• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > О контроле за осуществлением переданных полномочий в сфере здравоохранения (Шишов М.А.)

О контроле за осуществлением переданных полномочий в сфере здравоохранения (Шишов М.А.)

Дата размещения статьи: 23.11.2017

О контроле за осуществлением переданных полномочий в сфере здравоохранения (Шишов М.А.)

Одной из особенностей законодательства в сфере здравоохранения является наличие блока переданных полномочий как органам государственной власти субъектов РФ, так и органам местного самоуправления. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) органам государственной власти субъектов РФ передано лицензирование медицинской деятельности. В свою очередь, субъект Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ вправе передать органам местного самоуправления свои полномочия по организации оказания медицинской помощи. Одним из подобных примеров является Областной закон от 7 сентября 2011 г. N 660-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи". В то же время для предотвращения возможного произвола, ущемления прав граждан или недопустимо широкого усмотрения в рамках реализации переданных полномочий необходимо наличие эффективного контроля за их осуществлением. О необходимости совершенствования правовой и методической базы для осуществления данного контроля указано в государственной программе Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307.
С учетом вышеизложенного целью данной статьи является рассмотрение отдельных аспектов законодательства, потенциально отрицательно влияющих на эффективность контроля за осуществлением переданных полномочий в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.
С одной стороны, контроль за соблюдением органами местного самоуправления прав граждан в сфере охраны здоровья регулируется Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1152. С другой стороны, к осуществлению переданных полномочий по организации оказания медицинской помощи согласно ст. 17 Федерального закона N 323-ФЗ должны применяться положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Как следствие, данный вид контроля может рассматриваться как государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотренный ст. ст. 21, 77 Федерального закона N 131-ФЗ. Особенностью Федерального закона N 131-ФЗ является то, что он уполномочивает административный орган выдавать предписания по устранению выявленных нарушений, но не предусматривает права проводить проверки по контролю за исполнением предписаний. Не предусмотрено данного права и в перечне полномочий органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья, установленном ст. 86 Федерального закона N 323-ФЗ. В результате возникает коллизия: обязанность выдать предписание не сопровождается соответствующими полномочиями проверить его исполнение. Формально проверить исполнение предписания возможно в рамках административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ, однако для этого необходимо предварительное поступление сведений о неисполнении предписания, свидетельствующего о выявлении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ. В комплексе вышеизложенное не может не отражаться на эффективности соответствующего контроля.
Следующая коллизия связана с непосредственной возможностью органов местного самоуправления реализовать переданные полномочия по организации оказания медицинской помощи на уровне муниципальных медицинских организаций. Например, в соответствии со ст. 1 Областного закона Ростовской области от 7 сентября 2011 г. N 660-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по организации оказания жителям Ростовской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органу исполнительной власти Ростовской области в сфере охраны здоровья). В то же время согласно письму Минздрава России от 21 декабря 2015 г. N 11-9/10/2-7796 [1] в целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий рекомендуется предусматривать медицинские организации второго уровня, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения. Как следствие, возникает коллизия: с одной стороны, в муниципальной медицинской организации рекомендовано организовать межрайонное отделение, с другой стороны, данные действия будут выходить за пределы полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ. В результате может "пострадать" право пациента на получение медицинской помощи в муниципальных медицинских организациях второго уровня в рамках территориальных программ государственных гарантий. В свою очередь, эффективность федерального государственного контроля за реализацией переданных полномочий зависит от наличия соответствующих правовых норм, не допускающих произвольного толкования, ясно устанавливать перечень обязанностей и пределы полномочий как органов государственной власти субъектов РФ, так и органов местного самоуправления. Сфера здравоохранения является социально значимой, как следствие, представляется целесообразным, чтобы обязанности по организации оказания медицинской помощи были конкретизированы на уровне федерального законодательства, например, в части нормирования количества, структуры и оснащенности медицинских организаций, с учетом допустимых отклонений, обусловленных региональными особенностями. В противном случае контроль за организацией медицинской помощи в регионе подменяется контролем за ее организацией на уровне отдельной взятой медицинской организации.
Далее перейдем к вопросу о контроле за переданными полномочиями в сфере лицензирования, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 12 августа 2008 г. N 418н "Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения" (далее - Порядок контроля переданных полномочий). Например, рассмотрим ситуацию, при которой административный орган в рамках проверки переданных полномочий выявляет факт неправомерного предоставления лицензии. Особенностью Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) является то, что для недобровольного приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии на осуществление медицинской деятельности необходимо наличие соответствующего судебного решения. При этом до вынесения соответствующего судебного решения необходимо проведение проверки в рамках лицензионного контроля, выявившей грубое нарушение лицензионных требований. В то же время положения ч. 10 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ не предусматривают возможность проведения внеплановой выездной проверки в отношении лицензиата на основании установленных фактов о допущенных лицензирующим органом нарушений при предоставлении соответствующей лицензии. В свою очередь, право направления предписаний об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий по лицензированию не имеет коррелирующих с ним положений Федерального закона N 99-ФЗ. Иными словами, лицензирующий орган не вправе "пересмотреть" свое решение или каким-либо иным образом "отозвать" уже выданную лицензию. Сходная ситуация возникает и в рамках контроля за внесением лицензирующими органами (органами государственной власти субъектов РФ) сведений в единый реестр лицензий. С одной стороны, контроль за внесением данных сведений предусмотрен соответствующим Порядком контроля переданных полномочий. С другой стороны, положения ст. 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривают право проводить плановые проверки не чаще одного раза в два года. В свою очередь, проверить достоверность внесенных сведений в единый реестр лицензий без рассмотрения соответствующего лицензионного дела в рамках плановой проверки не представляется возможным. В то же время обязанность лицензирующим органом вносить сведения в реестр лицензий не подкреплена соответствующей административной ответственностью за внесение недостоверных данных. Вышеизложенные факты в комплексе создают предпосылки для злоупотреблений со стороны лицензирующих органов.
В научной юридической литературе высказывалось мнение о том, что процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен быть построен на отношениях сотрудничества, а не создавать почву для непонимания и конфликтов [2]. Представляется целесообразным, что данный тезис применим и к федеральному государственному контролю за осуществлением переданных полномочий в сфере охраны здоровья. Наличие функции контроля у соответствующих административных органов в отсутствие конкретизированного сбалансированного перечня прав, обязанностей и источников финансирования у "органов-получателей" переданных полномочий не может рассматриваться как "панацея" эффективного осуществления данных полномочий. Как следствие, необходима смена концепции осуществления федерального государственного контроля в сфере здравоохранения. В рассматриваемом случае он должен в том числе играть роль обратной связи в системе: норма правового акта - подпадающая под ее регулирование медицинская организация - уполномоченный орган власти. Как результат, реализация контролирующих функций должна приводить к выявлению и устранению правовых коллизий и способствовать обеспечению конституционных прав граждан. Однако для эффективной реализации подобной обратной связи административный орган контроля должен быть отделен от органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. В настоящее время в сфере здравоохранения орган государственного контроля - Росздравнадзор - подведомственен органу, регулирующему сферу здравоохранения, - Минздраву России. Кроме того, необходимо, чтобы профилактическая составляющая контроля за переданными данными была не формальностью, но кропотливой и постоянной работой по оптимизации нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, с учетом результатов мероприятий по контролю на уровне отдельных регионов Российской Федерации.

Литература

1. Письмо Минздрава России от 21 декабря 2015 г. N 1 1-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год".
2. Волкова Л.П. Проблемы правового регулирования полномочий исполнительных органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 8. С. 27 - 29.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑