• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
03.09.2019

Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие "коррупционное правонарушение" в настоящее время отсутствует в законодательстве.

21.08.2019

Принятие законопроект "О внесении изменений в статью 2.6.1 КоАП РФ" позволит владельцу автомобиля своевременно получить информацию о совершенном правонарушении водителем его транспортного средства, освободиться от ответственности согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, воспользоваться возможностью уплаты административного штрафа со скидкой предусмотренной ст. 32.2 КоАП РФ, своевременно выявлять несанкционированное использование регистрационного знака своего автомобиля другим транспортным средством.

14.08.2019

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Все статьи > Обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления (Сидорова Е.И.)

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления (Сидорова Е.И.)

Дата размещения статьи: 22.11.2017

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления (Сидорова Е.И.)

Современный уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина в любом государстве может служить как достоверным и комплексным критерием оценки степени экономического, политического, идеологического и правового развития и стабильности этого государства, так и критерием оценки развития общества и личности в целом.
Решение наиболее важных задач, необходимых для нормальных условий жизнедеятельности каждого человека в отдельности и населения муниципальных образований в целом, не может быть реализовано без разрешения всех правовых и организационных проблем в механизме обеспечения прав и свобод органами и должностными лицами местного самоуправления. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации, международно-правовых и иных нормативных актах как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, "являются высшей ценностью" <1>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Проблемные вопросы правового статуса человека и гражданина всегда были в центре внимания юридических наук. Значительный вклад в обеспечение прав и свобод человека и гражданина внесли С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, И.В. Гончаров, В.Я. Кикоть, Е.В. Киричек, С.Я. Лебедев, Т.Н. Радько и многие другие российские ученые. Их теоретические выводы, положившие начало переосмыслению в системе обеспечения прав и свобод, не утратили своей актуальности и сегодня.
Профессор В.Н. Бутылин дает определение обеспечению конституционных прав и свобод граждан, исходя из основных обязанностей государства, корреспондирующих с правами и свободами человека и гражданина. Эти права и свободы являются непосредственно действующими и раскрывают смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Значение этих норм трудно переоценить, так как они подчеркивают приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями <2>. Профессор И.В. Ростовщиков считает, что обеспечение прав и свобод личности в широком понимании есть создание наиболее благоприятных условий для их эффективной реализации <3>. Более конкретное определение приводит К.К. Гасанов: обеспечение прав человека есть деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по созданию благоприятных условий (гарантий) для правомерной и неуклонной их реализации <4>. Дополняя теоретическое содержание и определения указанных авторов, необходимо было бы отметить, что в большей степени при раскрытии указанного института необходимы не только признание и гарантированность общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, но и их соблюдение и защита субъектами в силу возложенных на них полномочий для эффективной реализации. Несмотря на то что указанные ученые отводят ведущую роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина государству, всем без исключения его органам власти и должностным лицам как на федеральном уровне, так и на региональном. Более правильной представляется точка зрения и правовая позиция Н.С. Бондаря и М.В. Мархгейм, в соответствии с которой местное самоуправление и его органы представляют особый негосударственный уровень единой конституционной системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации <5>. Кроме этого, в своей статье автору хотелось бы обратить особое внимание на обеспечение прав и свобод человека и гражданина именно на местном уровне, поскольку эти органы имеют свою специфику и существенно отличаются сферой деятельности и компетенцией по сравнению с вышеназванными субъектами.
--------------------------------
<2> Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М., 2007. С. 211.
<3> Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР: Вопросы теории. Саратов, 1988. С. 192. См. также: Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 63.
<4> Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М., 2004. С. 186 - 187.
<5> Доронина О.Н. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 17 - 21.

В Европейской хартии о местном самоуправлении "под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения" <6>. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (в случаях, установленных федеральными законами), самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций <7>. При этом в большинстве случаев федеральное законодательство основывается на закрепленном Конституцией Российской Федерации принципе "признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина", а детальная регламентация компетенции представлена в иных нормативных правовых актах <8>. Например, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" в основных принципах устанавливает приоритет прав и свобод человека и гражданина и закрепляет за муниципальным служащим соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств <9>. На основании указанного нормативного акта всеми субъектами Центрального федерального округа были приняты свои законы.
--------------------------------
<6> Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным Собранием РФ (Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1695.
<7> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 11 - 14.
<9> Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 30.06.2016), ст. ст. 4 и 12.

Законодательство субъектов Российской Федерации, определяющее статус муниципальных образований и правовое положение органов местного самоуправления, закрепляет обязанность обеспечивать конституционные права и свободы человека и гражданина не только государством, но и органами местного самоуправления. Так, в п. 2 ст. 4 Устава Владимирской области сказано: "Обеспечение, соблюдение и защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц" <10>. В п. 2 ст. 7 Устава Калужской области закреплено, что "соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления" <11>, в Уставе Орловской области присутствует аналогичная правовая норма <12>.
--------------------------------
<10> Устав (Основной закон) Владимирской области от 14 августа 2001 г. N 62-ОЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Устав Калужской области от 27 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Устав Орловской области от 26 февраля 1996 г. (с изменениями и дополнениями 29.09.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

Помимо обеспечения конституционных прав и свобод, законодательство субъектов Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечивать условия для соблюдения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, что закреплено, например, в п. 2 ст. 2 Устава Костромской области и в ст. 2 Устава Липецкой области. Следует отметить, что в уставах муниципальных образований также достаточно часто закрепляются обязанности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Так, например, в п. 2 ст. 2 Устава города Твери сказано: "...местное самоуправление в городе Твери осуществляется на основе принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина" <13>, а п. 3 ст. 4 Устава города Тамбова гласит: "...местное самоуправление в городе Тамбове осуществляется на принципе законности и гласности, а также обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан" <14>. В Уставе муниципального образования города Тулы функциям местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан полностью посвящена ст. 14.
--------------------------------
<13> Устав города Твери. Утвержден решением Тверской городской Думы от 3 декабря 2008 г. N 36 (167) // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Устав города Тамбова. Принят Решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. N 704, в ред. от 27.01.2016 N 144 // СПС "КонсультантПлюс".

Одной из основных целей создания и функционирования органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения. "Установление вопросов местного значения должно исходить из интересов населения муниципального образования, соответствовать объему ответственности населения или органов местного самоуправления и объему ресурсов, дающих органам местного самоуправления возможность решать вопросы местного значения без вмешательства государства. Из этого следует, что установление вопросов местного значения означает определение круга деятельности местного самоуправления по непосредственному обеспечению реализации потребностей жителей муниципального образования" <15>. Например, в Уставе города Курска закреплено, что муниципальные нормативные правовые акты города Курска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Кроме этого, Уставом предусматривается и ответственность главы города Курска за допущенные им или Администрацией города, иными органами и должностными лицами местного самоуправления города и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов <16>.
--------------------------------
<15> Волкова Л.П. Органы исполнительной власти: система и компетенция. Lektsii.org 2015.
<16> Устав города Курска. Принят решением Курского городского Собрания от 12 апреля 2007 г. N 332-3-РС (с изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".

Проанализировав перечень вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, можно отметить, что в них прямо или косвенно закреплены все основные конституционные права и свободы человека, а также механизм их реализации.
Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению прав и свобод человека и гражданина носит масштабный характер. Она направлена на все население, проживающее на территории муниципального образования. Исходя из этого, можно отметить, что именно на местном уровне осуществляется наибольшее обеспечение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В отличие от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют обеспечение конституционных прав и свобод граждан посредством издания нормативных правовых актов, основными формами правообеспечительной деятельности органов местного самоуправления являются издание ненормативных и индивидуальных правовых актов; заключение договоров (как публично-правового, так и частноправового характера); совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления; осуществление организационных действий; выполнение материально-технических действий <17>.
--------------------------------
<17> Административное право России / Под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 784 с.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления является более узкой, в первую очередь направленной на решение конкретных проблем в интересах населения муниципального образования, где выполнение определенных задач по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на его территории должно стать первостепенным и реализовываться не только "с учетом исторических и иных местных традиций", но и с учетом хозяйственно-распорядительных функций и местных условий.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.).
2. Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным Собранием РФ (Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1695.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 03.11.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 30.06.2016) // СПС "КонсультантПлюс".
5. Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Информационно-правовой аспект: Монография. Саратов, 2012.
6. Волкова Л.П. Органы исполнительной власти: система и компетенция. Lektsii.org 2015.
7. Доронина О.Н. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 17 - 22.
8. Конин Н.М., Старилов Ю.Н. Административное право России. М.: Норма; Инфра-М, 2010.
9. Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 11 - 14.
10. Упоров И.В., Старков О.В. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция". М.: Юнити-Дана, 2015.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑