• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам (Дворянсков И.В., Кузнецов А.И.)

К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам (Дворянсков И.В., Кузнецов А.И.)

Дата размещения статьи: 23.11.2017

К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам (Дворянсков И.В., Кузнецов А.И.)

В 2015 г. на учете уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России (далее - УИИ) состоял 853 531 осужденный, из них осужденных к наказанию в виде исправительных работ - 120 739 (в том числе - 206 несовершеннолетних), что составляет 14,1% от общего числа осужденных, состоявших на учете УИИ в отчетном периоде.
Порядок назначения и исполнения исправительных работ, а также ответственность осужденных за уклонение от отбывания наказания и нарушение условий, установленных законом и приговором суда, регулируется нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Исполнение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества: история и современность: Монография / А.В. Быков, И.В. Дворянсков, Г.А. Бурмакин, А.Ш. Габараев и др. Тверь, 2016; Шамсунов С.Х., Пещеров Г.И. Перспективы развития современной уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 5. С. 5 - 7; Данелян С.В., Микаелян А.С. Обязательные, исправительные и принудительные работы в свете международных стандартов прав человека и обращения с осужденными // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 6. С. 27 - 32.

Однако анализ правового регулирования и практики исполнения наказания в виде исправительных работ обнаруживает ряд проблемных вопросов. Одним из них является несогласованность правовой регламентации поведения осужденного в период отбывания исправительных работ и ответственности за нарушение условий такого отбывания.
Так, ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) запрещает увольнять осужденного по собственному желанию без письменного разрешения УИИ. В его обязанности входит сообщать в УИИ в 10-дневный срок об изменении места работы и жительства. Он также не имеет права отказаться от предложенной ему работы. В то же время ст. 46 УИК РФ, регламентируя ответственность осужденного к исправительным работам, не предусматривает в качестве ее оснований указанные выше условия (ст. 40 УИК РФ). В ч. 1 ст. 46 УИК РФ установлено, что "нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:
- неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
- неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
- прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения".
Возникает вопрос, как квалифицировать поведение осужденного, который получает в УИИ предписание для трудоустройства, в течение 5 дней является к работодателю, но отказывается от предложенной ему работы либо в процессе отбывания наказания увольняется с места работы по собственному желанию без уведомления УИИ? Имеются ли у УИИ основания для привлечения осужденного к ответственности? К сожалению, по действующему законодательству такое поведение формально не является нарушением и никакой ответственности за это не наступает. При этом УИИ не располагает необходимыми средствами воздействия на таких осужденных, что делает ее работу в подобных ситуациях заведомо неэффективной.
Полагаем, что налицо пробел в правовом регулировании, приводящий к несогласованности норм, предусмотренных ст. 40 и 46 УИК РФ. В этой связи сотрудники УИИ не могут в полной мере осуществлять свою деятельность по привлечению к ответственности лиц, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, а соответственно, и исполнять наказание и проводить воспитательную работу с осужденными на должном уровне.
В п. 5.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 (в ред. от 29 ноября 2016 г.) "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" <2> фактически констатируется, что нарушение осужденным условий, определенных в ст. 40 УИК РФ, является основанием, по которому УИИ вправе вынести осужденному письменное предупреждение о замене исправительных работ другим видом наказания.
--------------------------------
<2> См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. N 3.

Вместе с тем в целях устранения противоречий и совершенствования правового регулирования ответственности осужденных к исправительным работам за нарушение условий отбывания наказания считаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 46 УИК РФ п. "д" следующего содержания:
"д) нарушение осужденным условий, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 5 ст. 40 настоящего Кодекса".
Полагаем также, что за злостное уклонение лица, осужденного к исправительным работам, равно как и к обязательным работам, должна быть установлена уголовная ответственность. Понятие "злостное уклонение" от указанных наказаний дано соответственно в ст. 30, ч. 3 ст. 46, ч. 4 ст. 58 УИК РФ. В отношении уклонения осужденных от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывших к месту отбывания наказания понятие "злостное уклонение" не предусмотрено (Приказ Минюста РФ от 6 апреля 2009 г. N 102 "Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания" в ред. от 1 февраля 2012 г.) <3>. Однако признаками злостности в данном случае могут быть: сокрытие осужденного; неявка осужденного для получения предписания или неприбытие к месту отбывания наказания в течение более 30 дней после истечения установленного в предписании срока.
--------------------------------
<3> Российская газета. N 68. 2009. 17 апр.

Количественные характеристики общественной опасности таких деяний связаны прежде всего с их распространенностью. Согласно сведениям ФСИН о деятельности УИИ за 2015 г. численность осужденных, в отношении которых была произведена замена, в 2015 г. - 49 846 чел. (в 2014 г. - 61 624 чел.), что является достаточно высоким показателем.
В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания указанных наказаний, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене другим видом наказания. Однако Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) в отношении некоторых наказаний (исправительные работы - ч. 4 ст. 50, ограничение свободы - ч. 5 ст. 53 УК РФ) предусматривает факультативное право суда применить замену. Иными словами, суд может не усмотреть такой необходимости, что оставляет указанные выше меры реагирования без какого-либо эффекта.
В этой связи предлагаем внести дополнение в ч. 1 ст. 314 УК РФ, изложив в следующей редакции: "1. Злостное уклонение лица, осужденного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы от отбывания наказания, - наказывается...".
Очевидно, что криминализация злостного уклонения от указанных наказаний и уголовно-исполнительных мер обеспечит большую эффективность предупреждения подобных деяний.
Еще одним проблемным вопросом, по нашему мнению, является замена исправительных работ другим видом наказания в отношении несовершеннолетних осужденных и лиц, которым неотбытая часть лишения свободы была заменена на исправительные работы. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до шестнадцати лет впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
В п. 5.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что положения ч. 4 ст. 50 УК РФ неприменимы к тем категориям несовершеннолетних осужденных, которым в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Мы полагаем, что в возникшей ситуации нарушается принцип неотвратимости наказания, так как несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой и средней тяжести, может уклониться от исполнения наказания в виде исправительных работ, при этом не неся никакой ответственности.
Не решены вопросы ответственности и относительно осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена исправительными работами в соответствии со ст. 80 УК РФ за нарушения при отбывании исправительных работ. В связи с чем нормы об ответственности к данным лицам применяются на общих основаниях в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ.
Например, Постановлением Соликамского городского суда Пермского края от 19 декабря 2011 г. гр. П-ву, осужденному 24 ноября 2010 г. Индустриальным районным судом г. Перми по ч 1. ст. 158, ч. 1 ст. 159, ч. 2 ст. 69, ст. 70 УК РФ к трем годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, неотбытое наказание в виде лишения свободы заменено на исправительные работы сроком на один год десять месяцев тринадцать дней с удержанием ежемесячно 5% заработка в доход государства. 5 марта 2012 г. гр. П-в был поставлен на учет в УИИ, ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, после чего был трудоустроен к ИП Шикаревой Т.Л. на должность грузчика.
В период отбывания наказания П-в злостно уклонялся от отбывания наказания, в связи с чем постановлением Индустриального районного суда г. Перми неотбытая часть наказания в виде исправительных работ была заменена осужденному наказанием в виде лишения свободы сроком на пять месяцев девятнадцать дней с отбыванием наказания в колонии общего режима. Таким образом, осужденному, который не встал на путь исправления, проявил неуважение к обществу и государству, срок наказания был сокращен в три раза, а также смягчен режим его отбывания.
Необходимо обратить внимание, что согласно статистическим данным <4>, в 2015 году на учете УИИ состояло 7 226 осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы была заменена на исправительные работы, что составляет 6% от общего числа осужденных к исправительным работам, состоявшим на учете УИИ в 2015 г.
--------------------------------
<4> Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций: отчет ФСИН-1. Разд. 15, графа 9.

В целях обеспечения принципов справедливости при исполнении уголовных наказаний и предупреждения новых преступлений предлагаем: дополнить ст. 80 УК РФ ч. 5 (аналогично ч. 6 ст. 79 УК РФ) или ч. 4 ст. 50 УК РФ абзацем следующего содержания: "Лицам, которым исправительные работы были назначены в качестве замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, в порядке ст. 80 УК РФ неотбытое наказание заменяется из расчета один день лишения свободы за один день исправительных работ".
Наличие пробелов в правовом регулировании исполнения исправительных работ усложняет правоприменительную деятельность сотрудников УИИ, судей и иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Это требует не только корректировки соответствующих норм законодательства, но и дальнейшей разработки теоретических основ уголовно-исполнительного обеспечения исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Литература

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 (в ред. от 29 ноября 2016 г.) "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. N 3.
2. Приказ Минюста РФ от 6 апреля 2009 г. N 102 "Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания" (в ред. от 1 февраля 2012 г.) // Российская газета. N 68. 2009.
3. Габараев А.Ш. Теоретические и методологические основы развития уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ // Актуальные проблемы уголовной политики: история, современность и перспективы: труды международной научной конференции. 2016. С. 59 - 65.
4. Данелян С.В., Микаелян А.С. Обязательные, исправительные и принудительные работы в свете международных стандартов прав человека и обращения с осужденными // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 6. С. 27 - 32.
5. Исполнение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества: история и современность: Монография / А.В. Быков, И.В. Дворянсков, Г.А. Бурмакин, А.Ш. Габараев и др. Тверь, 2016.
6. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций: отчет ФСИН-1. Разд. 15, графа 9.
7. Шамсунов С.Х., Пещеров Г.И. Перспективы развития современной уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 5. С. 5 - 7.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑