• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Понятие договора оказания возмездных услуг связи и его виды (Гришаев С.П.)

Понятие договора оказания возмездных услуг связи и его виды (Гришаев С.П.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Понятие договора оказания возмездных услуг связи и его виды (Гришаев С.П.)

Оказание услуг связи, независимо от того, о каком виде связи идет речь, регулируется общими положениями договора о возмездном оказании услуг. Данный договор представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг, соответственно, на него распространяются положения главы 39 ГК РФ и Закона о защите прав потребителей.
Указание на договорный характер возникающих отношений есть, в частности, и в п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 06.07.2016), согласно которому на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые также указывают на договорный характер отношений.
В качестве примера можно привести Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи") (ред. от 03.02.2016). Как следует из п. 1 указанных Правил, они регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования. А в п. 13 указанных Правил сказано, что услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров. Существуют также Правила оказания телематических услуг связи, Правила оказания услуг связи проводного вещания и др., в которых также говорится о договорном характере отношений.
Следует отметить, что принцип свободы договора при заключении договоров оказания услуг связи имеет весьма ограниченные масштабы применения, поскольку указанные правила содержат много императивных норм, ограничивающих волеизъявление сторон. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для заключения этого договора необходимо наличие определенных технических предпосылок. Так, в п. 1 ст. 44 Закона о связи сказано, что оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:
помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;
оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
Соответственно, заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, в Законе о почтовой связи о договорном характере отношений между заказчиком и исполнителем сказано в ст. 16, согласно которой услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. В соответствии с указанной статьей по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Аналогичная норма есть и в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи". Так, в п. 1 указанных Правил сказано, что указанные правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей. А в п. 2 отмечено, что операторы почтовой связи оказывают пользователям услуги почтовой связи на договорной основе.
Следует отметить, что процедура заключения договора на оказание услуг связи и его форма будут различаться в зависимости от того, о каком виде связи идет речь. При этом договор на оказание услуг связи может заключаться или в письменной форме, или в определенных случаях путем осуществления конклюдентных действий. В частности, договор об оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, заключаемый путем осуществления конклюдентных действий, считается заключенным с момента осуществления абонентом и (или) пользователем вызова, а в случае, если действия пользователя, направленные на заключение договора об оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, представляют собой внесение аванса, такой договор считается заключенным с момента внесения этого аванса (п. 21 Правил оказания услуг телефонной связи).
Определенные особенности имеет заключение договора на оказание телематических услуг связи. Согласно п. 22 Правил оказания телематических услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (ред. от 03.02.2016) договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливается офертой, то есть предложением заключить договор. Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий. Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи (п. 17 Правил оказания телематических услуг). В случае заключения срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования.
При этом идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи (п. 17.1 Правил оказания телематических услуг). В то же время оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.
Для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор, подает оператору связи заявление о заключении договора.
Как отмечено в литературе, большое распространение получила практика заключения договоров путем размещения публичной оферты на сайте оператора связи и акцепта абонента путем выполнения определенных конклюдентных действий (проставления отметки о принятии условий в так называемом режиме онлайн). Договор таким способом может быть оформлен исключительно с физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность <1>. При этом для тех, кто занимается такой деятельностью в РФ, установлен ряд требований налоговым законодательством (например, оформление договора в письменной форме, подписание актов оказанных услуг, выставление счетов и т.д.), которые практически невозможно выполнить исключительно конклюдентными действиями. Поэтому договор в простой письменной форме заключается оператором связи с абонентами, имеющими статус предпринимателей, поскольку им необходимо обосновать произведенные расходы документально.
--------------------------------
<1> Комментарий к Правилам оказания услуг связи (постатейный) / Под ред. Н.В. Сухаревой. М.: Юстицинформ, 2007. С. 42.

Отдельно следует выделить характеристику договора об оказании услуг связи независимо от его вида, заключаемого коммерческими организациями связи с гражданами. Такой договор является публичным договором. Это значит, что:
- коммерческая организация не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" для отдельных категорий пользователей услугами связи могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты);
- цена товаров, работ и услуг, иные условия публичного договора будут одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Оператор связи имеет право отказаться заключить договор только при отсутствии технической возможности. В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора лицо, имеющее намерение заключить договор, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора и о возмещении убытков. Бремя доказывания отсутствия соответствующей технической возможности лежит на операторе связи.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом коммерческая организация, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить причиненные этим убытки (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ, ст. 45 Федерального закона "О связи").
Существенные условия отдельных видов договоров на оказание услуг связи устанавливаются соответствующими правилами оказания услуг связи. Интересно отметить, что в п. 22 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (ред. от 03.02.2016) сказано, что в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны следующие сведения и условия:
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) сведения об абоненте - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица;
д) адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи;
е) срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.
Необходимо обратить внимание на то, что законодатель не указывает, что эти условия являются существенными, несмотря на то, что сформулированы они императивно.
При этом в п. 23 этих же Правил определено, что в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации);
б) оказываемые услуги телефонной связи;
в) система оплаты услуг телефонной связи;
г) порядок, сроки и форма расчетов.
Таким образом, возникает вопрос о том, какие же будут последствия отсутствия условий, предусмотренных п. 22 Правил. Очевидно, следует прийти к выводу о том, что договор будет все же считаться заключенным, несмотря на то что нормы, содержащиеся в п. 22, сформулированы императивно, тогда как отсутствие условий, предусмотренных п. 23, однозначно приведет к его незаключенности.
При заключении договора на оказание услуг почтовой связи согласно сложившейся судебной практике неполучение корреспонденции по адресу места нахождения юридического лица в связи с отсутствием органа юридического лица по этому адресу является риском данного лица, которое несет все неблагоприятные последствия такого риска. Возврат почтового отправления обоснованно приравнивается к ответу на претензию, поскольку она направлялась по юридическому адресу ответчика.
Следует учитывать, что в судебной практике существует подход, согласно которому даже при отсутствии надлежащим образом оформленных договорных отношений, но при фактическом оказании услуг связи к отношениям сторон могут быть применены нормы гл. 39 ГК РФ, то есть договор возмездного оказания услуг будет считаться заключенным. Существует и соответствующее законодательное обоснование. Так, заказчик в соответствии с п. 2 ст. 54 Закона о связи обязан оплатить предоставленные исполнителем услуги связи, если факт их оказания и объем подтверждены показаниями сертифицированного оборудования связи.
Предметом данного договора является возмездное оказание услуг в области связи. Понятие услуги связи дано как в Законе о связи, так и в Законе о почтовой связи. В частности, согласно пп. 32 ст. 2 Закона о связи услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Отдельно говорится о контентных услугах, которые согласно пп. 34.1 указанной статьи определяются как вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи.
Что касается Закона о почтовой связи, то услуги почтовой связи согласно ст. 2 - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. В этой же статье говорится об универсальных услугах почтовой связи, которые определяются как услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации.
Нельзя не обратить внимания, что оба определения похожи друг на друга, однако универсальные услуги могут оказываться только в пределах территории Российской Федерации.
Операторы почтовой связи предоставляет и так называемые нетрадиционные услуги. Так, большим спросом пользуются гибридные услуги, совмещающие традиционные почтовые технологии с информационными. В частности, каталожная торговля является одним из приоритетных направлений деятельности почтовых организаций, поскольку она является собственно почтовой услугой по пересылке и доставке бандеролей и посылок в соответствии с выбранной в каталоге вещью.
Субъектами данного договора, как и любого другого договора о возмездном оказании услуг, являются заказчик и исполнитель. Однако названия сторон в зависимости от вида договора могут быть и другими. Так, в телефонной связи заказчик именуется абонентом, а исполнитель - оператором. Субъектами договора оказания интернет-услуг связи являются оператор связи и абонент и (или) пользователь.
Определенной спецификой обладают субъекты почтовой связи. Как отмечено в литературе, можно выделить следующие виды субъектов деятельности в области почтовой связи, которые выходят за рамки субъектов данного договора:
- операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи
- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления как субъекты управления деятельностью в области почтовой связи;
- пользователи услуг почтовой связи - под ними понимаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи работники организаций почтовой связи - физические лица, состоящие в трудовых отношениях с операторами почтовой связи <2>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.

Согласно пп. 12 ст. 2 Закона о связи оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Абонент - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации (пп. 1 ст. 2). Пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи (пп. 16 ст. 2 Закона о связи).
Абонентом по договору об оказании возмездных услуг связи может быть гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Если договор заключается гражданином для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, такой гражданин приобретает статус потребителя со всеми правами, предусмотренными Федеральным законом "О защите прав потребителей".
При заключении договора об оказании возмездных услуг связи потребитель услуги связи имеет право на получение необходимой и достоверной информации об услугах, которая обеспечивает возможность их правильного выбора (ст. ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Такая информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Следует учитывать, что информационные обязанности могут возлагаться на оператора связи и в ходе исполнения договора. Так, согласно п. 12 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных" (ред. от 03.02.2016) оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
а) предоставление информации о тарифах на услуги связи по передаче данных, о территории оказания услуг связи по передаче данных (зоне обслуживания);
б) предоставление абоненту информации о состоянии его лицевого счета;
в) прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами связи по передаче данных;
г) предоставление информации об оказываемых услугах связи по передаче данных и необходимых разъяснений.
При этом перечень вышеуказанных бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен. Оказание бесплатных информационно-справочных услуг может производиться с использованием автоинформаторов.
В отдельных случаях при оказании услуг телефонной связи оператор связи производит замену номера. Закон это не запрещает и не требует на это согласия абонента, тем более что такие действия чаще всего связаны с технологической необходимостью (например, переход АТС на цифровые технологии влечет за собой изменение номера частично или полностью). Однако поскольку для абонента изменение номера связано с определенными неудобствами, на оператора связи возлагаются информационные обязанности по извещению абонента о таком изменении.
Что касается информационных обязанностей оператора при заключении договора на оказание почтовых услуг, то операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции (ст. 16 Закона о почтовой связи).
Конкретизируется предоставляемая информация в Правилах оказания отдельных видов услуг. Так, в п. 17 Правил оказания телефонных услуг сказано, что оператор связи обязан предоставить лицу, которое имеет намерение заключить договор, следующую информацию:
а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, места нахождения и режим работы оператора связи и его филиалов;
б) реквизиты выданной оператору связи лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг телефонной связи (далее - лицензия);
в) перечень услуг телефонной связи, условия и порядок их оказания;
г) наименование и реквизиты нормативных документов, определяющих требования к качеству оказываемых услуг телефонной связи;
д) тарифы на услуги телефонной связи;
е) порядок, формы и системы оплаты услуг телефонной связи;
ж) порядок рассмотрения претензий абонента и (или) пользователя;
з) номера телефонов информационно-справочных служб;
и) указание мест, где абонент и (или) пользователь может в полном объеме ознакомиться с настоящими Правилами.
Основные права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг связи сводятся к следующему.
В частности, основной обязанностью потребителя услуги связи является обязанность по ее оплате. Формы и способы ее оплаты достаточно разнообразны. Согласно ст. 54 Закона о связи оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Конкретный порядок и конкретная форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании возмездных услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Это значит, что в некоторых случаях указанные вопросы решаются не в договоре, а в нормативном правовом акте, нормы которого носят императивный характер.
Так, в п. 32 Правил оказания телематических услуг связи сказано, что оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги. При этом оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оператор связи обязан вести лицевые счета абонентов, на которых отражаются поступление средств оператору связи, а также списание этих средств в счет оплаты телематических услуг связи, оказанных в соответствии с договором. А в п. 33 указанных Правил отмечено, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно.
Кроме того, в случае, если тарифы на услуги данного оператора связи подлежат государственному регулированию, по требованию абонента-гражданина оператор связи обязан предоставить этому абоненту-гражданину возможность оплаты предоставления доступа к сети связи с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем тридцать процентов от установленной платы.
Что касается оплаты телефонных услуг связи, то надо обратить внимание на то, что оплате абонентом не подлежит телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, за исключением случаев, если телефонное соединение установлено:
при помощи телефониста с оплатой за счет вызываемого пользователя услугами связи;
с использованием назначенных федеральным органом исполнительной власти в области связи кодов доступа к услугам электросвязи;
с абонентом, находящимся за пределами территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный данному абоненту абонентский номер, если договором об оказании услуг связи не установлено иное.
Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.
Что касается тарифов за пользование услугами связи, то такие тарифы могут устанавливаться как по соглашению сторон, так и соответствующими государственными органами. Другими словами, производится государственное регулирование тарифов на оказание услуг связи. При государственном регулировании тарифов на услуги связи должен применяться метод экономически обоснованных затрат или метод предельного ценообразования.
Тарифы на услуги связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Об этом сказано в п. 1 ст. 28 Закона о связи, согласно которому тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом в некоторых случаях услуги связи должны предоставляться бесплатно, в частности, при вызове экстренных оперативных служб - пожарной охраны, скорой помощи, милиции и т.д. (ст. 52 Закона о связи).
Более подробно о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи говорится в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (ред. от 04.09.2015). В соответствии с указанным Постановлением было принято Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Согласно п. 2 указанного Положения государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий, в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи". А в п. 2.2 указанного Положения отмечено, что государственному регулированию подлежат тарифы на следующие услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи оператору связи, осуществляющему трансляцию:
а) услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир;
б) услуги по доставке сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;
ресурса космического аппарата;
наземных радиорелейных, и (или) кабельных, и (или) волоконно-оптических линий связи;
средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов).
Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС). ФАС была создана в соответствии с пп. "в" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно Приказу ФАС России от 22 марта 2006 г. N 56 "О создании Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе" ФАС РФ был сформирован Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства, который осуществляет оценку действий хозяйствующего субъекта на предмет их соответствия обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности или справедливости.
В отношении оплаты почтовых услуг следует отметить, что согласно ст. 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством РФ, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются. То есть, другими словами, в данном случае также применяется государственное регулирование цен.
Основные обязанности оператора связи изложены в ст. 46 Закона о связи. Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Что касается операторов почтовой связи, то их обязанности сформулированы более подробно. Так, согласно ст. 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Конкретизация указанных прав и обязанностей обычно производится в соответствующих нормативных актах либо непосредственно определяется соглашением сторон. Например, в ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" раскрываются права пользователей услуг почтовой связи и соответствующие им обязанности организаций, предоставляющих эти услуги. К специфическим обязанностям организаций почтовой связи относятся соблюдение тайны почтовых сообщений, обеспечение их сохранности и т.д. Применительно к договору об оказании услуг подвижной телефонной (сотовой) связи существует проблема так называемого "навязчивого сервиса". Речь идет о том, что нередко операторы сотовой связи подключают дополнительные услуги без согласия абонента и требуют их оплаты. В таких случаях необходимо обратиться к оператору связи с письменным заявлением о выдаче детализации счета за спорный период. При этом абонент вправе получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров (п. 1 ст. 44 Закона о связи; пп. "г" п. 26, п. 41 Правил оказания услуг телефонной связи).
Как и в отношении других видов возмездного оказания услуг, важным условием договора является условие о качестве оказываемых услуг. Поскольку в главе 39 ГК РФ нормы о качестве услуг отсутствуют, в данном случае применимы соответствующие нормы договора подряда. Так, согласно статье 721 ГК РФ качество оказанной услуги должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. Следовательно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат оказанной услуги (полезный эффект, полученный заказчиком) должен в момент ее завершения обладать свойствами, указанными в самом договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями. При этом исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. Все эти требования в полной мере относятся к услугам связи.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг. При этом, как отмечено в литературе, услугам почтовой связи присущ такой признак, как гарантированность качества этих услуг, поскольку качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг (ч. 4 ст. 16 Закона о почтовой связи). Качество предоставляемых услуг определяется также тем, что предмет пересылки должен быть передан адресату в целости и сохранности, без каких-либо материальных (физических) изменений. Но вместе с тем следует отметить, что на качество услуг почтовой связи оказывают влияние факторы как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам относятся нестабильность работы транспортных средств, погодные условия, неравномерность спроса по времени, пространству, категории потребителей. Внутриотраслевые факторы обеспечения качества услуг почтовой связи определяются уровнями: стандартизации упаковки и адресования, автоматизации и технологичности процессов обработки и контроля пересылки почты, квалификации работников, частоты курсирования транспортных средств, выемки и доставки корреспонденции и др.
При этом вследствие неразрывности процессов производства и потребления почтовые отправления могут потерять ценность из-за длительности пересылки, нарушения сохранности отправления и др. причин. Поэтому услуги почтовой связи, предоставленные с нарушением требований к качеству, не могут быть изъяты из потребления и заменены другими качественными услугами, что свидетельствует о наличии в услугах почтовой связи таких признаков, как неповторимость и эксклюзивность <3>.
--------------------------------
<3> Статья 16; Кайль А.Н., Рощин А.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2009.

Если отступления в работе от условий договора возмездного оказания услуг о качестве или иные недостатки результата оказанной услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 723 ГК РФ). Аналогичные нормы есть и в специальном законодательстве.
Необходимо отметить, что в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривается возможность установления требований к оказанию услуг только на добровольной основе.
Еще одним важным условием любого договора возмездного оказания услуг является срок исполнения договора. Услуга оказывается в сроки, предусмотренные соглашением сторон, т.е. договором. Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется соглашением сторон, если он не установлен в соответствующих нормативных актах. ГК не содержит специальных норм, посвященных регламентации срока исполнения обязательств по возмездному оказанию услуг (это невозможно в силу существенных различий в характере оказываемых услуг), поэтому вопрос о том, является ли данное условие существенным для договора возмездного оказания услуг или нет, является недостаточно четко урегулированным. При этом судебная практика не всегда признает срок существенным условием договора возмездного оказания услуг. Так, согласно п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" отсутствие согласованного сторонами условия о сроках оказания услуг само по себе не влечет признания договора возмездного оказания услуг незаключенным. Таким образом договор на оказание услуг связи может быть заключен как определенный, так и неопределенный срок. Например, договор на оказание услуг телефонной связи может быть заключен на неопределенный срок. Однако по желанию абонента может быть заключен и срочный договор. Следовательно, срок не может рассматриваться в качестве существенного условия данного договора.
Как и в отношении других видов договоров возмездного оказания услуг заказчик по договору возмездного оказания услуг связи вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Необходимо отметить, что отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время как до начала исполнения услуги, так и в любое время в процессе оказания услуги, но не после того, как услуга исполнена полностью. Те услуги, которые полностью оказаны к моменту отказа заказчика от дальнейшего исполнения договора, должны быть оплачены по цене, определенной договором. Условия договора возмездного оказания услуг, ограничивающие право заказчика на односторонний отказ от договора, недействительны.
Следует отметить, что существуют особые, предусмотренные в законодательстве основания отказа оператора связи от исполнения договора возмездного оказания услуг связи. Так, согласно п. 73 Правил оказания услуг телефонной связи, в случае прекращения у абонента права владения и пользования телефонизированным помещением договор об оказании услуг местной телефонной связи с абонентом прекращается с момента получения оператором связи уведомления абонента о прекращении права владения и (или) пользования телефонизированным помещением или обращения нового владельца указанного помещения о заключении договора об оказании услуг местной телефонной связи.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 44 Закона о связи в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В других случаях, когда речь идет об исполнении публичного договора возмездного оказания услуг связи, применение правила п. 2 ст. 782 ГК, допускающего возможность одностороннего отказа исполнителя от договора, не является столь однозначным. Следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ о недопустимости одностороннего отказа исполнителя (услугодателя) от исполнения публичного договора, не обусловленного невозможностью его исполнения, которая не вызывает возражений. Она нашла поддержку и в цивилистической литературе <4>.
--------------------------------
<4> Санникова Л.В. О прекращении договора возмездного оказания услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑