• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки (Мошкова Д.М.)

Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки (Мошкова Д.М.)

Дата размещения статьи: 05.12.2017

Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки (Мошкова Д.М.)

Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития от сырьевой экономики к "экономике знаний", где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе принципиально новых (инновационных) продуктов, процессов и технологий и введение их в гражданский оборот. В свою очередь, в Российской Федерации сфера образования и науки стали приобретать инновационный характер. В нашей стране создается инновационная система, состоящая из многих элементов, таких как центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.
В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия "инновационная деятельность" <1>. Инновационную деятельность можно рассматривать как деятельность, направленную на доведение научно-технических разработок до результата, который может стать необходимым в практическом применении. В объем инновационной деятельности включены все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также деятельность по освоению полученных в ходе инноваций результатов в производстве и потреблении.
--------------------------------
<1> См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 23; Медынский В.Г., Шершукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 49.

На современном этапе развития российского законодательства Закон об инновационной деятельности в Российской Федерации отсутствует. Однако определение инновационной деятельности представлено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 <2>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.

Между тем инновации требуют значительных финансовых вложений, а сами инвестиции в инновационную сферу обладают рядом особенностей, которые обусловлены тем, что:
- финансовые вложения носят долгосрочный характер, поскольку от момента начала исследований и до момента внедрения полученных результатов в производство может уходить до нескольких десятков лет;
- инвестиции в наукоемкие производства являются высокорисковыми - в данной сфере отсутствуют гарантии того, что полученные результаты будут практически применимыми или же вообще будут получены.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что сфера инноваций является не самой привлекательной для частного бизнеса, в этой связи главным источником финансирования инновационной деятельности, в особенности в нашей стране, становятся средства федерального бюджета.
В Российской Федерации основным источником финансирования наукоемких отраслей остается федеральный бюджет, однако немаловажную роль в поддержке субъектов инновационной деятельности играют и бюджеты субъектов РФ.
Анализ законодательства субъектов РФ позволяет выделить следующие основные виды государственной поддержки, предоставляемой субъектам инновационной деятельности:
- меры государственной поддержки финансового характера, к которым относятся предоставление бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, государственных гарантий, налоговых инвестиционных кредитов и иных налоговых льгот, размещение государственного заказа на поставку продукции субъектов инновационной деятельности, предоставление премий и грантов, учреждение венчурных фондов, занимающихся финансированием высокорисковых инновационных проектов;
- иные виды государственной поддержки, например, предоставление консультационных услуг, производственно-техническая поддержка, проведение круглых столов и семинаров по проблемам инновационной деятельности и т.д.
При этом необходимо отметить, что законодательство субъектов РФ предусматривает сочетание различных мер государственной поддержки инновационной деятельности, а их перечень носит открытый характер.
Так, нормативными актами данной группы устанавливаются различные источники финансирования инновационной деятельности. Например, п. 1 ст. 10 Закона Краснодарского края "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае" от 05.04.2010 N 1946-КЗ <3> определяет, что финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет:
--------------------------------
<3> Кубанские новости. 2010. N 57.

1) средств федерального бюджета, предусмотренных целевыми программами развития отраслей экономики;
2) средств краевого бюджета, предусмотренных целевыми программами развития отраслей;
3) экономики Краснодарского края;
4) внебюджетных средств;
5) других, не запрещенных законодательством источников.
Кроме того, законы субъектов устанавливают различные порядки и сроки предоставления государственной поддержки инновационных проектов. Так, п. 2 ст. 11 Закона Краснодарского края "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае" установлено, что государственная поддержка предоставляется субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 07.07.2004 "Об инновационной деятельности в городе Москве" <4> установлено, что финансовое обеспечение инновационной деятельности имеет целевой характер, поскольку концентрация бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационных программ (проектов) основывается на сочетании различных источников финансирования. За счет средств бюджета г. Москвы финансируются организация и осуществление инновационных программ (проектов), направленных на реализацию инновационной политики г. Москвы.
--------------------------------
<4> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 44.

Развитие инновационной экономики ставит различные задачи перед Российским государством. Использование административного рычага в целях вовлечения инвестиций в инновационную деятельность является одним из наиболее действенных механизмов на сегодняшний день. Однако методы государственного регулирования могут носить как диспозитивный, так и императивный характер.
Типичным примером применения императивного метода является принятие программ инновационного развития. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. употребляется термин "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием <5>.
--------------------------------
<5> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России) // СПС "КонсультантПлюс".

Перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития, приведен в Приказе Росстата от 02.12.2011 N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок" <6>.
--------------------------------
<6> Приказ Росстата от 02.12.2011 N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок" // СПС "КонсультантПлюс".

Методические рекомендации по разработке Программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий являются ключевым документом <7>.
--------------------------------
<7> Утверждены на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.08.2010 N 4). URL: http://www.economy.gov.ru.

В рамках инновационного развития деятельность высших учебных заведений должна быть направлена на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки бакалавров (специалистов), в которых заинтересована компания - партнер инновационной среды.
Юридические отношения между высшим учебным заведением и компанией, как правило, оформляются договорами о сотрудничестве или иными рамочными документами.
В соответствии с такими документами высшее учебное заведение привлекает компанию к организации учебного процесса, согласует с ней образовательные программы студентов, планируемых к трудоустройству в компании, обеспечивает прохождение практики на предприятиях и в подразделениях компании, обеспечивает написание учебно-исследовательских и выпускных квалификационных работ обучающимися с привлечением специалистов компании и на темы, актуальные для компании, и т.д. Таким образом, возникает устойчивая связь между соответствующим высшим учебным заведением и компанией.
Программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, Государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий предусматривают существенное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых высшими учебными заведениями.
В настоящее время существуют две формы заключения договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий. Однако такой порядок возможен лишь при участии высшего учебного заведения в реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, если доля такого участия не превышает 50%. В остальных случаях процедура участия высшего учебного заведения в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках программ инновационного развития выглядит более сложной.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <8> установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе и государственными корпорациями. Однако в программе не указаны способы и механизмы привлечения высших учебных заведений к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
--------------------------------
<8> Рос. газ. 2011. N 159.

Рассмотрев особенности инновационной деятельности научной и образовательной сферы, следует уяснить, что:
- во-первых, в Российской Федерации назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего основы инновационной деятельности в Российской Федерации;
- во-вторых, участие вузов в реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий является важнейшей стратегической задачей, поскольку это позволит получить надежных партнеров в лице крупнейших заказчиков, а также является важным источником формирования доходной части бюджета университета.
В продолжение темы об инновационной деятельности отметим, что любая деятельность в сфере инноваций, включая инновации в области образования и науки, требует соответствующего финансирования.
В рамках указанных полномочий Правительство РФ, например, определило порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приняло решение о создании Федерального фонда производственных инноваций, призванного осуществлять поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса.
Примером создания такого фонда можно считать Российский научный фонд (далее - РНФ), деятельность которого регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> (далее - Закон о РНФ), целью деятельности которого является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки (п. 1 ст. 3 Закона о РНФ).
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5630.

В качестве имущественного взноса Российской Федерации РНФ передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, а также иное имущество, находящееся в федеральной собственности (п. 1 ст. 7 Закона о РНФ).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено выделение государственных инвестиций для Фонда отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.
В последнее время в Российской Федерации все большей степени государство финансирует научные исследования, разработки и реализацию инновационных проектов посредством целевых программ поддержки нововведений и формирования специализированных фондов, предоставляющих кредиты или средства на безвозвратной основе.
Именно в этих целях созданы специальные фонды <10>: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
--------------------------------
<10> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления Правительством РФ функций и полномочий учредителя федеральных государственных бюджетных учреждений "Российский фонд фундаментальных исследований", "Российский гуманитарный научный фонд" и "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4733.

В настоящее время основными источниками средств, используемых в сфере инноваций, являются:
- собственные средства предприятий (прежде всего накопленная прибыль и амортизационные отчисления);
- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
- средства специальных внебюджетных фондов финансирования научных исследований и разработок;
- денежные средства инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ и т.п. <11>.
--------------------------------
<11> Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010; СПС "Гарант".

Важной составляющей государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 - 2015 гг. развитие научно-технической и инновационной деятельности планировалось как по уже существующим, так и по новым направлениям.
Более того, к существующим направлениям относится поддержка вузовской и академической науки, при этом она смещена в сторону вузов и усиления конкурса при отборе проектов. Существенно увеличено финансирование научных фондов. Так, к 2020 г. Президентом Российской Федерации поставлена задача доведения объема финансирования РФФИ и РГНФ до 25 млрд рублей. Расширится поддержка научных и образовательных организаций для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться через "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием и разработку ими программ инновационного развития, которые станут стимулом для повышения конкурентоспособности промышленности за счет увеличения спроса на инновационные проекты.
В этой ситуации технологические платформы должны стать коммуникационным механизмом между государством, бизнесом, наукой и образованием, что сформирует приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности через формирование системы государственной поддержки, учитывающей их стратегические программы исследований.
На региональном уровне территориями инновационного развития являются "Сколково" и наукограды (за исключением сугубо оборонных), а также инновационные территориальные кластеры (Правительство РФ приняло решение о поддержке 25 пилотных программ развития инновационных кластеров).
В свою очередь, законодательное формирование национальной инновационной системы должно быть ориентировано по трем направлениям:
1) формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот;
2) построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрая передача полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг;
3) разработанная процедура финансирования инновационной системы за счет привлечения государственных и негосударственных источников.
Инструментарием в увеличении инновационной активности отечественной экономики может стать именно кластерный принцип государственного регулирования отраслей. Целесообразность применения кластерного подхода подтверждается и мировым опытом.
Важно понимать, что кластеры могут заключать альянсы с разнообразными учреждениями, такими как университеты, исследовательские институты, общественные власти, организации потребителей и т.п.
Тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг, в том числе прибегая к формированию новых финансово-правовых отношений в сфере образовательного процесса, появлению новых субъектов этих отношений, а также использованию инноваций в сфере образования и науки. Для реализации инновационной политики в сфере образования и науки в современных условиях назрела необходимость создания образовательных кластеров, наделенных соответствующими целями, задачами, принципами и функциями.
Использование финансовых возможностей позволяет образовательному кластеру достичь следующих целей функционирования:
- повышение качества и эффективности образовательного процесса;
- подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям, специалистов среднего звена и высшей квалификации в различных сферах жизнедеятельности;
- создание программ и проектов образовательного характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;
- проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития образования и науки.
Следует выделить следующие принципы создания образовательных кластеров:
- принцип приоритета органов государственной власти соответствующего уровня при формировании образовательных кластеров в части определения целей, задач и функционального назначения кластеров;
- принцип делегирования регионам полномочий по формированию образовательных кластеров с учетом сформированного на их уровне образовательного потенциала;
- принцип взаимосвязи участников кластерной системы на основе общности целей и задач;
- принцип специализации путем делегирования полномочий и разделения компетенции по различным направлениям деятельности кластера;
- принцип единства образовательного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с социально-экономической сферой;
- принцип инновационной направленности проводимых фундаментальных научных исследований;
- принцип организационного, учебно-методического, научно-исследовательского и информационно-технического взаимодействия между различными подразделениями образовательного кластера;
- принцип равенства и учета интересов всех подразделений образовательного кластера.
К функциям, выполняемым кластерами, относятся:
- функция законности, суть которой сводится к формированию соответствующей правовой базы в сфере партнерских взаимоотношений;
- экономическая функция, направленная на финансовое обеспечение сферы образовательных услуг;
- информационная функция, отвечающая за продвижение образовательных технологий на рынке образовательных услуг;
- контрольная функция за образованием и расходованием фонда денежных средств в сфере образования и науки.
На основе представленных элементов образовательного кластера можно определить образовательный кластер как один из новых субъектов финансового права в сфере образования и науки, под которым следует понимать совокупность взаимосвязанных между собой общими целями деятельности и взаимодополняющих друг друга учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку, оперативно действующих на принципах сотрудничества, конкуренции и сетевых взаимоотношениях, базирующихся на финансовом обеспечении образовательной среды, в рамках реализации государственной политики в сфере образования.

Литература

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 23.
2. Кубанские новости. 2010. N 57.
3. Медынский В.Г., Шершукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 49.
4. Пункты 1 и 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 07.07.2004 "Об инновационной деятельности в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 44.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления Правительством РФ функций и полномочий учредителя федеральных государственных бюджетных учреждений "Российский фонд фундаментальных исследований", "Российский гуманитарный научный фонд" и "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4733.
6. Приказ Росстата от 02.12.2011 N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок" // СПС "КонсультантПлюс".
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России) // СПС "КонсультантПлюс".
8. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 N 4. URL: http://www.economy.gov.ru.
9. Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010; СПС "Гарант".
10. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // Рос. газ. 2011. N 159.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5630.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑