• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам (Дворянсков И.В., Кузнецов А.И.)

К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам (Дворянсков И.В., Кузнецов А.И.)

Дата размещения статьи: 23.11.2017

К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам (Дворянсков И.В., Кузнецов А.И.)

В 2015 г. на учете уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России (далее - УИИ) состоял 853 531 осужденный, из них осужденных к наказанию в виде исправительных работ - 120 739 (в том числе - 206 несовершеннолетних), что составляет 14,1% от общего числа осужденных, состоявших на учете УИИ в отчетном периоде.
Порядок назначения и исполнения исправительных работ, а также ответственность осужденных за уклонение от отбывания наказания и нарушение условий, установленных законом и приговором суда, регулируется нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Исполнение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества: история и современность: Монография / А.В. Быков, И.В. Дворянсков, Г.А. Бурмакин, А.Ш. Габараев и др. Тверь, 2016; Шамсунов С.Х., Пещеров Г.И. Перспективы развития современной уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 5. С. 5 - 7; Данелян С.В., Микаелян А.С. Обязательные, исправительные и принудительные работы в свете международных стандартов прав человека и обращения с осужденными // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 6. С. 27 - 32.

Однако анализ правового регулирования и практики исполнения наказания в виде исправительных работ обнаруживает ряд проблемных вопросов. Одним из них является несогласованность правовой регламентации поведения осужденного в период отбывания исправительных работ и ответственности за нарушение условий такого отбывания.
Так, ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) запрещает увольнять осужденного по собственному желанию без письменного разрешения УИИ. В его обязанности входит сообщать в УИИ в 10-дневный срок об изменении места работы и жительства. Он также не имеет права отказаться от предложенной ему работы. В то же время ст. 46 УИК РФ, регламентируя ответственность осужденного к исправительным работам, не предусматривает в качестве ее оснований указанные выше условия (ст. 40 УИК РФ). В ч. 1 ст. 46 УИК РФ установлено, что "нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:
- неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
- неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
- прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения".
Возникает вопрос, как квалифицировать поведение осужденного, который получает в УИИ предписание для трудоустройства, в течение 5 дней является к работодателю, но отказывается от предложенной ему работы либо в процессе отбывания наказания увольняется с места работы по собственному желанию без уведомления УИИ? Имеются ли у УИИ основания для привлечения осужденного к ответственности? К сожалению, по действующему законодательству такое поведение формально не является нарушением и никакой ответственности за это не наступает. При этом УИИ не располагает необходимыми средствами воздействия на таких осужденных, что делает ее работу в подобных ситуациях заведомо неэффективной.
Полагаем, что налицо пробел в правовом регулировании, приводящий к несогласованности норм, предусмотренных ст. 40 и 46 УИК РФ. В этой связи сотрудники УИИ не могут в полной мере осуществлять свою деятельность по привлечению к ответственности лиц, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, а соответственно, и исполнять наказание и проводить воспитательную работу с осужденными на должном уровне.
В п. 5.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 (в ред. от 29 ноября 2016 г.) "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" <2> фактически констатируется, что нарушение осужденным условий, определенных в ст. 40 УИК РФ, является основанием, по которому УИИ вправе вынести осужденному письменное предупреждение о замене исправительных работ другим видом наказания.
--------------------------------
<2> См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. N 3.

Вместе с тем в целях устранения противоречий и совершенствования правового регулирования ответственности осужденных к исправительным работам за нарушение условий отбывания наказания считаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 46 УИК РФ п. "д" следующего содержания:
"д) нарушение осужденным условий, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 5 ст. 40 настоящего Кодекса".
Полагаем также, что за злостное уклонение лица, осужденного к исправительным работам, равно как и к обязательным работам, должна быть установлена уголовная ответственность. Понятие "злостное уклонение" от указанных наказаний дано соответственно в ст. 30, ч. 3 ст. 46, ч. 4 ст. 58 УИК РФ. В отношении уклонения осужденных от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывших к месту отбывания наказания понятие "злостное уклонение" не предусмотрено (Приказ Минюста РФ от 6 апреля 2009 г. N 102 "Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания" в ред. от 1 февраля 2012 г.) <3>. Однако признаками злостности в данном случае могут быть: сокрытие осужденного; неявка осужденного для получения предписания или неприбытие к месту отбывания наказания в течение более 30 дней после истечения установленного в предписании срока.
--------------------------------
<3> Российская газета. N 68. 2009. 17 апр.

Количественные характеристики общественной опасности таких деяний связаны прежде всего с их распространенностью. Согласно сведениям ФСИН о деятельности УИИ за 2015 г. численность осужденных, в отношении которых была произведена замена, в 2015 г. - 49 846 чел. (в 2014 г. - 61 624 чел.), что является достаточно высоким показателем.
В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания указанных наказаний, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене другим видом наказания. Однако Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) в отношении некоторых наказаний (исправительные работы - ч. 4 ст. 50, ограничение свободы - ч. 5 ст. 53 УК РФ) предусматривает факультативное право суда применить замену. Иными словами, суд может не усмотреть такой необходимости, что оставляет указанные выше меры реагирования без какого-либо эффекта.
В этой связи предлагаем внести дополнение в ч. 1 ст. 314 УК РФ, изложив в следующей редакции: "1. Злостное уклонение лица, осужденного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы от отбывания наказания, - наказывается...".
Очевидно, что криминализация злостного уклонения от указанных наказаний и уголовно-исполнительных мер обеспечит большую эффективность предупреждения подобных деяний.
Еще одним проблемным вопросом, по нашему мнению, является замена исправительных работ другим видом наказания в отношении несовершеннолетних осужденных и лиц, которым неотбытая часть лишения свободы была заменена на исправительные работы. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до шестнадцати лет впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
В п. 5.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что положения ч. 4 ст. 50 УК РФ неприменимы к тем категориям несовершеннолетних осужденных, которым в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Мы полагаем, что в возникшей ситуации нарушается принцип неотвратимости наказания, так как несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой и средней тяжести, может уклониться от исполнения наказания в виде исправительных работ, при этом не неся никакой ответственности.
Не решены вопросы ответственности и относительно осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена исправительными работами в соответствии со ст. 80 УК РФ за нарушения при отбывании исправительных работ. В связи с чем нормы об ответственности к данным лицам применяются на общих основаниях в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ.
Например, Постановлением Соликамского городского суда Пермского края от 19 декабря 2011 г. гр. П-ву, осужденному 24 ноября 2010 г. Индустриальным районным судом г. Перми по ч 1. ст. 158, ч. 1 ст. 159, ч. 2 ст. 69, ст. 70 УК РФ к трем годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, неотбытое наказание в виде лишения свободы заменено на исправительные работы сроком на один год десять месяцев тринадцать дней с удержанием ежемесячно 5% заработка в доход государства. 5 марта 2012 г. гр. П-в был поставлен на учет в УИИ, ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, после чего был трудоустроен к ИП Шикаревой Т.Л. на должность грузчика.
В период отбывания наказания П-в злостно уклонялся от отбывания наказания, в связи с чем постановлением Индустриального районного суда г. Перми неотбытая часть наказания в виде исправительных работ была заменена осужденному наказанием в виде лишения свободы сроком на пять месяцев девятнадцать дней с отбыванием наказания в колонии общего режима. Таким образом, осужденному, который не встал на путь исправления, проявил неуважение к обществу и государству, срок наказания был сокращен в три раза, а также смягчен режим его отбывания.
Необходимо обратить внимание, что согласно статистическим данным <4>, в 2015 году на учете УИИ состояло 7 226 осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы была заменена на исправительные работы, что составляет 6% от общего числа осужденных к исправительным работам, состоявшим на учете УИИ в 2015 г.
--------------------------------
<4> Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций: отчет ФСИН-1. Разд. 15, графа 9.

В целях обеспечения принципов справедливости при исполнении уголовных наказаний и предупреждения новых преступлений предлагаем: дополнить ст. 80 УК РФ ч. 5 (аналогично ч. 6 ст. 79 УК РФ) или ч. 4 ст. 50 УК РФ абзацем следующего содержания: "Лицам, которым исправительные работы были назначены в качестве замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, в порядке ст. 80 УК РФ неотбытое наказание заменяется из расчета один день лишения свободы за один день исправительных работ".
Наличие пробелов в правовом регулировании исполнения исправительных работ усложняет правоприменительную деятельность сотрудников УИИ, судей и иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Это требует не только корректировки соответствующих норм законодательства, но и дальнейшей разработки теоретических основ уголовно-исполнительного обеспечения исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Литература

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 (в ред. от 29 ноября 2016 г.) "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. N 3.
2. Приказ Минюста РФ от 6 апреля 2009 г. N 102 "Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания" (в ред. от 1 февраля 2012 г.) // Российская газета. N 68. 2009.
3. Габараев А.Ш. Теоретические и методологические основы развития уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ // Актуальные проблемы уголовной политики: история, современность и перспективы: труды международной научной конференции. 2016. С. 59 - 65.
4. Данелян С.В., Микаелян А.С. Обязательные, исправительные и принудительные работы в свете международных стандартов прав человека и обращения с осужденными // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 6. С. 27 - 32.
5. Исполнение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества: история и современность: Монография / А.В. Быков, И.В. Дворянсков, Г.А. Бурмакин, А.Ш. Габараев и др. Тверь, 2016.
6. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций: отчет ФСИН-1. Разд. 15, графа 9.
7. Шамсунов С.Х., Пещеров Г.И. Перспективы развития современной уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 5. С. 5 - 7.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑