-2. На основе взаимности и в порядке, предусмотренном Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 года, и Договором о создании Евразийского экономического союза, подписанным 29 мая 2014 года, Российская Федерация соглашается с передачей необходимых полномочий органам Союзного государства и институтам Евразийского экономического союза, а также с установлением правил, касающихся единого экономического и таможенного пространства, а также правил, касающихся пересечения внешних границ Союзного государства и внешних границ государств - членов Евразийского экономического союза.
Статья 79-3. На основе взаимности и в порядке, предусмотренном Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 г., право голосовать и быть избранным на муниципальных выборах может быть предоставлено только гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Российской Федерации. Эти граждане не могут делегироваться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Условия применения настоящей статьи определяются законом.
Статья 79-4. Акты Союзного государства по предметам его исключительного ведения, содержащие предписания законодательного характера, после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории Российской Федерации.
Статья 79-5. Акты Евразийского экономического союза, содержащие предписания законодательного характера, в установленном договором и основанными на нем решениями органов Союза порядке передаются Президентом России на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации".
Помимо отдельной главы, интеграционный принцип должен быть провозглашен и преамбулой Конституции России, например в формуле: "...опираясь на социально-экономическое и культурно-историческое единство народов Российской империи и Советского Союза, укрепляя Союзное государство и Евразийский экономический союз (далее по тексту)".
И наконец, четвертое направление реформирования Конституции. Духовно-нравственное оздоровление российского общества, которое возможно только при закреплении в Конституции православных ценностей при сохранении светского характера существующего государства. В соответствующих изменениях нуждаются преамбула и ст. 14 Конституции.
Ушли, к счастью, в историю времена, когда мораль, право и государство рассматривались лишь как формы буржуазного общества, моральная личность как субъект товаропроизводящего общества, а моральный закон "как правило общения товаровладельцев" <14>. Взаимодействие государства и религиозных организаций как таковых признается ныне не просто возможным, но необходимым, поскольку многие задачи государства, особенно социальные, без такого взаимодействия станут сложно разрешимыми <15>. Государственное и правовое единство исторической многонациональной (полиэтнической) России скреплено не только русским языком, но и христианскими заповедями, которые давно стали важной частью самосознания и образа жизни населения России. Ислам и другие религии на территории России, как и само православие, давно обрели русские цивилизационные черты. Именно вера, как подчеркивает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, "преображает личность, общество и мир. Вера создает совершенно иную систему ценностей, в рамках которой только и может быть подлинное развитие человеческого общества. Всякая попытка разрушить эту систему оборачивается трагедией для личности, общества и государства" <16>. Религия "есть не одна сторона жизни, а сама жизнь и вся полнота жизни" <17>, не случайно ведущий российский конституционалист С.А. Авакьян подчеркивает, что "проблема четкого формулирования правовых норм по отношению к религиозным объединениям требует к себе постоянного внимания" <18>.
--------------------------------
<14> Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. 3-е изд. [б.м.]: Изд-во Коммунистической академии, 1928. С. 104.
<15> Авакьян С.А. Религиозные организации и гражданское общество: конституционно-правовые аспекты // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 500-летию со дня преставления Преподобного Иосифа Волоцкого / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015. С. 34.
<16> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Пастыря (1991 - 2011) // Собрание трудов. Сер. 2. Т. 1. М., 2013. С. 204.
<17> Статья Православного из "Русского Колокола" за 1927, N 2 (см.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Русский колокол: Журнал волевой идеи. М., 2008. С. 162).
<18> Авакьян С.А. Проблема правовых запретов в религиозной сфере // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VI Международной научной конференции, посвященной 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015. С. 26.

Справедливо сетовал И.А. Ильин на то, что "современный "просвещенный" человек склонен или сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма, или просто отвергает эти драгоценные основы жизни", а уж о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и его жизненной необходимости "он вряд ли и вспоминает" <19>. "Самой главной проблемой современного мира, проблемой, сформированной в том числе и определенным философским и политическим развитием западноевропейской жизни, является утрата понятия греха" <20>, - напоминает нам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С полным на то основанием В.Г. Графский подчеркивает, что все высоконравственные моральные, в первую очередь религиозные, учения и наставления предусматривают строгое и неуклонное исполнение наиболее важных и чаще всего наиболее трудных ценностных ориентаций <21>.
--------------------------------
<19> Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1996. С. 217.
<20> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Предстоятеля (2009 - 2011) // Собрание трудов. Сер. I. Том 1. М., 2012. С. 102.
<21> Графский В.Г. Литература и право в культуре морального, эстетического и иного общения и переживания // Право и литература: Материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Отв. ред. и сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2014. С. 63.

Отсюда единство православных, мусульман, буддистов и иных верующих в России. Их объединяет общность духовная. Отсюда и важность преподавания основ православной культуры во всех субъектах Российской Федерации. Такая просветительская дисциплина не есть Закон Божий, она призвана дать понимание общности культуры и единой, основанной на христианских заповедях системы нравственных ценностей. Знание основ православной культуры есть код доступа в восточно-христианскую (русскую) цивилизацию. А вот вероучения - дело любой конфессии непосредственно.
Помимо этих четырех направлений назревшей конституционной реформы, ныне на передний план вышел комплекс вопросов, в котором переплелись конституционно-правовое и духовное.
31 октября 2016 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России В.В. Путин поддержал идею принятия закона о российской нации, что должно навести порядок в межэтнических отношениях нашего общества. После этого невозможно и дальше избегать конституционного отражения понимания нации в России. Российской нации. Или русской? Печально, когда само понятие "нация" отсутствует даже в юридических справочниках <22>.
--------------------------------
<22> См., например: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько. 2-е изд. М.: Проспект, 2016.

По всему миру любого уроженца России (а до того - и СССР) называли и называют русским. Проблема национального суверенитета только в нашей стране имеет этническое наполнение, в остальном мире национальный суверенитет выступает синонимом суверенитета народа. "Самым важным из принципов, провозглашенных французской революцией, является принцип национального суверенитета", - писал в конце XIX в., как и другие конституционалисты той эпохи, профессор А. Эсмен. Суверенитет "у данного народа принадлежит всей нации, взятой как целое, и не может принадлежать кому-либо, кроме нее" <23>.
--------------------------------
<23> Эсмен А. Общие основания конституционного права: Пер. с фр. / Под ред. проф. В. Дерюжинского. СПб., 1898. С. 123.

На заре строительства РСФСР подчеркивалось, что республика называется российской, а не русской потому, что в ее состав входят "различные другие народы, которые населяют прежнюю буржуазную царскую Россию... которые образуют не русский народ, а союзный трудовой народ, понимая под словом "народ" не нацию, а всех братьев-трудящихся Российской Федерации" <24>. За основу политико-правового подхода новой революционной власти взяли представление, что "национальные предрассудки - громадный тормоз в развитии коммунизма, подобно предрассудку религиозному...", "национальные предрассудки затушевывают классовую борьбу", а "национализм имеет громадное реакционное значение" <25>. Избегая позитивного употребления понятия "нация", большевики приступили к национально-государственному конструированию Советской России через искусственное дробление этносов и создание страны со 100 национальностями.
--------------------------------
<24> Драницын С. Конституция С.С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р. в вопросах и ответах. 2-е изд. Л.: Прибой, 1924. С. 26.
<25> Там же. С. 45.

По первой отечественной переписи 28 января 1897 г. в Российской империи было зафиксировано 128 924 289 душ обоего пола <26>. Из них: русские - 72,5%; финны - 6,6%; поляки - 6,3%; литовцы - 3,9%; евреи - 3,4%; татары - 1,9%; башкиры - 1,5%; немцы - 1,3%; молдаване - 1,2%; шведы - 0,4%; киргизы - 0,2%; калмыки - 0,1%. Остальные (греки, болгары, армяне, цыгане и "прочие народности") - менее 0,1% каждый, все вместе - 0,7% от общей численности населения <27>.
--------------------------------
<26> Покровский В., Рихтер Д. Россия. Население // Энциклопедический словарь. Том XXVIIA. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1899. С. 76.
<27> Там же. С. 86.

Обращает на себя внимание отсутствие в статистике белорусов и украинцев. Их нет, как нет и великороссов, - сто лет назад они все вместе и назывались русскими.
До конца 20-х годов XX в. общепринятым было понимание разделения русских племен на малоруссов, белоруссов и великоруссов. При этом великоруссы "хотя и оставались русскими по происхождению, вере, книжному языку, однако уклонились от прочих русских славян в своем народном языке, быте, нравах, обычаях, общественном и государственном строе, под влиянием иных географических условий, иных исторических судеб, а также и иных, вошедших в их состав этнографических элементов", сам термин "великоруссы" представлял "географическое, антропологическое, этнографическое и историческое значение" <28>. В советских справочниках стали писать коротко: великороссы (великорусы) - "то же, что русские" <29>. Таким образом, произошла подмена понятия "русский", которое из цивилизационно-правового превратили в этническое и перенесли на великороссов (великоруссов).
--------------------------------
<28> Анучин Д. Великоруссы // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 10. СПб., 1892. С. 829. Статья, раскрывающая понятие "великорусы", занимает стр. 828 - 843.
<29> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 10-изд., стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 68.

На начало 2016 г. общая численность населения Российской Федерации составила 146 519 759 чел. <30> Русских по переписи 2010 г. - 111 016 896 чел., или 80,9% от числа указавших свою национальность. Татар - 5 310 649, или 3,87%, украинцев - 1 927 988 (1,41%), башкир - 1 584 554 (1,16%), чувашей - 1 435 872 (1,05%), чеченцев - 1 431 360 (1,04%), армян - 1 182 388 (0,86%), белорусов - 521 тыс. (0,36%) и т.д. <31>. Это и есть многонациональный состав современной России.
--------------------------------
<30> URL: http://www.statdata.ru.
<31> Евразийское экономическое сообщество в 2012 году. Статистический ежегодник. М.: Статкомитет СНГ, 2013. С. 72 - 73.

Лишь укрепившись у власти, большевики допустили понимание нации, которая (по И.В. Сталину) есть не расовая и не племенная, а "исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры" <32>.
--------------------------------
<32> Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т. 2. М.: ОГИЗ, 1946. С. 296.

Говоря о необходимости конституировать понятие российской нации, следует помнить, что нацией может быть только общность людей, сложившаяся вокруг национальной идеи и пронизанная национальной идеологией. "Национальное единение, которое особенно явно проявляется в критические моменты истории, формируется не программами и лозунгами, - подчеркивает выдающийся историк права И.А. Исаев, - а общей направленностью эмоций и стремлений народа, его этосом, архетипами национального сознания и бессознательного" <33>. Неразрывную связь нации и национальной идеи И.А. Исаев формулирует как онтологический закон, поскольку только идея позволяет сохранять нации как свое единство, так и свою идентичность <34>. Отсюда и необходимость, избегая повторения ошибок "советского народа", оторванного от своих исторических корней, конституировать не "российскую нацию", а многонациональную русскую.
--------------------------------
<33> Исаев И.А. Национальная идея и национальная идеология // Национальные интересы. 2006. N 5. С. 26.
<34> Там же. С 25.

Сердцевину русского духа, который не может не отражаться в Конституции, выразила Декларация русской идентичности, предложенная 24 апреля 2014 г. Соборными слушаниями "Сергий Радонежский - объединитель русских земель" и одобренная 11 ноября 2014 г. по итогам XVIII Всемирного Русского народного собора. Собор подчеркнул, что национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях, а русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Собор дал четкое определение русской идентичности. Русский - это:
- человек, считающий себя русским;
- не имеющий иных этнических предпочтений;
- говорящий и думающий на русском языке;
- признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
- ощущающий солидарность с судьбой русского народа <35>.
--------------------------------
<35> URL: http://www.patriarchia/ru/db/text/508347.html.

Отсутствует хоть один из этих пяти признаков - мы имеем дело с кем угодно, но не с русским. Даже если человек будет изумительно правильно говорить по-русски или размахивать своей многовековой вполне даже славянской родословной.
Именно на основе духовного, а не этнического единства всегда шло и государственное строительство России. Россия никогда не была национальным государством в европейском понимании этого слова. Она всегда была союзом народов. Если можно с полным на то основанием вернуться к пониманию, что русский народ триедин, что он включил в себя великороссов, белорусов и украинцев (малороссов), то русская нация охватывает не только русский народ, но и объединенные с ним самой историей, братские ему по духу и образу жизни другие народы (этносы). Формой самоорганизации полиэтнической русской нации исторически были только царство, потом империя, а в современных условиях - федеративное (союзное) государство.
Если русскость - понятие цивилизационное, то принадлежать к русской нации несет в себе государственно-правовое содержание. Критериями принадлежности к русской (российской) нации как гармоничному единству русского народа с духовно и исторически едиными с ним народами останутся такие ключевые условия соединения русскости с государственно-правовой принадлежностью, как:
а) наличие гражданства Российской Федерации;
б) признание православных христианских ценностей основой межнациональной духовной культуры и образа жизни;
в) ощущение солидарности с судьбой русского народа.
В начале XXI в. перед многонациональным народом России, полиэтнической русской нацией вновь стоит дилемма: бороться и жить по-русски, в жизни и в государственном строительстве выстраивая лад с заветами предков и христианской традицией, либо духовно сдаться и продолжить путь отступников. Важен вывод, которым тот же уже упоминавшийся Гаэтано Моска завершает свое исследование о политических доктринах: "Только систематическое воспитание, формирующее человека, и богатый опыт будут способны найти практические пути и способны заглушать насильственные и преступные инстинкты, часто сопровождающие чувство власти. Эти инстинкты столько раз проявлялись во время больших политических кризисов, после того как длительный период и социального мира заставлял поверхностных наблюдателей верить в то, что они сошли на нет" <36>.
--------------------------------
<36> Моска Г. Указ. соч. С. 310.

Мы все в ответе за национальный выбор, который предстоит сделать не только власти, но и народу. Борьба за российскую (русскую) государственность продолжается.

Литература

1. Авакьян С.А. Проблема правовых запретов в религиозной сфере / С.А. Авакьян // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VI Международной научной конференции, посвященной 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015.
2. Авакьян С.А. Религиозные организации и гражданское общество: конституционно-правовые аспекты / С.А. Авакьян // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 500-летию со дня преставления Преподобного Иосифа Волоцкого / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир, 2015.
3. Анучин Д. Великоруссы / Д. Анучин // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 10. СПб., 1892.
4. Бернацкий Г.Г. В обществе есть ценности не менее высокие, чем права и свободы человека / Г.Г. Бернацкий // Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 года / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. М., 2012.
5. Володин Э.Ф. Ответ перед Господом нам держать всем / Э.Ф. Володин. М., 2002.
6. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. 2-е изд., стереотип. / С.Н. Гавров. М.: Едиториал УРСС, 2010.
7. Графский В.Г. Литература и право в культуре морального, эстетического и иного общения и переживания / В.Г. Графский // Право и литература: Материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Отв. ред. и сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2014.
8. Драницын С. Конституция С.С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р. в вопросах и ответах. 2-е изд. / С. Драницын. Л.: Прибой, 1924.
9. Евразийское экономическое сообщество в 2012 году. Статистический ежегодник. М.: Статкомитет СНГ, 2013.
10. Зиновьев А.А. Зияющие высоты / А.А. Зиновьев // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Евразия+, 1999.
11. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1996.
12. Ильин И.А. Статья Православного из "Русского Колокола" за 1927. N 2 / И.А. Ильин // Собр. соч.: Русский колокол: Журнал волевой идеи. М., 2008.
13. Исаев И.А. Национальная идея и национальная идеология / И.А. Исаев // Национальные интересы. 2006. N 5.
14. Исаев И.А. Нормативность и авторитарность. Пересечения идей / И.А. Исаев. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
15. Кидд Б. Социальная эволюция: Пер. с англ. / Б. Кидд; Предисл. Н.К. Михайловского и проф. Вейсмана. СПб., 1897.
16. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Предстоятеля (2009 - 2011) // Собрание трудов. Серия I. Т. 1. М., 2012.
17. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Пастыря (1991 - 2011) // Собрание трудов. Серия II. Т. 1. М., 2013.
18. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. М.: РИПОЛ классик, 2010.
19. Мариков О.П. Правовые принципы в национальной правовой системе / О.П. Мариков // Право в современном белорусском обществе: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Минск, 2008.
20. Моска Г. История политических доктрин: Пер. с итал. / Г. Моска. М.: Мысль, 2012.
21. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм / Е.Б. Пашуканис. 3-е изд. [б.м.]: Изд-во Коммунистической академии, 1928.
22. Покровский В. Россия. Население / В. Покровский, Д. Рихтер // Энциклопедический словарь. Том XXVII. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1899.
23. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке. М., 2006.
24. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос / И.В. Сталин // Соч. Т. 2. М.: ОГИЗ, 1946.
25. Страшун Б.А. Социализм и демократия (Социалистическое народное представительство) / Б.А. Страшун. М.: Проспект, 2016.
26. Хеффе О. Есть ли будущее у демократии? О современной политике: Пер. с нем. / О. Хеффе; Под ред. В.С. Малахова. М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2015.
27. Эсмен А. Общие основания конституционного права: Пер. с фр. / А. Эсмен; Под ред. проф. В. Дерюжинского. СПб., 1898.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑