• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
14.11.2017

Проект Федерального закона № 313283-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" направлен на обеспечение выполнения правительственных гарантий, а также установления административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира.

31.10.2017

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на ликвидацию отсутствия в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его  органов после смерти, что в свою очередь,  вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства.

26.10.2017

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования использования электронных курительных устройств" вводится ряд новелл, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных курительных устройств.

Все статьи > Деньги в бестелесном пространстве (Гаврин Д.А.)

Деньги в бестелесном пространстве (Гаврин Д.А.)

Дата размещения статьи: 07.12.2017

Деньги в бестелесном пространстве (Гаврин Д.А.)

Гражданский оборот создает орудие обращения,
а государство - законное платежное средство.

Л.А. Лунц <1>

--------------------------------
<1> Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 1999. С. 28.

В юриспруденции мы с давних пор уточняем специальную терминологию, совершенствуем правовые конструкции, способы и приемы правового регулирования, преследуя в качестве основной цели создание безупречной конструкции (модели), позволяющей регламентировать деятельность человека. Однако любая мыслительная конструкция и реальность представляют собой разнопорядковые явления, равно как и реальность применительно к каждому человеку бывает разной. Правовое явление отдаляется от реальности на расстояние восприятия и, будучи общепринятым, имеет под собой особую структуру, совокупность признаков, элементов. По этой причине многие правовые явления мы определяем, исходя из формального соблюдения заранее установленных правил (формул), обусловленных мыслительным процессом и принятых обществом, в том числе научным. В свою очередь, парадокс обоснованного умозаключения сводится к тому, что заключение с необходимостью следует из посылок. Каковы же основания признания электронных денежных средств в качестве самостоятельного универсального законного платежного средства?
Развитие денег происходило в течение всей истории человечества - от ракушек, камней с отверстиями, меха, металлов, чеканной монеты, сертификатов, которые удостоверяли, что деньги находятся у банкира на хранении, и до, наконец, фиатных денег. Примечательно, что схожие дискуссии, которые в настоящее время ведутся в отношении безналичных и электронных денег, наблюдались во времена, когда происходил постепенный переход от металла и золотых монет к фиатным деньгам. Может быть, поэтому слова Ф.К. Савиньи о том, что бумажные деньги служат представителями настоящих денег (монет) и составляют настоящий беспроцентный долг государства <2>, актуальны и сейчас, но уже применительно к электронным деньгам, которые служат представителями настоящих бумажных денег.
--------------------------------
<2> Лунц Л.А. Указ. соч. С. 42.

Первым банком в виртуальном пространстве принято считать американский кредитно-карточный проект First Virtual Holdings, который в целях персонализации использовал электронную почту. Сегодня в Интернете функционирует множество систем и подсистем, которые обеспечивают оборот электронных денег, но при этом не обладают специальными разрешениями на ведение банковской деятельности в силу места регистрации, страны пребывания, юрисдикции и т.д. Безграничность сетевого потенциала позволяет говорить о международной проблематике регулирования электронных денег в Сети.
Процесс эволюции электронных денежных средств проходит от закрытых систем к открытым.
В закрытых системах электронные деньги можно потратить только на те товары и услуги, которые предоставляются самой организацией, реализующей технологию оплаты с использованием электронных денег (подарочные сертификаты, карты сетей и т.д.). Открытые системы допускают оплату товаров и услуг, предоставляемых различными не зависящими друг от друга организациями. Поэтапная трансформация закрытых систем с использованием электронных денег в открытые наблюдается до настоящего времени <3>. Возрастающее доверие к электронным денежным расчетам, обусловленное развитием инфраструктуры электронных расчетов, а также удобство, скорость оборота, минимизация затрат на платеж (низкая стоимость трансакции) и обслуживание платежного оборота (например, затраты Европейского союза на обслуживание платежного оборота наличных денежных средств составляют более чем 80 млрд евро в год, а стран еврозоны - 40 - 45 млрд евро) <4> ускоряют процесс адаптации электронных денежных средств в экономическом и правовом пространстве.
--------------------------------
<3> См.: Достов В.Л., Кузнецов В.А., Шуст П.М. Электронные деньги как инструмент оптимизации платежного оборота // Деньги и кредит. 2013. N 12. С. 10.
<4> См.: World Payments Report 2011. Capgemini and The Royal Bank of Scotland PLC (RBS). P. 12.

В пользу электронных платежей также говорят сложности, возникающие в ходе дистанционной торговли при оплате товара наличными денежными средствами курьеру при доставке. Согласно разъяснениям ФНС России, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через интернет-магазины), обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям отпечатанные такой техникой кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой ранее, чем за 5 минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой, не допускается <5>.
--------------------------------
<5> См.: письмо ФНС России от 10.07.2013 N АС-4-2/12406@ "О применении контрольно-кассовой техники" // СПС "Гарант".

На страницах периодических изданий как экономической, так и юридической направленности все чаще стали появляться работы, связанные с проблемой применения электронных денег, их места в системе расчетов. Некоторые идеи заслуживают внимания и развития. Так, из экономических исследований интересной представляется работа Л.М. Шигалевой, рассматривающей электронные деньги как "денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая хранится на электронном устройстве, эмитируется после получения средств в размере не менее чем эмитируемая денежная стоимость, принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и третьими лицами", а если лаконично - как "единицы измерения прав требований к их эмитенту, которые в совокупности составляют электронный долговой документ" <6>. Соответственно, обязательственный характер электронных денег приводит к возникновению экономических отношений, во многом характерных для расчетов такими инструментами, как чеки или векселя <7>. М.С. Гарькуша в своем исследовании виртуальной экономики замечает, что электронные деньги выполняют функцию меры стоимости, выступая при этом знаком меновой стоимости; функцию средства обмена, поскольку обращаются между эмитентами, получателями и плательщиками; функцию средства накопления и сбережения <8>.
--------------------------------
<6> Шигалева Л.М. Совершенствование государственного регулирования института электронных денег в экономике России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. С. 15.
<7> Шигалева Л.М. Концепция денежно-кредитного регулирования электронных денег в России // Вестник РГГУ. 2011. N 10. С. 69 - 70.
<8> Гарькуша М.С. Новые функции денег в виртуальной экономике // Креативная экономика. 2009. N 10. С. 103.

В свою очередь, догма права с особой осторожностью принимает res incorporales <9> в объятия правовой материи. Вопрос использования электронных денежных средств, безусловно, сместил акценты в научных дискуссиях о существовании безналичных денежных средств и их правовой природе. При сравнительно схожих характеристиках электронных и безналичных денег актуальность вопроса о правовой природе безналичных денег уходит на второй план, с каждым днем уступая все больше места электронным деньгам. Из опубликованных работ правовой тематики необходимо отметить исследование А.Я. Курбатова, который обращается к теме электронных денег, указывая, что виртуальные деньги по своей правовой природе составляют долговой документ <10>. Не менее интересным представляется предложение С. Овсейко пойти по пути юридической фикции, рассматривая электронные деньги как эквивалент реальных денег <11>.
--------------------------------
<9> Бестелесное имущество (лат.).
<10> Курбатов А.Я. Правовое регулирование электронных платежных систем по законодательству Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2007. N 9. С. 32.

Анализируя опубликованные исследования на тему правовой природы электронных денег, можно сделать вывод о том, что правовая конструкция электронных денег не укладывается в существующую модель правового регулирования наличного и безналичного денежного обращения. По этой причине ошибочно исследовать электронные деньги исключительно с позиций действующих нормативно-правовых актов, обосновывая правовую природу электронных денег через уже существующие правовые конструкции.
Институт электронных денег является принципиально новым для права, поэтому исследования должны быть ориентированы не только на оценку возможности использования электронных денег на базе существующих нормативно-правовых актов, но и на формирование новой правовой концепции электронных денег с целью получения единого нормативно-правового подхода к регулированию оборота электронных денег с учетом международной практики.
Действующие в России нормативно-правовые акты постепенно наполняются нормами, регламентирующими использование электронных денежных средств. Одним из этапов развития электронных денег в отечественном правовом пространстве можно смело назвать принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Данный Закон урегулировал отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Непосредственную правовую регламентацию институт электронных денег получил в Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о национальной платежной системе), который стал импульсом для внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты. Этот Закон получил разную оценку в юридических кругах, но все эксперты единодушны в двух моментах - оптимистичном и критичном. Оптимистично то, что такой Закон, безусловно, является прорывом, необходим для дальнейшего развития электронных расчетов, электронной торговли и служит некой площадкой для формирования института электронных платежей. Критично - что он имеет очевидные изъяны в части определения электронных денег, а также усложненный механизм расчетов и структуры системы. Однако это только создает почву для старта исследований и формирования основ правового регулирования расчетов с использованием электронных денежных средств.
В соответствии со ст. 3 Закона о национальной платежной системе электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Определение достаточно сложное к восприятию, однако попробуем его разобрать. Очевидно, что электронные денежные средства не то же самое, что денежные средства, которые предоставлены одним лицом другому лицу. "Электронные денежные средства" и "денежные средства" - понятия с разным объемом и содержанием. Буквальное толкование Закона позволяет допустить, что электронные денежные средства являются видом денежных средств. При этом проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, это невозможность отделить наличные деньги от их электронного эквивалента, или электронных денежных средств. Передавая 10 руб. лицу, учитывающему информацию о предоставленных денежных средствах, мы понимаем, что у последнего сумма не удваивается и не становится 20 руб., из которых 10 руб. в наличной форме и 10 - в электронной. Хотя, следуя формальной логике, признание за электронными деньгами статуса денег как законного платежного средства влечет за собой вывод о том, что в момент принятия наличных денег оператором электронных денежных средств у последнего возникают именно 20 руб., из которых 10 - наличные, а 10 - электронные денежные средства. Такой подход будет неправильным. В случае признания электронных денежных средств деньгами важно понимать момент возникновения электронных денежных средств, но прежде следует рассмотреть соотношение понятий "безналичные денежные средства" и "электронные денежные средства".
В настоящее время "электронные денежные средства" и "безналичные денежные средства" представляют собой записи в буквальном смысле слова и деньги в переносном смысле слова.
Интересная формулировка содержится в приложении к письму Банка России от 11.03.2016 N ИН-017-45/12 <12>: электронные денежные средства - это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа. В свою очередь, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" указывается, что под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства. Тем самым Верховный Суд РФ различает наличные деньги, безналичные деньги и электронные деньги.
--------------------------------
<12> Вестник Банка России. 2016. N 27 (1745).

Учитывая бестелесный характер безналичных и электронных денежных средств, задача разграничения указанных понятий усложняется. Как справедливо заметила Л.Г. Ефимова, рассматривая банковские сделки, запись на счете выполняет функцию денег, однако безналичные деньги не являются ценными бумагами и не имеют вещественной формы <13>. Если представленные понятия характеризовать как разновидности записи требования одного лица к другому, то безналичные и электронные деньги имеют одну природу. Л.А. Новоселова предлагает рассматривать перемещение безналичных денежных средств по банковским счетам клиентов как особый порядок передачи прав, отличный от общегражданской уступки прав требования (цессии), а возникающие при осуществлении такой передачи обязательства с участием банков (расчетные обязательства) - как обособленные от основной сделки, по которой производится платеж <14>.
--------------------------------
<13> Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001. С. 204.
<14> Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 7.

В ч. 4 ст. 7 Закона о национальной платежной системе указано, что оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства клиента путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных денежных средств. Для реализации прав лица по переводу электронных денежных средств необходимо распоряжение, которое должно содержать информацию, необходимую для перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. В связи с этим говорить о самостоятельности электронных денежных средств как законного платежного средства преждевременно, так как, в сущности, движение электронных денежных средств фактически осуществляется через открытые банковские счета, хотя в Законе и указано, что информация об электронных денежных средствах учитывается без открытия банковского счета. Движение электронных денежных средств представляет собой трансформацию наличных денег в безналичные и затем - уже в электронные деньги.
Электронные денежные средства в настоящее время не обладают своей системой (формами) расчетов. Иной подход, а именно признание электронных денежных средств деньгами, возможен, но требует создания самостоятельной системы (форм) расчетов электронными денежными деньгами и эмиссии (первичного размещения электронных денежных средств).
Для того чтобы отделить электронные денежные средства от наличных денежных средств, иными словами, лишить электронные деньги производного характера от наличных денег, необходимо первичное размещение электронных денежных средств или их эмиссия. Примечательно, что законодатель, формулируя положения Закона о национальной платежной системе, не оперирует понятием "эмиссия электронных денежных средств", применяя термин "эмиссия" исключительно в отношении платежных карт (ст. ст. 30.1, 30.6). Согласно ст. 140 Гражданского кодекса (ГК) РФ, именуемой "Деньги (валюта)", рубль является законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории Российской Федерации. Данное положение содержится и в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России). Дополнительно в его ст. 27 указано, что "введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются". В свою очередь, банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Как указано в ст. 29 Закона о Банке России, "эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России". Как видно, эмиссия безналичных денег или электронных денежных средств не предусмотрена Законом, и признание одинаковой природы безналичных/электронных денег и наличных денег сомнительно на текущем этапе развития экономики страны. Более того, законодательство косвенно запрещает любые способы первичного формирования электронных денежных средств. Об этом свидетельствуют положения ст. 7 Закона о национальной платежной системе, согласно которым оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита, а также осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств. Электронные денежные средства не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Не меньший интерес вызывает формулировка Закона о национальной платежной системе, что электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому. Предоставление денежных средств одним лицом другому носит характер сделки или как минимум юридически значимого действия. При передаче денежных средств от одного лица к другому круг прав и обязанностей у сторон изменяется, и с этим сложно поспорить. В таком случае возникает вопрос: если мы утверждаем, что у лица, передавшего денежные средства, возникают электронные денежные средства, то какую функцию выполняет лицо, принявшее деньги и отразившее информацию о денежных средствах на соответствующих электронных носителях? Ведь деньги представляют собой универсальное законное средство платежа. О какой универсальности можно вести речь, если лицо, предварительно передавшее денежные средства, не может исполнить денежное обязательство без посредничества лица, принявшего денежные средства и не только учитывающего их на соответствующих электронных носителях, но и способствующего проведению платежа? Более того, какой договор должен связывать лицо, передавшее денежные средства, и лицо, принявшее денежные средства и учитывающее информацию о них на соответствующих электронных носителях? В ст. ст. 4 и 7 Закона о национальной платежной системе указано, что услуги по переводу денежных средств оказывает оператор по переводу денежных средств на основании договора. По договору клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием или без использования банковского счета, а также за счет денежных средств, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оператору электронных денежных средств в пользу такого клиента - физического лица, если договором между оператором электронных денежных средств и клиентом - физическим лицом предусмотрена такая возможность. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Также в ст. 13 Закона о национальной платежной системе предусмотрена возможность использования остатка денежных средств, являющихся авансом за услуги связи, для целей увеличения оператором электронных денежных средств остатка электронных денежных средств.
Статья 861 ГК РФ различает наличный и безналичный расчет. При безналичном расчете допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленных в соответствии с законом банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Таким образом, предоставление денежных средств оператору электронных денежных средств возможно с использованием и без использования банковского счета, однако перевод электронных денежных средств производится с использованием банковского счета и форм безналичного расчета. Не случайно законодатель указывает, что электронные денежные средства - это денежные средства, которые одно лицу предоставляет другому, но без открытия банковского счета. Хотя некоторая корреляция между записью информации об электронных денежных средствах и договором банковского счета уже присутствует в законодательстве. И если мы обратимся к ст. 847 ГК РФ, то обнаружим, что договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Форм перевода электронных денежных средств без использования банковского счета, необходимого для безналичного перечисления, на данный момент нет.
Рассматривая формы безналичного расчета, мы также придерживаемся позиции о том, что безналичных денег не существует, существуют формы безналичного расчета.
В связи с тематикой статьи не будем углубляться в изучение безналичных денежных средств, хотя почва для обсуждения существует давно, и сравнительно недавнее изменение ст. 128 ГК РФ в части отнесения безналичных денежных средств наряду с наличными деньгами к объектам гражданских прав вызывает критику.
Большие сомнения также вызывает формулировка о том, что денежные средства должны быть предоставлены предварительно. Пожалуй, если мы ведем речь о договоре, на основании которого денежные средства передаются оператору электронных денежных средств, то конструкция "денежные средства передаются" и уточнение "предварительно" способны ввести в заблуждение и сформировать искаженное понимание структуры правоотношения. Более того, если признать, что электронные денежные средства - это денежные средства, которые предоставлены "предварительно", привносится элемент неопределенности основания (causa) такого предоставления. Неясно определение места предварительного предоставления денежных средств в структуре правоотношения возникновения электронных денежных средств.
Рассматривая электронные денежные средства в качестве универсального средства платежа, следует обратить внимание на ряд ограничений их использования.
Прежде всего, это ограничение по кругу субъектов: положения ч. 9 ст. 7 Закона о национальной платежной системе запрещают переводы электронных денежных средств между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть получателями или отправителями электронных денежных средств, если получателем электронных денежных средств является физическое лицо, прошедшее идентификацию. Соответственно, обязательным участником расчетов с использованием электронных денежных средств должно быть физическое лицо. Многие критикуют законодателя за столь резкую формулировку и считают, что риски перехода на массовые расчеты электронными денежными средствами можно нивелировать процедурами контроля, фрод-мониторинга и т.д. <15>. Следует согласиться с критикой, так как такое ограничение не позволяет говорить об универсальности такого платежного средства, как электронные денежные средства. Также существуют ограничения по порядку использования электронных денежных средств: в частности, ограничения на вывод электронных денег в наличность; для владельца анонимного кошелька запрещено без предъявления паспорта проводить платеж на сумму более 40 тыс. руб. в месяц и иметь остаток электронных средств свыше 15 тыс. руб. При идентификации клиента сумма положенных в электронный кошелек денег не должна быть больше 100 тыс. руб.
--------------------------------
<15> См.: Шигалева Л.М. Совершенствование государственного регулирования института электронных денег в экономике России. С. 21.

При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций. Примечательно, что законодатель, как будто играя терминологией, предусматривает и электронное средство платежа как "средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств" (п. 19 ст. 3 Закона о национальной платежной системе).
Вопросы правовой регламентации электронных денежных средств затрагиваются и в других нормативно-правовых актах. Например, в ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" рассматриваются особенности обращения взыскания на электронные денежные средства должника, перевод которых осуществляется с использованием персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа. Положения Налогового кодекса РФ регламентируют ряд вопросов, связанных с электронными денежными средствами, в частности при приостановлении операций по счетам в банках банки не вправе открывать этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (ст. 76). Открытие счетов организациям и индивидуальным предпринимателям и предоставление права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств допускается только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 86). Приводить положения нормативно-правовых актов можно и далее.
Обратившись к иностранной практике регулирования электронных денег, следует выделить три основных направления: европейское, американское и азиатское.
Европейский подход определяется рассмотрением электронных денег в качестве нового средства платежа. Азиатский подход наиболее ярко виден на примере Сингапура, где электронные деньги представляют собой законное платежное средство. Американский подход определяет электронные деньги как новый вид денежных услуг <16>.
--------------------------------
<16> См.: Там же. С. 17 - 18.

В докладе Европейского центрального банка об электронных деньгах 1998 г. содержится следующее определение: "Электронные деньги в широком смысле определяются как электронное хранение денежной стоимости с помощью технического устройства, которое может широко применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других фирм и которое не требует обязательного использования банковских счетов для проведения трансакций, а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя" <17>. В более позднем документе, в п. 5 ст. 4 Директивы ЕС от 13.11.2007 N 2007/64/ЕС, электронные деньги определяются как хранящиеся в электронном виде, в том числе на магнитном носителе, денежные средства, представленные в виде требования к эмитенту, которые эмитируются при получении средств для проведения платежных трансакций и которые принимаются физическим или юридическим лицом, отличным от эмитента электронных денег. Принципы европейского законодательства предполагают равенство банковских и небанковских игроков, упрощенный режим регулирования для небольших специализированных систем, упрощенную идентификацию для небольших платежей <18>. Согласно Директиве ЕС от 16.09.2009 N 2009/110/ЕС средства, полученные оператором электронных денежных средств, не составляют вклада, однако они должны без промедления быть обменяны на электронные деньги. Таким образом, правила о договоре банковского вклада не подлежат применению, как и договор банковского счета.
--------------------------------
<17> Цит. по: Тедеев А.А. Проблемы информационно-правового регулирования электронных денежных средств // Бизнес в законе. 2007. N 2. С. 143.
<18> См.: Шигалева Л.М. Концепция денежно-кредитного регулирования электронных денег в России. С. 66.

В США электронные денежные средства рассматриваются в качестве нового типа денежных услуг, поэтому в их отношении действуют правила, применяемые к небанковским организациям, оказывающим расчетные и платежные услуги и лишенным права привлекать депозиты <19>.
--------------------------------
<19> См.: Аксенов В.С., Захарова Н.В. К вопросу о государственном регулировании обращения электронных денег в России // Вестник РГГУ. 2012. N 12. С. 17 - 18.

Яркими представителями азиатского подхода к регулированию расчетов электронными денежными средствами являются Сингапур и Япония. В Сингапуре разработано специальное законодательство для целей создания упорядоченной системы государственного регулирования обращения электронных денег, которые получили официальный статус законного платежного средства <20>. Банк Японии разделяет электронные деньги на два типа: 1) на основе сервера (доступ к электронным деньгам осуществляется посредством ввода на специальной странице в сети Интернет идентификационного имени и пароля для доступа к серверу, на котором хранятся электронные деньги); 2) на основе чипа (электронные деньги хранятся на бесконтактном IC-чипе, установленном на пластиковой карте или в мобильном телефоне) <21>. Нормативно-правовым актом, регулирующим использование электронных денег предоплаченного типа, в Японии является Закон о платежных услугах, вступивший в силу 1 апреля 2010 г. <22>. В соответствии с названным Законом существуют определенные требования к использованию электронных денег, в частности их предельный объем, в случае превышения которого эмитент электронных денег должен уведомить регулирующие органы и, если он не является банком с устойчивым финансовым положением, разместить более половины остатка электронных денег в качестве депозита, обеспечивающего безопасность эмитированных денежных средств; запрещается обналичивать электронные деньги, за исключением случаев банкротства эмитента электронных денег <23>.
--------------------------------
<20> Там же. С. 16.
<21> См.: Инуи Т., Обаева А.С., Поварков Р.С. и др. Текущее развитие систем электронных денег и их инфраструктуры в Японии // Деньги и кредит. 2011. N 4. С. 10.
<22> Там же. С. 14.
<23> Там же.

Итак, принимая во внимание российский и международный опыт регулирования расчетов электронными денежными средствами, следует отметить, что институт денег проходит очередной этап развития, и подтверждением тому служит появление электронных денежных средств.
То промежуточное состояние, в котором сейчас находятся электронные денежные средства, обусловлено необходимостью формирования полноценной экономической, юридической, технологической основы.
Преимущества электронных денежных средств очевидны - это и низкие затраты на обслуживание электронного денежного оборота, и скорость платежей, и высокий сетевой потенциал возможностей. Однако для признания электронных денежных средств в качестве самостоятельного законного платежного средства, отличного от наличных денег, необходимо определить порядок их эмиссии (первичного размещения), расширить круг субъектов, предоставив возможность перевода электронных денежных средств между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также создать самостоятельную систему расчетов электронными денежными средствами.

References

Aksenov V.S., Zakharova N.V. Regarding State Regulation of Electronic Money Circulation in Russia (K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii obrashcheniya elektronnykh deneg v Rossii) // RSUH/RGGU Bulletin (Vestnik RGGU). 2012. N 12. P. 15 - 22.
Dostov V.L., Kuznetsov V.A. and Shust P.M. Electronic Money as a Potential Instrument for the Optimization of Payments (Elektronnye den'gi kak instrument optimizatsii platezhnogo oborota) // Money and Credit (Den'gi i kredit). 2013. N 12. P. 7 - 13.
Efimova L.G. Bank Transactions: Law and Practice (Bankovskie sdelki:pravoipraktika). Moscow, 2001. 654 p.
Gar'kusha M.S. New Money Functions in Virtual Economy (Novye funktsii deneg v virtual'noi ekonomike) // Creative Economy (Kreativnaya ekonomika). 2009. N 10. P. 102 - 107.
Inui T., Obaeva A.S., Povarkov R.S. and Plotnikov A.A. Recent Development of Electronic Money Systems and Their Infrastructures in Japan (Tekushchee razvitie sistem elektronnykh deneg i ikh infrastruktury v Yaponii) // Money and Credit (Den'gi i kredit]. 2011. N 4. P. 9 - 22.
Kurbatov A.Ya. Legal Regulation of Electronic Payment Systems according to the Legislation of the Russian Federation (Pravovoe regulirovanie elektronnykh platezhnykh sistem po zakonodatel'stvu Rossiiskoi Federatsii) // SPS "ConsultantPlus" Legal Reference System.
Lunts L.A. Money and Monetary Obligations in Civil Law (Den'gi i denezhnye obyazatel'stva v grazhdanskom prave). Moscow: Statut, 1999. 352 p.
Novoselova L.A. Problems of Civil Law Regulation of Payments: LLD Thesis (Problemy grazhdansko-pravovogo regulirovaniya raschetnykh otnoshenii: Dis. na soiskanie uchenoy stepeni d-ra yurid. nauk). Moscow, 1997. 199 p.
Ovseiko S. Legal Nature of Electronic Money (Yuridicheskaya priroda elektronnykh deneg) // Jurist (Yurist). 2007. N 9. P. 30 - 36.
Shigaleva L.M. The Concept of Monetary and Credit Regulation of the Reference of E-Money in Russia (Kontseptsiya denezhno-kreditnogo regulirovaniya elektronnykh deneg v Rossii) // RSUH/RGGU Bulletin (Vestnik RGGU). 2011. N 10. P. 65 - 72.
Shigaleva L.M. Improving the State Regulation of the Reference of E-money in the Economy of Russia: Summary of a PhD Thesis in Economics (Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya instituta elektronnykh deneg v ekonomike Rossii: Avtoreferat dis. na soiskanie uchenoy stepeni kand. ekon. nauk). Moscow, 2012. 27 p.
Tedeev A.A. Problems of Information and Legal Regulation of Electronic Money (Problemy informatsionno-pravovogo regulirovaniya elektronnykh denezhnykh sredstv) // Business in Law (Biznes vzakone). 2007. N 2. P. 140 - 145.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑