• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Особенности отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания следственных изоляторов (Лаверычева С.А.)

Особенности отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания следственных изоляторов (Лаверычева С.А.)

Дата размещения статьи: 23.11.2017

Особенности отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания следственных изоляторов (Лаверычева С.А.)

Уголовное наказание - основная форма реализации государственного принуждения за совершение преступления. Сущность наказания заключается в правоограничениях, которые установлены законом. Прежде всего это сокращение либо полное лишение на определенный срок тех или иных прав и законных интересов личности и наделение ее обязанностями, несвойственными свободным людям. В результате лицо приобретает специальный статус, содержание которого в большей части относится к сфере режима.
Статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) определяет режим в исправительных учреждениях как установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Требования режима обязательны для всех видов исправительных учреждений и для всех категорий осужденных. Не являются исключением и осужденные, зачисленные в отряды хозяйственного обслуживания следственных изоляторов (далее - СИЗО).
УИК РФ предусматривает содержание таких осужденных на условиях, характерных для исправительных колоний общего режима (обычные, облегченные, строгие). В зависимости от поведения, отношения к труду и обучению правовое положение осужденных, содержащихся в СИЗО, "может меняться как в лучшую, так и в худшую для них сторону, и не один раз" <1>.
--------------------------------
<1> Громадская Н.В. Исполнение следственными изоляторами уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. N 1(17). С. 19.

Данный способ воздействия на осужденных к лишению свободы получил в пенитенциарной практике название прогрессивной (ступенчатой) системы отбывания наказания, которая реализуется в двух формах: в пределах одного учреждения и путем перевода из одного исправительного учреждения в другое. Необходимо отметить, что в советской науке исправительно-трудового права велись дискуссии по вопросу об эффективности прогрессивной системы. Так, Б.С. Утевский и А.Е. Наташев настаивали на том, что прогрессивная система порождает угодничество, мимикрию и эффект "хамелеонства" со стороны осужденных, потворствует их желанию сформировать ложное представление о своем исправлении и наряду с системой пробации и институтом условно-досрочного освобождения приводит к формированию "не хороших людей, а хороших заключенных" <2>. То есть не подлинно, по-настоящему исправившихся, а только делающих вид, что они исправились, стремящихся лишь к тому, чтобы хорошо показать себя перед сотрудниками учреждения и заслужить различные поощрения, включая условно-досрочное освобождение. Другие исследователи, такие, как М.П. Мелентьев, А.Ф. Сизый, Н.А. Стручков, указывали на эффективность и полезность данной системы, и вышеприведенные доводы и наблюдения они относили к исключениям из положительной практики.
--------------------------------
<2> См. подробнее об этом: Утевский Б.С. Режим // От тюрем к воспитательным учреждениям: Сборник статей Института уголовной политики / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1934. С. 227; Наташев А.Е. Неприемлемость "прогрессивной системы" отбывания лишения свободы // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства: Сборник научных работ / Под ред. В.А. Познанского. Саратов, 1961. С. 249 - 250.

Несмотря на эти дискуссии, прогрессивная система закреплена в уголовно-исполнительном законодательстве и успешно реализуется на практике как в исправительных колониях, так и в следственных изоляторах в отношении осужденных, зачисленных в отряды хозяйственного обслуживания СИЗО, правда, несколько в иной форме.
Согласно ст. 77 и 121 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в СИЗО, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от других лиц. Первоначально они находятся в обычных условиях, где им в течение года разрешается иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, получать шесть посылок (передач) и шесть бандеролей, ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч рублей.
По отбытии не менее шести месяцев лишения свободы (при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду) осужденные могут быть переведены в облегченные условия, где в течение года они имеют право получать шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий, 12 посылок (передач) и 12 бандеролей, ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения. Если осужденный, отбывающий уголовное наказание в обычных условиях исправительной колонии общего режима, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то его переводят в строгие условия. Но в следственных изоляторах они отсутствуют <3>. Поэтому осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в СИЗО, этапируют в исправительную колонию общего режима.
--------------------------------
<3> Ельчанинов А.П. Проблемы правового регулирования содержания осужденных в следственных изоляторах в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 2. С. 10.

Учитывая эту особенность, Е.В. Нечаева считает, что элементы прогрессивной системы в следственных изоляторах "представлены в усеченном варианте", и для устранения этого недостатка предлагает установить в них "трехступенчатую систему условий содержания осужденных" <4>. Представляется, что это нововведение лишь усложнит структуру следственных изоляторов, при этом содержательная сторона режима существенно не изменится.
--------------------------------
<4> Нечаева Е.В. Реализация прогрессивной системы исполнения наказания в следственном изоляторе // Закон и право. 2006. N 7. С. 19.

Следует обратить внимание на неприменение в отношении рассматриваемой категории осужденных законодательно установленной возможности (ст. 78 УИК РФ) изменения вида исправительного учреждения (перевод в колонию-поселение). Для них предусмотрен резкий переход от условий изоляции к условиям полной свободы, что не соответствует "гуманному институту уголовно-исполнительного права" <5>. Кроме того, как справедливо заметил П.М. Малинин <6>, колония-поселение может стать тем "индикатором", который показывает истинные намерения осужденного к правопослушному образу жизни.
--------------------------------
<5> Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 93.
<6> Малинин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания лишения свободы. Краснодар: Краснодарский юрид. ин-т МВД России, 2001. С. 136.

Кроме того, в СИЗО крайне редко применяется положение ст. 121 УИК РФ, в соответствии с которым осужденный, отбывающий уголовное наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождается из-под стражи <7>. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Н.В. Громадской, которая считает, что "неприменение этой нормы к категории осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, должно быть законодательно закреплено или закон должен исполняться. Это для них стимул, которого незаконно лишают" <8>.
--------------------------------
<7> Бабаян С.Л. Проблемы совершенствования поощрительного института замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 4. С. 20 - 23.
<8> Громадская Н.В. Там же.

Следует обратить внимание на существенные отличия элементов режима следственных изоляторов в сторону объективного усиления по сравнению с исправительными колониями общего режима. Несмотря на то что осужденные в СИЗО содержатся в незапираемых общих камерах, свои обязанности по выполнению работ они вынуждены выполнять в режимных помещениях. Это приводит к созданию более строгих условий отбывания наказания, чем в колониях общего режима <9>. То есть большую часть времени лица из отряда хозяйственного обслуживания вынуждены проводить на территории режимной зоны учреждения, в закрытых помещениях и изолированных зданиях, так как именно здесь сосредоточены жилые и производственные корпуса, пищеблок, санпропускник, медицинская часть, и на территории хозяйственного двора, где сосредоточены склады, хранилища, гаражи, хозяйственные мастерские и различные подсобные помещения. Даже спортивная площадка и прогулочный дворик также размещены в зоне замкнутого пространства изолированных участков.
--------------------------------
<9> Середа С.П. Роль места отбывания наказания в виде лишения свободы в реализации принципов гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 4. С. 36.

На это обращают внимание ряд авторов и считают необходимым смягчить режим в отношении указанной категории осужденных. Предлагается засчитывать один год работы в отряде хозяйственного обслуживания за 1 год и 3 месяца или 1,5 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима, увеличение количества посылок, свиданий и разрешаемых к расходованию сумм денежных средств.
Однако эти предложения не находят должного обоснования. Ведь осужденные сами принимают решение об отбывании наказания в СИЗО, причем сугубо добровольно. При этом их никто не лишает права перевода в исправительную колонию общего режима. Более того, согласно результатам проведенного нами исследования можно с уверенностью сказать, что количество лиц, изъявивших желание отбывать наказание в колонии общего режима, минимально (около 8%). Данный факт прямо указывает на то, что их вполне устраивают условия отбывания наказания, в которых они находятся.
Таким образом, хотя уголовно-исполнительное законодательство закрепляет содержание осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, на условиях, предусмотренных для исправительных колоний общего режима, результаты проведенного анализа указывают на существенные отличия. Ввиду отсутствия возможности создания на территории следственного изолятора строгих условий представляется необходимым закрепить существующую структуру условий содержания на законодательном уровне, что потребует внесения соответствующей поправки в ч. 3 ст. 77 УИК РФ.

Литература

1. Бабаян С.Л. Проблемы совершенствования поощрительного института замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 4. С. 20 - 23.
2. Громадская Н.В. Исполнение следственными изоляторами уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. N 1(17). С. 16 - 20.
3. Ельчанинов А.П. Проблемы правового регулирования содержания осужденных в следственных изоляторах в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 2. С. 9 - 11.
4. Малинин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания лишения свободы. Краснодар: Краснодарский юрид. ин-т МВД России, 2001. С. 135 - 139.
5. Мелентьев М.П. Структура советского исправительно-трудового права: Учебное пособие. Рязань, 1981. С. 46 - 48.
6. Минзяева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М.: НОРМА, 2001. С. 181.
7. Нечаева Е.В. Реализация прогрессивной системы исполнения наказания в следственном изоляторе // Закон и право. 2006. N 7. С. 17 - 19.
8. Середа С.П. Роль места отбывания наказания в виде лишения свободы в реализации принципов гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2008. N 4. С. 36.
9. Сизая Е.А. Принцип гуманизма при исполнении наказания в виде лишения свободы: Автореф. дис. ... к. ю. н. Казань, 2004. 22 с.
10. Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики). Рязань, 1993. С. 45.
11. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 93.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑