• Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:
28.03.2018

Законопроектом "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

21.03.2018

Целями законопроекта "О цифровых финансовых активах" является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

14.03.2018

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Все статьи > Раскрытие бенефициаров: тонкости исполнения обязанности (Шенгелия И.)

Раскрытие бенефициаров: тонкости исполнения обязанности (Шенгелия И.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

Раскрытие бенефициаров: тонкости исполнения обязанности (Шенгелия И.)

Органы власти теперь могут требовать от юридических лиц раскрывать своих бенефициаров. Соблюдение правил нового регулирования позволит избежать необоснованных претензий.

Законодательные требования

Обязанность юридических лиц раскрывать сведения о своих бенефициарных владельцах возникла еще в декабре 2016 года. Она установлена в ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и касается подавляющего большинства юридических лиц <1>. Исполнять эту обязанность следует двумя способами: в отчетности компании (когда законодательство специально указывает на такую необходимость), а также по запросам уполномоченных органов власти. Но правила исполнения этих запросов Правительство России опубликовало только в августе 2017 года <2>.
--------------------------------
<1> Перечень лиц, на которых не распространяется требование о раскрытии бенефициарных владельцев, приведен в абзацах 2 - 5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.
<2> Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 "Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти".

До 13 февраля следующего года уполномоченные органы должны утвердить формы своих требований, после чего механизм заработает в полной мере. Он также позволит контролировать исполнение компаниями сопутствующих требований - выяснять, актуализировать и хранить сведения о своих бенефициарных владельцах. Если компания нарушит любую из этих обязанностей, ей так же, как и за непредставление информации уполномоченному органу, будет грозить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. по ст. 14.25.1 КоАП РФ. Впрочем, с исполнением этих требований не все так просто. Практика их применения еще не устоялась, в то время как формулировки закона могут допускать неоднозначное толкование.

Информация, которую требуется выяснить

Состав необходимых сведений о бенефициарах приведен в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ и не должен вызывать серьезных затруднений.
Недостаточно определенными пока остаются только два момента:
- первый - о перечне документов, которые можно рассматривать как удостоверяющие личность;
- второй - о составе реквизитов (данных) этих и других документов, идентифицирующих бенефициара.
Оба этих вопроса Росфинмониторинг и Банк России разъяснили в своих актах пока только применительно к идентификации клиентов некоторых видов организаций <3>. Но эти акты имеют узкоспециализированную направленность. Поэтому, для того чтобы компании смогли применять такие же правила при идентификации своих бенефициаров, по всей видимости, потребуются дополнительные разъяснения.
--------------------------------
<3> Информационное письмо Росфинмониторинга от 18.03.2009 N 2, Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59, а также положения Банка России от 12.12.2014 N 444-П и от 15.10.2015 N 499-П.

Пока же лучше стараться использовать документы, которые согласно законодательству имеют универсальный характер: паспорт гражданина России, паспорт иностранного гражданина и т.д. Целесообразно также иметь полные копии этих документов, чтобы не ошибиться с достаточным составом сведений.
Несмотря на то что закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить только саму информацию о бенефициарных владельцах, документы, подтверждающие достоверность такой информации, понадобятся компании в любом случае. По запросам Росфинмониторинга и ФНС России компания обязана представлять именно документарно подтвержденные сведения.

Механизм идентификации

Сведения о бенефициарных владельцах следует выяснять любыми доступными способами. Законодательство не обязывает использовать какие-то конкретные методы.
Закон N 115-ФЗ упоминает право компании истребовать необходимую информацию у своих учредителей или участников. Но это только одна из возможных мер, которая к тому же не гарантирует стопроцентный результат. Иностранные юрисдикции, к примеру, могут препятствовать передаче подобных сведений. Да и влияние компании на своих участников далеко не безгранично.
Поэтому целесообразно не ограничиваться только одним способом, а использовать максимальное их количество до тех пор, пока компания не получит требуемые сведения или не предпримет для этих целей все от нее зависящее. Законодатель специально указывает, что компания обязана "принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры", но чем эти меры должны быть обоснованы, в какой степени доступны и достаточны, не уточняет.
Росфинмониторинг в январе 2017 года опубликовал разъяснения, согласно которым запросы лицам, контролирующим компанию, и ответы на эти запросы могут рассматриваться как доказательства, подтверждающие попытку установить своих бенефициаров <4>. Будет ли подобных мер достаточно, чтобы подтвердить добросовестность компании, регулятор не уточнил. К тому же мнения одного лишь Росфинмониторинга может не хватить, чтобы обосновать свою правоту. Запрашивать информацию о бенефициарах вправе не только органы Росфинмониторинга, но и ФНС России. Дела об административных правонарушениях в этой области, помимо этих органов, вправе возбуждать еще и Банк России, а рассматривают такие дела и вовсе суды.
--------------------------------
<4> http://www.fedsfm.ru/news/2375

Поэтому, если сведения о бенефициарных владельцах так и не будут выяснены с подтверждением того, что компания приняла все зависящие от нее меры, могут возникнуть трудности.

Сроки исполнения обязанностей

Представить информацию по запросу уполномоченного органа следует в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Срок, до истечения которого следует идентифицировать бенефициаров и принять меры по установлению в отношении их требуемых сведений, законодатель не определяет. Формально и то и другое необходимо было сделать одновременно - 21.12.2016, когда вступили в силу соответствующие требования Закона N 115-ФЗ (для вновь созданных компаний - в день их создания).
Однако со дня, когда компания примет меры по сбору необходимых сведений, до момента, когда эти меры принесут результаты, может пройти некоторое время. Поэтому дата, когда станет известен бенефициарный владелец, и дата, когда компания реально получит о нем перечисленные в Законе сведения, могут различаться. Но обе эти даты следует учитывать, чтобы исчислить срок исполнения сопутствующих обязанностей: не менее пяти лет хранить информацию о бенефициарах, а также ежегодно обновлять и документировать ее. Пять лет хранить придется также информацию о принятых мерах по установлению сведений о бенефициарах.
Повторять попытки, если с первого раза не удалось получить информацию о бенефициарах, законодательство прямо не обязывает. Однако не исключена трактовка, согласно которой эта обязанность будет связана с необходимостью обновлять информацию. Отсутствие требуемых сведений и причины их отсутствия - это тоже информация. Тем более что согласно правилам исполнения запросов уполномоченных органов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 N 913, компания обязана представить не последние известные ей сведения, а данные, актуальные на дату, которая указана в запросе.
Как представляется, разрешить эти вопросы сможет только конкретизация законодательства, практика правоприменения или официальные разъяснения. Пока же такая ситуация может стать еще одним поводом для максимальной настойчивости компании при выяснении своих бенефициаров.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
↑