• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > К вопросу совершенствования дисциплинарной ответственности военнослужащих (в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 5) (Кичигин Н.В.)

К вопросу совершенствования дисциплинарной ответственности военнослужащих (в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 5) (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 16.11.2017

К вопросу совершенствования дисциплинарной ответственности военнослужащих (в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 5) (Кичигин Н.В.)

Вопросы укрепления законности и правопорядка в воинских частях и органах военного управления имеют важное значение, что обусловлено необходимостью поддержания высокой боевой готовности. Укрепление законности и правопорядка, их соблюдение являются уставной обязанностью командиров (начальников), всех военнослужащих.
После внесения Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ изменений <1> в ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в целях приведения в соответствие с ним подзаконных нормативных правовых актов Президентом Российской Федерации издан Указ "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, и в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495" от 2 января 2017 г. N 5 (далее - Указ N 5) <2>. Необходимость разработки данного Указа Президента Российской Федерации также была обусловлена совершенствованием основных принципов построения и функционирования системы государственной (военной) службы Российской Федерации. Указ N 5 направлен на повышение ответственности военнослужащего в период прохождения военной службы. В частности, Указом N 5 был расширен Перечень грубых дисциплинарных проступков, установленный п. 1 приложения N 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
--------------------------------
<1> URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40507 (дата обращения: 20.01.2017).
<2> URL: http://www.voennpravo.ru/assets/upload/file/files/5.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

Командир, рассматривая материалы обстоятельств, учитываемых при назначении дисциплинарного взыскания, обязан не только установить формальное сходство содеянного с признаками того или иного вида нарушения (грубого дисциплинарного проступка), но и решить вопрос о значимости наступивших последствий. Критерием оценки опасности деяния должна быть степень выраженности юридических признаков в содеянном. Расширение перечня грубых дисциплинарных проступков позволяет более объективно установить степень и меру дисциплинарной ответственности военнослужащего при совершении им проступка.
Характер дисциплинарного проступка является категорией, подчеркивающей отличительное свойство, особенность, качественное отличие правонарушения. Воинский дисциплинарный проступок характеризуется вредоносными свойствами, которые влекут ущемление интересов военной службы, снижение боеготовности и боеспособности воинского подразделения.
Характер дисциплинарного проступка проявляется в степени общественной опасности проступка и вредных последствиях (причинении физического, имущественного, организационного или морального вреда) для интересов военной службы <3>.
--------------------------------
<3> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

В целях дифференциации дисциплинарной ответственности военнослужащих вся совокупность возможных дисциплинарных проступков подразделяется на две группы - грубые дисциплинарные проступки и все остальные - "обычные", "негрубые". Как указывается в научной литературе, определение законодателем перечня грубых дисциплинарных проступков преследует решение нескольких задач:
1) выделение из значительного массива разновидностей дисциплинарных проступков наиболее опасных и вредных для интересов военной службы;
2) информирование командиров, начальников, военных судов, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, о видах грубых дисциплинарных проступков, за которые может быть применено взыскание - дисциплинарный арест;
3) необходимость строгого соблюдения мер обеспечения производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке <4>.
--------------------------------
<4> Кудашкин А.В., Фатеев К.В., Харитонов С.С. Присвоение воинских званий должно носить стимулирующий антикоррупционный характер // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 5.

С вступлением в силу Указа N 5 можно говорить о появлении еще одной задачи, которую решает выделение перечня грубых дисциплинарных проступков: определение случаев, когда военнослужащему не присваивается очередное воинское звание (подп. "а" п. 1.1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в редакции Указа N 5).
Исчерпывающий перечень грубых дисциплинарных проступков содержится в приложении N 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав) и в ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих". До принятия Указа N 5 этот перечень в Уставе включал 19 позиций. Теперь он дополнен еще шестью разновидностями грубых дисциплинарных проступков:
- умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации;
- нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
- нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
- нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
- заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
- нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы.
Рассмотрим изменения в части, касающейся расширения перечня грубых дисциплинарных проступков, более подробно.
Поскольку в законодательстве нет четкого выделения перечня воинских дисциплинарных проступков, постольку выделить видовую составляющую объекта воинского дисциплинарного проступка можно лишь при анализе проступков, включенных в перечень грубых дисциплинарных проступков, указанных в приложении N 7 к Уставу.
Можно выделить следующее:
1) воинский дисциплинарный проступок против порядка сбережения военного имущества (умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации);
2) воинские дисциплинарные проступки против порядка осуществления своей повседневной деятельности (нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства; нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность);
3) воинские должностные дисциплинарные проступки (заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности; нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы);
4) воинские дисциплинарные проступки против порядка пребывания на военной службе (нарушение порядка выезда из Российской Федерации).
В воинском дисциплинарном проступке с материальным составом (а именно умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации) обязательным условием дисциплинарной ответственности военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, является наличие причинной связи между деянием (бездействием) и наступившими последствиями.
Также причинная связь в обновленном перечне грубых дисциплинарных проступков выражается в действии или бездействии и характеризуется общими признаками. Так, действие или бездействие должно создавать реальную возможность наступления вредных последствий или обусловливать превращение реальной возможности этих последствий в действительность (к примеру, нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства; нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность).
Остается открытым вопрос формулировки вновь закрепленной разновидности грубого дисциплинарного проступка, такой, как "нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы". Возникает вопрос: а если по вине командира (начальника) наступит гибель или повреждение здоровья лица гражданского персонала, будет ли в этом случае проступок квалифицироваться как грубый? Если буквально толковать рассмотренную норму, то представляется, что нет. В то же время автор полагает, что исходя из тяжести наступивших последствий перечень грубых дисциплинарных проступков следует дополнить указанием на такое нарушение.

Библиографический список:

1. Корякин В.М. Совершенствование порядка прохождения военной службы и юридической ответственности военнослужащих (комментарий к Федеральному закону от 15 февраля 2016 года N 20-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 4.
2. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 5-е изд., перераб. и доп. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2009.
3. Присвоение воинских званий должно носить стимулирующий антикоррупционный характер / А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев, С.С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 5.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑