• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
10.01.2018

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации" направлен на совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

28.12.2017

Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" устанавливает норму, согласно которой руководителю государственного (муниципального) учреждения, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

16.12.2017

Законопроектом предлагается наделить Генпрокурора РФ, а также его заместителей полномочием изымать по письменному ходатайству руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности любое уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, выявленном сотрудниками ФСБ России, у любого органа предварительного расследования, за исключением органов ФСБ России, и передавать его (их) следователю органа федеральной службы безопасности, а также поручать проверку сообщения о таком преступлении и его дальнейшее расследование.

Все статьи > Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи (Воронова О.Н.)

Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи (Воронова О.Н.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи (Воронова О.Н.)

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи <1>. В случаях, предусмотренных Законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о БЮП), юридическая помощь оказывается бесплатно.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<2> О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

По мнению И.С. Яртых, бесплатная юридическая помощь не является чем-то особенным, уникальным: все правовые системы, вышедшие из римского права, в той или иной форме реализуют его. Однако в России в силу особенностей исторического развития оказание юридической помощи стало не просто юридической нормой, облеченной в закон, но и политическим знаменем, всякий раз поднимаемым над обществом, когда это становилось кому-нибудь выгодно <3>.
--------------------------------
<3> Яртых И.С. Бесплатная юридическая помощь: история, мифы и реальность // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.

При разработке Закона о БЮП было учтено, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе является малоэффективным, поэтому в нее были включены различные общественные институты.
Как утверждает А.А. Кирилловых, подобное видение организации правозащитной деятельности нашло отражение непосредственно в законе, где наряду с государственной системой в рамках решения задач правовой помощи представлена и негосударственная система в виде юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи <4>.
--------------------------------
<4> Кирилловых А.А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности // Право и экономика. 2012. N 7.

Г.С. Шереметова включает в систему субъектов оказания бесплатной правовой помощи следующие субъекты: в зависимости от выполняемых ими функций лиц, для которых оказание юридической помощи является основной деятельностью (государственные юридические бюро, адвокатура, нотариат, центры бесплатной юридической помощи), и лиц, для которых основные функции совмещены с оказанием бесплатной юридической помощи (юридические клиники, федеральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов) <5>.
--------------------------------
<5> Шереметова Г.С. Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе. М.: Статут, 2015.

Нотариусы были включены в систему оказания бесплатной юридической помощи Законом о БЮП. Статья 19 Закона о БЮП определяет, что нотариусы действуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывают ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий. К компетенции нотариусов отнесена возможность осуществлять консультирование граждан по вопросам совершения нотариальных действий.
Как утверждают авторы комментария к Закону о БЮП, включение нотариусов в государственную систему бесплатной юридической помощи вызвано в первую очередь тем, что соответствующий статус присваивается лицам, подтвердившим свою высокую юридическую квалификацию. Данное обстоятельство должно гарантировать и высокое качество оказываемой правовой помощи <6>.
--------------------------------
<6> Остапенко А.С., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (постатейный). Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

По нашему мнению, отнесение нотариусов к государственной системе бесплатной юридической помощи является несколько неточным, поскольку нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, или частнопрактикующие нотариусы. Полагаем, что нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, должны включаться в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, а частные - в негосударственную систему.
Но есть и другая точка зрения, которая подтверждает правило о включении нотариусов в систему государственной правовой помощи.
Е.Г. Дорохина определяет: в основе правового статуса частного нотариуса лежит функция публичной власти - совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате" деятельность занимающихся частной практикой нотариусов является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов. Деятельность нотариуса призвана обеспечить реализацию конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) <7>.
--------------------------------
<7> Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства. Подготовлено для системы "КонсультантПлюс", 2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Письмом Федеральной нотариальной палаты от 18 января 2012 г. N 51/06-12 "Об оказании нотариусами бесплатной юридической помощи" <8> было разъяснено, что нотариусы бесплатно консультируют по вопросам совершения нотариальных действий всех граждан, обратившихся к ним за совершением нотариальных действий. Нотариусы обязаны оказывать гражданам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов и разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Федеральная нотариальная палата полагает, что положения ст. 20 Закона о БЮП не распространяются на оказание бесплатной юридической помощи нотариусами.
--------------------------------
<8> Нотариальный вестник. 2012. N 8.

Компенсация за выполнение названных обязанностей законом не предусмотрена.
В юридической литературе высказываются мнения о необходимости компенсации оказания бесплатной правовой помощи нотариусами. Например, Г.С. Шереметова предлагает включать затраты на оказание бесплатной юридической помощи в состав расходов, с тем чтобы уменьшить налогооблагаемую базу <9>.
--------------------------------
<9> Шереметова Г.С. Указ. соч.

Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами стало предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 11 июля 2006 г. N 349-О <10> указал, что вопрос о введении механизма возмещения нотариусам, занимающимся частной практикой, средств, затрачиваемых на обслуживание лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, следует урегулировать в законодательном порядке.
--------------------------------
<10> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. N 1.

Как утверждает П.А. Виноградова, учитывая различия в подходах к принципам финансирования участников государственной системы бесплатной юридической помощи, целесообразно установить стандарты предоставления такой помощи, которые должны оказывать влияние на порядок возмещения расходов по ее предоставлению в зависимости от квалификации специалистов и трудозатратности по оказанию такой услуги <11>.
--------------------------------
<11> Виноградова П.А. Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2013. N 6. С. 10 - 13.

Одним из вариантов возмещения расходов на оказание бесплатной правовой помощи, по нашему мнению, может быть создание специального фонда на базе нотариальной палаты субъекта, который формируется путем взносов и расходует средства на оплату юридической помощи, оказанной нотариусом в рамках Закона о БЮП.
Для законодательного закрепления предложенных положений следует в ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате добавить еще одно полномочие нотариальной палаты - возмещение расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Подтверждением оказания бесплатной юридической помощи может быть протокол, содержащий в себе тему, время и результаты такого консультирования. Данный протокол должен быть передан в нотариальную палату.
Следует отметить, что, помимо нотариусов, право совершать нотариальные действия в определенных случаях Основами законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <12> предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений РФ, однако в содержание ст. 19 Закона о БЮП данные лица не включены, что, по нашему мнению, является не вполне удачным.
--------------------------------
<12> Российская газета. 1993. N 49.

Полагаем, что ст. 19 Закона о БЮП следует дополнить должностными лицами органов местного самоуправления и должностными лицами консульских учреждений, к которым обращаются за совершением нотариальных действий в рамках их компетенции. Совершая нотариальные действия, данные лица могут оказывать бесплатную юридическую помощь, что также будет способствовать защите прав и законных интересов граждан, а также реализации конституционной гарантии на получение квалифицированной юридической помощи.
Таким образом, расширение круга субъектов оказания бесплатной юридической помощи в условиях Российской Федерации, имеющей большую площадь и значительные расстояния, позволит выстроить систему оказания квалифицированной юридической помощи для всех нуждающихся в ней лиц, в том числе и бесплатно.

Литература

1. Виноградова П.А. Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2013. N 6. С. 10 - 13.
2. Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства // СПС "КонсультантПлюс". 2009.
3. Кирилловых А.А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности // Право и экономика. 2012. N 7.
4. Миронова С.В. Льготы при совершении нотариальных действий // Нотариус. 2011. N 5. С. 16 - 17.
5. Моисеева О.В. Нотариат вчера, сегодня, завтра (опыт, проблемы, перспектива) // Нотариус. 2013. N 2. С. 25.
6. Остапенко А.С. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (постатейный) / Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2012 // СПС "КонсультантПлюс".
7. Романовская О.В. Оплата услуг нотариуса (комментарий к решению Конституционного Суда России) // Нотариус. 2013. N 1. С. 13 - 18.
8. Шереметова Г.С. Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе. М.: Статут, 2015.
9. Яртых И.С. Бесплатная юридическая помощь: история, мифы и реальность // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑