• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Правовые вопросы использования технологии блокчейн (Булгаков И.Т.)

Правовые вопросы использования технологии блокчейн (Булгаков И.Т.)

Дата размещения статьи: 07.12.2017

Правовые вопросы использования технологии блокчейн (Булгаков И.Т.)

Краткое описание технологии блокчейн

Прежде чем рассматривать сферы применения технологии блокчейн и сопряженные с ней правовые проблемы, необходимо дать краткое описание ее самой.
Механизм функционирования блокчейн и осуществления платежей с помощью биткоинов был впервые сформулирован в статье С. Накамото <1>. Изначально данная технология была предназначена для осуществления платежей между сторонами без вовлечения посредников (финансовых институтов или государства). Такой способ оплаты должен был устранить проблему двойного списания средств со счета и их возможной кражи.
--------------------------------
<1> Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

Блокчейн (от англ. block - блок и chain - цепь) - это распределенная база данных, состоящая из блоков информации и содержащая записи обо всех трансакциях, совершенных участниками данной системы. В каждом блоке хранится информация о трансакции участников, включая стороны, дату и иную служебную информацию, а сами блоки выстроены в единую цепочку. Все блоки последовательно связаны друг с другом таким образом, что каждый последующий блок содержит информацию о предыдущем. В случае с криптовалютой в каждом блоке содержится информация о трансакциях между пользователями. Отменить или изменить операцию невозможно.
Для отправки криптовалюты (биткоина) другим пользователям системы используются два ключа: публичный и частный. Публичный ключ нужен для того, чтобы участники системы могли отправить тому или иному пользователю свои биткоины, а частный - чтобы пользователь смог перевести свои биткоины другому пользователю. Сам процесс передачи биткоина осуществляется посредством указания обладателем биткоина нового публичного адреса и подтверждения передачи своим частным ключом <2>.
--------------------------------
<2> Подробнее о характеристиках технологии блокчейн см.: Савельев А.И. Договорное право 2.0: "Умные" контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. N 3. С. 32 - 59.

В целях максимальной защиты участников системы при осуществлении трансакций информация об операциях является публичной и подтверждается майнерами - специальными участниками, которые обеспечивают запись нового блока в систему. Запись нового блока требует значительных вычислительных мощностей, и майнеры получают вознаграждение как за свою работу, так и за использование их вычислительных мощностей <3>. В результате за действиями в рамках системы ведется общественный контроль. Это придает системе особую защищенность и обеспечивает доверие к ней ее участников, так как для того, чтобы записать ложную информацию в систему, необходимы колоссальные вычислительные мощности, доступ к которым представляется практически невозможным.
--------------------------------
<3> Подробнее о процедуре подтверждения трансакций майнерами см.: Никитин А. Умный, как контракт // Коммерсант. 2016. 19 дек. URL: http://kommersant.ru/doc/2956395 (дата обращения: 19.12.2016).

Сферы применения технологии блокчейн

Сейчас многие страны задаются вопросами правовой политики в области регулирования технологии блокчейн. Для того чтобы оценить, каким образом осуществлять регулирование, необходимо понять, в каких сферах применяется данная технология и какие общественные отношения она затрагивает. Тем более, как показывает практика, сегодня использование технологии блокчейн выходит далеко за рамки выпуска и обращения криптовалюты.
Проекты, использующие блокчейн, условно можно разделить на финансовые и нефинансовые. В первом случае речь идет о проектах, которые так или иначе связаны с выпуском криптовалют. Во втором - о проектах, где технология блокчейн представляет собой лишь инфраструктуру для хранения, распространения и передачи информации.
Сегодня наиболее известны проекты, связанные с выпуском криптовалют, именно поэтому технология блокчейн долгое время тесно ассоциировалась в основном с криптовалютой биткоин. В целях обмена криптовалюты на реальную (фиатную) валюту стали организовываться специальные биржи криптовалют и появляться технологии, позволяющие производить оплату за товары и услуги с использованием криптовалюты. Например, в конце ноября 2016 г. швейцарское отделение крупнейшей в мире аудиторской фирмы EY объявило о начале приема биткоинов в качестве оплаты за свои услуги <4>. Все это дало толчок к созданию рынка криптовалют, и сейчас некоторые криптовалюты являются вполне ликвидным активом.
--------------------------------
<4> См.: EY Switzerland to digitalize itself and become first advisory firm to accept Bitcoins for its services. URL: http://www.ey.com/ch/en/newsroom/news-releases/news-release-ey-switzerland-accepts-bitcoins-for-payment-of-its-services (дата обращения: 20.12.2016).

По мере проникновения данной технологии в другие сферы жизни она стала использоваться для создания так называемых смарт-контрактов ("умных" контрактов), представляющих собой программный код, который исполняется автоматически при наступлении определенных условий. Для полноценного смарт-контракта неизбежно требуется использование криптовалюты, так как пока именно на этом зиждется основная особенность работы смарт-контрактов - их самоисполнимость. Сам по себе смарт-контракт в некоторой степени оторван от реальности: например, с его помощью пока нельзя переводить автоматически денежные средства с банковского счета.
Следующим шагом в развитии финансового направления технологии блокчейн стало появление так называемых цветных монет, которые позволяют осуществлять сделки с активами, существующими в реальном мире. Иными словами, если биткоин - это средство платежа и средство инвестирования, то окрашенная криптовалюта - это уже попытка создать средство передачи актива. К ее единице присоединяется некая информация об объекте реального мира <5>, что позволяет контрагентам заключать сделки с ее использованием. Нетрудно заметить, что пока наиболее слабым звеном в этой системе остается вопрос исполнимости непосредственной передачи актива в реальном физическом мире. Получается, что сами по себе цветные монеты выполняют лишь функцию легитимационного знака. Сейчас участники данного рынка все чаще говорят о необходимости появления некоего третьего лица, которое сможет обеспечить исполнение сделок в реальном мире. Например, на практике есть проекты, которые предлагают приобрести цветные монеты, гарантированные золотом <6>. Данный криптоактив выпускает компания, ведущая разработку золотого месторождения в Кыргызстане, и в условиях его выпуска указано обязательство компании по наступлении определенного срока осуществить возврат средств инвесторам на основании цены на золото, рассчитанной на Лондонской бирже.
--------------------------------
<5> См.: Бредбери Д. Что такое "Цветные Монеты" и почему они так важны. URL: https://bitnovosti.com/2014/06/02/could-this-holy-bitcoin-trinity-revive-colored-coins/ (дата обращения: 20.12.2016).
<6> См.: https://hardcoins.com (дата обращения: 20.12.2016).

Развитие технологии привело к появлению платформ для сбора средств (краудфандинга) с использованием инфраструктуры блокчейн. Данный механизм предполагает написание смарт-контракта, который предоставляет инвесторам определенные единицы криптовалюты (токены, монеты, жетоны) в обмен на их инвестиции. Впоследствии данные единицы можно продавать на специальных биржах и получать таким образом возврат своих средств (эта процедура получила название initial coin offering, или ICO). Цена таких единиц формируется за счет спроса и предложения на соответствующих биржах. Предполагается, что такие монеты обращаются в самой бизнес-модели проекта и будут расти в стоимости при его развитии и масштабировании. Проще говоря, ICO представляет собой выпуск компанией некоего финансового инструмента (аналог акций на традиционном финансовом рынке, обладающий рядом уникальных свойств) и размещение его на криптовалютной бирже.
Поскольку какого-либо регулирования данного рынка нет, то инвесторам, подавляющее большинство которых являются непрофессиональными участниками, сложно оценить все риски проектов, привлекающих средства. Более того, в отсутствие правового регулирования и профессиональных участников на рынке механизмом ICO начали пользоваться мошенники, которые собирают средства под вымышленные и непроверенные проекты. С течением времени на данном рынке стали появляться рейтинговые агентства, которые дают оценку и присваивают рейтинг тому или иному проекту, привлекающему средства посредством ICO <7>. Такие агентства стали определенным механизмом саморегулирования, хоть как-то задающим стандарты в индустрии.
--------------------------------
<7> Например, рейтинговая компания ICO Rating. См.: http://icorating.com/ (дата обращения: 20.12.2016).

Можно констатировать, что сегодня на базе технологии блокчейн зарождается целый рынок. Безусловно, данная инфраструктура вовлекает в себя значительное число непрофессиональных инвесторов, а значит, может нести для них риски финансовых потерь.
Нефинансовая сфера <8> применения блокчейн предполагает не выпуск криптовалюты, а, если говорить обобщенно, использование данной технологии в качестве (а) реестра для хранения информации и (б) инфраструктуры для ее распространения и передачи. Иначе говоря, в данном случае технология блокчейн используется прежде всего как система защищенного обмена данными, ведь в инфраструктуре блокчейн действие невозможно отменить и практически невозможно скомпрометировать. Эта сфера интересна в первую очередь банкам. Так, недавно "Барклайс банк" применил технологию блокчейн как инфраструктуру для обмена информации в целях заключения сделки по выдаче аккредитива <9>. Криптовалюта в данном проекте не использовалась.
--------------------------------
<8> Конечно, сам термин "нефинансовое применение блокчейн" весьма условен.
<9> См.: Michel M. First live blockchain trade transaction conducted // Global Trade Review. 2016. 7 Sept. URL: http://www.gtreview.com/news/global/first-live-blockchain-trade-transaction-conducted/ (дата обращения: 20.12.2016).

Центральный банк РФ совместно с рядом банков недавно запустил платформу для заключения сделок, построенную на технологии блокчейн. В сфере передачи данных Сбербанк совместно с ФАС России запустил проект Digital Ecosystem для обмена данными. Обмен информации также тестируется рядом игроков в области финансового рынка.
Отдельным ответвлением является использование блокчейн для ведения различного рода публичных реестров (например, реестра недвижимости, реестра транспортных средств), что помогает обезопасить от рисков участников сделок.
Помимо этого, данная сфера блокчейн может найти применение в построении иных реестров, а также систем фиксации фактов (блокчейн-нотариат) <10>, голосования, документооборота, обмена информации, сервисов смарт-контрактов, безопасности <11>. Использование в этих случаях сферы блокчейн удешевляет ведение реестров, позволяет устранить посредников, снижает трансакционные издержки.
--------------------------------
<10> См.: https://proofofexistence.com/ (дата обращения: 20.12.2016).
<11> См.: http://www.emercoin.com (дата обращения: 20.12.2016).

Представляется, что подходы к регулированию финансовой и нефинансовой сфер блокчейн должны быть разными.
Если в первом случае можно говорить о необходимости защиты интересов третьих лиц (инвесторов, контрагентов и т.д.) и публичных интересов (противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма и т.д.), то во втором случае регулирование должно быть минимальным, хотя для внедрения ряда систем потребуется внесение изменения в специальное законодательство (например, в законодательство о ведении государственных реестров).

Вопросы правовой квалификации криптовалют

Использование блокчейна в финансовой сфере почти всегда связывается с существованием криптовалют. Именно использование криптовалют в обороте начало привлекать пристальное внимание государственных органов по всему миру. Причина для этого вполне очевидна: существование параллельной финансовой системы, которая не контролируется государством, является серьезной угрозой для финансовой стабильности этого государства, поскольку последнее теряет возможность:
- контролировать инфляцию и кредитование посредством контроля банковской системы;
- защитить интересы третьих лиц - инвесторов, которые вкладывают свои финансы в криптовалюты;
- контролировать поступления в бюджет от оборота криптовалют;
- контролировать вопросы отчетности, исчисления налога, установления налоговых ставок, и, наконец,
- эффективно противодействовать теневому рынку.
Вероятно, данные предпосылки послужили базой для негативного отношения российских государственных органов к криптовалюте. В 2014 г. в одном из своих заявлений Центральный банк РФ предостерег граждан и юридических лиц от приобретения товаров с использованием криптовалют <12>.
--------------------------------
<12> Информация Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности Биткойн".

В 2015 г. по решению суда Роскомнадзор заблокировал семь сайтов, содержащих информацию о криптовалюте биткоин <13>. Решение о признании информации на них запрещенной принял Невьянский городской суд Свердловской области после рассмотрения заявления невьянского городского прокурора <14>. Суд сделал вывод, что криптовалюты, в том числе биткоин, являются денежными суррогатами, способствуют росту теневой экономики и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами на территории России. Причем как в упоминаемом решении, так и в информации Центрального банка РФ государственные органы ссылались на ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России), которая запрещает выпуск денежных суррогатов. Впоследствии данное судебное решение было отменено.
--------------------------------
<13> URL: https://bits.media/sud-po-blokirovkam-bitcoin-saytov-chast-1/ (дата обращения: 20.12.2016).
<14> Решение Невьянского городского суда Свердловской области от 30.09.2014 по делу N 2-978/2014.

На фоне негативного отношения государственных органов к криптовалюте Министерством финансов РФ в 2016 г. были разработаны законопроекты, запрещающие оборот криптовалют на территории России и вводящие административные и уголовные наказания за нарушение этого запрета. Однако ближе к осени 2016 г. наметилась другая тенденция: позиция государства стала смягчаться и законопроект Министерства финансов РФ был признан Правительством РФ требующим доработки с учетом результатов мониторинга обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют).
3 октября 2016 г. в своем письме N ОА-18-17/1027 ФНС России указала на то, что в законодательстве не содержится правового определения денежного суррогата, криптовалюты или виртуальной валюты. Следовательно, запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалют законодательство не содержит.
Если мы с точки зрения политики права принципиально решаем вопрос об оборотоспособности криптовалют на территории России, то следующим шагом будет решение вопроса о месте криптовалюты в системе объектов гражданских прав.
Криптовалюта не является объектом гражданских прав, так как не названа в ст. 128 ГК РФ в числе таковых, и не относится к деньгам, поскольку не указана в ст. 140 ГК РФ и не соответствует ст. 27 Закона о Банке России, в соответствии с которой официальной денежной единицей России является рубль. Выше мы упоминали попытку квалифицировать криптовалюту в качестве денежного суррогата, однако легального определения такого термина нет. Также криптовалюта не может признаваться безналичными денежными средствами, так как не является средством платежа <15>.
--------------------------------
<15> Хотя некоторые криптовалюты и обладают признаками средств платежа, но данный признак во многом является усеченным, так как прием криптовалют возможен лишь в случаях, когда стороны специально договорились об этом.

В российском праве закреплен закрытый перечень ценных бумаг, поэтому криптовалюту нельзя признать бездокументарной ценной бумагой. Сложно ее назвать и аналогом ценной бумаги или каким-либо финансовым инструментом, так как у криптовалюты нет эмитента.
Вряд ли можно признать криптовалюту и имущественным правом, потому что в данном случае отсутствуют кредитор и должник по какому-либо обязательству. У обладателя криптовалюты нет права требования к кому-либо. Обладатель криптовалюты может передать данный актив третьему лицу либо обменять на другой актив или приобрести что-либо, если на это есть согласие другого участника.
С подобной проблемой сталкивались и зарубежные государства. Так, в США вопросы правовой квалификации биткоинов вставали достаточно часто, причем как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В одном из решений суд пришел к выводу, что, поскольку биткоины могут быть использованы для покупки товаров и услуг, а также могут быть обменяны на реальные деньги (фиатную валюту), договор об инвестировании биткоинов является инвестиционным контрактом и признается ценной бумагой (security) в соответствии с законодательством о ценных бумагах <16>. В то же время Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) в сентябре 2015 г. признала биткоин товаром <17>.
--------------------------------
<16> Securities and Exchange Commission v. Shavers. 2013 WL4028182. N 4:13-CV-416 (E.D. Tex. August 6, 2013).
<17> In the Matter of Coinflip, Inc. and Francisco Riordan. CFTC Docket N 15 - 29, at 3.

Отдельные штаты по-разному смотрят на вопрос о регуляторном воздействии на биткоин. Штаты Нью-Йорк, Калифорния и Коннектикут пошли по пути введения регулирования данного института, с тем чтобы хотя бы минимально гарантировать интересы тех лиц, которые используют биткоины. В июне 2015 г. Нью-Йорк стал первым штатом, который ввел регулирование криптовалюты, включающее так называемый пруденциальный надзор и предусматривающее лицензирование организаций, занятых на этом рынке <18>. Порядок лицензирования предполагает сбор и раскрытие информации о компании-лицензиаре, а также наблюдение за приобретением контроля над такой компанией. Ряд положений направлен на защиту интересов инвесторов. Например, предполагается, что компания должна раскрывать информацию о рисках, волатильности цен на криптовалюту, а также указано, что изменение законодательства может оказать негативное воздействие на инвесторов.
--------------------------------
<18> Lawsky B.A. NYSDFS Announces Final Bitlicense Framework for Regulating Digital Currency Firms: speech of June 3, 2015. URL: https://media.scmagazine.com/documents/127/speech_-_june_3,_2015_nydfs_a_31558.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

Аналогичные нормы приняты в штате Коннектикут <19>. Они содержат требования к компаниям, которые заняты в сфере криптовалюты, и предусматривают, что лицензия не может быть выдана, если существует существенный риск потерь для потребителей.
--------------------------------
<19> URL: http://www.cga.ct.gov/current/pub/chap_668.htm#sec_36a-595 (дата обращения: 20.12.2016).

Валютное законодательство

Немаловажный аспект использования криптовалют - это вопрос валютного регулирования. Правовое регулирование в данной сфере направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости рубля и стабильности внутреннего валютного рынка России. Функционирование финансовой индустрии блокчейн может предполагать покупку или продажу криптовалюты в обмен на иностранную валюту, покупку единиц криптовалюты (токенов, монет и т.д.), выпускаемых в ходе ICO также с использованием иностранной валюты. Зачастую такие сделки совершаются с иностранными контрагентами.
ФНС России в упоминавшемся письме от 03.10.2016 N ОА-18-17/1027 выразила позицию, в соответствии с которой операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Вместе с тем ФНС России отметила, что существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля и агентами валютного контроля информации об операциях купли-продажи криптовалют.
Таким образом, налоговый орган констатировал, что современное валютное законодательство нуждается в уточнении и адаптации в условиях распространения технологии блокчейн.

Законодательство, направленное на борьбу с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма

Еще одним вызовом, стоящим перед государственной политикой, является вопрос борьбы с терроризмом и отмыванием (легализацией) денежных средств. Не секрет, что криптовалюта часто используется для покупки наркотиков, оружия, иных запрещенных в обороте предметов, а также для финансирования терроризма.
На международном уровне вопросы использования криптовалюты также широко начали обсуждаться начиная с 2014 г. В частности, в 2014 и 2015 гг. Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) выпустила два отчета, касающиеся рисков использования криптовалюты <20>.
--------------------------------
<20> Financial Action Task Force. Virtual Currencies: Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. 2014. URL: http://fatf-gafi.org/topics/methodsandtrends/documents/virtual-currency-definitions-aml-cft-risk.html; Guidance for A Risk-Based Approach (to) Virtual Currencies. 2015. URL: https://google.com/search?q=Guidance+for+a+Risk-Based+Approach+virtual+Currencies&ie=utf-8&oe=utf-8 (дата обращения: 20.12.2016).

В 2014 г. Росфинмониторинг выпустил информационное сообщение <21>, в котором указал на то, что анонимность платежа и другие особенности использования криптовалют обусловили их активное использование в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. По мнению службы, данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
--------------------------------
<21> Информационное сообщение Росфинмониторинга от 06.02.2014 "Об использовании криптовалют". URL: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 20.12.2016).

Далее Росфинмониторинг заключает, что, учитывая увеличившееся информационное присутствие криптовалют в средствах массовой информации, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам, направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Таким образом, сделки с использованием криптовалюты сегодня являются своеобразным "маячком", привлекающим внимание Росфинмониторинга.
Данный подход базируется в том числе на позиции Центрального банка РФ, который предупреждал, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену виртуальных валют на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <22>.
--------------------------------
<22> См.: информация Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн".

На настоящем этапе в задачи государственной политики входят вопросы построения механизма отчетности по сделкам с использованием криптовалют, а также квалификации отдельных сделок как подозрительных с точки зрения противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма.

Рынок ценных бумаг

Как нами уже отмечалось, сегодня криптовалюты являются инструментом инвестирования. Уже сейчас существуют многочисленные биржи, где торгуются криптовалюты, создаются фонды для аккумулирования средств, предназначенных для инвестиций в криптовалюту, появляются рейтинговые компании, присваивающие рейтинги выпускам криптовалют. С учетом того что для инвестиций в криптовалюту привлекаются фиатные денежные средства (валюта, являющаяся законным средством платежа в каком-либо государстве), логично было бы предположить, что в ряде случаев инвесторы могут потерять свои инвестиции или получить от них убыток. Также необходимо учитывать, что на текущий момент каких-либо профессиональных стандартов и требований для участников данного рынка нет. На это обращала внимание Комиссия по ценным бумагам в США, расследовавшая в июне 2014 г. деятельность двух сайтов, предлагающих свои акции с условием их оплаты биткоинами <23>.
--------------------------------
<23> URL: http://justice.gov/usao-sdny/pr/texas-man-pleads-guilty-manhattan-federal-court-operating-bitcoin-ponzi-scheme (дата обращения: 20.12.2016).

Это является еще одним вызовом для государственной политики. С одной стороны, традиционной функцией законодательства о рынке ценных бумаг является защита интересов инвесторов. С другой стороны, подавляющее большинство проектов в сфере блокчейн представлены небольшими быстроразвивающимися компаниями (стартапами). Если регулятивное воздействие не будет это учитывать, то развитие всей индустрии может быть существенно замедлено. Этот тезис подтверждает и международный опыт. Так, например, законодательство штата Нью-Йорк, предусматривающего лицензирование деятельности в финансовом сегменте блокчейн, при этом содержит особые условия для стартапов.

Налогообложение

Если говорить о финансовой сфере применения блокчейн, то следует отметить, что очень много вопросов возникает в связи с налогообложением данных операций.
Во-первых, многочисленные проблемы порождает анонимность переводов, а также отсутствие отчетности по данным операциям, которую могли бы использовать налоговые органы. Во-вторых, серьезным вопросом является налогообложение майнинга криптовалюты. Как отмечалось выше, за проведение операций по майнингу криптовалюты (т.е. за подтверждение операций внутри системы) майнеры вознаграждаются соответствующим количеством криптовалюты. При этом получается, что они получают некий доход, так как хотя и условно, но в ряде случаев криптовалюта может быть использована в качестве средства платежа. В октябре 2016 г. испанский Минфин предложил ввести ставку в 47% на доходы майнеров <24>. Однако налогообложение операций майнинга также сопряжено с проблемами установления дохода, отчетности и целесообразной ставки.
--------------------------------
<24> См.: Дайджест мировых финансовых технологий. 1 - 31 октября 2016. URL: http://futurefintech.org/netcat_files/7/8/c9c2d243bd035fa351a4d96f3e73ffd7 (дата обращения: 20.12.2016).

Специальное законодательство

Представляется, что специальное, например банковское, законодательство не должно обходить вниманием применение технологии блокчейн. Сейчас соответствующие положения в специальных законах отсутствуют. Однако использование данной технологии имеет огромный потенциал в тех сферах, где существует необходимость ведения реестров хранения информации, учета данных. Также к возможным сферам применения можно отнести построение государственных реестров на основе блокчейн, построение системы учета налогов с возможностью отказаться от декларирования.
Очевидно, что подобные нововведения потребуют внесения изменений в специальное законодательство, а также определенной стандартизации применения технологии блокчейн. Например, использование аккредитивов или обмен информацией между банками на базе блокчейн потребует внесения изменений в специальное банковское законодательство и банковские правила. Сегодня перед законодателем стоит важный вопрос о том, в каких отраслях начинать эксперименты с имплементацией данной технологии.
Специальному законодательству также предстоит решить вопрос с персональными данными. Суть технологии блокчейн состоит в отсутствии возможности отменить или изменить операцию. Если в каком-либо проекте, созданном на основе технологии блокчейн, в блоки будет записываться информация, содержащая персональные данные, то возникнут вопросы, связанные с выполнением требований законодательства об уничтожении такой информации, ее модификации или обезличивании (например, по требованию субъекта персональных данных).
В заключение стоит сказать, что запрет технологии блокчейн затормозит развитие инноваций и неизбежно приведет к отставанию России в сфере финансовых технологий.
Введение разумного и сбалансированного регулирования, напротив, должно стимулировать развитие данной сферы и сейчас является важной задачей государственной политики. Такое регулирование должно, безусловно, учитывать, что в процессе развития данной технологии первоочередную роль играют быстроразвивающиеся инновационные компании, особенности которых необходимо иметь в виду при решении вопросов правового регулирования.

References

Bradbury D. Could This Holy Bitcoin Trinity Revive Colored Coins? (Chto takoy "tsvetnye monety" i pochemu oni tak vazhny) // https://bitnovosti.com/2014/06/02/could-this-holy-bitcoin-trinity-revive-colored-coins/ (accessed 20 December 2016).
Michel M. First live blockchain trade transaction conducted. Global Trade Review. September 7, 2016 // http://www.gtreview.com/news/global/first-live-block-chain-trade-transaction-conducted/ (accessed 20 December 2016).
Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System // https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (accessed 20 December 2016).
Nikitin A. "Smart as a Contract" (Umnyy, kak kontrakt): Kommersant (Kommersant). April 18, 2016 // http://kommersant.ru/doc/2956395 (accessed 20 December 2016).
Savelyev A.I. Contract Law 2.0: Smart Contracts as the Beginning of the End of the Classical Contract Law (Dogovornoe pravo 2.0: "Umnye" kontrakty kak nachalo kontsa klassicheskogo dogovornogo prava) // Herald of the Civil Law (Vestnik grazhdanskogo prava). 2016. N 3. 2016. P. 32 - 59.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑