• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
06.02.2018

Законопроект "О Конституционном Собрании Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации. Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

29.01.2018

Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частью 31 следующего содержания: "Реклама услуг микрофинансовых организаций должна содержать информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых), сумме и сроке возврата микрозайма, перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма".

17.01.2018

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства. Основной его целью является представление заемщику возможности самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны двух способов погашения долга и сделать собственный выбор, нести ответственность за собственный выбор.

Все статьи > Общества с ограниченной ответственностью: жизнь по новым правилам (Сергейчук Д.)

Общества с ограниченной ответственностью: жизнь по новым правилам (Сергейчук Д.)

Дата размещения статьи: 11.01.2018

Общества с ограниченной ответственностью: жизнь по новым правилам (Сергейчук Д.)

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в ст. 31.1 Закона об ООО, согласно которым общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью вправе передать Федеральной нотариальной палате ведение и хранение списка участников общества в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата, ведение которой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Как это работает на практике?

Обязанности участников ООО согласно нововведениям

В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество ведет список участников с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников с момента государственной регистрации. Каждый участник общества обязан информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества.
Если общество передает нотариусу ведение списка участников, то участники общества в таком случае обязаны своевременно сообщать нотариусу для осуществления им нотариального действия по внесению сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, иных сведений, предусмотренных статьей 31.1 Закона об ООО.
Соответствующие изменения внесены также и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы). Новые положения Основ предусматривают порядок передачи нотариусу сведений из списка участников общества для внесения их в единую информационную систему нотариата, перечень лиц, которые вправе обращаться к нотариусу для внесения сведений в указанный реестр, порядок получения информации из реестра.
Положения указанных выше изменений в нормативные акты детализированы в Приказе Министерства юстиции РФ от 17.06.2014 N 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" (далее - Приказ N 129), который дополнен главой VI.1, регулирующей порядок ведения нотариусами реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью.

Две системы хранения сведений

В настоящее время в отношении обществ с ограниченной ответственностью действуют две взаимно пересекающиеся системы хранения сведений об участниках ООО: Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и список участников общества.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусматривает следующий перечень сведений об участниках общества с ограниченной ответственностью, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ: помимо сведений об участниках, в реестре должны содержаться сведения о размере и номинальной стоимости долей, принадлежащих обществу и его участникам, сведения о передаче долей в залог или ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Закон об ООО предусматривает следующие требования к содержанию списка участников общества: в списке должны быть указаны сведения о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.
Как видно, указанные реестры содержат практически идентичные сведения. К тому же, как указано в п. 5 ст. 31.1 Закона об ООО, в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Указанная норма практически нивелирует значение списка участников общества с ограниченной ответственностью как источника информации о его участниках, в том числе списка участников, который ведет нотариус.
Единственными существенными сведениями, содержащимися только в списке участников в отличие от ЕГРЮЛ, являются сведения об оплате долей и информация о месте нахождения участника или его месте жительства (если участником является физическое лицо).
Сведения об оплате долей в уставном капитале необходимы при совершении сделок отчуждения долей, так как в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона об ООО доля участника общества может быть отчуждена до полной ее оплаты только в части, в которой она оплачена. При ведении списка участников общества нотариусом информация об оплате доли (в отличие от ведения списка участников самим обществом, которому поступает оплата доли и одновременно информация об оплате) может быть неактуальной в результате того, что нотариусу не были своевременно сообщены соответствующие сведения.
Данные о месте нахождения и месте жительства участников можно получить только из списка участников, так как в настоящее время при получении сведений из ЕГРЮЛ указанная информация не предоставляется. Она необходима при подготовке к проведению общего собрания участников, так как в соответствии с п. 1 ст. 36 Закона об ООО орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества. Здесь необходимо сделать оговорку о том, что Закон об ООО предусматривает возможность указать в уставе иной способ уведомления участников об общем собрании (например, по электронной почте). В последнем случае, как представляется, в список участников дополнительно должна вноситься информация о соответствующих контактных данных участников, необходимых для их извещения о предстоящем общем собрании. В случае если список участников ведет само общество, вопросов о внесении таких сведений не возникает. Однако при передаче ведения списка нотариусу такая возможность исчезает. Дело в том, что согласно формулировке ст. 103.11 Основ по просьбе общества с ограниченной ответственностью или его участника нотариус вносит в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата сведения, предусмотренные Законом об ООО (а именно ст. 31.1), которые имеют исчерпывающий характер. Закон не предусматривает возможности указания в реестре дополнительных сведений, которые могут быть в определенных обстоятельствах важны для общества. Возможность внесения дополнительных сведений также не предусмотрена Приказом N 129, что, кстати, вполне соответствует формализму нотариальных действий.

Механизм обеспечения достоверности сведений

Механизмом, должным обеспечивать достоверность сведений, содержащихся в реестре списков участников, является в соответствии с п. 6 ст. 31.1 Закона об ООО обязанность участников и лица, уполномоченного обществом, своевременно предоставлять нотариусу сведения, предусмотренные данной статьей. При этом указанный механизм не отменяет обязанностей, предусмотренных в п. п. 2 и 3, согласно которым лицо, уполномоченное обществом (единоличный исполнительный орган, если иной орган не предусмотрен уставом общества), обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях в уставном капитале, о долях, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу, а каждый участник обязан информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества.
Здесь, кстати, следует обратить внимание на несогласованность правового регулирования порядка сообщения сведений нотариусу, предусмотренного Основами и Законом об ООО. Так, в соответствии с Основами при необходимости внести изменения в сведения об участниках общества и о принадлежащих им долях в уставном капитале, о долях, принадлежащих обществу, а также в иные сведения, предусмотренные Законом об ООО, правом обращения к нотариусу обладает только лицо, уполномоченное обществом, а в случае, если вносимая информация касается только сведений об имени или наименовании участника, о месте жительства или его месте нахождения, правом обращения к нотариусу обладает также и участник общества. В Законе об ООО, в свою очередь, говорится, что участники обязаны своевременно сообщать нотариусу для осуществления им нотариального действия по внесению сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, иных сведений, предусмотренных ст. 31.1, которыми являются предусмотренные п. 3 сведения о принадлежащих участникам долях в уставном капитале.

Противоречия законодательства и правовые пробелы

По причине наличия описанного несоответствия остается неясным порядок действий нотариуса при обращении к нему участника, действующего в соответствии с положениями Закона об ООО, в связи с необходимостью внесения сведений о принадлежащей ему доле в уставном капитале, учитывая, что Основы не предоставляют участнику права на внесение такого рода изменений в реестр участников. Указанные противоречия создают правовой вакуум, к примеру, в следующей ситуации: нотариус ведет список участников конкретного общества с ограниченной ответственностью, и он же удостоверяет сделку по отчуждению доли в данном обществе. После удостоверения сделки нотариус выступает заявителем при государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в связи с изменением состава участников и размера их долей, но не может внести изменения в список участников, пока к нему не обратится само общество согласно порядку, установленному Основами. При этом на основании проведенных нотариусом действий изменения в ЕГРЮЛ регистрируются, а список участников, который ведет нотариус, остается недостоверным.
В итоге в настоящее время существуют правовые пробелы и общая бессистемность правового регулирования рассматриваемого института с наличием существенных противоречий и дублирования сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и списке участников. Кроме того, неясен вопрос о возможности передачи списка участников от нотариуса обратно обществу. Не предложен также и перечень документов, которые будут являться для нотариуса достаточными при внесении сведений в единую информационную систему нотариата.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑