• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Осуществление права на жилище гражданами при признании их жилья непригодным для проживания или аварийным (Ткаченко Т.В.)

Осуществление права на жилище гражданами при признании их жилья непригодным для проживания или аварийным (Ткаченко Т.В.)

Дата размещения статьи: 07.12.2017

Осуществление права на жилище гражданами при признании их жилья непригодным для проживания или аварийным (Ткаченко Т.В.)

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ <1> каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления этого права. Названное право конкретизировано в Жилищном кодексе РФ (далее - ЖК РФ) от 29 декабря 2004 года с последующими изменениями и дополнениями <2>. В нем закреплены основания возникновения права на жилище, порядок его осуществления (ст. ст. 49 - 59 ЖК РФ и др.).
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесен. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
<2> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются тем гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет (кроме случаев, предусмотренных в ЖК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Непригодным для проживания жилое помещение может быть признано по основаниям и в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 в редакции Постановления Правительства РФ от 2 августа 2016 года N 746 <1> (далее - Положение).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (ред. от 02.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 702; Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 05.08.2016.

Помимо ЖК (ст. ст. 32, 57, 86, 87, 89) и названного Положения отношения по предоставлению жилых помещений, в случаях признания их непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, регулируются также нормами ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <1> с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Важные разъяснения по названному вопросу содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3799; Собрание законодательства РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3890.
<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9.

Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на жилые помещения, которые используются на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности. В соответствии с п. 7 Положения признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания в нем граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Такие комиссии создаются органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Орган исполнительной власти субъекта РФ создает комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, а также иных жилых помещений в случаях, предусмотренных названным Положением. Орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, указанных в п. 7.1 Положения.
В тех случаях, когда необходимо провести оценку и обследование жилого помещения для признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе такого дома в эксплуатацию, такие оценка и обследование должны осуществляться комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с п. 7 Положения (п. 7.1 Положения).
Орган местного самоуправления по заявлению собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, расположенных на его территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения межведомственной комиссии (п. 8 Положения).
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от принадлежности жилищного фонда, на основании заключения названной комиссии (п. 7 Положения).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, закреплены в разделе втором Положения, а основания для признания его непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлены в третьем разделе Положения.
В соответствии с п. 42 Положения оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание его пригодным или непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится межведомственной комиссией по заявлению собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, которые входят в их компетенцию.
Если в результате обследования межведомственной комиссией названных объектов она признает жилое помещение непригодным для проживания, а многоквартирный дом подлежащим сносу или реконструкции, заключение об этом она направляет соответствующему федеральному, региональному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления. Названные органы в соответствии со ст. 49 Положения на основании заключения комиссии принимают решение и издают распоряжение о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения граждан и юридических лиц. Решение федерального, регионального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суде (п. 52 Положения).
Однако граждане не вправе обращаться в суд с требованием к органу местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению путем реконструкции или капремонта, поскольку решение этого вопроса в соответствии со ст. ст. 7, 42, 51 Положения является исключительной компетенцией межведомственной комиссии и не относится к компетенции суда. Граждане имеют право обжаловать в суде бездействие комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, которое связано с признанием жилого помещения непригодным для проживания, или заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и подлежащим ремонту как противоречащее требованиям п. п. 43 - 45 Положения.
При признании такого заключения незаконным по указанным основаниям суд имеет право обязать комиссию в установленный срок произвести оценку соответствия жилого помещения требованиям, предусмотренным Положением без предрешения существа результата.
Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 54 Положения непригодными для проживания граждан и членов их семей могут быть признаны отдельные жилые помещения, занимаемые инвалидами (комната, квартира) на основании заключения межведомственной комиссии об отсутствии возможности приспособления такого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности для него, которое вынесено согласно с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов (вместе с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме)" // Собрание законодательства РФ. 25.07.2016. N 30. Ст. 4914.

В соответствии со ст. ст. 85 - 87 ЖК РФ в тех случаях, когда дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, или жилое помещение, занимаемое по такому же договору, признано непригодным для проживания, гражданам, которые из-за этого подлежат выселению, в первом случае орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о сносе дома, а во втором - наймодатели обязаны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ такое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, а также находиться в границах данного населенного пункта.
Такое помещение с письменного согласия граждан может быть и в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, но только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по соответствующим нормам. Согласно ФЗ от 17 декабря 2009 года N 316-ФЗ приведенные правила ч. 1 ст. 89 ЖК распространяются на правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ от 21 июля 2007 года, если они возникли после 1 января 2009 года.
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что помещение выселяемого гражданина представляет опасность для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи вследствие аварийного состояния или по другим причинам, предоставление другого жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям, вместо непригодного, не должно зависеть от наличия плана и срока сноса дома. По решению суда орган местного самоуправления может быть обязан предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение вне очереди на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Суды должны принимать во внимание уровень благоустроенности жилых помещений прежде всего государственного и муниципального жилищных фондов, а также выяснять, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, или отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Обеспечение другим жилым помещением собственника жилого помещения, который проживает в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в зависимости от того, включен или нет такой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в редакции ФЗ от 23 июня 2016 года N 221-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Названная программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и действует в пределах указанного периода. В программе должны быть:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции вследствие физического износа в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого такого дома, включенного в указанный выше перечень;
3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам (ст. 16 ФЗ).
При включении в региональную адресную программу аварийного многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение собственника, он имеет право на предоставление ему другого жилого помещения или на выкуп изымаемого жилого помещения. Если указанный дом не включен в такую программу, жилищные права должны обеспечиваться в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции служит основанием для предъявления органом, который признал такой дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам жилых помещений, находящимся в этом доме, требования о сносе дома или реконструкции в разумный срок. В противном случае земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в таком доме, кроме жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, установленном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, которое подлежит изъятию, должно быть направлено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. К уведомлению прилагается проект соглашения об изъятии недвижимости для названных выше нужд в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 32 ЖК возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения по решению суда допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения. В подобных случаях по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним должно сохраняться право пользования жилым помещением, если у него нет в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после получения уведомления, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение должны учитываться:
- рыночная стоимость жилого помещения, такая же цена общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество;
- убытки, возникшие у собственника жилого помещения в связи с его изъятием;
- убытки, причиненные ему в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, если соглашением с собственником не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения;
- переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением этого права на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию.
Поскольку предоставление жилого помещения собственнику взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые приняли решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника в другое такое же помещение, не может быть удовлетворено при возражении собственника. Поскольку в соответствии со ст. 32 ЖК РФ на названные органы возлагается обязанность только по выплате выкупной цены изымаемого помещения, суд не имеет права обязать указанные органы предоставить собственнику другое жилое помещение взамен изымаемого (подпункт "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14).
Следует обратить внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, которые проживали в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, возмездного пользования.
В соответствии со ст. 20.8 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в редакции от 2 июня 2016 года Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на условиях, предусмотренных этой статьей, имеет право предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции вследствие физического износа в процессе их эксплуатации.
Субъекты Российской Федерации, которые выполнили обязательство, предусмотренное п. 9.10 ч. 1 ст. 14 этого Закона, вправе подать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации. Условия предоставления им финансовой поддержки закреплены ст. ст. 14 и 20.8 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ:
1) наличие региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, который признан таковым после 1 января 2012 года;
2) выполнение субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых находятся многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в названные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ жилое помещение, которое предоставляется гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с письменного согласия граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ранее занимаемое жилое помещение. Следует отметить, что отказы, в том числе неоднократные отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, не могут служить основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в пределах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно ч. 6 ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ средства Фонда, долевого финансирования за счет бюджета субъекта РФ и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, на строительство таких домов, на выплату лицам - собственникам жилых помещений, включенных в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Органы местного самоуправления имеют право заключать за счет средств, названных выше, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, отвечающих условиям жилья экономического класса и построенных на земельных участках, переданных им в безвозмездное пользование или аренду для строительства такого жилья.
Таким образом, нормами жилищного законодательства России отношения по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания или аварийными, урегулированы, применение их в целом обеспечивает осуществление и защиту жилищных прав указанных граждан. Вместе с тем анализ практики применения названных норм свидетельствует об имеющихся при этом трудностях, что не способствует осуществлению гражданами права на жилище.
Так, на практике имеются случаи, когда заявления нанимателей или собственников о признании занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания или жилых домов аварийными и подлежащими сносу длительное время не рассматриваются в установленном порядке органами исполнительной власти или местного самоуправления. Межведомственные комиссии для дачи заключений о фактическом состоянии таких жилых помещений не создаются. Иногда такие комиссии, в нарушение требований Положения от 28 января 2006 года, необоснованно, без проверки фактического состояния жилых помещений дают заключения о пригодности последних для проживания, о возможности проведения их капитального ремонта при наличии оснований для признания таких помещений непригодными для проживания, а жилых домов - аварийными и подлежащими сносу <1>. В то же время встречаются случаи признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции многоквартирных домов (жилых помещений в них - непригодными для проживания) в течение 5 лет со дня выдачи разрешений о вводе в эксплуатацию по причинам, которые не обусловлены стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы. В таких случаях подобные решения должны быть направлены в 5-дневный срок в органы прокуратуры для решения вопроса о принятии мер, предусмотренных законодательством РФ (п. 51 Положения от 28 января 2006 года в редакции от 2 августа 2016 года).
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 7.

В случаях признания многоквартирных домов подлежащими сносу на основании заключения межведомственной комиссии (жилых помещений в них - непригодными для проживания) органы местного самоуправления длительное время не принимают необходимых мер по переселению граждан из таких помещений в пригодные для проживания, нарушая сроки переселения граждан и их право на благоустроенное жилище <1>.
--------------------------------
<1> См.: Чернышева В. Десять лет без права переезда // Российская газета. 2015. 14 мая; Домчева Е. Новоселье с прокурором // Российская газета. 2015. 5 нояб.; Она же. Задание на дом // Российская газета. 2015. 10 дек.; Куликов А. Отложенное новоселье // Российская газета. 2015. 11 авг.; Он же. Новый год по старому адресу // Российская газета. 2016. 12 янв.; Граф Н. В заложниках у метро // Российская газета. 2016. 20 янв.; Латухина К. Ответили за ветхие метры // Российская газета. 2016. 18 февр.; Куликов А., Дмитриенко О., Чернышева В. Обратный отсчет до новоселья // Российская газета. 2016. 24 нояб.

Вопреки правилам п. п. 2, 7, 8 Положения от 28 января 2006 года в редакции от 2 августа 2016 года, согласно которым их действие распространяется на жилые помещения независимо от формы собственности, встречаются случаи отказа в рассмотрении заявлений собственников частных жилых помещений со ссылкой на то, что принятие решений о признании таких помещений непригодными для проживания граждан на основании заключения межведомственной комиссии является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики от 29 апреля 2014 года. С. 13.

На практике имеют место случаи, когда при определении выкупной цены жилого помещения, подлежащего изъятию в порядке п. 7 ст. 32 ЖК РФ, к числу убытков не относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт приватизированного жилого помещения, а также стоимость доли в общем имуществе многоквартирных домов, включая стоимость земельного участка <1>.
--------------------------------
<1> Там же.

Как свидетельствует судебная практика, в судах рассматривается значительное количество жалоб граждан на решения органов местного самоуправления при определении сроков расселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, а также на неоднократные переносы уже установленных сроков. Например, многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года, срок его расселения был установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года. Несмотря на то что уже на момент обследования дома в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое, тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, а в 2012 году расселение было отложено до 31 декабря 2013 года. После этого при рассмотрении судом иска прокурора в интересах одного из нанимателей жилого помещения в данном доме и проведении экспертизы было установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения, возникла угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме; в результате суд обоснованно признал незаконным постановление органа местного самоуправления о переносе сроков расселения и обязал его предоставить нанимателю жилое помещение вне очереди на основании п. 2 ст. 57 ЖК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики от 29 апреля 2014 года. С. 15.

В некоторых случаях при рассмотрении исков о выселении нанимателей из комнат, находящихся в коммунальной квартире, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, при определении общей площади жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире, в ее размер вследствие ограничительного толкования правил п. 5 ст. 15, ст. ст. 16, 42 ЖК РФ необоснованно не включают площади вспомогательных помещений (доли кухни, ванны, туалета и т.п.), которые используются для обслуживания более одной комнаты, чем уменьшают размер общей площади комнаты, подлежащей предоставлению выселяемому.
При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено по договору социального найма нанимателю и членам его семьи в связи с выселением из аварийных жилых помещений, отдельные суды необоснованно учитывают площадь жилого помещения, находящегося в собственности нанимателя и членов его семьи, и отказывают им в предоставлении жилых помещений взамен сносимых. Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14, в таких случаях другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер.
На практике пока не сложилось единообразного толкования и применения понятия "населенный пункт", о котором говорится в п. 1 ст. 89 ЖК РФ. Некоторые органы местного самоуправления и суды рассматривают его равнозначным таким понятиям, как "муниципальное образование", "городской округ", "муниципальный район", хотя в Обзоре судебной практики от 29 апреля 2014 года они не признаются таковыми. Однако при отказе граждан от добровольного переселения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ в предлагаемые им жилые помещения, находящиеся не в границах данного населенного пункта, органы местного самоуправления предъявляют иски, а некоторые суды удовлетворяют подобные иски, несмотря на то что такие помещения находятся за пределами населенного пункта, на значительном расстоянии от него, хотя и в границах городского округа или муниципального района. Верховный Суд РФ, областные суды обоснованно и справедливо отменяют такие решения как противоречащие требованиям п. 1 ст. 89 ЖК РФ.
Еще нередко гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилья, предоставляются жилые помещения очень низкого качества, с большим количеством существенных недостатков, делающих их непригодными для проживания. Это объясняется тем, что некоторые органы местного самоуправления халатно относятся к исполнению своих обязанностей, принимают и выдают разрешения на ввод в эксплуатацию вновь построенных для переселенцев многоквартирных домов с существенными недоделками, иногда недостроенных, или приобретают уже готовые дома с такими же дефектами, которые длительное время застройщиками не устраняются, из-за чего в такие дома невозможно вселиться и использовать их для проживания.
Иногда целые микрорайоны многоквартирных домов, построенных для переселенцев из ветхого и аварийного жилья, не могут использоваться по назначению из-за отсутствия в них объектов социальной инфраструктуры: нет школ, детских садов, магазинов, лечебных учреждений, организаций бытового обслуживания, транспортного сообщения, микрорайон возведен за пределами населенного пункта.
Одной из причин такого положения можно считать отсутствие должной ответственности строителей за допущенные ими недоделки при возведении жилых домов, должностных лиц органов местного самоуправления, выдающих разрешение на ввод в эксплуатацию таких домов и их заселение, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны компетентных органов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Цыганкова С. Потолок ледяной, дверь скрипучая // Российская газета. 2013. 31 июля; Дмитриенко О. Новоселье не в радость // Российская газета. 2014. 19 дек.; Чернышева В. От нового жилья у меня ноги подкосились; Дмитриенко О. Новоселье не в радость // Российская газета. 2014. 19 дек., 2 апр.; Федосов А. Дома на болоте // Российская газета. 2015. 30 апр.; Кузнецова Т. Поменяли барак на казарму // Российская газета. 2016. 3 марта; Зотикова В. Долгострой с переплатой // Российская газета. 2016. 5 апр.; Чечурина И. Отстойник за окнами // Российская газета. 2016. 23 июня; Саванкова Н. "Заря" не занялась // Российская газета. 2016. 22 нояб.; Передельский Д., Зотикова В. Дома со всеми неудобствами // Российская газета. 2016. 2 дек.

Кроме изложенных имеются и другие трудности в вопросах переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, признанного непригодным и опасным для проживания.
Как следует из доклада Счетной палаты РФ, программа переселения граждан из аварийного жилья на 2016 год пока выполнена на 33,6%, в десяти регионах переселение, по данным на 1 октября 2016 года, еще не было начато, имеются трудности с финансированием названной программы в ряде субъектов РФ, где выделяется недостаточно средств для заключения контрактов на строительство новых или приобретение уже готовых жилых помещений для выполнения программ переселения граждан. Во многих субъектах РФ такие контракты заключены не в полном объеме, а в некоторых совсем не оформлены. Правительство РФ, субъекты РФ принимают меры для устранения отмеченных трудностей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Зыкова Т. Ветхий "за" - "нет" // Российская газета. 2016. 9 дек.; Домчева Е. Задание на дом // Российская газета. 2016. 15 дек.

В числе мер, направленных на совершенствование правового регулирования рассматриваемых отношений, разработан проект ФЗ "О переселении граждан из аварийного жилищного фонда". В законопроекте устанавливаются:
1) основания и порядок признания многоквартирных домов (далее - МКД) аварийными;
2) орган, уполномоченный принимать решения о признании МКД аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
3) требования по ведению реестра аварийных МКД;
4) основной состав сведений реестра и сроки включения в него;
5) доступность реестра для ознакомления неограниченным кругом лиц;
6) механизм обеспечения жилищных прав переселяемых граждан путем предоставления жилья по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в том числе по договорам социального найма с предоставлением жилых помещений по нормам предоставления;
7) категории граждан, которым при переселении из МКД, признанных аварийными, может быть предоставлено жилье по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; принципы переселения, необходимость учета таких граждан;
8) требования к жилым помещениям, предоставляемым названным гражданам, а также об утверждении региональных программ переселения;
9) планируемые сроки переселения и источники финансирования.
В этом законопроекте определяются возможные механизмы государственной или муниципальной поддержки мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Представляется, что принятие и надлежащее применение на практике положений названного проекта закона, направленного на совершенствование правового регулирования отношений по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, может способствовать осуществлению прав граждан на проживание в благоустроенных жилых помещениях, повышению уровня жизни.

Библиографический список

1. Граф Н. В заложниках у метро // Российская газета. 2016. 20 янв.
2. Дмитриенко О. Новоселье не в радость // Российская газета. 2014. 2 апр.
3. Дмитриенко О. Новоселье не в радость // Российская газета. 2014. 19 дек.
4. Домчева Е. Задание на дом // Российская газета. 2016. 15 дек.
5. Домчева Е. Новоселье с прокурором // Российская газета. 2015. 5 нояб.
6. Домчева Е. Задание на дом // Российская газета. 2015. 10 дек.
7. Зотикова В. Долгострой с переплатой // Российская газета. 2016. 5 апр.
8. Зыкова Т. Ветхий "за" - "нет" // Российская газета. 2016. 9 дек.
9. Кузнецова Т. Поменяли барак на казарму // Российская газета. 2016. 3 марта.
10. Куликов А. Новый год по старому адресу // Российская газета. 2016. 12 янв.
11. Куликов А. Отложенное новоселье // Российская газета. 2015. 11 авг.
12. Куликов А., Дмитриенко О., Чернышева В. Обратный отсчет до новоселья // Российская газета. 2016. 24 нояб.
13. Латухина К. Ответили за ветхие метры // Российская газета. 2016. 18 февр.
14. Передельский Д., Зотикова В. Дома со всеми неудобствами // Российская газета. 2016. 2 дек.
15. Саванкова Н. "Заря" не занялась // Российская газета. 2016. 22 нояб.
16. Федосов А. Дома на болоте // Российская газета. 2015. 30 апр.
17. Цыганкова С. Потолок ледяной, дверь скрипучая // Российская газета. 2013. 31 июля.
18. Чернышева В. Десять лет без права переезда // Российская газета. 2015. 14 мая.
19. Чернышева В. От нового жилья у меня ноги подкосились // Российская газета. 2014. 19 дек.
20. Чечурина И. Отстойник за окнами // Российская газета. 2016. 23 июня.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑