• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Источники правового регулирования отношений недропользования (Ховрина Л.В., Поленов Р.В.)

Источники правового регулирования отношений недропользования (Ховрина Л.В., Поленов Р.В.)

Дата размещения статьи: 07.12.2017

Источники правового регулирования отношений недропользования (Ховрина Л.В., Поленов Р.В.)

Исследование источников права издавна привлекало внимание правоведов. Российские ученые, так же как и иностранные, активно анализируют данную правовую категорию в монографиях, научных статьях и диссертационных исследованиях. Такой интерес оправдан, поскольку для решения любой правовой ситуации необходимо определить общеобязательные правила поведения, которыми необходимо руководствоваться, а это означает поиск нормативных правовых актов, в которых зафиксированы применимые к конкретному общественному отношению нормы права.
Отношения недропользования также подлежат правовому регулированию, однако круг источников, регулирующих данные отношения, в настоящее время однозначно не сложился. Это во многом объясняется неопределенностью в вопросе о том, к какой отрасли права относятся отношения недропользования.
В ст. 1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" <1> (основной специальный закон, регулирующий отношения недропользования, далее - Закон о недрах) указываются источники регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. К ним относятся: Конституция РФ, Федеральный закон "О недрах", Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", другие федеральные законы, постановления Правительства, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормы международного права.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

Включение данного перечня источников в Закон о недрах позволяет говорить о том, что специальные нормы о недропользовании могут содержаться в нормативных правовых актах различного уровня.
Безусловно, Конституция РФ является основным источником любой отрасли права. На ее принципах строится вся система нормативных актов. Положения ст. 72 Конституции РФ о закреплении за Российской Федерацией и за ее субъектами вопросов владения, пользования и распоряжения недрами непосредственно относятся к порядку регулирования отношений недропользования.
Тем не менее, среди названных нормативных актов основным законом, регулирующим отношения недропользования, является Закон о недрах, который, безусловно, является головным в сфере регулирования отношений недропользования <1>. Названный Федеральный закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, направлен на обеспечение и защиту интересов государства, граждан Российской Федерации и прав пользователей недр.
--------------------------------
<1> Камышанский В.П. О праве пользования участками недр в науке гражданского права // Власть Закона. 2016. N 2 (26). С. 18 - 19.

В Законе о недрах присутствуют в основном обязывающие нормы. Несмотря на то что Закон о недрах называет пользователей недр субъектами предпринимательской деятельности (ст. 9), а в качестве одной из задач называет развитие рыночных отношений в сфере пользования недрами (ст. 15), отношения между государством и недропользователями строятся на основе императивных норм, имеющих публичный характер.
Все недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона о недрах). Участки недр не могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований и относятся к объектам с ограниченной оборотоспособностью. Участки недр не могут быть объектом гражданско-правовых сделок. Вместе с тем, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной и в иных формах собственности.
Участки недр предоставляются в пользование для целей, указанных в Законе о недрах. В качестве оснований возникновения прав пользования участками недр Закон называет решения уполномоченных органов государственной власти (исключение составляет возникновение прав на основании концессионных соглашений о разделе продукции, которые заключаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая представляет собой правоустанавливающий, праворазрешающий правовой акт, удостоверяющий право пользования недрами, в т.ч. право на разработку месторождений полезных ископаемых. Права и обязанности пользователей недр возникают с момента государственной регистрации лицензии, которая осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр. Заключение каких-либо специальных соглашений для возникновения прав на недра не требуется. Однако в ст. 11 Закона о недрах имеется оговорка о том, что между уполномоченным органом и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий права и обязанности сторон, но факт заключения такого договора не является необходимым условием для возникновения прав. Такой договор не является обязательным и выполняет вспомогательную функцию по отношению к лицензии. Такой договор прикладывается к лицензии, и его условия не могут противоречить условиям лицензии. Несмотря на присутствие в названии слова "договор", указанный документ не имеет характер гражданско-правовой сделки. Соответственно, правила о сделках, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, к нему неприменимы.
Недропользователи наделяются правами в одностороннем порядке путем государственно-правовых распоряжений. Именно государство в одностороннем порядке устанавливает правила пользования участками недр. Кроме того, государство вправе в одностороннем порядке досрочно прекратить, ограничить или приостановить право пользования недрами (ст. 20 Закона о недрах) посредством принятия соответствующего решения органом, предоставившим лицензию. Конечно, в случае несогласия с таким решением недропользователь вправе обжаловать его в судебном порядке, однако это никоим образом не меняет административно-правового характера регулирования отношений между недропользователем и государством.
Полностью запрещая отчуждение участков недр, законодатель также существенно ограничивает возможность оборота прав недропользования. Согласно ст. 17.1 Закона о недрах, такие права не могут быть переданы третьим лицам посредством гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке уступки прав. Несмотря на то что Закон о недрах содержит указание на возможность перехода прав, нельзя не обратить внимание на то, что переход прав связан с процессом реорганизации либо прекращением деятельности юридического лица. При этом условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Закрепленный в Гражданском кодексе РФ принцип свободы договора при передаче в пользование участков недр не действует.
Помимо указанного специального Закона отдельные вопросы отношений недропользования регулируют и другие федеральные законы. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <1> регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе России в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ред. от 02.05.2015, с изм. от 03.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

В Федеральном законе от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <1> содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (ред. от 05.04.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

Нельзя обойти вниманием и другие нормативные акты, которые не являются специальными, однако они также регулируют вопросы недропользования. Например, Налоговый кодекс РФ (НК РФ) и Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Значительное число норм, регулирующих отношения недропользования, содержится в подзаконных нормативных актах. Среди них можно назвать Постановление Правительства РФ от 14 марта 2006 г. N 133 "О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции", Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 764 "Об утверждении Правил определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции", Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 25 "Об утверждении Перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также на вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения", Постановление Правительства РФ от 8 июля 1999 г. N 741 "Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции", распоряжение Правительства РФ от 21 мая 1997 г. N 708-р "О налогообложении инвесторов, операторов и юридических лиц, участвующих в выполнении работ по соглашениям о разделе продукции".
Указанные подзаконные акты объединяет то, что они целиком посвящены регулированию отношений недропользования.
Рассмотрение источников, регламентирующих отношения недропользования, будет неполным, если не затронуть вопрос о международно-правовых актах. В соответствии со ст. 52 Закона о недрах, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом, применению подлежат правила международного договора.
К числу наиболее важных подписанных Российской Федерацией международных договоров стоит отнести Договор к Энергетической хартии <1>, а также двухсторонние договоры по инвестициям.
--------------------------------
<1> Договор к Энергетической хартии (подписан в г. Лиссабон 17.12.1994) // СПС "КонсультантПлюс".

При рассмотрении источников правового регулирования отношений недропользования неизбежно возникает вопрос о роли судебной практики, ответить на который невозможно без обращения к теории права. Одни ученые утверждают, что источниками права являются нормативные акты, исходящие от органов государственной власти, и нормативные договоры. Другие полагают, что круг источников гораздо шире и в качестве источников права следует признать акты судебных органов, прежде всего высших судебных инстанций РФ, и решения по конкретным делам (прецеденты). В последнее время все больше исследователей предлагают считать акты Верховного Суда РФ непосредственным источником права, поскольку это "надлежащим образом оформленное правоположение, на которое можно ссылаться при принятии юридически значимых решений" <1>. Еще более определенную позицию занимает Е.Б. Хохлов: "...акты нормативного толкования высших судебных инстанций есть не что иное, как особая разновидность нормативных актов государства" <2>.
--------------------------------
<1> Кузьменко А.В. Акты Верховного Суда РФ в системе источников трудового права // Рос. ежегодник трудового права. 2010. N 6. С. 164.
<2> Хохлов Е.Б. К проблеме источников современного российского трудового права // Рос. ежегодник трудового права. 2011. N 7. С. 142.

Мы придерживаемся мнения, что в качестве источника права можно признавать только акты высших судебных инстанций, поскольку решения по конкретным делам часто сопряжены с судейскими ошибками и произволом. Это актуально и для регулирования отношений недропользования. Несмотря на многочисленность нормативных актов, имеющих предметом регулирования отношения недропользования, нельзя признать такое регулирование достаточным. Кроме того, остается открытым вопрос о том, к какой отрасли права следует отнести отношения недропользования. С одной стороны, для регулирования взаимоотношений государства и недропользователей используется императивный метод, что свидетельствует об административно-правовом характере отношений недропользования, однако участки недр являются объектом гражданских прав (ст. 130 Гражданского кодекса РФ) и, соответственно, попадают под правовое регулирование норм гражданского права.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что правовое регулирование отношений недропользования должно осуществляться источниками не только административного, но и гражданского права, так как отношения недропользования длительны, имеют разнообразные этапы, начиная с предоставления права пользования недрами, процессов недропользования и заканчивая процедурами прекращения этого права. В настоящей работе были лишь затронуты вопросы, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении, что мы и постараемся сделать в последующих публикациях по теме статьи.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С. 427 - 428.
2. Диденко А.А. К вопросу о развитии отечественной концепции источников гражданского права // Власть Закона. 2012. N 3 (11). С. 130.
3. Камышанский В.П. О праве пользования участками недр в науке гражданского права // Власть Закона. 2016. N 2 (26). С. 18 - 19.
4. Кузьменко А.В. Акты Верховного Суда РФ в системе источников трудового права // Рос. ежегодник трудового права. 2010. N 6. С. 164.
5. Хохлов Е.Б. К проблеме источников современного российского трудового права // Рос. ежегодник трудового права. 2011. N 7. С. 142.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑