• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Имущественные права на землю в иудейском праве (Крассов О.И.)

Имущественные права на землю в иудейском праве (Крассов О.И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Имущественные права на землю в иудейском праве (Крассов О.И.)

Иудейское право, или галаха, представляет собой свод правил, которые должны соблюдать евреи в разных сферах жизни и при исполнении религиозных обязанностей. Иудаизм - это образ жизни, наполненный правилами и практикой, которые затрагивают повседневную жизнь: что нужно делать, когда человек просыпается утром, что можно есть, а что нельзя, какую одежду нужно носить, как ухаживать за собой, как вести бизнес, на ком жениться, как соблюдать Шабат и праздники и, возможно, самое важное - как верить в Бога, как общаться с другими людьми. Этот набор правил называется "галаха" и регулирует религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.
Что представляет собой понятие "галаха"? Оно означает формулирование правовой основы иудаизма в древних галахических документах, в которых излагаются нормы поведения и нормы верования. Галаха является совокупностью норм, данных для применения среди иудейского населения, объявленных Богом и впоследствии раввинами, уполномоченными Богом, в священных источниках: Писаной Торе и Устной Торе <1>.
--------------------------------
<1> Elon M. The Principles of Jewish Law. Keter, 1975. P. 10.

Галаха родилась и развивалась в еврейских общинах, где законы, идеи и нормы были установлены для того, чтобы определить соответствующий порядок поведения людей. Многие из сложившихся традиций были записаны и стали частью иудейского религиозного права. Иудейское право действовало и действует не только в Израиле, но и в еврейских общинах в разных странах, поэтому оно имеет экстерриториальный характер. Другая важная черта этого права состоит в том, что оно применяется только в отношении евреев.
Галаха состоит из свода законов, установленных древним иудаизмом в Письменной Торе (Ветхом Завете) и последующей Устной Торе, включая Мишну, Тосефту и два Талмуда <2>: Иерушалми (Иерусалимский Талмуд) и Бавли (Вавилонский Талмуд), - основных правовых документах раввинского иудаизма.
--------------------------------
<2> Neusner J. The Theology of the Halakhah. BRILL, 2001. P. XI.

Согласно иудейским священным писаниям, есть только один Бог, который передал через Моисея свои законы людям. Основным источником иудейского права является Тора, или Закон Моисеев, дарованный самим Богом Моисею на горе Синай. Тора означает учение, или указание, данное Богом. Тора состоит из двух частей: писаной и устной. Тора была записана Моисеем в Пятикнижии и получила название Письменного Закона. Этот Закон был записан в Ветхом Завете как Пятикнижие в книгах: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Писаная Тора содержит 613 заповедей.
Устная Тора передавалась из уст в уста от одного поколения правоведов к другому, пока она не была записана в виде Мишны, а позднее - в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд. Устная Тора детализирует, развивает и толкует Писаную Тору.
Древние раввины толковали Библию и Устный Закон, что стало называться мидраш. Облечение в письменную форму, изучение и формулирование Устного Закона, которые делали таннаи - законоучители (в период с 70 до 200 г. н.э.), стало известно как Мишна (от слова, означающего "повторять"). Устный Закон был записан и отредактирован около 200 г. н.э. под руководством рабби Иехудаха-Наси. Мишна состоит из шести разделов, каждый из которых подразделен на трактаты (всего их 63). Каждый трактат разделен на главы, а главы - на параграфы.
Три трактата Талмуда четвертого раздела "Незикин" ("Причинение вреда") касаются вопросов причинения ущерба, кражи, грабежа, имущества, продажи и покупки недвижимого имущества и др. Трактат "Бава Кама" ("Первые ворота") адресован деликтному праву, которое регулирует вопросы возмещения убытков, причиненных физическим лицам и имуществу. "Бава Меция" ("Средние ворота") регулирует такие вопросы, как потерянное и найденное имущество, мошенничество, ростовщичество, передача имущества на хранение и отношения с рабочими. "Бава Батра" ("Последние ворота") концентрирует свое внимание на имущественном праве (недвижимости, наследовании, продаже и партнерстве) <3>.
--------------------------------
<3> Eisenberg R.L. What the Rabbis Said: 250 Topics from the Talmud. ABC-CLIO, 2010. P. 127.

После того как Мишна была опубликована, раввины продолжали обсуждать жизненно важные религиозные вопросы, отраженные в ее трактатах. Эти дискуссии амораев - раввинов и ученых, записанные в период приблизительно 200 - 500 гг. н.э., были собраны и стали известны как Гемара. В отличие от Мишны, которая в основном представляет собой непосредственно собрание правил, Гемара состоит из диалогов и историй. Сборником дополнений и пояснений к Мишне является Тосефта.
Времена менялись, и у людей возникали вопросы, как применять законы Талмуда в их сегодняшней жизни. Часто было трудно найти специальный закон в Талмуде. Решение пришло с созданием кодексов, которые были книгами, в которых излагалось содержание права в зависимости от соответствующих сфер его применения, и они включали все правила, которые касались новых ситуаций. Было создано много кодексов иудейского права, которые представляют собой системное изложение галахических решений. Первый главный кодекс Хилхот ха-Риф был написан рабби Ицхаком бен Йааковом Альфази (1013 - 1103). Самым полным и наиболее влиятельным кодексом был Мишне Тора, написанный рабби Моше бен Маймоном (Моисеем Маймонидом) (1135 - 1204), который касался каждого аспекта иудейского права. Авторитетный кодекс - Шулхан Арух - был опубликован в 1564 - 1565 гг., его автор - рабби Йосеф Каро (1488 - 1575). Галахические кодексы в отличие от кодексов в других правовых системах, которые были приняты органами законодательной власти и имеют обязательный характер, больше напоминают учебники по праву, которые, по мнению их авторов, передают точные правовые положения такими, какими они являются в их реальных источниках.
Процесс развития иудейского права не закончился написанием кодексов. Раввинские респонсы (ответы) являются главными источниками для применения галахи. Когда местный раввин не мог найти правильного ответа, он писал письмо авторитетному правоведу с просьбой дать ответ на интересующий его вопрос. Каждая респонса состояла из двух частей: просьбы и ответа. Эти письма и ответы собирались в тома - собрания иудейской литературы. Ценность респонс заключается в том, что они являются источником применения иудейского права. В респонсах содержатся сведения о том, как авторитетные еврейские правоведы решали дела на основе талмудического права. Они включают судебные решения из всех сфер права относительно повседневной жизни. Считается, что ответы на правовые вопросы, найденные в респонсах, являются признанными правовыми утверждениями, они представляют собой обязательные судебные прецеденты и являются важнейшим фактором жизнеспособности иудейского права.
Одно из центральных мест в иудейском праве занимают вопросы собственности на землю. Библейская заповедь о том, что земля принадлежит Богу (Книга Левит 25:23), ограничивает роль человека как хранителя того, что ему принадлежит. Имущество было доверено человеку при условии, что он использует его для пользы всех <4>. Основываясь на этих заповедях, следует сделать вывод, как полагает рабби Ицхак Гинзбург, что каждый квадратный дюйм в пределах исторических границ страны - земли, данной Богом Израилю, чьи границы ясно определены в Торе, является его непосредственной частью. Вся Земля Израиля принадлежит исключительно в целом нации Израиля. Каждый еврей, включая тех, кто живет в настоящее время в диаспоре, владеет частью Земли Израиля <5>.
--------------------------------
<4> Bloch A.P. A Book of Jewish Ethical Concepts: Biblical and Postbiblical. KTAV Publishing House, Inc., 1984. P. 12.
<5> Ginsburg Y. Rectifying the State of Israel: A Political Platform Based on Kabbalah. GalEinai Publication Society, 2002. P. 58.

Древнее иудейское право, переданное через Моисея, предусматривало, что никакие сделки по продаже земли не могли совершаться навсегда, потому что земля принадлежала Богу: "...землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня. По всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли" (Книга Левит 25:23-24). Израильтяне могли свободно владеть своим участком земли, застраивать его, обрабатывать, забросить его и даже передать своим наследникам, но они не могли его продать, особенно неевреям. В случае финансовых затруднений, когда землю продавали другому еврею, земля подлежала возврату. Каждые пятьдесят лет Израиль празднует Год Юбилея, в течение которого любая земля, которая перешла в другие руки после предшествующего юбилейного года, согласно древней галахе автоматически возвращается ее первоначальному владельцу.
Книга Левит предусматривает шабатный год для земли, который был основан на недельном Шабате семи дней, потому что число семь стало числом завершения ее использования. Шабатный год был основан на вере в то, что время было создано Богом и что Он дает шесть лет (или дней) человеку, но оставляет седьмой день для себя. Как люди должны использовать время седьмого дня для отдыха от тяжелого труда, так и земля должна в течение седьмого года отдыхать от посева сельскохозяйственных культур <6>.
--------------------------------
<6> Rooker M.F. Leviticus. Vol. 3A. B&H Publishing Group, 2000. P. 301.

В Книге Левит (25:1-12) говорится: "И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника своего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе, и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее".
В иудейском праве разработана концепция владения имуществом и права собственности на него. Шалом Альбек пишет, что все законы, касающиеся имущества и договоров, становятся детально ясными на основе двух принципов, которые являются не абстракцией или теоретическими нормами, а фактами. Первый принцип взят из реальной жизни - шимуш бинехасим (использование имущества), второй - гемират даат (принятие твердого решения). Использование имущества - главный элемент концепции решут (владения), на котором основаны все законы об имуществе. Любое имущество находится во владении того, кто им обладает столь долго, сколько он имеет на то полномочий и намерения использовать его так, как он того желает, и при этом никто не может ему в этом препятствовать <7>.
--------------------------------
<7> Modern Research of Jewish Law / Ed. by B.S. Jackson. Brill Archive, 1980. P. 9.

К владению также относятся полномочия исключать возможность, чтобы любой другой использовал это имущество. На этой концепции основано право собственности. Право собственности является длящимся и постоянным владением, т.е. имущество находится во владении собственника без какого-либо ограничения во времени. Если кто-то перестает владеть своим имуществом, то только на ограниченный период времени, только временно.
Имущественные права, не являющиеся правом собственности (заем, наем, аренда земли), представляют собой временное владение, ограниченное во времени. Это временные права, которые не могут стать постоянными, не могут стать правом собственности. Даже имущественные права, не связанные с владением, основаны на этой концепции, т.е. право причинять неудобства, право преимущественной покупки, право залога, которые могут быть постоянными. Использование имущества не является правом лица делать с ним все, что оно хочет. Лицо не может использовать свое имущество способом, который создает препятствия для других лиц использовать свое имущество, т.е. создавать причинение неудобств.
Второй принцип, на котором основаны все законы об имуществе и договорах, выражается в принятии твердого решения, от которого не отказываются после того, как решение было принято. Любое приобретение права и каждый добровольный отказ от своего права требуют гемират даат, и все действия по распоряжению имуществом с целью продажи, или дарения, или исполнения обязательств признаются действительными, только если они совершены на основе гемират даат сторон в сделке. Таким образом, цель заключается не в том, чтобы продемонстрировать решение внешнему миру, поскольку для этого будет достаточно заявления одной стороны, - главное, чтобы это было твердым, осознанным решением той стороны, которая совершает соответствующее действие <8>.
--------------------------------
<8> Ibid. P. 11.

Тора несколько раз акцентирует внимание на священности права собственности на землю. Талмудический закон предоставляет собственнику абсолютный контроль над своим имуществом, который не ограничен и ничем не обременен. Право собственности в Талмудическом законе определяет границы законного контроля над своим имуществом так, как это в нем определено, что морально подкреплено библейскими заповедями.
В иудейском праве содержатся специальные предписания, касающиеся сохранности межевых знаков. Так, во Второзаконии (19:14) сказано: "Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь Бог твой дает тебе во владение"; "Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь" (27:17). Подобное положение есть в Книге Притчей Соломоновых (22:28): "Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои"; "Не передвигай межи давней и на поле сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою" (23:10-11).
В Мишне Тора, написанной Маймонидом, говорится, что, если кто-то передвинул межу своего соседа и занял часть его территории даже на длину пальца, он считается грабителем, если он это сделал силой, и вором, если он передвинул ее тайно. Если он убрал межу на земле Израиля, то нарушил два запрета: грабеж или кражу и "ты не должен убирать межу своего соседа". Он виновен во втором нарушении только на земле Израиля, потому что написано: "...на своей земле, которую вы унаследуете".
Бава Меция касается вопросов ответственности землеустроителей, которые должны быть особенно внимательны при проведении работ по определению границ земли. Работа по обследованию земель должна проводиться тщательно, потому что даже незначительная часть земли может содержать драгоценный и редкий продукт, такой как посевной шафран.
Другой вопрос, который непосредственно связан с заповедью не нарушать межи, касается процедур, которые должны быть выполнены при измерении участков земли. Нельзя допускать ошибок при определении длины, веса или объема. "Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении" (Книга Левит 19:35). "Длина" в данном случае относится к измерению земли. "Нельзя измерять с сухой и тугой веревкой землю одного лица в жаркий сезон, а землю другого с влажной и растягивающейся веревкой в дождливый сезон. Потому что длина веревки изменяется в зависимости от погоды" (Бава Батра 89в).
В галахе отражен вопрос о нарушении границ чужого владения. Если кто-то заходит в чужой двор или помещение без разрешения и домовладелец, не зная о приходе незваного гостя, причинит ему вред по невнимательности, то он не несет за это ответственности. Если домовладельцу был причинен вред этим незваным гостем, ответственность несет незваный гость, поскольку он находился на чужой земле или в помещении без разрешения. Эти правила применяются только тогда, когда домовладелец не знал и не видел, что кто-то зашел на его землю. Но если домовладелец видел его и ему был причинен вред по невнимательности незваным гостем, незваный гость освобождается от ответственности. В этом случае домовладелец причинил вред самому себе, не выгнав незваного гостя, который, как он знал, находится на его земле без разрешения. Домовладелец не принял мер предосторожности при наличии источника потенциальной опасности <9>.
--------------------------------
<9> The Jewish Law Annual. Institute of Jewish Staff. Taylor & Francis, 1991. P. 92.

В Талмуде перечислены разные виды создания неудобств, причиняющих вред лицу при использовании соседской земли ее собственниками. От некоторых видов использования земли собственник должен воздерживаться, но на осуществление иных видов пользования он имеет право. Потерпевшая сторона сама должна решать, как их устранить, если она этого желает. Действует принцип справедливости, который позволяет лицу использовать свою землю способом, который может причинить неудобства его соседу, и он такой же в настоящее время, как и во времена Мишны.
Применяется принцип, согласно которому если лицо использует свою землю способом, который обычен в данное время и в конкретном месте, и этот способ препятствует его соседу использовать землю иным, необычным способом, то это лицо не обязано воздерживаться от такого пользования. Например, работы в районе, где находятся промышленные предприятия, причиняют неудобства в виде шума, дыма и запахов одному-единственному владельцу жилого дома в этом районе. Другая ситуация: в жилой зоне действует единственный завод. Это пример того, как лицо использует землю необычным способом, который нарушает обычное использование земли его соседями. В этом случае владелец завода обязан прекратить такую деятельность.
Виды неудобств, которые создают соседи, могут изменяться в зависимости от характера использования земли в то или иное время, и история должна объяснять экономические и социальные причины таких изменений, в то время как принцип справедливости одинаков во все времена.
Галаха рассматривает загрязнение воздуха как действия, относящиеся к категории причинения ущерба, который называется "причинение вреда соседям". В Талмуде описаны разные виды ущерба, причиняемого в этих случаях, и предусмотрены правила о том, как причинитель вреда должен действовать, чтобы предотвратить ущерб своему соседу. Эти виды ущерба подразделяются на две категории. Первая категория - это прямой ущерб, т.е. когда лицо, причиняя вред самому себе, вредит и другому лицу и его имуществу. Вторая категория - косвенное последствие, когда лицо, причиняющее вред, совершает действие, которое непосредственно причиняет вред другому лицу или чужому имуществу.
Ущерб, причиненный в результате загрязнения воздуха, относится ко второй категории. Источником причинения ущерба обычно является имущество причинителя вреда. Хотя этот вид причинения вреда соседям определен как косвенное последствие, он запрещен согласно галахе. Правоведы высказывали ряд точек зрения относительно источника такого запрета. Некоторые считали, что это следует из Библейской заповеди: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]" (Книга Левит 19:18) или из версии: "Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]" (Книга Левит 19:14). Другие писали, что обязанность причинителя вреда не причинять никакого вреда соседу основана на том, что это записано в Торе: "Пути ее - пути приятные, а все стези ее мирные" (Книга Притчей Соломоновых 3:17). В то же время были и те, кто считал, что право, касающееся устранения причиненного ущерба, является лишь результатом рассуждений раввинов.
В галахической литературе, особенно в респонсах, вопросы загрязнения воздуха обычно освещались в качестве споров, возникавших между соседями. Большая часть жалоб о вреде от дыма и запахов касались причинения неудобств, которые они порождают, а не вреда, который они причиняют здоровью людей. Важность решения вопросов, связанных со зловонными запахами, отмечается в Талмуде: "Десять вещей сказаны о Иерусалиме... Никаких полей или парков не может быть здесь создано вдали от розовых садов, которые существуют со времен первых Пророков". Гемара объясняет причину этого запрета: "из-за запаха", что означает, как комментирует рабби Шломо бен Ицхак (Раши) (1040 - 1105), следующее: "Сорняки растут там (в полях и парках), и они распространяются вне их пределов. И, кроме того, сады нужно удобрять, и здесь возникает зловоние". Таким образом, раввины запрещали размещение полей, садов и парков в Иерусалиме из-за зловония, с тем чтобы не раздражать пилигримов, которые прибывали в святой город на празднества, чтобы сохранить красоту, великолепие и величие города.
Талмудическим источником регулирования проблем загрязнения воздуха является Бава Батра. Правовые авторитеты, комментируя ее положения, высказывали разные мнения: рабби Нахман из Брецлава (1772 - 1810) сказал: "Во имя Раба бар Абуа <10>: не существует приобретения прав за причиненный ущерб". Рав Мари бар Рахель (Персия, IV в.) считал, что "ссылка относится к дыму". Иные законоучители полагали, что речь идет о плохом запахе.
--------------------------------
<10> Раба бар Абуа - мудрец и праведник, духовный руководитель евреев Персии в первой половине III в.

"Приобретение прав" в галахе означает приобретение права кем-либо, кто причиняет вред, продолжая создавать опасность в будущем, и это право было основано на предшествующем длительном действии опасности, например в течение более трех лет. Молчание лица, которое претерпевало этот вред, считалось согласием с ним и отказом от права требования прекратить причинение такого вреда. Однако на основании положений Гемары следовал вывод, что лицо, причиняющее серьезный вред, такой как дым или зловонный запах, не приобретало на это никакого разрешения в силу приобретательной давности, даже если потерпевший молчал в течение многих лет.
Различаются виды дыма. Как писал рабби Шломо бен Адерет (Барселона, Испания, 1235 - 1310): "...Они не говорили, что не существует приобретения прав за дым, кроме частого и большого дыма как из печи, но не за домашний дым. Раз это так, то никто не может построить дом и зажигать свет, чтобы дым не вышел наружу".
Рабби Меир из Ротенбурга (Германия, 1215 - 1293) также касался этого вопроса: "О бане, построенной рядом с синагогой, прихожане говорят, что они с трудом переносят дым от нее и запах из бани. Что сказано об этом (в Бава Батра 23), что нельзя приобрести права на дым и запахи из общественной уборной. Рабби Ицхак <11> объяснил, что эта ссылка касается дыма из больших печей, которые выбрасывают постоянно много дыма, и огромный вред от него причиняется часто. В данном случае речь идет о бане и о приобретении прав. Баня работает редко, раз в неделю, и выбрасывает незначительный дым". Таким образом, работу бани один раз в неделю можно претерпевать, и она не рассматривается как частая и постоянная деятельность. Из этого респонса можно сделать вывод, что утверждение, содержащееся в Гемаре, о том, что на вред от дыма и запахи нельзя приобрести права и что загрязнитель должен устранить их, относится к большой и часто возникающей опасности, исходящей, как правило, от индустриального завода. Относительно небольшой опасности, источником которой является пользование обычным домовладением, потерпевший не может требовать прекратить такое использование.
--------------------------------
<11> Рабби Эльханан бен Ицхак (около 1165 - 1184) - один из авторов Тосафота - комментариев к Талмуду, которые написали раввины, жившие во Франции в течение примерно 200 лет в XII - XIV вв.

Закон, как он сформулирован в Шулхан Арухе рабби Йосефа Каро, гласит, что если дым из жилого дома происходит в течение многих часов ежедневно, то он признается "частым" дымом, право на который нельзя приобрести, и можно требовать его устранения. Такое разграничение между тяжелым, частым дымом и обычным дымом повторяется правоведами в их различных респонсах.
В одной из респонс была описана следующая ситуация. Шимон построил туалет рядом с домом Ревена, что вызвало его возражения. Он утверждал, что не может терпеть такой запах. Шимон признал факт постройки туалета, но он утверждал, что это обычная практика среди городских жителей - неевреев. Ревен ответил, что его интересует не местный обычай, а иудейское право. Это дело рассматривал Рашба (рабби Шломо бен Адерет). Ответ его содержался в его комментарии к Талмуду "Хиддушеи ХаРашба": "Относительно вопроса о туалете, о котором Шимон утверждает, что это обычай среди горожан-неевреев, это - не аргумент, поскольку общий обычай не может отменить иудейское право... но у них есть такой обычай не потому, что они заложили свои земли один другому, а потому, что они не являются особенными, и даже если неевреи и не являются особенными, Ревен является таковым, и это дело решается в его пользу".
В галахе урегулирован вопрос о том, является ли приоритет фактором, оправдывающим вред от дыма и запаха. Нередко загрязнитель утверждал, что он находился на том месте, где потерпевший стал жить, задолго до него. Первым, кто ссылался на этот аргумент в своей респонсе, был Риваш <12>, который столкнулся со следующей проблемой.
--------------------------------
<12> Исаак бен Шешет Барфат (Риваш) (1326 - 1408) - испанский талмудический авторитет, автор 518 респонс.

Человек завладел хевкер <13> - никому не принадлежащей землей, построил на ней дома с мансардами, окнами, гончарную с печью для обжига и туалет, а впоследствии приходит другой человек и завладевает никому не принадлежащей землей рядом с землей первого и строит там дома, мансарды и дворы и др., и, соответственно, второму причиняется вред первым, и он требует, чтобы тот прекратил причинять ему вред. Первый в ответ на это говорит, ты сам виноват в том, что тебе причиняется вред, потому что ты построил дом около меня, а меня нельзя назвать тем, кто причиняет вред, а скорее тебя самого, потому что ты построил дом таким образом, что я буду тебе вредить. Риваш говорит, что для меня ясно, что справедливость будет на стороне первого, поскольку он завладел ничьим имуществом и построил там дом и мастерскую в то время, когда он не причинял никому вреда и не было никого, кто бы высказывал против него возражения. Он не должен ни закрывать свои окна, ни сносить свои постройки потому, что его сосед пришел позднее, и завладел ничьей землей рядом, и построил здесь дома так, чтобы ему причинялся вред.
--------------------------------
<13> Хевкер - имущество, не имеющее собственника; оно может быть законно приобретено лицом, которое первым им завладеет.

Понятие "приобретение прав" подвергалось иному толкованию. Такие права анализировались с позиции возможности их отчуждения, т.е. фактически отказа от них.
Талмуд предусматривает ряд прав, которые не могут быть отчуждены. В Бава Батра говорится, что по общему правилу лицо отказывается от своих прав, не возражая против деятельности своего соседа, однако лицо никогда не может отказаться от своего права предотвращать дым или сильные запахи. Таким образом, даже если лицо не выражает протеста, позволяя своему соседу загрязнять воздух дымом или отвратительными запахами, позднее оно может отказаться от такого разрешения.
В Талмуде в Шулхан Арухе определены основные принципы признания неотчуждаемыми прав на возмещение такого вреда: 1) непосредственный характер причинения вреда; 2) степень причиненного вреда; 3) намерения сторон, как выраженные, так и подразумеваемые; 4) относительная легкость, с которой причинитель вреда или потерпевший могут устранить вред или уменьшить его.
Иудейское право запрещает хезек рейя, что буквально означает визуальное нарушение границ владения. Речь идет о таком поведении, как: смотреть пристально, таращить глаза, бросать злобные взгляды и т.п. Вопросы о визуальном нарушении границ владения освещаются в Бава Батра. Эти законы защищают частную жизнь, но только до такой степени, которая необходима для мирного сосуществования соседей, цивилизованной городской жизни.
Термин "хезек рейя" использован в Вавилонском Талмуде, чтобы создать ряд законов, которые регулируют практику строительства, обеспечивающую различные аспекты частной жизни. Особенно это касается стены или забора, разграничивающих две половины бывшего общего двора, ныне разделенного между двумя владельцами, и правил, регулирующих размещение окон и дверей напротив соседских домов или общих дворов, чтобы предотвратить использование этих проемов для заглядывания в соседский дом или поделенный двор. Мишна содержит правило, что нельзя размещать окно, выходящее на общее имущество, непосредственно напротив другого окна.
В Мишне говорится, что в общем дворе никто не должен делать ни дверь напротив чьей-либо другой двери, ни окно напротив чьего-либо другого окна. Если окно маленькое, то его нельзя увеличить и нельзя сделать из одного окна два окна. Если, однако, владение выходит на улицу, то можно сделать дверь и окно напротив чьих-либо дверей и окон, а если окно маленькое, его можно увеличить или сделать два окна вместо одного.
История царя Давида и Бат-Шеба - типичный пример подглядывания частной жизни, которая происходит на чужой земле. Царь Давид разместил свой дворец на вершине холма, и оттуда были видны дома внизу. После полудня Давид поднялся со своей кушетки и прогуливался на крыше царского дворца, и с крыши он увидел купающуюся женщину. Это была очень красивая женщина. Предполагается, что Давид специально пошел на крышу после полудня. В это время те, у кого заканчивался период ритуальной нечистоты, совершали ритуальное очищение, погружаясь в воду. Продолжение этой истории хорошо известно. Этот эпизод привел к кровопролитию и трагедии, все из-за того, что Давид совершил визуальное нарушение границ владения. Признавая это, Талмуд утверждает: "Не привыкайте совершать презренное поведение, что может привести к несчастному случаю" <14>.
--------------------------------
<14> Lifshits B. Jewish Law Annual. Vol. 20. Routledge, 2013. P. 190.

В иудейском праве применяется концепция самопомощи, основанная на признании того, что при определенных обстоятельствах нельзя рассчитывать на обращение в суд, и эта концепция определяет сферу, в пределах которой лицо может свободно действовать в своих интересах. Устранение причиняемых неудобств получило свое развитие в литературе респонс. Даже хотя человек не может сам вынести судебное решение, он может "взять закон в свои руки". Основное правило, регулирующее самопомощь, заключается в том, что лицо может принять необходимые меры, чтобы защитить свое имущество от причинения ему вреда, и лицо может так же действовать, чтобы устранить причиненный вред и убытки, даже применяя средства, которые не разрешаются при обычных обстоятельствах, поскольку для этого могут быть применены только обоснованные силовые действия.
В иудейском праве понятие "самопомощь" включает защитные действия, которые предпринимаются в случаях, когда причинение вреда неминуемо или когда вред уже причиняется. Примером тому является случай с агрессивным быком. Бык взобрался на спину другого быка и собирался убить его. Если бы собственник быка, на которого залез другой бык, подошел и толкнул свое животное, а бык, который был наверху, упал и умер, то собственник не нес бы никакой ответственности <15>.
--------------------------------
<15> Windows onto Jewish Legal Culture: Fourteen Explanatory Essays / Eds by H. Ben-Menahem, A. Edrei, N.S. Hecht. Routledge, 2012. P. 218, 228, 229.

Случаи, когда люди могут защитить свое имущество, применяя самозащиту, широко представлены в литературе респонс. Примером тому может быть случай, который называется "голодные цыплята". Образованный человек содержал магазин в своем доме, где он продавал зерно. Соседские куры часто приходили к нему в магазин, чтобы поклевать зерно. Собственник выгонял их несколько раз, но они возвращались. Он пожаловался их владельцу, который не принял никаких мер. Однажды куры опять вернулись и поклевали его зерно, владелец магазина стал их бить и убил одну из кур, одну из лучших, которая откладывала яйца. Оба обратились в суд.
Владелец магазина обосновал законность своих действий, аргументируя их тем, что "человек может взять закон в свои руки". Тем не менее он проиграл это дело, и ему пришлось заплатить за курицу. В своем решении рабби Яир Хаим Бахарах (Германия, 1639 - 1702) отметил, что "человек может взять закон в свои руки против того, кто хочет причинить ему ущерб намеренно, тогда он может защитить себя и свое имущество, но в данном случае животное причиняло ему вред без намерения его собственника". Тем самым было определено правило, ограничивающее допустимые пределы самопомощи.
Рабби Шалома Мордехай Гакоена Швадрона (Галиция, Польша, 1835 - 1911) попросили обосновать решение по делу, когда собственник поля разбросал яд, предупредив об этом своего соседа, чтобы тот не позволял своим животным заходить на его землю и поедать урожай. Ссылаясь на решение Яира Бахараха по делу о голодных цыплятах, рабби Шалом Швадрон не разрешил разбрасывать яд. В этом случае человек действовал на своей земле, а соседские животные заходили к нему без разрешения на свой собственный риск. Тем не менее проявление жестокости к животным является религиозным преступлением. Рабби Шалом Швадрон сказал: "Я не могу это разрешить, потому что существуют другие альтернативы достичь такой же цели". Таким образом, применение излишней силы, большей, чем нужно, запрещено.
Главная цель самопомощи заключается в том, чтобы восстановить положение, которое существовало до причинения ущерба. Часто это касается возврата имущества - цели, которая может быть достигнута в результате принятия решения суда. Возврат недвижимости является действием, совершаемым собственником, чтобы вернуть имущество, захваченное у него. В Талмуде описан такой случай. Была публичная дорога, пересекавшая поле, находившееся в частной собственности одного человека. Он завладел ею и разместил дорогу для публики по краю своего участка. Та земля, которую он предоставил для прохода людей, становится публичной собственностью, а та, которой он завладел, не становится его землей, а остается публичной. Если самопомощь законна, то он может взять палку и охранять свое имущество, потому что на публичной дороге не могут быть созданы препятствия <16>.
--------------------------------
<16> Self-help in Jewish Law. Vol. 6 / Eds by H. Ben-Menahem. Open University of Israel, 1993. P. 28 - 31.

Галаха предусматривает необходимость соблюдения ряда обязанностей соседями-землевладельцами. Так, Мишна в Бава Батра содержит правило о том, что лицо обязано размещать свое молотильное помещение вдали от посадок молодых деревьев соседа, чтобы его деятельность не стала причиной их порчи. Лицо, которое сажает дерево, должно посадить его на определенном расстоянии от соседнего поля, и это же правило относится к случаю, когда выкапывается канава.
Иудейское право регулирует вопрос, когда владелец двора намерен заняться коммерческой деятельностью в своем доме или на своем участке и такая коммерческая деятельность не причиняет ни телесного вреда, ни вреда имуществу, но причиняет неудобства соседям. Возникает вопрос: вправе ли жители соседних домов возражать против коммерческой деятельности соседа на основании того, что она причиняет им неудобства, например в форме шума из-за работы мельницы или кузницы?
По мнению Маймонида и Йосефа Каро, соседи не имеют права запретить предпринимательскую деятельность, которая причиняет шум. Если, однако, шум является не только неудобством, но он стал причиной болезни соседа, то этот сосед вправе требовать прекращения такой деятельности. Так, в Бава Батра (21) сказано, что, если один из жильцов открыл во дворе (свой) магазин, любой другой жилец имеет право ему это запретить, ссылаясь на то, что покупатели мешают ему отдыхать. Однако любой жилец у себя дома может заниматься ремеслом и продавать на рынке свою продукцию, и никто из соседей не имеет права запретить ему это, сказав: "Удары молотка или шум ручной мельницы мешают мне отдыхать". И также не имеет права сказать: "Голоса детей мешают мне отдыхать".
В Мишне есть ряд разных правил, соблюдение которых должно предотвратить причинение разного рода вреда. Бава Батра (2:7, 11 - 12) разрешает рубку деревьев при определенных обстоятельствах. Мишна предусматривает, что, как считают раввины, если канава Шимона была выкопана до того, как Ревен посадил дерево, и оно посажено на расстоянии, меньшем, каким оно должно быть между канавой и деревом, то Ревен обязан срубить это дерево. Однако в этом случае Шимон обязан компенсировать Ревену стоимость дерева. С другой стороны, если дерево было посажено первым, то Ревен не обязан его срубить. Рабби Йозев Каро, однако, полагает, что Ревен не обязан срубить дерево даже в случае, если сначала была выкопана канава, поскольку каждый вправе сажать и копать все, что хочет, в пределах своего участка.
Приводится спор по вопросу о дереве, которое посажено слишком близко к колодцу. Согласно одной точке зрения, это дерево должно быть срублено, если сначала был выкопан колодец, но рабби Йоси бен Халафта (в Мишне назван просто "раби Йоси") не соглашается с этим и настаивает, что собственники могут делать все, что они хотят, пока они владеют своим имуществом. Далее в Мишне сказано, что нельзя сажать дерево около соседнего поля, а если это сделано, то собственнику поля разрешается обрубить любые его корни, которые ему мешают пахать.
В случае если дерево было посажено слишком близко к прилегающему городу, собственник земли всегда был обязан его срубить. Города должны иметь чистые пастбищные земли вокруг них. Однако если город был построен после того, как выросло дерево, тогда город обязан уплатить компенсацию собственнику. В случае, когда сначала был построен город, собственник обязан срубить дерево, и он не имеет права на компенсацию. Согласно Талмуду, более жесткие требования адресованы собственнику, поскольку устранение публичных неудобств имеет приоритет по отношению к частным неудобствам. Когда собственник имеет право на компенсацию, то он не может требовать ее до того, как дерево срублено.
В Гемара объясняется, почему Бава Батра (2:7) запрещает посадку деревьев около города. Почему деревья нельзя сажать близко к городу? Для того, чтобы сохранить красоту города. Считалось, что город должен быть виден со всех сторон и вокруг него должно быть открытое пространство. Несмотря на то что деревья могли быть ценным природным ресурсом и создавали красоту, главным было то, чтобы деревья не загораживали вид на город.

Литература

1. Bloch A.P. A Book of Jewish Ethical Concepts: Biblical and Postbiblical. KTAV Publishing House, Inc., 1984.
2. Eisenberg R.L. What the Rabbis Said: 250 Topics from the Talmud. ABC-CLIO, 2010.
3. Elon M. The Principles of Jewish Law. Keter, 1975.
4. Ginsburg Y. Rectifying the State of Israel: A Political Platform Based on Kabbalah. GalEinai Publication Society, 2002.
5. Lifshits B. Jewish Law Annual. Vol. 20. Routledge, 2013.
6. Modern Research of Jewish Law / Ed. by B.S. Jackson. Brill Archive, 1980.
7. Neusner J. The Theology of the Halakhah. BRILL, 2001. P. XI.
8. Rooker M.F. Leviticus. Vol. 3A. B&H Publishing Group, 2000.
9. Self-help in Jewish Law. Vol. 6 / Eds by H. Ben-Menahem. Open University of Israel, 1993.
10. The Jewish Law Annual. Institute of Jewish Staff. Taylor & Francis, 1991.
11. Windows onto Jewish Legal Culture: Fourteen Explanatory Essays / Eds by H. Ben-Menahem, A. Edrei, N.S. Hecht. Routledge, 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑