• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Реализация принципов правосудия как элемент правозащитной политики (Рассохина А.А.)

Реализация принципов правосудия как элемент правозащитной политики (Рассохина А.А.)

Дата размещения статьи: 07.12.2017

Реализация принципов правосудия как элемент правозащитной политики (Рассохина А.А.)

В текущем историческом периоде развития функционирование правозащитной политики не является возможным без закрепления и реального существования принципов правосудия. Вне всяких сомнений, основная роль судебной власти в современной российской правозащитной политике должна исходить из фундаментальной историко-правовой идеи разделения властей, которая предусматривает сбалансированное распределение основных функций между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти. При этом органы правосудия должны быть наделены непосредственными и опосредованными контрольными полномочиями в отношении всех остальных, как государственных, так и не государственных, учреждений. Ранее нами рассматривались как понятие, так и основные признаки справедливого правосудия, этапы развития и становления данного принципа в России <1>. Более того, вопрос соотношения принципов правосудия и правозащитной политики ставился нами и в других работах <2>, но на этот раз более детально хотелось бы остановиться на вопросах их должной реализации.
--------------------------------
<1> Рассохина А.А. Справедливое правосудие как актуальная проблема правозащитной политики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. N 5 - 2 (43). С. 151.
<2> Рассохина А.А. Совершенствование правозащитной системы российского общества // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. N 3. С. 144.

Так, В.И. Анишина, давая определение демократическим принципам правосудия, отмечает, что ими являются исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны государственной деятельности. При этом отмечается, что основная цель принципов правосудия - это обеспечение в первую очередь справедливого и законного разрешения судебных дел с целью защиты человека и гражданина, населения, а также иных субъектов правоотношений, нуждающихся в судебной охране их интересов <1>.
--------------------------------
<1> Анишина В.И. Система основополагающих принципов правосудия в российском праве // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М., 2006. С. 38.

Говоря о законодательном закреплении роли судебной власти, можно сослаться на положения статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации, в которых отмечается, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а сама судебная система разделена на конституционное, гражданское (арбитражное), административное и уголовное судопроизводство.
Необходимо подчеркнуть, что, закрепляя идею социального единства органов власти в стране, а также единства базовых принципов абсолютно для всех, как государственных, так и негосударственных органов и учреждений, роль судебной власти должна рассматриваться через призму правозащитных отношений и взаимосвязи правозащитных элементов, поскольку именно первоочередной задачей судебных органов власти является восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций посредством разрешения гражданских, уголовных и административных дел.
Вместе с тем правосудию, независимо от того, имеется ли в виду рассмотрение и разрешение дел гражданских, административных или уголовных, присущи принципы, образующие основу судопроизводства и существенно влияющие на акт правосудия.
В системе принципов правосудия особая роль принадлежит законности. В отличие от ряда иных принципов законность не знает и не допускает никаких исключений ни для каких случаев и ни для каких субъектов права. Этот принцип существует как в правосудии, так и вне его. Везде, где присутствует право и правоотношение, имеет место быть законность, которая является основой и сутью как правового государства в целом, так и каждого института в частности. Она способствует укреплению ответственного отношения человека к своим правовым обязанностям, защите справедливости.
Однако проблемой реализации данного принципа является сам процесс исполнения судебного решения, вступившего в законную силу. Судебные решения выносятся, виновным лицам назначаются определенные наказания, однако в дальнейшем исполнения судебных решений не происходит. Хотелось бы привести пример из практики Европейского суда по правам человека, в котором рассматривалось дело "Ворожба против Российской Федерации" 16 октября 2014 года <1>. Заявительница ссылалась на то, что власти государства-ответчика не исполнили решение Хасанского районного суда Приморского края об определении места жительства ее дочери с заявительницей. Кроме того, заявительница жаловалась на чрезмерную, по ее мнению, продолжительность исполнения указанного решения, а также на отсутствие в правовой системе Российской Федерации эффективного средства правовой защиты, позволяющего обеспечить исполнение этого решения в разумные сроки. Заявительнице была присуждена существенная денежная компенсация за счет бюджета Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Дело "Ворожба (Vorozhba) против Российской Федерации". Жалоба N 57960/11 // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2015. N 1 (13).

В настоящий момент является необходимым укрепление принципа законности именно через правозащитную политику государства <1>. Это осуществляется не только при оплате государством штрафов на основании решений Европейского суда по правам человека за какие-либо незаконные действия. Укрепление законности является возможным прежде всего при соблюдении должного контроля за деятельностью государственных органов и персональной ответственностью государственных служащих за незаконные действия. Считаем это возможным лишь при изменении политики государства в целом. Положения действующей Конституции о правах человека как высшей ценности должны не только закрепляться, но и выполняться, прежде всего теми лицами, к чьим должностным обязанностям это напрямую относится.
--------------------------------
<1> Поляков С.Б., Нечкина Е.Ю. Понятие правоприменительной политики // Адвокат. 2013. N 8. С. 25.

Следующий общеправовой принцип, действующий как в правосудии, так и в любой иной сфере деятельности, связанной с правом, - это добросовестность. В пользу такого вывода свидетельствуют нормы многих законодательных актов. В этом убеждает и ряд новелл в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года. Так, В.П. Камышанский отмечает, что "получила закрепление обязанность каждого лица действовать добросовестно (принцип добросовестности и запрет действия в обход закона с противоправной целью как одна из форм злоупотребления правом)" <1>.
--------------------------------
<1> Камышанский В.П. Обновление Гражданского кодекса Российской Федерации становится реальностью // Власть Закона. 2013. N 1 (13). С. 10.

Далее предлагается рассмотреть конституционные принципы правосудия и особенности их реализации в рамках элемента правозащитной политики. Так, в ст. 46 Конституции РФ 1993 года сформулированы права на судебную защиту и возможность обжалования в суде решений, действий (бездействия) органов власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Вместе с тем, не всегда этот принцип реализуется в нашей стране должным образом. Нередко такие дела являются предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека.
В частности, 16 октября 2012 года данным Судом было рассмотрено дело Ниязова против Российской Федерации. Из содержания материалов следует, что Ниязов, в нарушение норм действующего процессуального законодательства, был задержан и содержался под стражей. В результате было принято решение, согласно которому Российская Федерация обязана выплатить потерпевшему более 15 000 евро за незаконные действия должностных лиц <1>. К нашему сожалению, следует отметить, что данное дело является лишь одним из многих подобных ему дел, рассматриваемых в Европейском суде по правам человека против нашей страны. Основная масса дел связана с незаконными, нарушающими права человека и гражданина действиями должностных лиц, находящихся на государственной службе. Однако автору не известен ни один случай, когда впоследствии эти лица были привлечены к какой-либо ответственности. Более того, этот принцип не реализуется должным образом, о чем свидетельствует тот факт, что отечественное правосудие не выявило в действиях правоохранительных органов ничего незаконного.
--------------------------------
<1> Дело Ниязова (Niyazov) против Российской Федерации. Жалоба N 27843/11 // Российская хроника Европейского суда. Специальный выпуск. 2014. N 4.

Таким образом, право на судебную защиту - один из межотраслевых принципов правосудия, но над его реализацией необходимо существенно работать.
Также вызывает вопросы и реализация принципа состязательности в отечественном правосудии. Особенно это касается рассмотрения уголовных дел, где всего лишь около 1% приговоров являются оправдательными. Суд изначально настроен на поддержку доводов обвинения, что безусловно не является должной реализацией основополагающего принципа правосудия.
Огромное значение в судебном процессе имеет принцип гласности, открытости. Этот принцип важен не только для участников непосредственного процесса, но и для укрепления авторитета судебной власти и уверенности в действенности положений Конституции России как практического руководства для всех ветвей власти: судебной, законодательной, исполнительной и органов местного самоуправления.
Помимо общеправовых и межотраслевых процессуальных принципов существуют принципы, действующие лишь в одной стадии судебного процесса. К таковым относится триада принципов, названных в ст. 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.
Свобода обжалования судебных актов - еще один принцип, который близок к процессуальной диспозитивности.
Успех судебной деятельности так или иначе зависит от того, доверяют ли участники административного, уголовного или гражданского судопроизводства суду. Принцип доверия участника дела к суду формально проявляется в его ответе в начале судебного разбирательства на вопрос, доверяет ли он суду, имеются ли отводы. В рамках этого принципа полагаем возможным предусмотреть в процессуальных кодексах возможность заявления ходатайства об отводе судьи в стадии подготовки к судебному разбирательству.
Безусловно важным в настоящий момент является выделение правозащитной политики в области судебной деятельности и на региональном уровне. Весьма актуальными становятся положения о необходимости расширения деятельности конституционных (уставных судов) субъектов федерации, расширение и оптимизация их полномочий, а также необходимость по совершенствованию деятельности мировых судей.
В качестве дополнительных средств совершенствования судебной системы в рамках правозащитной политики можем сделать следующее предложение. Считаем необходимым ввести специализацию судей, проводить правовой мониторинг и организовывать информационное обеспечение населения о деятельности тех или иных судов, возможности и порядке обращения в них для восстановления нарушенных прав, а также более активное внедрение во внутреннее законодательство положений международных конвенций, договоров и соглашений, ратифицированных Российской Федерацией, но не применяющихся на практике.
Одной из насущных задач правозащитной политики современной России является выработка эффективного механизма координации усилий правотворческих, правоприменительных, надзорных и иных государственных органов, а также общественных организаций в вопросах обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, что невозможно без справедливого правосудия. Считаем, что предложенные направления деятельности могут помочь в формировании этой сложной, но необходимой для любого демократического правового государства системы.

Библиографический список

1. Анишина В.И. Система основополагающих принципов правосудия в российском праве // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М., 2006. С. 38 - 44.
2. Камышанский В.П. Обновление Гражданского кодекса Российской Федерации становится реальностью // Власть Закона. 2013. N 1 (13). С. 10 - 11.
3. Поляков С.Б., Нечкина Е.Ю. Понятие правоприменительной политики // Адвокат. 2013. N 8. С. 25 - 32.
4. Рассохина А.А. Справедливое правосудие как актуальная проблема правозащитной политики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. 2014. N 5-2 (43). С. 151 - 153.
5. Рассохина А.А. Совершенствование правозащитной системы российского общества // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Экономика и право. 2016. N 3. С. 144 - 146.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑