• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки (Мошкова Д.М.)

Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки (Мошкова Д.М.)

Дата размещения статьи: 05.12.2017

Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки (Мошкова Д.М.)

Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития от сырьевой экономики к "экономике знаний", где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе принципиально новых (инновационных) продуктов, процессов и технологий и введение их в гражданский оборот. В свою очередь, в Российской Федерации сфера образования и науки стали приобретать инновационный характер. В нашей стране создается инновационная система, состоящая из многих элементов, таких как центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.
В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия "инновационная деятельность" <1>. Инновационную деятельность можно рассматривать как деятельность, направленную на доведение научно-технических разработок до результата, который может стать необходимым в практическом применении. В объем инновационной деятельности включены все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также деятельность по освоению полученных в ходе инноваций результатов в производстве и потреблении.
--------------------------------
<1> См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 23; Медынский В.Г., Шершукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 49.

На современном этапе развития российского законодательства Закон об инновационной деятельности в Российской Федерации отсутствует. Однако определение инновационной деятельности представлено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 <2>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.

Между тем инновации требуют значительных финансовых вложений, а сами инвестиции в инновационную сферу обладают рядом особенностей, которые обусловлены тем, что:
- финансовые вложения носят долгосрочный характер, поскольку от момента начала исследований и до момента внедрения полученных результатов в производство может уходить до нескольких десятков лет;
- инвестиции в наукоемкие производства являются высокорисковыми - в данной сфере отсутствуют гарантии того, что полученные результаты будут практически применимыми или же вообще будут получены.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что сфера инноваций является не самой привлекательной для частного бизнеса, в этой связи главным источником финансирования инновационной деятельности, в особенности в нашей стране, становятся средства федерального бюджета.
В Российской Федерации основным источником финансирования наукоемких отраслей остается федеральный бюджет, однако немаловажную роль в поддержке субъектов инновационной деятельности играют и бюджеты субъектов РФ.
Анализ законодательства субъектов РФ позволяет выделить следующие основные виды государственной поддержки, предоставляемой субъектам инновационной деятельности:
- меры государственной поддержки финансового характера, к которым относятся предоставление бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, государственных гарантий, налоговых инвестиционных кредитов и иных налоговых льгот, размещение государственного заказа на поставку продукции субъектов инновационной деятельности, предоставление премий и грантов, учреждение венчурных фондов, занимающихся финансированием высокорисковых инновационных проектов;
- иные виды государственной поддержки, например, предоставление консультационных услуг, производственно-техническая поддержка, проведение круглых столов и семинаров по проблемам инновационной деятельности и т.д.
При этом необходимо отметить, что законодательство субъектов РФ предусматривает сочетание различных мер государственной поддержки инновационной деятельности, а их перечень носит открытый характер.
Так, нормативными актами данной группы устанавливаются различные источники финансирования инновационной деятельности. Например, п. 1 ст. 10 Закона Краснодарского края "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае" от 05.04.2010 N 1946-КЗ <3> определяет, что финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет:
--------------------------------
<3> Кубанские новости. 2010. N 57.

1) средств федерального бюджета, предусмотренных целевыми программами развития отраслей экономики;
2) средств краевого бюджета, предусмотренных целевыми программами развития отраслей;
3) экономики Краснодарского края;
4) внебюджетных средств;
5) других, не запрещенных законодательством источников.
Кроме того, законы субъектов устанавливают различные порядки и сроки предоставления государственной поддержки инновационных проектов. Так, п. 2 ст. 11 Закона Краснодарского края "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае" установлено, что государственная поддержка предоставляется субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 07.07.2004 "Об инновационной деятельности в городе Москве" <4> установлено, что финансовое обеспечение инновационной деятельности имеет целевой характер, поскольку концентрация бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационных программ (проектов) основывается на сочетании различных источников финансирования. За счет средств бюджета г. Москвы финансируются организация и осуществление инновационных программ (проектов), направленных на реализацию инновационной политики г. Москвы.
--------------------------------
<4> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 44.

Развитие инновационной экономики ставит различные задачи перед Российским государством. Использование административного рычага в целях вовлечения инвестиций в инновационную деятельность является одним из наиболее действенных механизмов на сегодняшний день. Однако методы государственного регулирования могут носить как диспозитивный, так и императивный характер.
Типичным примером применения императивного метода является принятие программ инновационного развития. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. употребляется термин "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием <5>.
--------------------------------
<5> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России) // СПС "КонсультантПлюс".

Перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития, приведен в Приказе Росстата от 02.12.2011 N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок" <6>.
--------------------------------
<6> Приказ Росстата от 02.12.2011 N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок" // СПС "КонсультантПлюс".

Методические рекомендации по разработке Программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий являются ключевым документом <7>.
--------------------------------
<7> Утверждены на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.08.2010 N 4). URL: http://www.economy.gov.ru.

В рамках инновационного развития деятельность высших учебных заведений должна быть направлена на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки бакалавров (специалистов), в которых заинтересована компания - партнер инновационной среды.
Юридические отношения между высшим учебным заведением и компанией, как правило, оформляются договорами о сотрудничестве или иными рамочными документами.
В соответствии с такими документами высшее учебное заведение привлекает компанию к организации учебного процесса, согласует с ней образовательные программы студентов, планируемых к трудоустройству в компании, обеспечивает прохождение практики на предприятиях и в подразделениях компании, обеспечивает написание учебно-исследовательских и выпускных квалификационных работ обучающимися с привлечением специалистов компании и на темы, актуальные для компании, и т.д. Таким образом, возникает устойчивая связь между соответствующим высшим учебным заведением и компанией.
Программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, Государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий предусматривают существенное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых высшими учебными заведениями.
В настоящее время существуют две формы заключения договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий. Однако такой порядок возможен лишь при участии высшего учебного заведения в реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, если доля такого участия не превышает 50%. В остальных случаях процедура участия высшего учебного заведения в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках программ инновационного развития выглядит более сложной.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <8> установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе и государственными корпорациями. Однако в программе не указаны способы и механизмы привлечения высших учебных заведений к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
--------------------------------
<8> Рос. газ. 2011. N 159.

Рассмотрев особенности инновационной деятельности научной и образовательной сферы, следует уяснить, что:
- во-первых, в Российской Федерации назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего основы инновационной деятельности в Российской Федерации;
- во-вторых, участие вузов в реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий является важнейшей стратегической задачей, поскольку это позволит получить надежных партнеров в лице крупнейших заказчиков, а также является важным источником формирования доходной части бюджета университета.
В продолжение темы об инновационной деятельности отметим, что любая деятельность в сфере инноваций, включая инновации в области образования и науки, требует соответствующего финансирования.
В рамках указанных полномочий Правительство РФ, например, определило порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приняло решение о создании Федерального фонда производственных инноваций, призванного осуществлять поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса.
Примером создания такого фонда можно считать Российский научный фонд (далее - РНФ), деятельность которого регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> (далее - Закон о РНФ), целью деятельности которого является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки (п. 1 ст. 3 Закона о РНФ).
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5630.

В качестве имущественного взноса Российской Федерации РНФ передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, а также иное имущество, находящееся в федеральной собственности (п. 1 ст. 7 Закона о РНФ).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено выделение государственных инвестиций для Фонда отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.
В последнее время в Российской Федерации все большей степени государство финансирует научные исследования, разработки и реализацию инновационных проектов посредством целевых программ поддержки нововведений и формирования специализированных фондов, предоставляющих кредиты или средства на безвозвратной основе.
Именно в этих целях созданы специальные фонды <10>: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
--------------------------------
<10> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления Правительством РФ функций и полномочий учредителя федеральных государственных бюджетных учреждений "Российский фонд фундаментальных исследований", "Российский гуманитарный научный фонд" и "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4733.

В настоящее время основными источниками средств, используемых в сфере инноваций, являются:
- собственные средства предприятий (прежде всего накопленная прибыль и амортизационные отчисления);
- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
- средства специальных внебюджетных фондов финансирования научных исследований и разработок;
- денежные средства инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ и т.п. <11>.
--------------------------------
<11> Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010; СПС "Гарант".

Важной составляющей государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 - 2015 гг. развитие научно-технической и инновационной деятельности планировалось как по уже существующим, так и по новым направлениям.
Более того, к существующим направлениям относится поддержка вузовской и академической науки, при этом она смещена в сторону вузов и усиления конкурса при отборе проектов. Существенно увеличено финансирование научных фондов. Так, к 2020 г. Президентом Российской Федерации поставлена задача доведения объема финансирования РФФИ и РГНФ до 25 млрд рублей. Расширится поддержка научных и образовательных организаций для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться через "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием и разработку ими программ инновационного развития, которые станут стимулом для повышения конкурентоспособности промышленности за счет увеличения спроса на инновационные проекты.
В этой ситуации технологические платформы должны стать коммуникационным механизмом между государством, бизнесом, наукой и образованием, что сформирует приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности через формирование системы государственной поддержки, учитывающей их стратегические программы исследований.
На региональном уровне территориями инновационного развития являются "Сколково" и наукограды (за исключением сугубо оборонных), а также инновационные территориальные кластеры (Правительство РФ приняло решение о поддержке 25 пилотных программ развития инновационных кластеров).
В свою очередь, законодательное формирование национальной инновационной системы должно быть ориентировано по трем направлениям:
1) формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот;
2) построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрая передача полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг;
3) разработанная процедура финансирования инновационной системы за счет привлечения государственных и негосударственных источников.
Инструментарием в увеличении инновационной активности отечественной экономики может стать именно кластерный принцип государственного регулирования отраслей. Целесообразность применения кластерного подхода подтверждается и мировым опытом.
Важно понимать, что кластеры могут заключать альянсы с разнообразными учреждениями, такими как университеты, исследовательские институты, общественные власти, организации потребителей и т.п.
Тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг, в том числе прибегая к формированию новых финансово-правовых отношений в сфере образовательного процесса, появлению новых субъектов этих отношений, а также использованию инноваций в сфере образования и науки. Для реализации инновационной политики в сфере образования и науки в современных условиях назрела необходимость создания образовательных кластеров, наделенных соответствующими целями, задачами, принципами и функциями.
Использование финансовых возможностей позволяет образовательному кластеру достичь следующих целей функционирования:
- повышение качества и эффективности образовательного процесса;
- подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям, специалистов среднего звена и высшей квалификации в различных сферах жизнедеятельности;
- создание программ и проектов образовательного характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;
- проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития образования и науки.
Следует выделить следующие принципы создания образовательных кластеров:
- принцип приоритета органов государственной власти соответствующего уровня при формировании образовательных кластеров в части определения целей, задач и функционального назначения кластеров;
- принцип делегирования регионам полномочий по формированию образовательных кластеров с учетом сформированного на их уровне образовательного потенциала;
- принцип взаимосвязи участников кластерной системы на основе общности целей и задач;
- принцип специализации путем делегирования полномочий и разделения компетенции по различным направлениям деятельности кластера;
- принцип единства образовательного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с социально-экономической сферой;
- принцип инновационной направленности проводимых фундаментальных научных исследований;
- принцип организационного, учебно-методического, научно-исследовательского и информационно-технического взаимодействия между различными подразделениями образовательного кластера;
- принцип равенства и учета интересов всех подразделений образовательного кластера.
К функциям, выполняемым кластерами, относятся:
- функция законности, суть которой сводится к формированию соответствующей правовой базы в сфере партнерских взаимоотношений;
- экономическая функция, направленная на финансовое обеспечение сферы образовательных услуг;
- информационная функция, отвечающая за продвижение образовательных технологий на рынке образовательных услуг;
- контрольная функция за образованием и расходованием фонда денежных средств в сфере образования и науки.
На основе представленных элементов образовательного кластера можно определить образовательный кластер как один из новых субъектов финансового права в сфере образования и науки, под которым следует понимать совокупность взаимосвязанных между собой общими целями деятельности и взаимодополняющих друг друга учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку, оперативно действующих на принципах сотрудничества, конкуренции и сетевых взаимоотношениях, базирующихся на финансовом обеспечении образовательной среды, в рамках реализации государственной политики в сфере образования.

Литература

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 23.
2. Кубанские новости. 2010. N 57.
3. Медынский В.Г., Шершукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 49.
4. Пункты 1 и 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 07.07.2004 "Об инновационной деятельности в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 44.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления Правительством РФ функций и полномочий учредителя федеральных государственных бюджетных учреждений "Российский фонд фундаментальных исследований", "Российский гуманитарный научный фонд" и "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4733.
6. Приказ Росстата от 02.12.2011 N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок" // СПС "КонсультантПлюс".
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России) // СПС "КонсультантПлюс".
8. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 N 4. URL: http://www.economy.gov.ru.
9. Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010; СПС "Гарант".
10. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // Рос. газ. 2011. N 159.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5630.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑