• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
19.04.2019

Законопроектом "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

08.04.2019

Законопроект "О жилищных субсидиях многодетным семьямнаправлен на улучшение демографической структуры современного российского общества и социально-экономического состояния государства. Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

30.03.2019

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков - физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Все статьи > Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? (Мачульская Е.Е.)

Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? (Мачульская Е.Е.)

Дата размещения статьи: 21.12.2017

Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? (Мачульская Е.Е.)

Пенсионные реформы в России продолжаются практически без перерыва в течение всего постсоветского периода. Едва закончится введение в действие нового законодательства, государственные органы начнут воплощать его в жизнь, а население адаптируется к новой формуле исчисления пенсий, как появляются предложения о необходимости внести в него корректировки. При этом основным аргументом является сложная экономическая ситуация в стране и недостаток средств для финансирования страховых (трудовых) пенсий.
Восполнить дефицит средств можно различными способами. Одним из них является повышение пенсионного возраста, который в России намного ниже, чем в экономически развитых странах Европы. Даже все республики бывшего СССР, за исключением Беларуси, повысили пенсионный возраст. Кроме того, в международных договорах (в частности, в Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. и Европейском кодексе социального обеспечения 1964 г.), к ратификации которых готовится Россия, в качестве стандарта установлен одинаковый для мужчин и женщин пенсионный возраст - 65 лет. Очевидно, что ратификация международного договора не должна ухудшать национального законодательства и нарушать ст. 55 Конституции РФ, запрещающую принимать законы, умаляющие права человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).
Поэтому повышение пенсионного возраста в России не должно обосновываться ратификацией указанных международных договоров. Сторонники повышения пенсионного возраста обычно указывают, что современный пенсионный возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был введен в конце 20-х годов XX века, когда продолжительность жизни в нашей стране была ниже. По данным статистики, в первое десятилетие XXI века в России произошло увеличение средней продолжительности жизни, что позволяет перевести в практическую плоскость вопрос о повышении пенсионного возраста. В последние годы специалисты (законодатели, экономисты и юристы) вели активные дискуссии о необходимости и целесообразности применения этой непопулярной среди населения меры. Можно отметить, что вопрос о повышении пенсионного возраста в принципе решен. Расхождения в позициях чиновников, представителей различных политических партий и профсоюзов касаются границы этого возраста (60 или 65 лет), единства пенсионного возраста для мужчин и женщин, этапов повышения. При обсуждении этих деталей довольно часто используются ссылки на опыт европейских стран. Необходимо отметить, что пенсионные системы европейских стран имеют существенные различия.
Безусловно, старение населения замедляет экономический рост из-за сокращения соотношения работающих и неработающих граждан в пользу последних. Причем во Франции и Швеции это взаимовлияние не столь существенно, как в Германии или Италии. Отдельные страны узаконили связь между демографией и размерами пенсий. Например, Италия и Швеция ввели фиксированные взносы, от накопления которых исчисляются пенсии. Сумма взносов увеличивается на определенный процент, зависящий от таких демографических показателей, как ожидаемая продолжительность жизни, коэффициент демографической нагрузки и рост заработной платы. Старение населения приводит к снижению коэффициента замещения, т.е. соотношения между размером заработной платы и размером пенсии. Кроме того, продолжительность жизни снижает цену накопленного аннуитета.
Германия пошла по другому пути. Она сохранила структуру фиксированных пенсий, дополнила ее индексацией по коэффициенту роста заработной платы (во многих странах индексация производится по коэффициенту роста цен), а также ввела "показатель устойчивости". Этот показатель представляет собой соотношение численности плательщиков взносов к численности пенсионеров, отражающее финансовую устойчивость пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Таким образом, ежегодный перерасчет пенсии зависит от двух факторов: изменения размера фонда оплаты труда за вычетом уплаченных взносов (прямо пропорционально) и изменения коэффициента демографической нагрузки (обратно пропорционально). Это значит, что новая пенсионная формула будет приводить к снижению размера пенсии по мере уменьшения заработной платы.
В настоящее время фонд выплаты пенсий в Германии составляет 48% от фонда оплаты труда, что соответствует коэффициенту замещения в размере 70% от чистого заработка. К 2035 г., когда старение населения достигнет своей максимальной величины, фонд выплаты пенсий сократится до 40% от фонда оплаты труда.
Другим существенным фактором, влияющим на финансовую устойчивость пенсионной системы, служит продолжительность выплаты пенсии, т.е. период после достижения пенсионного возраста. Согласно проведенным расчетам ожидаемая продолжительность жизни будет увеличиваться каждые 3 года вплоть до 2030 г. Этот процесс характерен для всех европейских стран.
Сократить период выплаты пенсии можно с помощью следующих мер - повышение пенсионного возраста и сокращение оснований для назначения досрочных пенсий. Обе меры очень непопулярны среди населения.
В результате реформы 1992 г. Германия отменила большинство оснований для назначения досрочных пенсий. Закон был введен в действие в 1997 г., но переходный период будет продолжаться до 2017 г.
Кроме того, в Великобритании, Германии, Дании и Франции был повышен пенсионный возраст (в Дании и Германии с 65 до 67 лет, в Великобритании до 68 лет, во Франции с 60 до 62 лет). Повышение происходит медленно и постепенно. Так, в Германии оно началось с 2011 г. и достигнет 67 лет в 2029 г. Указанные 18 лет составят две третьих от прогнозного увеличения продолжительности жизни, что позволит стабилизировать соотношение между продолжительностью трудовой деятельности и получением пенсии.
В отдельных странах право на пенсию зависит не столько от пенсионного возраста, сколько от страхового (трудового) стажа. В частности, в Германии 45 лет уплаты взносов дают право на получение пенсии в полном размере до достижения 65 лет. В других странах требования к страховому стажу намного ниже. Например, в Греции, Италии и Франции они различаются по профессиональному критерию. С увеличением продолжительности жизни такие пенсионные системы становятся очень дорогостоящими.
Если следовать этой закономерности, то требования к страховому стажу должны расти по мере увеличения продолжительности жизни. Однако в Италии и Франции этого не произошло.
А Россия ввела такой механизм для накопительной пенсии. С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
Странам, которые провели пенсионные реформы в 80-х годах XX века и перешли на трехуровневую пенсионную систему (государственная пенсия, профессиональная пенсия, накопительная пенсия), удалось сохранить низкие размеры взносов. Кроме того, за счет более длительного периода накопления они получают более высокий доход в виде процентов.
В странах, которые начали реформы позднее (Германия, Испания, Италия и Франция), основное место в пенсионной системе занимает государственная пенсия. Для того чтобы гарантировать привычный для населения уровень пенсионного обеспечения, накопления должны осуществляться в больших размерах и более быстрыми темпами.
Сокращение финансирования распределительных пенсий (pay-as-you-go) в большей степени отразится на работниках с низким заработком, которые не смогут сделать накопления. Снижение коэффициента замещения приведет к тому, что после достижения пенсионного возраста они окажутся за чертой бедности.
В отдельных странах базовые или минимальные пенсии выше черты бедности (Германия, Дания). В других странах таких пенсий нет либо они не достигают черты бедности (Греция, Ирландия). Для того чтобы предотвратить обнищание пенсионеров, эти страны должны принимать меры по перераспределению доходов от богатых к бедным в больших объемах. Однако в настоящее время они не имеют для этого финансовых ресурсов.
Весьма оригинальный способ сохранения финансовой устойчивости пенсионной системы нашла Швеция. Несколько лет назад условно-накопительная пенсионная система, финансируемая за счет взносов, стала регулироваться с помощью механизма "автоматической балансировки". Его суть заключается в долгосрочных актуарных расчетах активов и обязательств системы. При недостаточности средств ежегодная индексация пенсий автоматически приостанавливается до восстановления финансового равновесия системы.
До 2007 года сумма уплаченных взносов превышала пенсионные обязательства системы и указанный механизм не использовался. В период кризиса 2008 - 2009 гг. ситуация изменилась, и в 2010 г. механизм должен был заработать. Но, с тем чтобы не допустить резкого снижения размеров пенсий в период кризиса, его действие было пролонгировано на несколько лет.
Аналогичные механизмы обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы применяются и в ряде других стран: Германии, Канаде, Нидерландах (профессиональные пенсии), Японии <1>.
--------------------------------
<1> Социальное обеспечение в мире в 2010 - 2011 гг. Обеспечение охвата во время и после кризиса / Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2011. С. 116.

Очевидно, что механизм "автоматической балансировки" может вызвать политическую нестабильность из-за снижения доходов населения и усугубить экономический кризис в связи с падением массового спроса. И государства будут вынуждены вносить в него корректировки, обусловленные политическими соображениями. Наряду с использованием тех или иных способов обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы МОТ рекомендует государствам установить минимальные пенсии, которые гарантируются правительством и не подлежат сокращению в зависимости от финансовой конъюнктуры. Минимальный размер пенсии будет определяться социальными партнерами в процессе социального диалога с учетом международных стандартов.
Для преодоления и минимизации последствий финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг. каждая страна принимала свой набор мер. В частности, Германия повысила пенсионный возраст, установила индексацию пенсий с учетом коэффициента демографической нагрузки, ввела накопительные пенсии за счет взносов граждан.
ОЭСР предлагает государствам принимать более активное участие в управлении пенсионными рисками, например выпускать долгосрочные облигации, "привязанные" к продолжительности жизни. Так, правительство Дании уже воплотило в жизнь это предложение и выпустило облигации со сроком погашения 30 лет, которые были выкуплены пенсионными фондами и страховыми компаниями <2>.
--------------------------------
<2> Там же. С. 118.

Исследования МОТ, МАСО, ОЭСР, Всемирного банка, проведенные в последние годы, показывают, что в мире нет универсальной пенсионной системы, подходящей для всех стран. Структура пенсионной системы в каждой стране обусловлена особенностями исторического развития, экономики, демографии, культуры и другими обстоятельствами.
У МОТ также нет модели "идеальной" пенсионной системы. В результате многолетнего обобщения опыта разных стран разработаны основополагающие характеристики, которым она должна соответствовать, выраженные в стандартах пенсионного обеспечения <3>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 119.

Всеобщность охвата заключается в том, что пенсионное обеспечение распространяется на всех при наступлении старости, инвалидности, потери кормильца. Каждому гарантируется базовый уровень защиты доходов в указанных случаях.
Право на пенсию должно быть закреплено в законодательстве.
Равенство, справедливость, защита от дискриминации, в том числе коренных жителей.
Защита от бедности предполагает наличие гарантий получения минимальных пенсий.
Коэффициент замещения доходов направлен на сохранение сложившегося уровня жизни.
Актуарная сбалансированность пенсионной системы, т.е. соответствие активов обязательствам по выплате пенсий.
Минимальная прибыльность накоплений, позволяющая сохранить реальную стоимость уплаченных взносов.
Устойчивое финансирование и финансовая ответственность. Недопустимость восполнения финансового дефицита пенсионной системы за счет других социальных расходов.
Согласованная и последовательная социальная политика, отражающая взаимосвязь пенсий с другими компонентами социального обеспечения, включая медицинскую помощь.
Ответственность государства за предоставление пенсий и их размеры.
Названным параметрам должны соответствовать пенсионные системы, финансируемые из любых источников (как за счет страховых взносов, так и из государственного бюджета).
Очевидно, что МОТ попыталась объединить в этих характеристиках права человека (на жизнь, на человеческое достоинство, на равноправие, на социальное обеспечение и др.) с их финансово-экономическими гарантиями и ответственностью государства. Но хорошо известно, что приоритет прав человека над экономическими соображениями зависит от политической ситуации в стране. Поэтому правовое и социальное государство вынуждено постоянно балансировать между своей главной целью по обеспечению прав человека и имеющимися в его распоряжении финансовыми возможностями.
Что касается России, то очередная пенсионная реформа началась 01.01.2015, когда был введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <4>. Этот Закон внес существенные изменения в условия, определяющие право на страховую пенсию по старости и механизм ее исчисления. Прежде всего были увеличены требования к страховому стажу - с 5 до 15 лет. Правда, изменение будет производиться постепенно - ежегодно на один год: 2015 г. - 6 лет, 2016 г. - 7 лет, 2017 г. - 8 лет... 2024 г. - 15 лет.
--------------------------------
<4> Российская газета. N 296. 31.12.2013.

Кроме того, появилось совершенно новое понятие - "индивидуальный пенсионный коэффициент". Оно выражает в относительных единицах права на страховую пенсию, приобретенные в результате уплаты страховых взносов в ПФР (ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ). Право на страховую пенсию возникает у застрахованного лица при наличии 30 пенсионных коэффициентов (п. 3 ст. 8). Достижение этого показателя также отложено во времени. С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при величине индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 (ч. 3 ст. 35). При этом максимальное годовое значение коэффициента не может превышать 10.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, плюс фиксированная выплата.
С 1 января 2015 г. индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Конечно, приведенное описание реформы 2015 г. является очень схематичным. Но даже оно позволяет сделать вывод о том, что пенсионер не сможет самостоятельно рассчитать размер своей будущей страховой пенсии по старости, поскольку до наступления года достижения пенсионного возраста неизвестна величина коэффициента.
В результате реформы накопительная часть трудовой пенсии заменена накопительной пенсией, условия назначения которой регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" <5>. Однако введение в действие Федерального закона N 424-ФЗ не означает завершения преобразований в отечественной пенсионной системе. В августе 2016 г. правительство объявило, что накопительная пенсия вновь будет заморожена, поскольку трансферт Пенсионному фонду РФ не запланирован. В начале июля Российская трехсторонняя комиссия (РТК) утвердила проект бюджета ПФР на 2017 - 2019 гг. В соответствии с ним весь тариф страхового взноса в полном объеме будет направлен на финансирование страховой части пенсий. Это означает, что формирования пенсионных накоплений в 2017 - 2019 гг. не предусмотрено. Данная практика началась в 2014 г., когда все страховые взносы были направлены на выплату трудовых пенсий. В условиях жестких экономических санкций против России эта мера позволила сэкономить часть бюджетных расходов на трансферте ПФР.
--------------------------------
<5> Российская газета. N 295. 30.12.2013.

Безусловно, дальнейшая судьба накопительных пенсий в России не заканчивается замораживанием их финансирования на три года, продолжается дискуссия по поводу их правовой природы и механизмов формирования. В частности, многие специалисты в области права социального обеспечения (Ю.В. Воронин, М.Л. Захаров, Е.Е. Мачульская, Э.Г. Тучкова и др.) считают, что уплата взносов на финансирование накопительных пенсий в рамках системы обязательного пенсионного страхования является неверным решением, поскольку смешиваются два принципиально разных механизма приобретения прав на пенсии. Обязательное пенсионное страхование предназначено для сбора взносов и выплаты страховых пенсий по распределительному принципу, т.е. поступившие взносы используются на финансирование назначенных пенсий. Эта система основана на идее солидарности поколений.
Накопительные пенсии имеют совершенно иную экономическую и правовую природу, которая предполагает долгосрочное накопление средств за счет инвестирования страховых взносов, аккумулируемых в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) на индивидуальных счетах застрахованных лиц. В результате этого между застрахованными лицами и НПФ возникают обязательственные гражданско-правовые отношения по выплате (получению) накопительной пенсии, или пенсионного аннуитета. В случае смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной пенсии средства пенсионных накоплений выплачиваются его правопреемникам, указанным в ч. 7 ст. 7 Федерального закона N 424-ФЗ.
В настоящее время главные финансовые органы страны (Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ) не возражают против того, чтобы накопительные взносы уплачивались не в рамках обязательного социального страхования, а в добровольном порядке. Новая система накопительных пенсий в России может заработать во второй половине 2017 - начале 2018 года.
В заключение следует отметить, что любой международный опыт должен быть адаптирован к экономическим условиям и национальным особенностям страны, ее историческим и культурным традициям. Изменения должны вводиться постепенно, в течение разумного переходного периода.

Литература

1. Социальное обеспечение в мире в 2010 - 2011 гг. Обеспечение охвата во время и после кризиса / Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2011. С. 116.
2. Российская газета. N 295. 30.12.2013.
3. Российская газета. N 296. 31.12.2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑