• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи (Воронова О.Н.)

Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи (Воронова О.Н.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи (Воронова О.Н.)

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи <1>. В случаях, предусмотренных Законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о БЮП), юридическая помощь оказывается бесплатно.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<2> О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

По мнению И.С. Яртых, бесплатная юридическая помощь не является чем-то особенным, уникальным: все правовые системы, вышедшие из римского права, в той или иной форме реализуют его. Однако в России в силу особенностей исторического развития оказание юридической помощи стало не просто юридической нормой, облеченной в закон, но и политическим знаменем, всякий раз поднимаемым над обществом, когда это становилось кому-нибудь выгодно <3>.
--------------------------------
<3> Яртых И.С. Бесплатная юридическая помощь: история, мифы и реальность // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.

При разработке Закона о БЮП было учтено, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе является малоэффективным, поэтому в нее были включены различные общественные институты.
Как утверждает А.А. Кирилловых, подобное видение организации правозащитной деятельности нашло отражение непосредственно в законе, где наряду с государственной системой в рамках решения задач правовой помощи представлена и негосударственная система в виде юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи <4>.
--------------------------------
<4> Кирилловых А.А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности // Право и экономика. 2012. N 7.

Г.С. Шереметова включает в систему субъектов оказания бесплатной правовой помощи следующие субъекты: в зависимости от выполняемых ими функций лиц, для которых оказание юридической помощи является основной деятельностью (государственные юридические бюро, адвокатура, нотариат, центры бесплатной юридической помощи), и лиц, для которых основные функции совмещены с оказанием бесплатной юридической помощи (юридические клиники, федеральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов) <5>.
--------------------------------
<5> Шереметова Г.С. Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе. М.: Статут, 2015.

Нотариусы были включены в систему оказания бесплатной юридической помощи Законом о БЮП. Статья 19 Закона о БЮП определяет, что нотариусы действуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывают ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий. К компетенции нотариусов отнесена возможность осуществлять консультирование граждан по вопросам совершения нотариальных действий.
Как утверждают авторы комментария к Закону о БЮП, включение нотариусов в государственную систему бесплатной юридической помощи вызвано в первую очередь тем, что соответствующий статус присваивается лицам, подтвердившим свою высокую юридическую квалификацию. Данное обстоятельство должно гарантировать и высокое качество оказываемой правовой помощи <6>.
--------------------------------
<6> Остапенко А.С., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (постатейный). Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

По нашему мнению, отнесение нотариусов к государственной системе бесплатной юридической помощи является несколько неточным, поскольку нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, или частнопрактикующие нотариусы. Полагаем, что нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, должны включаться в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, а частные - в негосударственную систему.
Но есть и другая точка зрения, которая подтверждает правило о включении нотариусов в систему государственной правовой помощи.
Е.Г. Дорохина определяет: в основе правового статуса частного нотариуса лежит функция публичной власти - совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате" деятельность занимающихся частной практикой нотариусов является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов. Деятельность нотариуса призвана обеспечить реализацию конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) <7>.
--------------------------------
<7> Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства. Подготовлено для системы "КонсультантПлюс", 2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Письмом Федеральной нотариальной палаты от 18 января 2012 г. N 51/06-12 "Об оказании нотариусами бесплатной юридической помощи" <8> было разъяснено, что нотариусы бесплатно консультируют по вопросам совершения нотариальных действий всех граждан, обратившихся к ним за совершением нотариальных действий. Нотариусы обязаны оказывать гражданам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов и разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Федеральная нотариальная палата полагает, что положения ст. 20 Закона о БЮП не распространяются на оказание бесплатной юридической помощи нотариусами.
--------------------------------
<8> Нотариальный вестник. 2012. N 8.

Компенсация за выполнение названных обязанностей законом не предусмотрена.
В юридической литературе высказываются мнения о необходимости компенсации оказания бесплатной правовой помощи нотариусами. Например, Г.С. Шереметова предлагает включать затраты на оказание бесплатной юридической помощи в состав расходов, с тем чтобы уменьшить налогооблагаемую базу <9>.
--------------------------------
<9> Шереметова Г.С. Указ. соч.

Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами стало предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 11 июля 2006 г. N 349-О <10> указал, что вопрос о введении механизма возмещения нотариусам, занимающимся частной практикой, средств, затрачиваемых на обслуживание лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, следует урегулировать в законодательном порядке.
--------------------------------
<10> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. N 1.

Как утверждает П.А. Виноградова, учитывая различия в подходах к принципам финансирования участников государственной системы бесплатной юридической помощи, целесообразно установить стандарты предоставления такой помощи, которые должны оказывать влияние на порядок возмещения расходов по ее предоставлению в зависимости от квалификации специалистов и трудозатратности по оказанию такой услуги <11>.
--------------------------------
<11> Виноградова П.А. Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2013. N 6. С. 10 - 13.

Одним из вариантов возмещения расходов на оказание бесплатной правовой помощи, по нашему мнению, может быть создание специального фонда на базе нотариальной палаты субъекта, который формируется путем взносов и расходует средства на оплату юридической помощи, оказанной нотариусом в рамках Закона о БЮП.
Для законодательного закрепления предложенных положений следует в ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате добавить еще одно полномочие нотариальной палаты - возмещение расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Подтверждением оказания бесплатной юридической помощи может быть протокол, содержащий в себе тему, время и результаты такого консультирования. Данный протокол должен быть передан в нотариальную палату.
Следует отметить, что, помимо нотариусов, право совершать нотариальные действия в определенных случаях Основами законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <12> предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений РФ, однако в содержание ст. 19 Закона о БЮП данные лица не включены, что, по нашему мнению, является не вполне удачным.
--------------------------------
<12> Российская газета. 1993. N 49.

Полагаем, что ст. 19 Закона о БЮП следует дополнить должностными лицами органов местного самоуправления и должностными лицами консульских учреждений, к которым обращаются за совершением нотариальных действий в рамках их компетенции. Совершая нотариальные действия, данные лица могут оказывать бесплатную юридическую помощь, что также будет способствовать защите прав и законных интересов граждан, а также реализации конституционной гарантии на получение квалифицированной юридической помощи.
Таким образом, расширение круга субъектов оказания бесплатной юридической помощи в условиях Российской Федерации, имеющей большую площадь и значительные расстояния, позволит выстроить систему оказания квалифицированной юридической помощи для всех нуждающихся в ней лиц, в том числе и бесплатно.

Литература

1. Виноградова П.А. Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2013. N 6. С. 10 - 13.
2. Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства // СПС "КонсультантПлюс". 2009.
3. Кирилловых А.А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности // Право и экономика. 2012. N 7.
4. Миронова С.В. Льготы при совершении нотариальных действий // Нотариус. 2011. N 5. С. 16 - 17.
5. Моисеева О.В. Нотариат вчера, сегодня, завтра (опыт, проблемы, перспектива) // Нотариус. 2013. N 2. С. 25.
6. Остапенко А.С. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (постатейный) / Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2012 // СПС "КонсультантПлюс".
7. Романовская О.В. Оплата услуг нотариуса (комментарий к решению Конституционного Суда России) // Нотариус. 2013. N 1. С. 13 - 18.
8. Шереметова Г.С. Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе. М.: Статут, 2015.
9. Яртых И.С. Бесплатная юридическая помощь: история, мифы и реальность // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑